Ренко Джордж : другие произведения.

Чудовищные мысли 03

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что же такое "Черный квадрат" Малевича - гениальное произведение авангардистского искусства или издевательство над здравым смыслом?

  Что же такое "Черный квадрат" Малевича - гениальное произведение авангардистского искусства или издевательство над здравым смыслом?
  
  Супрематизм (от лат. Supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в первой половине 1910-х годов Казимиром Малевичем.
  
  Чёрный супрематический квадрат - работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.
  (Википедия)
  
  В 1919 году Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства).
  
  АХРР - Ассоциация художников революционной России.
  
  Дорогой читатель, вместо того, чтобы навязывать тебе моё дилетантское мнение, предлагаю подборку высказываний как самого художника, так и многочисленных искусствоведов - специалистов по его творчеству, а также некоторые исторические факты. Выводы делай сам.
  
  Заглавными буквами я выделил наиболее на мой взгляд интересные, значительные по своей семантике или просто любопытные мысли и фразы.
  
  Цитаты почерпнуты в основном из недавно опубликованной книги Екатерины Кудрявцевой "Очерки визуальности. Казимир Малевич: метаморфозы "Черного квадрата"", Новое литературное обозрение, М., 2017.
  
  "НО Я ПРЕОБРАЗИЛСЯ В НУЛЕ ФОРМ И ВЫШЕЛ ЗА НУЛЬ К ТВОРЧЕСТВУ"
  (Малевич)
  
  У АЛОГИЗМА "... ТОЖЕ ЕСТЬ ЗАКОН, И КОНСТРУКЦИЯ, И СМЫСЛ, И ... ПОЗНАВ ЕГО, У НАС БУДУТ РАБОТЫ ОСНОВАНЫ НА ЗАКОНЕ ИСТИННО НОВОМ, ЗАУМНОМ"
  (Малевич)
  
   "СТАВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СУПРЕМАТИЧЕСКУЮ ПЛОСКОСТЬ КВАДРАТА КАК СОВЕРШЕНСТВА СОВРЕМЕННОСТИ, ОСТАВЛЯЮ ЕГО ЖИЗНИ ОСНОВАНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ДЕЙСТВА".
  (Малевич)
  
  "... ЗАВЕСА (декорация к футуристической опере "Победа над солнцем" - Дж.Р.) ИЗОБРАЖАЕТ ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ ЗАРОДЫШ ВСЕХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИНИМАЕТ ПРИ СВОЕМ РАЗВИТИИ СТРАШНУЮ СИЛУ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ КУБА И ШАРА, ЕГО РАСПАДЕНИЯ НЕСУТ УДИВИТЕЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ В ЖИВОПИСИ, В ОПЕРЕ ОН ОБОЗНАЧАЛ НАЧАЛО ПОБЕДЫ"
  (из письма Малевича к Матюшину, июнь 1915 года)
  
  "ВОЗНИКНОВЕНИЕМ СУПРЕМАТИЗМА НУЖНО СЧИТАТЬ 1913 ГОД. ПЕРВОЙ СУПРЕМАТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ БЫЛА ФОРМА ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНОЙ КЛЕТКИ, КОТОРУЮ В ОБЩЕЖИТИИ НАЗЫВАЛИ КВАДРАТОМ. ... ЭТО БЫЛ ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, ИЗ КОТОРОГО РАЗВИВАЛИСЬ ВСЕ СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ ИЛИ ВСЯ СИСТЕМА СУПРЕМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ... В ДАЛЬНЕЙШЕМ ДВИЖЕНИИ ИЗ КВАДРАТА ВЫТЕКАЕТ КРУГ КАК ВТОРОЙ ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СУПРЕМАТИЗМА. ... ЭТИ ФОРМЫ ... ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ РАЗВИТИЯ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ИЛИ КУЛЬТУРЫ СУПРЕМАТИЗМА".
  ("Супрематизм, стадии его развития", Малевич, 1920 год)
  
  По мнению историка искусства Е.Ф.Ковтуна, супрематический метод Малевича состоял в том, ЧТО ОН ВЗГЛЯНУЛ НА ЗЕМЛЮ КАК БЫ ИЗВНЕ. ПОЭТОМУ В СУПРЕМАТИЧЕСКИХ КАРТИНАХ, КАК В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ИСЧЕЗАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О "ВЕРХЕ" И "НИЗЕ", "ЛЕВОМ" И "ПРАВОМ", И ВОЗНИКАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ МИР, СООТНЕСЕННЫЙ КАК РАВНЫЙ С УНИВЕРСАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ГАРМОНИЕЙ.
  (Википедия)
  
  Существуют ещё два базовых супрематических квадрата - красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определённую Малевичем художественно-философскую триаду.
  Картина "Белый квадрат" ("Белое на белом") стала манифестацией "белого" периода супрематизма, начавшегося в 1918 г.
  (Википедия)
  
  "СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ ТРИ КВАДРАТА ЕСТЬ УСТАНОВЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ И МИРОСТРОЕНИЙ ... ЧЕРНЫЙ КАК ЗНАК ЭКОНОМИИ, КРАСНЫЙ КАК ЗНАК РЕВОЛЮЦИИ, И БЕЛЫЙ КАК ЧИСТОЕ ДЕЙСТВИЕ."
  (Малевич)
  
  "ГЕОМЕТРИЯ МАЛЕВИЧА ... УДИВЛЯЕТ МОШЬЮ ЛИЧНОЙ, ПО СУТИ НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМОЙ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕССИИ ... НОВАТОРСТВО МАЛЕВИЧА - НЕ ТОЛЬКО ИДЕЙНОГО, НО И СОБСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО, ПЛАСТИЧЕСКОГО ПЛАНА."
  (Андреева Е.Ю., искусствовед)
  
  Как вполне убедительно выразился Фредрик Джеймисон, "МОДЕРНИСТСКАЯ "СУБЪЕКТИВНОСТЬ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АЛЛЕГОРИЮ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРА КАК ТАКОВОГО И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, АЛЛЕГОРИЮ РЕВОЛЮЦИИ". Речь не обязательно должна идти о революции именно большевистской, однако трудно отрицать, что супрематизм Малевича вызвал "ИМПУЛЬС, КОТОРЫЙ НЕ МОГ НАЙТИ РАЗРЕШЕНИЯ В САМОМ СЕБЕ, НО ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАВЕРШИТЬСЯ В УТОПИЧЕСКОЙ И РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ТАКОВОЙ"
  
  ... в опубликованной в 1999 году книге "Прощание с идеей" теоретик социальной истории искусства Ти Джей Кларк привлек внимание к попыткам УНОВИСа УСТАНОВИТЬ КОРРЕЛЯЦИЮ МЕЖДУ АБСТРАКТНЫМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ И РЕВОЛЮЦИОННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ. Кларк не пытается каким-то определенным образом интерпретировать смысловую составляющую супрематизма, он не задается вопросом, "что значит "Черный квадрат"". С его точки зрения, абстракция представляла собой "ИЗВЕЧНУЮ ВОЙНУ МЕЖДУ ДИСКУРСИВНЫМ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ, МЕЖДУ ТОТАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ И НЕДОЛГОВЕЧНОЙ АГЛОМЕРАЦИЕЙ - МЕЖДУ ЗНАКАМИ С ЖЕСТКО ПРИПИСАННЫМИ К НИМ ИМЕНАМИ И ЗНАКАМИ, КОТОРЫЕ ВСЕ ЕЩЕ ПЛАВАЮТ В РАЗРЕЖЕННОЙ АТМОСФЕРЕ БЕССМЫСЛЕННОГО".
  
  Конечно же, за интересом Кларка к Малевичу и Эль Лисицкому скрывается общая ЗАВОРОЖЕННОСТЬ АВТОРА ТЕМОЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ КАК САМОГО МОДЕРНИЗМА, ТАК И ЕГО "ТЕНИ" ПОД НАЗВАНИЕМ СОЦИАЛИЗМ...
  
  Кларк искренне верит в то, что искусство - в лучших своих проявлениях - принимает на себя ответственность за современный ему исторический момент. Именно эта убежденность и сообщает исходный импульс его анализу социальной природы формальной стороны творчества. И в данном смысле урок "Черного квадрата" можно сформулировать следующим образом: "ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПОНИМАЕШЬ ГЛАВНОЕ: ТОМУ БЕЗУМИЮ, КОТОРОЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ В НАСЛЕДСТВО ОТ ПРОШЛОГО И КОТОРОЕ РЕВОЛЮЦИЯ ВЫПУСКАЕТ НАРУЖУ, НЕТ НИ КОНЦА НИ КРАЯ. И В ЭТОМ ТОЖЕ - СРЕДИ ПРОЧЕГО - ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ "ЧЕРНОГО КВАДРАТА". ТА ТЬМА, КОТОРУЮ ОН ПЫТАЕТСЯ ЛИБО УДЕРЖАТЬ В СЕБЕ, ЛИБО ОКРАСИТЬ В ЦВЕТА ИРОНИИ, ОСТАЕТСЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ЛЮБОЙ ГРЯДУЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ - И ГЛАВНОЙ ЖЕ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИИ ОПАСНОСТЬЮ."
  
  В 1993 году искусствовед Дмитрий Сарабьянов повторил основные постулаты Малевича: ""Черный период"" супрематизма (если следовать ... классификации самого Малевича) начинается с трех форм - квадрата, креста, круга". В примечаниях к своему тексту Сарабьянов заметил, что чешские искусствоведы Мирослав Ламач и Иржи Падрта отсчитывали начало супрематизма от "Белого квадрата", однако он сам настаивал на том, что "... у художника была реальная практика, предшествующая теории и начавшаяся с "Черного квадрата".
  
  Александра Шатских, ведущий русский эксперт по Малевичу, в своей книге "Казимир Малевич", вышедшей через шесть лет после появления в печати статьи Виктуриной и Лукановой, повторила традиционную версию развития супрематизма, проигнорировав сам факт существования записанной картины: "ИЗ "ЧЕРНОГО КВАДРАТА" - ЯДРА, ЦЕНТРА НОВОЙ СИСТЕМЫ - ВЫВОДИЛИСЬ ВСЕ ДРУГИЕ СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ".
  
  ... она (Александра Шатских - Дж.Р.) предположила, что "высокий авторитет Харджиева и Ковтуна привел к тому, что данное положение было безоговорочно принято всеми исследователями". БОЛЬШЕ ВСЕГО В ФАНТАЗИЙНОМ НАРРАТИВЕ МАЛЕВИЧА О ВОЗНИКНОВЕНИИ СУПРЕМАТИЗМА УДИВЛЯЕТ ПОЛНАЯ ЕГО УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, НЕСОКРУШИМАЯ ДАЖЕ ПЕРЕД ЛИЦОМ НАУЧНЫХ ФАКТОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ ОБ ОБРАТНОМ. Некоторые исследователи до сегодняшнего дня предпочитают красоту рассказанной Малевичем сказки беспорядочному характеру событий, действительно имевших место, игнорируя последствия открытия записанного "квадратом" полотна.
  
  Шатских признает стремление Малевича ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ МИР В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ СУПРЕМАТИЗМА, однако трактует саму эту идею как чисто утопическую, отрицая какую бы то ни было возможность ее реализации.
  
  Складывается впечатление, что традиционная сосредоточенность исследователей творчества Малевича на попытках закрепить одно-единственное, уникальное значение за каждой конкретной работой НЕ В СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧИТЬ НАС ИНТЕРПРЕТАТИВНОЙ ПАРАДИГМОЙ, СПОСОБНОЙ ОБЪЯСНИТЬ КАК СОБСТВЕННО МНОГОСЛОЙНЫЙ ХАРАКТЕР ЭТОЙ КАРТИНЫ, ТАК И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И КОННОТАТИВНЫХ АСПЕКТАХ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
  (Екатерина Кудрявцева)
  
  ... новая ставка на фигуративность была отнюдь не механической реакцией со стороны художника на изменившуюся политическую ситуацию, но способом, посредством которого Малевич пытался настаивать на значимости своего творчества и обеспечить ему должное место в истории современного искусства. ТЕСНАЯ ВИЗУАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ ОБРАЗА ХУДОЖНИКА В ЭТАКОМ РЕНЕССАНСНО-ПАТРИЦИАНСКОМ ОБЛИЧЬЕ К СУПРЕМАТИСТСКОМУ ЧЕРНОМУ КВАДРАТУ, КОТОРЫЙ К ТОМУ ЖЕ ЕЩЕ И ПОЯВЛЯЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ПОДПИСИ В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ ПОЛОТНА, ПО МЫСЛИ МАЛЕВИЧА, ДОЛЖНА БЫЛА ЗАЯВИТЬ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЕГО К МЕТАНАРРАТИВУ ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА.
  (Екатерина Кудрявцева)
  
  Выставка "Казимир Малевич: супрематизм" (2003), устроенная Музеем Гуггенхайма стараниями куратора Мэттью Дратта, служит прекрасным тому примером. Целью выставки был провозглашен "БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ ВЗГЛЯД НА СУПРЕМАТИЗМ МАЛЕВИЧА, ЧЕМ ВСЕ ТО, ЧТО МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ РАНЬШЕ".
  
  Каталог начинается с цитаты Малевича: "НО Я ПРЕОБРАЗИЛСЯ В НУЛЕ ФОРМ И ВЫШЕЛ ЗА НУЛЬ К ТВОРЧЕСТВУ", - намекая на то, что этим нулем и был "Черный квадрат". Эта идея получает развитие в написанной куратором статье: "ВЫСТАВКА РАЗВОРАЧИВАЕТ КАНОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СУПРЕМАТИЗМА, ОТКРЫВАЯСЬ ТАКИМИ БАЗОВЫМИ СУПРЕМАТИСТСКИМИ ФОРМАМИ, КАК КВАДРАТ, КРУГ И КРЕСТ, И ЗАКАНЧИВАЯ РАННИМИ ПОПЫТКАМИ МАЛЕВИЧА АДАПТИРОВАТЬ ПРИНЦИПЫ СУПРЕМАТИЗМА К ФИГУРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ В КОНЦЕ 1920 ГОДОВ."
  
  Эта последовательность должна была убедить зрителя в том, что супрематизм начался с базовых форм, которые затем были усложнены посредством ряда превращений и сочетаний. Признавая, что Малевич НАПИСАЛ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ "Черного квадрата", Дратт, судя по всему, особенно гордился тем, что ему удалось заполучить для выставки самую первую версию этой картины, поскольку последующие варианты были написаны куда более гладко и им недоставало "ФАКТУРНОЙ ЛЕССИРОВКИ, ЭНЕРГИЧНОГО МАЗКА И ОБЩЕЙ АУРЫ ИНТУИТИВНОСТИ", свойственных "исходному" варианту полотна, датированному 1915 годом. Таким образом оригинал, по оценке Дратта, был лучше БОЛЕЕ ПОЗДНИХ АВТОРСКИХ КОПИЙ, поскольку ОТРАЖАЛ ТРУДОЕМКИЙ ПРОЦЕСС ПОИСКА ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОГО РЕШЕНИЯ, если предположить, что под словосочетанием "АУРА ИНТУИТИВНОСТИ" имеется в виду именно это. О чем Дратт забыл упомянуть, так это о том, что "ФАКТУРНЫЕ ЛЕССИРОВКИ" были прямым результатом наложения слоев, "ТОНКОГО КОРРЕКТИРУЮЩЕГО СЛОЯ КРАСКИ ПОВЕРХ ДОСТАТОЧНО ТОЛСТОГО СЛОЯ НИЖНЕГО", обнаруженного в 1990 году. Комичность ситуации отчасти заключается в том, что Дратт, столько внимания уделивший трудам Малевича по сотворению супрематизма, не дал себе труда как куратор прочесть соответствующую литературу.
  Ученые, занимающиеся творчеством Малевича, не преминули обратить внимание на это вопиющее упущение. Так, к примеру, Шарлотта Дуглас, ведущий американский эксперт по Малевичу, писала: "Выставка "Казимир Малевич: супрематизм" фальсифицирует историю. Она создает о художнике превратное впечатление, представив публике этакий парад-алле из наиболее привлекательных его картин, даже не пытаясь предпринять сколько-нибудь серьезную попытку вписать его творчество в те или иные интеллектуальные, политические или исторические контексты".
  Искусствовед Кристина Лоддер ... высказала предположение, что кураторы выставки решили следовать той линейной и поступательной логике развития супрематизма, которую предложил Малевич, просто потому, что она более выигрышна как с чисто визуальной, так и с концептуальной точки зрения:
  "Конечно же, можно понять, почему устроители выставки решили не начинать ее с той работы, которую большинство специалистов считает сейчас первой супрематистской картиной Малевича. ОНА НЕ ПРОИЗВОДИТ НАСТОЛЬКО ДРАМАТИЧЕСКОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ, как "Черный квадрат", а еще она неудобна с той точки зрения, что разрушает ту стройную хронологическую последовательность, которую выдумал и которой обосновал свое новое художественное направление Малевич: ОТ ПРОСТЕЙШИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ КО ВСЕ БОЛЬШЕЙ И БОЛЬШЕЙ СЛОЖНОСТИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАСТВОРИТЬСЯ В ТАКИХ ПОЛОТНАХ, КАК "БЕЛОЕ НА БЕЛОМ"".
  
  Таким образом критика, высказанная мной в отношении устроенной в 2003 году выставки работ Малевича, прежде всего направлена на упорное нежелание ее кураторов отказываться от представления о "Черном квадрате" как о ключевом артефакте, но скорее на их отказ принимать во внимание и то, ЧТО ЭТА ВЕЩЬ КУДА СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ, И ПОСТЕПЕННУЮ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЮ ИЗ СТАНКОВОГО ПОЛОТНА В РЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭМБЛЕМУ, ЗАТЕМ В АВТОРСКУЮ ПОДПИСЬ В БОЛЕЕ ПОЗДНИХ ФИГУРАТИВНЫХ РАБОТАХ И НАКОНЕЦ В ТОВАР, ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ СПРОСОМ НА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ АРТ-РЫНКЕ. Если исходить из этой перспективы, то наиболее привлекательной мне представляется точка зрения на супрематизм, высказанная искусствоведом Брайони Фер, поскольку АВТОР СТАВИТ ПОД ВОПРОС САМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИПИСАТЬ "ЧЕРНОМУ КВАДРАТУ" ТО ИЛИ ИНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. В книге под названием "Об абстрактном искусстве" Фер открыто проблематизировала наличие записанной "Квадратом" композиции, увидев в ней ПРИМЕР ТОЙ "ЯНУСОЛИКОЙ" ПРИРОДЫ, ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЙ СУПРЕМАТИЗМУ, КОТОРЫЙ ПЫТАЛСЯ СОВМЕСТИТЬ ДВА В КОРНЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ДРУГ ДРУГУ ИДЕАЛА: "ПРЕТЕНЗИЮ НА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ" И "СТРУКТУРАЛИСТИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ АБСТРАГИРОВАНИЯ".
  ""Черный квадрат"" можно воспринимать КАК ЧТО-ТО ВРОДЕ СЛОЖНОСОСТАВНОГО ПОЛОТНА. Не только в том смысле, что под ним находится другая картина - хотя сам факт ее существования позволяет "ОТПУСТИТЬ ЕГО НА ВОЛЮ", - но и в том смысле, что восприятие "Квадрата" и в особенности восприятие оного как исходной точки предполагает знакомство зрителя с целой серией других картин и НЕОБХОДИМОСТИ ОСОЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ЗНАЧИМЫ ДЛЯ ЭТОГО ТАКИЕ КАТЕГОРИИ, КАК ПОВТОРЕНИЕ И СЕРИЙНОСТЬ".
  Фер считает, что, несмотря на все авторские попытки Малевича приписать своей системе упорядоченность, ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЭТОЙ КАРТИНЫ САМА ПО СЕБЕ СОПРОТИВЛЯЕТСЯ ПОДОБНОГО РОДА ПОПЫТКАМ, ПРЕДПОЛАГАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫХ, С ХОДОМ ВРЕМЕНИ, ЕГО РЕ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ:
  "По мере того, как менялся характер самого модернизма, появлялись и различные вкрсии "Малевича", соответствующие преходящему очарованию той или иной идеи. С одной стороны, в супрематизме Малевича ПРИНЯТО БЫЛО ВИДЕТЬ ВЫРАЖЕНИЕ НАБОРА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ, СПОСОБНОЕ БЛАГОДАРЯ ЧИСТОТЕ ФОРМ ОТРАЖАТЬ НЕКУЮ ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, тогда как, с другой стороны, Гринберг считал творчество Малевича значимой вехой в развитии современного искусства, СОВЕРШЕННО НЕИНТЕРЕСНОЙ С ЧИСТО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ... МАЛЕВИЧА ЗАНОВО ИЗОБРЕЛИ В 1960-Х ГОДАХ, УЖЕ КАК ХУДОЖНИКА-"СТРУКТУРАЛИСТА". И С ЭТИХ ПОР ОН СТАНОВИЛСЯ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ТО КОНЦЕПТУАЛИЗМА, ТО ЖЕСТА ОТРИЦАНИЯ ИСКУССТВА, ТО МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ - В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КТО ИМЕННО И С КАКОЙ ИМЕННО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЧИНАЛ НА ЕГО НАСЛЕДСТВО ПРЕТЕНДОВАТЬ."
  
  Прочтение, предложенное Фер, разрешало безвыходную ситуацию, возникшую в традиционной литературе по Малевичу, авторы которой предпочитали сосредотачивать свое внимание на проблемах хронологии и символической значимости тех или иных элементов. Фер превратила привычные нестыковки, которые то и дело предлагал своим исследователям "Черный квадрат", ИЗ ИСТОЧНИКА ПОСТОЯННО ВОЗНИКАЮЩИХ НЕДОРАЗУМЕНИЙ, В НОВЫЙ ГОРИЗОНТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Впрочем, несмотря на констатацию того факта, что творчество Малевича может быть встроено в фундамент самого разного рода концепций и "неоднократно использовалось для этих целей", Фер не сочла возможным особо оговорить ту активную роль, которую сам художник сыграл в истории реинтерпретации "Черного квадрата". СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО ЗАЛОЖЕННЫЕ В ЭТОМ ПОЛОТНЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ИДЕИ ДРЕМАЛИ ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ В СОСТОЯНИИ ЭТАКОЙ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ, пока, уже после смерти автора, позднейшие поколения художников и искусствоведов, таких, к примеру, как Клемент Гринберг или американские минималисты, НЕ РАСШИФРОВАЛИ ИХ И НЕ ВЫЗВАЛИ ТЕМ САМЫМ К ЖИЗНИ. Принимаясь за это исследование, я прежде всего собиралась СОСРЕДОТОЧИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТОЙ РОЛИ, КОТОРУЮ САМ МАЛЕВИЧ СЫГРАЛ В ПРОЦЕССЕ ПОСТОЯННОЙ РЕИНТЕРПРЕТАЦИИ "ЧЕРНОГО КВАДРАТА", используя при этом творческие практики художника в качестве своего рода линзы, взгляд через которую позволит нам лучше разобраться в метаморфозах "Квадрата", и в переменчивых взглядах художника на власть, традицию, политику и революцию. ВЗГЛЯДАХ, ОТРАЗИВШИХСЯ В ЕГО ИСКУССТВЕ В ВИДЕ ЭТАКОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДИХОТОМИЙ: ВЕРЫ И НИГИЛИЗМА, ТОТАЛЬНОСТИ И ФРАГМЕНТАЦИИ, КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - И ВСЕ ЭТО НА ПЛОСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ХОЛСТА.
  
  Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки "0,10", открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года (1 января 1916) в художественном бюро Н.Е.Добычиной". Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки. Среди них, на самом видном месте, В ТАК НАЗЫВАЕМОМ "КРАСНОМ УГЛУ", ГДЕ В РУССКИХ ДОМАХ ОБЫЧНО ВЕШАЮТ ИКОНЫ, висел "черный квадрат". Этой экспозицией художник демонстрировал ГЛАВНЫЙ МОДУЛЬ НОВОЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СУПРЕМАТИЗМА.
  (Википедия)
  
   "Черный квадрат" Малевича заключает в себе конфликт соперничающих нарративов. К ПРИМЕРУ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ ИКОНЫ - А ИМЕННО В ЭТОМ КАЧЕСТВЕ МАЛЕВИЧ ПРЕДСТАВЛЯЛ СВОЮ КАРТИНУ в письме к художнику и искусствоведу Александру Бенуа в 1916 году, - ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ОБЛАДАТЬ КАЧЕСТВОМ ПРЯМОЙ, НИЧЕМ НЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ СУГГЕСТИИ, И СМЫСЛ ЕГО НАДО БЫЛО ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА.
  
  МНОГИЕ ВОСПРИНЯЛИ КАРТИНУ КАК ВЫЗОВ ПРАВОСЛАВИЮ И АНТИХРИСТИАНСКИЙ ЖЕСТ.
  https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/
  
  "НЕСОМНЕННО, ЭТО И ЕСТЬ ТА ИКОНА, КОТОРУЮ ГОСПОДА ФУТУРИСТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВЗАМЕН МАДОНН И БЕССТЫЖИХ ВЕНЕР."
  (Александр Бенуа, газета "Речь", 9 января 1916 года)
  
  Конфликт имеет место между элементами, никак не сводимыми друг к другу, - МЕЖДУ ИКОНИЧЕСКОЙ ПРИРОДОЙ "ЧЕРНОГО КВАДРАТА" И ФОРМАЛЬНОЙ СЛОЖНОСТЬЮ ТОЙ КОМПОЗИЦИИ, ПОВЕРХ КОТОРОЙ ОН НАПИСАН, МЕЖДУ ДЕКЛАРИРУЕМОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ АВТОНОМИЕЙ СУПРЕМАТИЗМА И УТОПИЧЕСКИМИ ПОРЫВАМИ, МЕЖДУ ПОЛНЫМ ОТКАЗОМ КАРТИНЫ ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО ИЗОБРАЖАТЬ ИЛИ ОЗНАЧАТЬ И ПРИСВОЕННЫМ ЕЙ СТАТУСОМ ИСТОЧНИКА ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СМЫСЛОВ И, НАКОНЕЦ, МЕЖДУ ОТРИЦАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ И ОДНОВРЕМЕННО СОВЕРШЕННЕЙШЕЙ В ТУ ЖЕ ТРАДИЦИЮ ВПИСАННОСТЬЮ. С моей точки зрения, социально-политические силы оказывали на этот баланс определенное воздействие, создавая ситуацию, при которой один из двух противоположных и присутствующих в супрематизме от рождения посылов оказывался в привилегированном положении, тем самым позволяя Малевичу ПЕРЕСМАТРИВАТЬ ОБЩУЮ ИЕРАРХИЮ СМЫСЛОВ.
  
  Я представлю детальный отчет о меняющихся политических симпатиях Малевича, начиная с его связей с левыми художественными кругами в период, предшествовавший Октябрьской революции, через увлечение русскими анархистами в 1918 году и вплоть до не слишком уверенного сотрудничества с большевистским режимом, отслеживая параллельно то воздействие, которое все эти перемены оказывали НА РЕИНТЕРПРЕТАЦИЮ "Черного квадрата" самим художником.
  ... я попытаюсь выяснить, каким образом "Черный квадрат" не только превратился из станковой картины в революционную эмблему, но и был наделен весьма специфическим политическим значением, связанным с Октябрьской революцией 1917 года.
  (Екатерина Кудрявцева)
  
  Татьяна Горячева не стала обходить вниманием вовлеченность Малевича и его учеников в политику, однако, с ее точки зрения, за то впечатление, которое может сложиться у внешнего наблюдателя по отношению к революционной риторике Малевича, большую часть ответственности несут его ученики, ПОСКОЛЬКУ РАЗОБРАТЬСЯ В ТОНКОСТЯХ ЕГО ИДЕЙ ИМ БЫЛО НЕ ПОД СИЛУ и они были вынуждены упрощать их, перемещая в рамки политизированного дискурса.
  
  ... нам известно, что Малевич весьма ревностно относился к целостности своей художественной системы и вряд ли стал бы попустительски относиться к ее вульгаризации со стороны учеников, которые были в состоянии разобраться в марксизме, но не в супрематизме, либо же и то и другое понимали превратно.
  
  Малевич и его ученики были модернистами, не потому, что пытались выступить в качестве представителей преображенного общества (эту задачу поставят перед собой как раз эпигоны из АХРР), но именно в силу того, что осознали невозможность достаточно ясного "НАЛОЖЕНИЯ БОЛЬШЕВИСТСКИХ КАТЕГОРИЙ НА КАРТУ РЕАЛЬНОСТИ" и вместо этого осуществили "РЕВОЛЮЦИЮ ЗНАКА".
  
  В своих мемуарах, написанных в 1962 году, Евгений Кацман, один из отцов-основателей АХРР (Ассоциации художников революционной России - Дж.Р.) так описывал ту ситуацию и роль, которую в ней играл Малевич:
  "Когда совершилась Октябрьская революция ... бедняк Малевич сделался вождем, одной из заметных фигур советского искусства ... Малевич уже выглядел не бедно. Он оделся и обулся. ... Он как советник ИЗО отдела Наркомпроса УПРАВЛЯЛ СОВЕТСКИМ ИСКУССТВОМ, он был "новатор", он печатал статьи и даже брошюры. Он произносил речи непонятные, но с глазами фанатика, и около него образовался круг исследователей-поклонников, так как квадратик мог сделать любой человек, даже ребенок, даже сумасшедший."
  
  Максимально примитивному рисунку - квадрату - можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл "Черного квадрата", многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
   https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/
  
  В истории до Малевича было много черных закрашенных поверхностей. Самый ранний из известных "квадратов" был создан в 1617 году, он принадлежал руке Роберта Фладда и назывался "Великая тьма". Далее по хронологии следует француз Берталь (наст. имя Charles Albert d"Arnoux), который в 1843 году создал "Вид на La Hougue (под покровом ночи)". В клуб любителей черных прямоугольников также вошли Гюстав Доре с его "Сумеречной историей России" и Пол Билхолд с "Ночной дракой негров в подвале".
  Главным же героем аргументов против оригинальности Малевича является его ближайший предшественник - эксцентричный француз Альфонс Алле, создавший в 1893 году знаменитую работу, уже не оригинальную даже по названию, "Битву негров в пещере глубокой ночью".
  Тот же Альфонс Алле создал кучу других остроумных изображений, подходящих для страниц сатирических журналов. "Малокровные девицы, идущие к первому причастию в снежной буре" - белый прямоугольник.
  Главное отличие картины Малевича от прочих - отсутствие сюжета. Что бы ни было написано среди слоев, сверху изображен лишь чёрный квадрат, который назван тем, чем он является - черным квадратом.
  (Artifex.ru)
  
  И тем не менее на общую систему смыслов, связанных с "Черным квадратом", оказывает весьма существенное влияние тот факт, что после Октябрьской революции картина сделала весьма неплохую карьеру, о чем сам же Малевич писал в 1919 году.
  
  ... в 1982 году картина уже путешествовала в Японию. ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ТОГДА БЫЛО НАСТОЛЬКО НЕВЕРОЯТНЫМ, что идеологические различия между социалистической Россией и капиталистической Японией были забыты и картину выпустили из страны для того, чтобы выставить ее за рубежом.
  
  В Третьяковской галерее сообщили, что в результате исследований под картиной "Черный супрематический квадрат" обнаружено еще две картины, кубофутуристическая и протосупрематическая. Также экспертам удалось увидеть на полотне около десятка отпечатков пальцев и надпись "Битва негров ночью", которая предположительно была сделана самим Малевичем. Согласно Sotheby's, стоимость картины на сегодняшний день оценивается в 20 миллионов долларов. "Черный квадрат" находится в музее и не продается.
  (https://ria.ru/culture/20151118/1323786932.html)
  
  Сейчас известны уже четыре варианта "Чёрного квадрата", различающиеся рисунком, фактурой и цветом.
  Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома "Гелос", Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку "Чёрного квадрата", и если бы "картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов". По договорённости с правительством России, "Чёрный квадрат" был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж. Таким образом, "Чёрный квадрат" стал своего рода единицей измерения финансового успеха.
  (Википедия)
  
  Ну и какой вывод ты, дорогой читатель, сделал для себя из всего изложенного выше?
  Что по твоему представляет из себя пресловутый "Черный квадрат":
  ОСНОВУ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ или ПЛАТЬЕ ГОЛОГО КОРОЛЯ?
  ШЕДЕВР или ЛОХОТРОН?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"