Аннотация: Странным образом с Нобелевскими лауреатами по литературе России катастрофически не везёт.
Не так уж сложно вызвать Сатану.
По крайней мере, в нашей части мира.
И даже не какую-то одну,
А легионы зомби и вампиров.
Таких, чтоб когти, шерсть и смрад веков,
Чтоб запах серы, брызги яда чтобы,
И клочья пены капали с клыков,
И мир заполнил вой тоски и злобы.
Всего лишь надо выйти в интернет
И на любой заброшенной странице
Безлунной ночью написать в ответ
Загадочное слово "солженицын".
(Роман Дудин)
СОДЕРЖАНИЕ:
РУССКИЕ И СОВЕТСКИЕ НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ СОЛЖЕНИЦЫНА
ЗА КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОЛЖЕНИЦЫНУ БЫЛА ПРИСУЖДЕНА НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ?
ОПРОВЕРГАТЕЛИ СОЛЖЕНИЦЫНА
СОЛЖЕНИЦЫН НА ЗАПАДЕ
ПЕРЕД ВОЗВРАТОМ В РОССИЮ
"КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ"
ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ В РОССИЮ
"ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ"
В 1970 году Александру Исаевичу Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой "За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы". От первой публикации произведения Солженицына до присуждения награды прошло всего восемь лет - такого в истории Нобелевских премий по литературе не было ни до, ни после.
В ответ в советских газетах была организована мощная пропагандистская кампания против Нобелевского лауреата. На протяжении почти десяти лет, вплоть до изгнания писателя из Советского Союза, оперативной разработкой Солженицына занимался специальный 9-й отдел 5-го управления КГБ.
В августе 1971 года КГБ провёл операцию по физическому устранению Солженицына - во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол, с помощью которого ввели неизвестное ядовитое вещество. Писатель после этого выжил, но долго и тяжело болел (1). Об условиях, в которых приходилось работать Александру Солженицыну, мы ещё поговорим более подробно, а пока давайте вспомним, как относилась советская власть и советское общество к другим своим Нобелевским лауреатам по литературе.
РУССКИЕ И СОВЕТСКИЕ НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Странным образом с Нобелевскими лауреатами по литературе России катастрофически не везёт. Что касается физики, химии или там физиологии и медицины - этими выдающимися умами страна гордится. А вот с литературой почему-то всё наоборот. Что ни Нобелевский лауреат, то отщепенец, предатель, "литературный власовец" и очернитель родины. За редким исключением.
Первым в списке русских Нобелевских лауреатов по литературе стоит Иван Алексеевич Бунин, удостоенный этой награды "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы". Но это так оценил его творчество Нобелевский комитет. На родине к нему относились иначе.
В большевистской России абсолютно все виды печатной продукции находились под пристальным вниманием специальных надзирающих политических организаций, таких как Главполитпросвет при Народном комиссариате просвещения (1917 - 1946), Государственное издательство РСФСР (1919 - 1930), Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств, 1922 - 1991), Госиздат (Объединение государственных книжно-журнальных издательств, 1930 - 1949).
Произведения Бунина были в СССР под запретом более 35 лет. Постепенное возвращение его книг к русскому читателю началось только после смерти Сталина и наступления "оттепели", да и то не без эксцессов. Так, после выхода в 1961 году в Калуге альманаха "Тарусские страницы", содержавшего очерк Паустовского "Иван Бунин", главный редактор Калужского книжного издательства был уволен, а директор предприятия получил выговор "за утрату бдительности". Последнее увидевшее свет на родине произведение Бунина "Окаянные дни", содержащее дневниковые записи, которые он вёл в Москве и Одессе с 1918 по 1920 год, было опубликовано в СССР только в конце 1980-х, в разгар перестройки.
Вторым Нобеля получил Борис Пастернак в 1958-м году. Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку "за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа", усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом "Доктор Живаго". Дело в том, что роман "Доктор Живаго" впервые был опубликован не в СССР, а за рубежом, в 1957 году в итальянском издательстве Feltrinelli. А по идеологическим стандартам Советского Союза это измена родине. Еще совсем недавно и за гораздо меньшие прегрешения "доктора" из НКВД прописывали своим пациентам "десять лет без права переписки" в затылок.
Еще в процессе работы над романом, задолго до его окончания, сотрудникам МГБ было известно, что Пастернак что-то там пишет, наверняка по отношению к коммунистическому режиму невосторженное. В октябре 1949-го была арестована любовница Пастернака Ольга Ивинская, от которой требовали признания в том, что Пастернак пишет антисоветский роман, в котором клевещет на советскую родину, и является английским шпионом (2). Впоследствии Ольге Ивинской влепили пятерочку лагерей с формулировкой: "За близость к лицам, подозреваемым в шпионаже". Так уж принято было в те времена наказывать не желающих становиться холуями писателей и поэтов - страданиями их близких. У Анны Ахматовой, к примеру, одного мужа (Николая Гумилева) расстреляли, другого мужа (Николая Пунина) уничтожили в лагере, сына (Льва Гумилева) около тринадцати лет гноили в лагерях.
Уже в день присуждения премии (23 октября 1958) по инициативе М.А. Суслова Президиум ЦК КПСС принял постановление "О клеветническом романе Б. Пастернака". Немедленно началась травля автора в советской печати. 25 октября "Литературная газета" информировала читателей о том, что Пастернак "согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды". ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) был уполномочен заявить, что в "своём антисоветском сочинении Пастернак оклеветал общественный строй и народ".
Несмотря на то, что только очень немногие избранные имели возможность прочитать сам роман, на многочисленных собраниях "трудящихся" возмущённые граждане с негодованием клеймили автора-антисоветчика. С тех пор ходит в народе ироничный мем: "я роман не читал, но осуждаю".
27 октября 1958 года Пастернак был единогласно исключён из Союза советских писателей СССР. Многие известные литераторы выступили с гневным осуждением своего собрата по перу, называя его предателем и "литературным власовцем". Коллеги Пастернака по известным причинам разделились на два лагеря. Одни добросовестно выполняли госзаказ, вторые... молчали, возможно и сочувственно: слишком свежи были в памяти людей ночные телефонные звонки, стуки в дверь квартиры, лучи света фар "чёрного воронка". (3)
В результате массовой кампании давления Борис Пастернак был вынужден от Нобелевской премии отказаться. Но, как говорится, осадочек остался. И вылился он, в частности, в горькое стихотворение под названием "Нобелевская премия":
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Так, значит всё-таки не понял автор, не прочувствовал всю глубину своего падения, не "разоружился перед партией". Придётся объяснить попонятнее. Растолковывать взялся по долгу службы Генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко, который популярно обрисовал опальному поэту сложившуюся ситуацию: вам, голубчик, корячится статья "Измена Родине" Закона СССР от 25 декабря 1958 года "Об уголовной ответственности за государственные преступления". А это знаете, чем пахнет?
Правда, не посадили, и на том спасибо. Но последствия травли не заставили себя ждать - загнанный и измученный поэт умер в следующем, 1960 году.
Зато следующий лауреат Нобелевской премии занимает особое место в ряду российских писателей. Он, в отличие от остальных, вызывает у "истинных патриотов" законную гордость. Михаил Шолохов - единственный, получивший Нобеля с согласия руководства СССР. Проверенный партийный кадр. К тому же единственный лауреат, чьё авторство по сей день подвергается сомнению.
Премия была присуждена Шолохову в 1965 году "за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время", то есть за роман "Тихий Дон", два первых тома которого были опубликованы в 1928 году (когда автору было всего 23 года), третий в 1932, и четвёртый - в 1940-м. Понятно, что за два-три месяца такой объёмный и глубокий роман не напишешь, как минимум пару лет-то пришлось на это потратить. А это значит, что этот вундеркинд начал писать свою эпопею, когда ему вообще был всего-то 21 год, если даже не 20. А ведь в романе продемонстрировано глубокое знание событий Первой мировой и Гражданской войн, географии Дона и прилегающих областей, особенностей жизни донского казачества. То есть, в романе в деталях и со знанием дела описаны элементы быта и социалные процессы, происходившие в то время, когда сам автор вообще был ещё малолетним ребёнком.
Если учесть, что последующие произведения Шолохова, написанные уже "зрелым мастером", такие как "Поднятая целина", "Они сражались за Родину", и в особенности политические агитки "Наука ненависти", "Слово о Родине", "Борьба продолжается", "Свет и мрак", "Не уйти палачам от суда народов" ни в какое сравнение с "Тихим Доном" не идут, сомнения становятся ещё более обоснованными. Последняя публикация - вторая часть "Поднятой целины", состоялась в 1960-м, и после этого в течение двадцати четырех лет, до самой смерти в 1984 году, великим советским писателем не было создано абсолютно ничего. Объяснения причины, заставившей замолчать обласканного властью писателя (Сталинская премия первой степени за роман "Тихий Дон", Ленинская премия за "Поднятую целину", дважды Герой социалистического труда, шесть орденов Ленина, орден Октябрской Революции и пр., и пр.) мир так и не услышал.
Сторонники версии о плагиате продолжают считать, что Шолохов нашел и переработал рукопись некоего неизвестного белого казака, приведя ее в соотвествие с требованиями большевистской цензуры. То есть, рукопись-то Шолохова, но скомпилированная на чужом материале. Разные авторы отмечают множественные нестыковки и противоречия, присутствующие в романе, объясняя это тем, что "что окончательный текст романа составлялся и редактировался не подлинным автором (который, вероятно, и не завершил свою работу, а оставил после себя лишь неоконченный текст нескольких редакций - т.н. протограф "Тихого Дона"), а другим человеком, который не смог досконально разобраться в чужом архиве. До сих пор защитники Шолохова так и не снизошли до сколько-нибудь вразумительных объяснений этих фактов. (Любопытно также следующее: статья с интернет-портала "Литературная Россия", в которой были опубликованы приведённые выше факты, удалена. Ползучая цензура жива и процветает).
Процесс присуждения Шолохову Нобелевской премии был не лишен интриги. Еще в 1958 году, узнав, что на нее выдвинут (в седьмой раз) Борис Пастернак, партийное руководство СССР предпринимало попытки повлиять на решение Шведской академии и заменить Пастернака Шолоховым. В этот раз не получилось.
Зато в 1964-м, когда удостоенный премии лево-ориентированный французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от нее и выразил сожаление, что она не была присуждена Шолохову, это сыграло свою роль. В следующем, 1965 году "награда нашла героя".
Впоследствии Нобелевский лауреат проявил себя в качестве политического демагого и провластного лакея, выступив с публичным шельмованием двух писателей, Юлия Даниэля и Андрея Синявского, приговорённых за их писательскую деятельность в 1966 году к лагерным срокам (5 и 7 лет). А в августе 1973 года этот прислужник неправедной власти не преминул поставить свою подпись под опубликованным в газете "Правда" открытым письмом группы советских писателей, обличавшим "антисоветские действия и выступления А.И. Солженицына и А.Д. Сахарова".
Творческий путь Михаила Шолохова уникален. Трудно припомнить в истории другого писателя, создавшего своё самое глубокое произведение в поразительно юном возрасте, после чего в процессе взросления и накопления жизненного опыта уровень его мастерства неуклонно снижался бы и к концу жизни полностью сошел на нет. И вот этого примитивного пропагандиста, с пеной у рта призывавшего давить свободную мысль в свой стране, холуйствовавшего перед преступной властью, большинство населения, вряд ли вообще читавшее его нобелевский роман, считает наиболее достойным лауреатом высшей мировой литературной награды. (4)
Всего пять лет отделяют присуждения Нобелевской премии по литературе двум лауреатам-антагонистам - провластному коммунистическому пропагандисту-лакировщику Михаилу Шолохову и антисоветчику, обличавшему преступления коммунистической диктатуры, Александру Солженицыну. Несмотря на это, как в почившем в бозе СССР, так и в постсоветской Российской Федерации широко распространено мнение о политизированности и антисоветской (теперь антироссийской) ориентации Нобелевского комитета по литературе. У значительной части населения страны и тогда, и теперь нет сомнений в том, что присуждение премии Солженицыну носило ярко выраженный антисоветский характер.
В народе до сих пор бытует мнение, что Нобеля присудили Солженицыну именно за антисоветскую направленность "Архипелага", то есть не за историческую фактографию и литературные достоинства произведения, а исключительно по политическим мотивам. Этот факт только подчёркивает тупость и некомпетентность ненавистников Александра Исаевича. На самом деле премию он получил в 1970-м, когда всему миру были известны только "Один день Ивана Денисовича" и несколько рассказов, опубликованных в СССР, а также "Раковый корпус" и "В круге первом", переведённые на несколько иностранных языков и вышедшие в свет на Западе. "Архипелаг" был впервые опубликован лишь три с лишним года спустя, первый том вышел в Париже в декабре 1973 года.
Четвертый лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Исаевич Солженицын оказался наиболее ненавидимым как современниками, так и последующими поколениями россиян, даже через тридцать с лишним лет после коллапса СССР. Десятки и сотни интернетовских сайтов поливают Солженицына грязью, обвиняя его во лжи, в стукачестве, в завышении числа жертв Красного и Большого терроров, в антисемитизме и в криптоеврействе. При этом "разоблачители" поиском объективной истины не утруждаются, критическим анализом предлагаемой им информации не заморачиваются, взвешивать все "за" и "против" не пытаются, а выискивают, принимают на веру и тиражируют всё негативное, что где-то когда-то кем-то было про Солженицына сказано или написано.
Удивительным кажется на первый взгляд факт, что ни один автор, поднимавший в своих произведениях тему преступлений большевиков-коммунистов, не вызывает у патриотов такой злобы, как Солженицын. Ни стихи Максимиллиана Волошина о Красном терроре, ни Ахматовский "Реквием", ни "Колымские рассказы" Варлама Шаламова, ни воспоминания менее известных авторов, таких как Иван Солоневич ("Россия в концлагере"), Анатолий Жигулин ("Черные камни"), Михаил Бойков ("Люди советской тюрьмы"), Александр Перепеченых ("Трагически ужасная история ХХ века"), Валентин Симоненков ("Судьбы ученых в сталинских спецтюрьмах") и десятки других. В упор "не видят" плакальщики по "великому Советскому Союзу" и многочисленные исторические исследования на эту тему, например: "Красный террор в годы гражданской войны" (5), "Красный террор глазами очевидцев" (6), "Красный террор в Петрограде" (7), "Черная книга коммунизма" (8), "Сталинские стройки ГУЛАГа 1930-1953, документы" (9), "Сталинские депортации 1928-1953, документы" (10), "Нарымская хроника 1930-1945, трагедия спецпереселенцев, документы и воспоминания" (11), Никита Петров, "Палачи. Они выполняли заказы Сталина" (12), "Вещественные доказательства", (13), Виктор Бердинских и Владимир Веремьев, "Краткая история Гулага" (14). И это только малая часть материалов по теме преступлений коммунистической власти в СССР.
Конечно, стихи Волошина, Ахматовой, Жигулина мало кто знает, да и рассказы Шаламова воспринимаются многими больше как воспоминания о конкретных событиях, а не обобщающий документ эпохи. Кроме того, большинство перечисленных и подобных им источников изданы ограниченными тиражами. А вот книги Солженицына у всех на слуху. И кроме того, "Архипелаг ГУЛАГ" - это не художественная литература, а историческое исследование, основанное на документах, свидетельствах очевидцев и собственном опыте. Про "Архипелаг" слышали все. Это бомба, разрушающая стену лжи, возведенную вокруг "замечательного и гуманного ленинско-сталинского государства рабочих и крестьян". Поэтому с целью дискредитации именно "Архипелага" на Солженицына выливаются ушаты грязи. Основное правило демагогии: если не можешь опровергнуть утверждения оппонента - переходи на личности, обвиняй его во всех мыслимых и немыслимых грехах, чем больше грязи на него выльешь, тем труднее ему будет отмыться. А когда в мозгах у публики зародятся сомнения в его порядочности, смысл отстаиваемых им утверждений постепенно забудется и утратит свою силу. Однако имеет смысл отметить тот факт, что оплевывание личности любого автора не умаляет значимости смысла, содержащегося в его произведениях. (4)
7 января 1974 года выход "Архипелага ГУЛАГ" и меры "пресечения антисоветской деятельности" Солженицына были обсуждены на заседании Политбюро ЦК КПСС. Юрий Андропов предложил выдворить Солженицына из страны в административном порядке. За высылку высказались Устинов, Гришин, Кириленко, Катушев; за арест и ссылку - Косыгин, Брежнев, Подгорный, Шелепин, Громыко и другие. Было принято постановление - "Солженицына А. И. привлечь к судебной ответственности. Поручить т. т. Андропову Ю. В. и Руденко Р. А. определить порядок и процедуру проведения следствия и судебного процесса над Солженицыным А. И." Однако, вопреки решению Политбюро от 7 января, в конечном счёте возобладало мнение Андропова о высылке.
12 февраля Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте) (1).
Как уже упоминалось выше, Солженицын неоднократно обвинялся и в антисемитизме, и в криптоеврействе. Вот ведь как непросто быть русским лауреатом Нобелевской премии по литературе.
А следующий лауреат - вот беда, и вправду еврей. Иосифу Бродскому Шведская академия в 1987 году присудила Нобелевскую премию "за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии". На родине же тупая власть преследовала его при жизни, а необразованное быдло продолжает ненавидеть и после смерти. Кажется, что ни один поэт ХХ века в России не вызывал у публики такого накала страстей и таких диаметрально противоположных оценок - от признания его гениальности до обличений в бездарности и неприкрытой ненависти.
История жизни Бродского широко известна и детально описывать ее в сто двадцать первый раз, очевидно, не имеет смысла. Поэтому - коротко. Уже в самом начале творческого пути стихи молодого поэта Иосифа Бродского были хорошо известны широкому кругу ленинградской нонконформистской молодежи, переписывались от руки и распространялись в самиздате.
В 23 года он был арестован, обвинен в "тунеядстве" и осужден к ссылке и принудительному труду в отдаленной местности на пять лет. Через полтора года под давлением советской и мировой общественности был освобожден и вернулся в Ленинград. В 1972 году под давлением со стороны КГБ был вынужден эмигрировать. Жил в США, преподавал в различных американских и британских университетах. Всю жизнь работал исключительно продуктивно - писал стихи и прозу (эссе на различные темы) на русском и английском языках. Полное собрание сочинений Бродского, вышедшее уже после его смерти, последовавшей в 1996 году, составило 7 томов.
В 60-е годы ХХ века в СССР одни поэты собирали целые стадионы слушателей (Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и т.д.), другие были сосланы в отдаленные районы страны, где пахали землю и сеяли озимые (как Иосиф Бродский), а кое-кто из писательской братии и в лагеря загремел на приличные срока (как Юлий Даниэль и Андрей Синявский).
Чем же отличались обласканные властью поэты от ссыльных и каторжных? Тем, что они правильно понимали политику родной коммунистической партии и в своем творчестве следовали канонам социалистического реализма (то есть, занимались восхвалением партии и правительства в доступной для них форме), в то время как другие позволяли себе выражать в своих произведениях невосторженный образ мыслей.
Вот ведь интересный вопрос: как Софья Власьевна (то бишь Советская Власть) безошибочно угадала в никому не известном пареньке, нигде не публиковавшемся, в антисоветчине не замеченном, таком же, как десятки и сотни других начинающих стихослагателей, будущего Нобелевского лауреата? Приходится признать, что советские чекисты обладали тонким поэтическим вкусом и поразительным чутьем на таланты, которые следовало давить в первую очередь.
То, что при коммунистическом режиме пропалывалось, вытаптывалось и закатывалось под асфальт всё, что было отмечено печатью таланта и не согласно было свой талант продавать и предавать, удивления не вызывает. Удивительно то, что и через четверть века после крушения этого режима и исчезновения "социалистической сверхдержавы" с карты мира, спустя четверть века после смерти поэта, поток выливаемой на покойника грязи не уменьшается. Пожалуй, ни один поэт не будил у населения такие бурные эмоции, как Бродский. Его произведения изучают в школах, по его творчеству защищаются диссертации, и в то же время существует множество публикаций, доказывающих его бездарность и утверждающих, что Нобелевская премия и ему была присуждена чисто по политическим мотивам. Вот просто, чтобы нагадить такой замечательной и высокодуховной стране, как СССР-РФия. (4)
Что правда, то правда, к коммунистическому режиму Иосиф ни малейшего почтения не испытывал. Однако в его стихах и высказываниях до того дня, когда он был насильно выдавлен из СССР, откровенно негативное отношение к совдепии не проявлялось. В изгнании же удержаться от неприязни к "равнодушной отчизне" поэт временами не мог. Иногда иносказательно, как например в поэме "После нашей эры" ("Post aetatem nostram"), иногда более откровенно:
Там, наливая чай, ломают зуб о пряник.
Там мучает охранник во сне штыка трехгранник.
От дождевой струи там плохо спичке серной.
Там говорят "свои" в дверях с усмешкой скверной.
Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот.
Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот.
("Пятая годовщина")
Слава тем, кто, не поднимая взора,
шли в абортарий в шестидесятых,
спасая отечество от позора!
("Стихи о зимней кампании 1980-го года")
И наконец прямо и с открытой неприязнью:
"Я привык стыдиться этой родины, где каждый день - унижение, каждая встреча - как пощёчина, где всё - пейзаж и люди - оскорбляет взор".
"Ни одна страна не овладела искусством калечить души с такой неотвратимостью..."
Много в чём обвиняют Бродского его ненавистники. Например в том, что что похоронен он на острове Сан Микеле, в Венеции, а не на Васильевском острове, как обещал в юношеском стихотворении:
"Выбрал Иосиф Бродский для своей последней обители не Васильевский остров (как обещал в своих стихах), а Венецию" (15). Каков негодяй, а?
К чему бы еще придраться? Оказывается, виноват Бродский и в том, что выглядит, по мнению сурового критика, плоховато:
"И никто тем более не заставлял этого тонкого юношу, писавшего про питерский Васильевский остров стихи легкие, изящные, как весенний туман, превращаться в этого... в противную старую жабу: огромная лысина, злобный взгляд, брезгливо оттопыренная нижняя губа. Для такой эволюции потребовалось двадцать лет целенаправленной работы над собой. Французы говорят, что "в сорок лет мужчина отвечает за свое лицо"". (16)
А еще можно обвинить в том, что после присуждения Нобелевской премии изменилась "социальная значимость" некоторых его текстов, написанных задолго до того. Это относится к стихотворению "Набросок" (Холуй трясется. Раб хохочет...):
"Вероятно, я мог бы процитировать это и десять лет назад. Но тогда - что было в этом значительного? В своих антипатиях человек не волен, а форма их выражения - всего лишь личная особенность автора. Но сейчас мы со всех сторон слышим, что автор - И.Бродский - величайший русский поэт современности, заслуженно увенчан Нобелевской премией, а стихи его возвращаются на родину (хотя применимость такого термина здесь, пожалуй, сомнительна). Социальная значимость этого произведения стала совсем иной" (17).
Тут, очевидно, сыграла свою роль и национальная принадлежность Бродского. Еще и в том виноват, что не у тех родителей родился. Ведь если бы этот текст был написан русским, а не евреем, обвинений в русофобии не последовало бы. Написал же, к примеру, Веничка Ерофеев свою поэму "Москва-Петушки" - и ничего. Никакой русофобии в этом произведении никто не обнаружил. (4)
В 2015 году, список русских Нобелевских лауреатов пополнился еще одним именем - высшей награды удостоилась белорусская писательница Светлана Александровна Алексиевич с формулировкой "за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества". "Светлана Алексиевич углубляет наше понимание всей эпохи" - заявил Нобелевский комитет.
Формально Светлана Алексиевич считается белорусской писательницей, но поскольку пишет она по-русски и о России, то, несомненно, принадлежит также и к числу русских авторов.
Основным лейтмотивом всех произведений Алексиевич является сострадание к человеческой боли, которой пронизано наше время - от Великой Отечественной до современности. "У войны не женское лицо", "Последние свидетели" - это книги о войне 1941-1945. "Цинковые мальчики" - о войне в Афганистане. "Чернобыльская молитва" - о жизни и смерти ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС (общий тираж иностранных изданий более 4 миллионов экземпляров). "Зачарованные смертью" - посвящена проблеме самоубийств. Это уже не просто журналистика, а глубокая философия жизни и смерти. "Время секонд хэнд" - о формировании облика человека советской формации.
Вспоминает Светлана Алексиевич: "Я ведь в детстве много жила на Украине, у бабушки. И вот детские мои впечатления: мы часто ходили мимо одной хаты на горе. И когда мы к ней приближались, бабушка всегда говорила: "Тихо, дети! Тихо... Тихо..." Я приставала: почему? Она сначала не хотела говорить, а потом сказала: такое страшное время было... Такой голод... Тут, в этой хате, женщина съела своих детей. Однажды я видела эту старуху в черном... Россия не знает всей правды о себе. Как стояли солдаты вокруг деревни, нельзя никуда было уйти. Люди навоз ели. Бабушка спрятала две жмени кукурузы - и то нашли, вытряхнули. Ничего абсолютно не оставляли. Людские скелеты ночью ползли к пруду поймать какую-то рыбу - в них стреляли...". (18)
Все книги Алексиевич пронизаны невыносимой человеческой болью. Этим и объясняется негативное отношение к ней как со стороны властей, так и со стороны "патриотов", недовольных тем, что в своих произведениях она занимается "очернительством" нашей действительности, пишет только о плохом, односторонне и пессимистически отражая жизнь в Советском Союзе и в современных Белоруссии и России.
В связи с полученным "Нобелем" в честь Алексиевич власти Белоруссии не устроили торжественного приема, ее не пригласил на встречу президент. Более того, Лукашенко поздравил писательницу буквально "сквозь зубы", одним из последних - уже после того, как ее поздравили лидеры Германии и Франции. Что неудивительно: сам Лукашенко в 2013 году удостоился антипода "Нобеля" - Шнобелевской премии, которую вручают за выдающиеся глупости.
Белорусская биатлонистка Дарья Домрачёва, выигравшая олимпийское золото в Сочи, удостоилась звания "Герой Белоруссии". А что делать с Нобелевской лауреаткой власть не знает. Не "наш" человек. И Лукашенко сказал про нее, что она обливает грязью свой народ.
Злопыхателей оказалось и у Светланы Александровны великое множество. Вот несколько отзывов о её творчестве от некоторых, с позволения сказать, писателей, показавших впоследствии своё истинное лицо и заслуживших на сегодняшний день откровенное презрение у всех обладающих способностью к критическому мышлению людей:
"Если раньше давали хотя бы по политическим причинам, то сегодня вручают всем подряд. Алексиевич - очередная травоядная домохозяйка, получившая премию" (19).
"И вот в качестве ответа выбрали самый нелепый, самый убогий вариант: дать премию хорошей журналистке, которая более всего славна своими даже для людей ее убеждений на удивление банальными интервью с припевом: "Россия всех убила, убила, убила, всегда всех убивала и будет убивать, остановите это зло, эти рабы, они никогда не перестанут быть рабами, там Сталин и попы, и вы знаете, чем всё это заканчивается, и особенно я знаю"" (20).
"Нобелевские премии по литературе стали с годами абсолютно политизированными. Эта премия, которая дается не за эстетику, не за открытия в языке, не за новые сюжеты, не за новый вклад в литературное творчество. Она дается за политическую и идеологическую позицию автора". (21)
Люди, за что же вы так ненавидите своих Нобелевских лауреатов? Что они сделали вам плохого? Попытались пробудить в ваших душах каплю сострадания к чужой боли, которую вы не хотите замечать? Попробовали заставить вас хоть немного пошевелить извилинами и задуматься о том, кто завел вас в ту безвыходную ситуацию, в которой вы оказались? Намекнули вам, что вы сами виноваты в том, что поддались безумной пропаганде ваших правителей и настроили против себя весь мир?
Вам неприятно слышать правду о самих себе? О том, что вы громко возмущаетесь последствиями и не хотите задуматься об их причинах? Кто, как не вы сами выбираете и поддерживаете бандитскую власть, которая вас же обворовывает и насилует? Вам хочется чувствовать себя частью великой державы, и вы не хотите замечать, что это величие - миф? Вот уже целый век Россия живет в крови и во лжи. А вам всё хочется верить, что в ваших бедах виноват кто-то чужой. Вам так проще и спокойнее? Это госдеп развалил вашу промышленность, уничтожил науку, разрушил систему образования, убил медицину? Какие враги погнали вас воевать в Афганистан, в Чечню, в Сирию, в Украину?
Как и двести лет тому назад и к Бунину, и к Пастернаку, и к Солженицыну, и к Бродскому, и к Алексиевич применима всё та же горькая истина: "Чёрт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!" (4)
МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ СОЛЖЕНИЦЫНА
Александр Исаевич Солженицын был удостоен за своё творчество множества престижных премий и наград:
1969 год (зима 1968-1969) - награждён премией французских журналистов за лучшую иностранную книгу.
1970 год - Нобелевская премия по литературе.
31 мая 1974 года - вручение премии Союза итальянских журналистов "Золотое клише".
Декабрь 1975 года - французский журнал "Le Point" объявил Солженицына "человеком года".
1983 год - Темплтоновская премия за успехи в исследовании или открытия в духовной жизни.
Декабрь 1990 года - Государственная премия РСФСР в области литературы - за "Архипелаг ГУЛАГ".
Весной 1995 года вручена Литературная премия имени итальянского писателя-сатирика Виталиано Бранкати.
1998 год - Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова - "за выдающийся вклад в развитие русской литературы, русского языка и российской истории" (вручена 2 июня 1999 года).
1998 год - Орден Святого апостола Андрея Первозванного - за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой вклад в мировую литературу. От награды отказался ("...от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу).
1998 год - от имени РПЦ писатель награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского.
13 декабря 2000 года - награждён Большой премией Французской академии моральных и политических наук (Института Франции).
2003 год - Почётный доктор МГУ имени М.В. Ломоносова.
2004 год - орден Святого Саввы Сербского 1-й степени (высшая награда Сербской православной церкви); вручена 16 ноября 2004 года.
2004 год - лауреат национальной премии "Россиянин года" в номинации "Духовный лидер".
2006 год - Государственная премия Российской Федерации - "за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности".
2007 год - Премия Фонда "Живко и Милица Топалович" (Сербия) (вручена 7 марта 2008 года): "великому писателю и гуманисту, чья христианская правдивость дарит нам храбрость и утешение".
2008 год - Большой крест ордена Звезды Румынии (посмертно).
2010 год - премия "Информационный лидер двадцатилетия" (1994) "Эхо Москвы".
Произведения Солженицына получили высокую оценку со стороны всемирно известных писателей, поэтов, литературоведов и философов.
"Я помню разговор с Ахматовой, в котором участвовали Найман и я. Мы как раз обсуждали "Один день Ивана Денисовича", - я уж не помню, о чем мы говорили, - и Найман высказывался, что ему не очень нравится это художественное произведение. Анна Андреевна оборвала его и сказала: "Что это значит - нравится, не нравится? Это произведение, которое должны прочесть двести пятьдесят миллионов". Того же мнения и я". И.А. Бродский. (22)
"Его можно отнести к наиболее выдающимся личностям ХХ века, по судьбе, по трагедии, по тому, что сделал этот человек". А. О. Баумейстер, доктор философских наук (23).
"Последний русский классик, великий русский человек, доказавший своей судьбой, что русская судьба может быть победоносной. Мы же не любим победителей. У нас писатель должен спиться, повеситься, его должны расстрелять, сгноить в лагерях, в доме для престарелых, как Шаламова. А Солженицын не только выжил, но и победил". П. В. Басинский, историк литературы, кандидат филологических наук (24).
"Слово ГУЛАГ стало нарицательным благодаря Солженицыну. Из неуклюжей советской аббревиатуры - Главное управление исправительно-трудовых лагерей - писатель создал эмблему и припечатал ею, как каиновой печатью, самую гигантскую машину уничтожения за всю историю человечества". К.А. Кедров, поэт, доктор философских наук (24).
"Александр Исаевич, конечно, был образцом человека чести и цели. Никакой праздности. Дело, дело, дело. Даже когда в дружеской компании встречались, всегда сразу говорил: "Вот есть у меня полчасика, потолкуем, и надо бежать работу заканчивать... Без сомнения, Солженицын - продолжатель традиций русской классической литературы. Как и у Фёдора Михайловича, его тема - надо начинать с себя. К этому призывал и сам так жил. Всегда оставался верен своим нравственным понятиям". Ю.П. Любимов, режиссёр (24).
"Главная миссия Солженицына состоит в том, чтобы предупредить о нашествии зла, и тут он абсолютно прав. Для многих, живущих на Западе это не очень-то приятно, вот почему они всячески пытаются его принизить. Они тщатся доказать, что он плохой писатель, отмахнуться от него, списав все на эстетику, а здесь неприменимы эстетические критерии. На самом деле Солженицын эпический писатель, в том смысле, что в его книгах можно найти образцы любого жанра. Он берет ту литературную форму, которая оказалась под рукой, ибо рассказываемое им подавляет. Я думаю, мы все, и на Западе, и на Востоке, многим ему обязаны. (Из интервью М. Гроссу, 1981 г.)
<...>
Мне кажется, советская власть обрела в Солженицыне своего Гомера. Он сумел открыть столько правды, сумел сдвинуть мир с прежней точки. <...> Но за ним ведь стоят миллионы загубленных. И сила человека, который остался жив, соответственно возрастает. Это уже не только он - это они. (Из интервью С. Биркертсу, 1982 г.)
<...>
БРОДСКИЙ: Для меня Александр Исаевич - это совершенно замечательный писатель, чьи книги должны прочесть все триста миллионов людей, проживающих в Советском Союзе.
КОВАЛЕНКО: Сейчас готовится семитомное собрание его сочинений, кажется, миллионным тиражом.
БРОДСКИЙ: Я чрезвычайно этому рад. Но миллионным - мало. (Из интервью Ю. Коваленко, 1990 г.)" (22)
"Солженицын оказался неугодным всем современным идеологическим лагерям. Давайте разберём этот пасьянс. Солженицын неугоден всем главным идеологическим направлениям. В первую очередь он конечно неугоден тем, кто ностальгирует по Советскому Союзу и коммунизму. Здесь он "литературный власовец", "предатель родины".
<...>
Вторая группа, назовём их такими кондовыми западниками, им тоже не нравится Солженицын. Когда Солженицын очутился на Западе, в 1974 году, в начале он давал много интервью, выступал в Цюрихе, в Париже, в Лондоне, потом в Соединённых Штатах, вдруг неожиданно этот борец за свободу, борец с коммунизмом, стал превращаться в критика Запада. Его оценки очень прозорливы, очень тонки. Всё, что говорит о Западе Солженицын, крайне актуально.
<...>
Третья группа, это группа, которую можно назвать писателями, литераторами, публицистами. Он называл их "образованцами". Они не могли простить ему его позиции великого писателя. Например, там, Бенедикт Сарнов. На "Радио Свобода" у него есть беседа о деградации Солженицына: "Это значит, вот, борец за свободу, борец со сталинизмом вдруг становится певцом авторитарной системы, тоталитарной системы, и вообще становится таким великим, раздутым - он пророк, он Моисей..." Я бы хотел спросить, а что здесь плохого? Человек заслужил такую свою позицию. Он выстрадал свою позицию многими годами риска, борьбы один на один со страшной системой. И если человек знает себе цену, как знал себе цену Достоевский, Толстой, как знал себе цену Пушкин, как знал себе цену Диккенс или Гёте. Это сознание лилипутов, или черни, которым ненавистны выдающиеся личности. Чернь, которая терпеть не может великих личностей. Это третья идеологическая группа.
И, наконец, четвёртая, это мои соотечественники, украинские интеллектуалы. Они тоже терпеть не могут Солженицына. Потому что, когда ещё был Советский Союз, вышла его брошюра "Как нам обустроить Россию", и в других поздних его публикациях (он вернулся в Россию в 1994 году), он желал сохранения России, Украины и Белоруссии, это его выстраданная позиция. Он с Кубани, у него половина украинской крови.
<...>
Таким образом получается, что Солженицын неугоден никому. Неугоден литературной черни, неугоден западникам, неугоден ностальгирующим по Советскому Союзу, неугоден многим чиновникам современной России, неугоден интеллектуалам нынешней Украины. Вот это судьба великого человека". А. О. Баумейстер, доктор философских наук (23).
ЗА КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОЛЖЕНИЦЫНУ БЫЛА ПРИСУЖДЕНА НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ?
Поскольку далеко не все читатели, особенно молодые, имеют достаточно отчётливое представление о произведениях Солженицына, за которые Нобелевский комитет присудил ему премию в 1970 году, считаю необходимым привести краткое описание сюжета и главной идеи повести "Раковый корпус" и романа "В круге первом". С этой целью обращаюсь за помощью к писателю, журналисту и литературоведу Дмитрию Быкову:
"Что касается уникальности случая Солженицына с его Нобелем, он получил Нобеля, когда о "ГУЛАГе" не знал никто. Книга тайно переправлялась за границу, но отмашки печатать её Солженицын не давал, потому что после этого его пребывание в СССР сделалось бы невозможным.
<...>
Солженицын получил Нобелевскую премию, которая и гарантировала ему жизнь и свободу, потому что Нобелевский лауреат - это особый статус.
И гарантировала ему жизнь и свободу всего за восемь лет его художественного творчества. Он печатался с 1962 года и к 1970-му уже стал Нобелевским лауреатом. Хотя писал он к тому времени примерно всю жизнь. Печатался очень недолго и главные его тексты были далеко ещё не опубликованы. На Западе знали только его художественную литературу, а именно: десяток рассказов, среди них, конечно, "Один день Ивана Денисовича", ставший мировой сенсацией в ноябре 1962 года, затем "Раковый корпус", который, я думаю, доставил ему наибольшую всемирную славу, ... и "В круге первом", роман, который имел огромный резонанс, но прежде всего в России, потому что проблематика его русская.
Мне многие иностранцы говорили о том, что эта история, этот роман, или как сам Александр Исаевич считал, повесть ("Раковый корпус", - Дж.Р.), она стала основой литературной славы Солженицына в мире. Даже не "ГУЛАГ". Потому что Солженицын, как всякий крупный писатель, равен своему противнику. Когда он выходит на советскую власть, он, конечно, грандиозен, ну просто потому, что он вступает в поединок со смертью.