Ложь коммунистов про счастливое детство в стране советов, пожалуй, самая мерзкая из всего, что вот уже больше века брешет их пропаганда.
Федор Михайлович Достоевский словами Ивана Карамазова поставил перед всем миром трудный нравственный и философский вопрос: стоит ли высшая гармония "слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка"?
Иван так отвечает на свой вопрос: "Лучше уж я останусь при неотомщенном страдании моем и неутоленном негодовании моем, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно".
При этом Иван имел в виду всемирную гармонию, обещанную всемогущим богом, создавшим этот "лучший из миров".
Большевики с Иваном Карамазовым категорически несогласны. Они всегда были готовы оплатить иллюзорное "светлое будущее" (даже не всемирное, мировая революция оказалась большевикам не по силам, а только лишь в одной, отдельно взятой стране) страданиями и жизнями несметного числа ни в чем не повинных детей. Детишек истребляли миллионами, а вот "светлое будущее" у них так и не получилось. Однако и сегодня находятся многочисленные плакальщики по сгнившему и развалившемуся совку, готовые искать оправдания чудовищным злодеяниям большевиков-коммунистов.
А современные коммунисты до сих пор твердолобо утверждают, что именно они знают, как построить счастливое и справедливое общество на земле - дайте только еще раз попробовать! Вроде, пробовали уже, и не один раз - в СССР, в Китае, в оккупированных после Второй мировой войны странах Восточной Европы, во Вьетнаме, в Камбодже, в Северной Корее, на Кубе - результат везде был один и тот же. Но число фанатиков Сталина и сталинизма только растет. (Дж. Ренко, "Империя лжи. За детство счастливое наше", https://proza.ru/2020/06/28/1542)
1918 год. Вспоминает баронесса Мария Дмитриевна Врангель:
"Питалась я в общественной столовой с рабочими, курьерами, метельщицами, ела темную бурду с нечищенной гнилой картофелью, сухую, как камень, воблу или селедку, иногда табачного вида чечевицу, или прежуткую пшеничную бурду, хлеба 1 фунт в день, ужасного из опилок, высевок, дуранды и только 15% ржаной муки. Что за сцены потрясающие видела я в этой столовой - до сих пор они стоят у меня перед глазами! Сидя за крашеными черными столами, липкими от грязи, все ели эту тошнотворную отраву из оловянной чашки, оловянными ложками. С улицы прибегали в лохмотьях синие от холода, еще более голодные женщины и дети. Они облипали наш стол, и, глядя помертвелыми, белыми глазами жадно вам в рот, шептали: "тетенька, тетенька, оставьте ложечку", и только вы отодвигали тарелку, они, как шакалы, набрасывались на нее, вырывая друг у друга, и вылизывали её дочиста. <...> А народ мер и мер, как мухи. 30 тыс. гробов в месяц не хватало, брали напрокат". (Баронесса М.Д. Врангель, "Моя жизнь в коммунистическом раю")
Июль 1919 года. Вспоминает поэтесса и писательница Зинаида Николаевна Гиппиус:
"На рынках облавы, разгоны, стрельба, избиения.
Сегодня избивали на Мальцевском. Убили 12-летнюю девочку. (Сами даже, говорят, смутились.)
Чем объяснить эти облавы? Разве любовью к искусству, главным образом. Через час после избиений те же люди на тех же местах снова торгуют тем же. Да и как иначе. Кто бы остался в живых, если б не торговали они - вопреки избиениям? <...>
Вчера видела на улице, как маленькая, 4-летняя девочка колотила ручонками упавшую с разрушенного дома старую вывеску. Вместо дома среди досок, балок и кирпича - возвышалась только изразцовая печка. А на валявшейся вывеске были превкусно нарисованы яблоки, варенье, сахар и - булки. Целая гора булок.
Я наклоняюсь над девочкой.
- За что же ты бьешь такие славные вещи?
- В руки не дается! В руки не дается! - с плачем повторяла девочка, продолжая колотить и топтать босыми ножками заколдованное варенье. <...>
Арестовали двух детей, 7 и 8 лет. Мать отправили на работы, отца неизвестно куда, а их, детей, в Гатчинский арестный приют. Это такая детская тюрьма, со всеми тюремными прелестями, "советские дети не для иностранцев", как мы говорим. Да, уж в этот приют "европейскую делегацию" не пустят (как, впрочем, и ни в какой другой приют, для этого есть один или два "образцовых", т. е. чисто декорационных).
Тетка арестованных детей (ее еще не арестовали) всюду ездит, хлопочет об освобождении - напрасно. Была в Гатчине, видела их там. Плачет: голодные, говорит, оборванные, во вшах.
Любопытная это вообще штука - "красные дети". Большевики вовсю решили их для себя "использовать". Ни на что не налепили столь пышной вывески, как на несчастных совдепских детей. Нет таких громких слов, каких не произносили бы большевики тут, выхваляя себя. Мы-то знаем им цену и только тихо удивляемся, что есть в "Европах" дураки, которые им верят.
Бесплатное питание. Это матери, едва стоящие на ногах, должны водить детей в "общественные столовые", где дают ребенку тарелку воды, часто недокипяченной, с одиноко плавающим листом чего-то. Это посылаемые в школы "жмыхи", из-за которых дети дерутся, как звереныши". (Зинаида Гиппиус, "Дневники, воспоминания", https://gippius.com/doc/memory/)
"По информации М.И. Калинина, в 1923 году в советском государстве насчитывалось свыше 5,5 млн бесприютных, безнадзорных и брошенных детей". (Дж. Ренко, "100 лет над пропастью во лжи. Часть 1. Ленин", https://proza.ru/2016/10/14/173)
"Гражданская война вывела в беспризорники рекордное число детей - 7 миллионов. Из них около 5 миллионов - сироты.
В газете "Правда" за 14 февраля 1926 года опубликована статья под названием "Беспризорные". В статье указывается, что в 1922 году под контролем государства находилось 600 тысяч беспризорных детей. Судьбу остальных автор статьи не отслеживал. (Н.К. Сванидзе, М.С. Сванидзе, "Погибель империи. Наша история. 1913-1940. Эйфория", М., АСТ, 2019)
"В Москве при В.Ч.К. существует особый штаб "проституток". Специально используются дети 12-14 лет, которые за свою работу получают деньги, подарки, сладости. Сотням предлагают купить свою жизнь, приняв на себя функции тайных агентов Ч.К. Сколько трагедий на этой почве!" (С.П. Мельгунов, "Красный террор в России", М., Вече, 2017)
"С отцом Николаем Пискановским, причисленным впоследствии Зарубежной Русской православной церковью к собору новомучеников, Лихачев познакомился в карантинной роте. На верхних нарах там лежали больные, а под самыми нижними жили "вшивки". Так называли детей, которые проиграли с себя всю одежду, не выходили на поверки и не получали еды. Жили они на подачки. Когда они умирали, их складывали в ящики и увозили. Эти дети - беспризорники, лишившиеся родителей в Гражданскую войну. Они спали в асфальтовых котлах, мотались по стране в товарных поездах. Потом их отлавливали в рамках знаменитой кампании по борьбе с беспризорностью и многих отправляли на Соловки. Лихачев пишет: "Мне было так жалко этих "вшивок", что я ходил как пьяный"". ( "Исторические хроники с Николаем Сванидзе. 1913-1933", электронная библиотека Royallib.com)
"События семнадцатого года и гражданская война выплеснули в море скитальчества миллионы детей. Свирепые эпидемии, перекатываясь по лицу ослабевшей страны, обеспечили весомую долю сиротства.
<...>
Надежда Константиновна Крупская на встрече с московскими педагогами в начале двадцатых чистосердечно призналась, что "детская беспризорность - одна из издержек революции". "Издержки - семь миллионов детей, кочующих в ящиках под товарными вагонами, умирающих от голода и тифа на улицах городов и вокзальных площадях, теряющих человеческий облик! Скромно сказано! Тем не менее признание всё-таки прозвучало. (В двадцать девятом - подобное откровение, да ещё публичное - абсолютно исключалось.)
Эта несчастная и ожесточившаяся армия обездоленных, добывая средства к существованию, действовала ошеломляюще нагло и изобретательно. Одно только слово "беспризорник" вызывало трепетный страх обывателя и головную боль у милиции. Число уголовных дел на беспризорников-малолеток катастрофически увеличивалось: в 1920 году таковых было 12 500, 1925-й выдал уже 32 635. Беспризорник - враг, он опасен, он - социальное зло! Просивших хлеба шпыняли - "отстань", "пошел вон!" Пойманных воришек мордовали жестоко, случалось - забивали насмерть. Дети отвечали достойно, заражая своей злобой, голодом, сиротством: "Попробуй, поживи с моё!" <...>
Ими (беспризорниками. Дж.Р.) занялся Совет охраны детей при Наркомпросе, состоявший из представителей наркоматов здравоохранения, просвещения, внутренних дел, социального обеспечения. Руководил Советом Феликс Дзержинский. В конце 1920 года он отправляет А. Калинину - уполномоченную Моссовета - в освобождённые от белогвардейцев юго-восточные районы Европейской России, чтобы выяснить, в каких условиях находятся там дети. Вернувшись в Москву, она вручила Дзержинскому красноречивый отчёт: "Война, голод и эпидемии с каждым часом всё больше и больше уносят в могилу отцов и матерей. Количество сирот и беспризорных детей растёт с ужасающей быстротой. Дети, как это наблюдается во всех не только голодающих, но и производящих губерниях... десятками ходят голодные, холодные по миру за подаяниями, научаются разврату, обворовывают и наводят панику и ужас на сёла и деревни..."
Дети стихийно тянулись на юг, где тепло и сытно, они объединялись, создавали настоящие эшелоны, располагаясь на больших узловых станциях целыми лагерями. Этот детский поток растёт изо дня на день и принимает угрожающий характер. "В поисках выхода из этого положения начальник эвакопункта Кавказского фронта издал совершенно недопустимый приказ: поставить заслон и не пропускать ни одного ребёнка в пределы Кавказа. Такие же заслоны встречали детей на Дону и в других местах. Ребёнок попадает тут, как в западню, и, куда бы ни повернулся, наталкивается на оружие. Он дичает, становится похож на зверёныша, начинает искать средства, чтобы прорвать эту сеть любым способом, даже оружием".
В приютах многих губерний детям жилось немногим лучше - они страдали от голода и холода, чесотки. Детские дома, рассчитанные на 50 детей, брали и 150, и 200 - не выбрасывать же ребёнка на улицу! Они спали по 6-8 человек на одной кровати, ели из консервных банок, руками. Не было даже тряпья на обмотки: ходили босиком, обмораживали ноги...
<...>
"ПРИКАЗ
Всероссийской Чрезвычайной Комиссии N 23
Москва, 27 января 1921 г.
Всем органам на местах (ЧК, ОО и ТЧК).
Президиум ВЦИК на заседании от 27/1 1921 года постановил организовать при ВЦИК Комиссию по улучшению жизни детей. Положение детей, особенно беспризорных, тяжелое, несмотря на то, что советская власть не щадила для этого ни средств, ни сил". (С.Д. Гладыш, "Дети большой беды", М., Издательский дом "Звонница", 2004)
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не щадила ни средств, ни сил, чтобы сделать этих детей беспризорными. Обратите внимание на то, что это уже 1921 год, число беспризорных детей угрожающе растет вот уже целых три года, а советская власть только сейчас удосужилась обратить на это внимание. Сколько детей погибло за это время? Да и насколько действенны были меры, которые могла предпринять эта комиссия?
Автор этой книги, Светлана Дмитриевна Гладыш, после откровенного признания о том, что беспризорников в стране было 7 миллионов, практически всю книгу посвятила описанию заслуг попечителя "коммун" для беспризорных детей Феликса Дзержинского, а также будущих замечательных достижений воспитанников этих "коммун", вернее одной из них, находившейся под особым покровительством главного чекиста - Болшевской трудкоммуны N 1.
При этом, на фоне славословий хозяину пыточно-расстрельного ведомства и его трудкоммуны, литературная дама ни словом не обмолвилась ни о том, по чьей вине несчастные дети остались без родителей, ни о судьбах остальных 6 миллионов 900 тысяч беспризорников, кому места в заведениях Дзержинского и Макаренко не нашлось.
Вот еще несколько интересных пассажей из этого тенденциозного труда:
"Три года напряженной борьбы на внешних фронтах не дали возможности, однако, сделать всего необходимого в этой области для обеспечения и снабжения детей и окружения их исчерпывающей заботой.
Приходилось сплошь и рядом передавать заботу о детях людям, которые оказывались врагами пролетарской революции, чуждыми ей и пролетарским детям, сплошь и рядом в этих детях не только не развивали коммунистических идей и чувств, но обкрадывали их и лишали их того, чем советская власть при общих тяжелых условиях не жалела снабдить детей, и оставляли их без призора и забот".
<...>
"Дзержинский увлёк работой всех: профсоюзы, комсомол, женотделы, а также представителей охраны труда детей и Высшего совета физической культуры. Деткомиссия поручила народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции выяснить, как живут, чем питаются дети России. Результат обследования оказался весьма печален: школы, детские сады, ясли, детские дома, колонии, приёмники, детские столовые - всё оставляло желать лучшего. Почти во всех губерниях РСФСР". (Почему-то это совершенно не удивляет. - Дж.Р.)
"Ждала голодных детей и столица. (Что значит "и столица"? А ещё кто их ждал? Дж.Р.)
"По поручению Дзержинского и Москве освободили много особняков и отдали под детские дома. Для детских домов не хватало столов, скамеек, кухонной утвари и столовой посуды. Дзержинский лично следил за устройством и оборудованием детских домов, за снабжением их всем необходимым: мебелью, посудой, одеждой, бельём, обувью, топливом, продуктами питания". - Жена Дзержинского, Софья Сигизмундовна, вспоминает, что Феликс Эдмундович постоянно бывал в детских домах, садиках и приютах Москвы, пробовал еду, смотрел, в каком состоянии стены и полы, интересовался, есть ли жалобы. Посетив Успенский приют, он записал у себя в блокноте:
"...Вобла, рыба - гнилые.
Сливочное масло - испорчено.
Жалоб в центре не имеют права (подавать).
Хлеба и продуктов меньше (чем полагается) выделяют.
В другой записке...:
"Ясли Басм(анный) район.
Приют на Покровке. Не хватает кроватей. Холодно.
25 грудных детей - одна няня.
На общем столе кухарка и заведующая".
Или:
"120 тысяч кружек, нужно сшить 32 тыс. ватных пальто, нужен материал на 40 тыс. детских платьев и костюмов, нет кожи для подошв к 10 тыс. пар обуви".
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Интересно, сшили эти ватные пальто? Нашли материал для детских платьев и костюмов? Кожу для подошв к 10 тыс. пар обуви? Вопросы, конечно, риторические. Но остается и еще один не прозвучавший вопрос: этого должно хватить на 7 миллионов беспризорных детей?
Питомцы этих детских учреждений сотнями умирали от недоедания, холода и болезней. Так в одном из московских приютов умерла дочь поэтессы Марины Цветаевой Ирина, прокормить которую самостоятельно мать была не в силах.
Но вот прошло два года. В какой мере была решена большевиками проблема беспризорных детей?
"В 1923 году "Известия" печатают обращение ВЦИК к народу.
"ВСЕ НА ПОМОЩЬ ДЕТЯМ
Обращение комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей.
Ко всем трудящимся СССР, Исполкому Коминтерна,
Профинтерну, Коминтерну молодёжи, Межрабпрому
<...>
Несколько миллионов детей-сирот требуют немедленной реальной помощи.
Детская беспризорность, часто выявляющаяся в самых уродливых, ужасающих формах - как детская преступность, проституция - угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями и заставляет бить тревогу.
Существующая сеть детских учреждений не в силах вместить всей армии беспризорных детей, для открытия же новых не хватает средств.
Более того: и существующие учреждения, дающие приют более чем миллиону детей-сирот, недостаточно обеспечены самым необходимым - как диетпитание, бельё, обувь, оборудование и т. п.
Кроме указанного кадра беспризорных детей, имеется ещё большой контингент нуждающихся в помощи детей, имеющих родителей или родственников, но хозяйственная мощь которых разрушена войной и голодом (инвалиды, беженцы войны и голода, безработные); им тоже нужна скорая действительная помощь.
Кроме того, всем детям вообще нужна организованная медицинская помощь. Различные эпидемические заболевания косят детей. Как и до войны, так, к нашему глубокому сожалению, и теперь ещё детская смертность чрезвычайно, а местами угрожающе велика.
<...>
Учитывая это тяжёлое положение громадного числа детей и все грозные последствия его, Деткомиссия ВЦИК, организуя совместно с Наркомпросом и Наркомздравом, при деятельном участии партийных и профессиональных организаций, с 30 апреля по 6 мая с. г. "Неделю беспризорного и больного ребёнка", обращается ко всем рабочим и крестьянам и всем трудящимся Советской республики с горячим призывом прийти во время её на помощь детям.
Не стесняйтесь ни формой, ни размером вашей помощи. Помните, что только общими объединёнными усилиями широких рабоче-крестьянских масс мы можем выйти с честью из борьбы на этом тяжёлом фронте детской беспризорности. <...>
Председатель комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей Ф. Дзержинский
"Известия", N 71, 31 марта 1923 г."
Защитить... Уберечь... Сердце Дзержинского целиком принадлежало детям. <...> Для Дзержинского невыносимо было видеть детей-узников".
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Подобные пропагандистские перлы звучат просто издевательски.
Голодный, озябший ребёнок готов идти за любым, кто накормит его горячим супом и спрячет от дождя. Увы, рука дающего не всегда чиста и бескорыстна: тысячи беспризорников попадали подобным образом в воровские малины, начинали работать на своих спасителей - вынужденно, а порой и добровольно. Всё чаще среди арестованных бандитов, убийц оказывались дети и подростки.
<...>
На коллегии ОГПУ чекисты решали, как поступать с малолетками - помощниками воров-домушников и бандитов. <...> ... тогда-то и решили организовать под Москвой исправительно-воспитательную колонию для малолетних. Она назвалась коммуной".
<...>
Место для коммуны отвели "... недалеко от Москвы, в одной версте от станции Болшево по Северной железной дороге. На большом куске бывшей барской земли... развернулась своими корпусами фабрик и мастерских, и общежитий Трудкоммуна ОГПУ".
<...>
Болшевцы обеспечивали страну лыжами, коньками, спортивными ботинками (60% от того, что производилось в СССР!)"
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Да, много всего хорошего производилось в СССР, если вклад одной детской колонии составлял больше половины этого производства!
Эта колония стала очередной "потёмкинской деревней", посредством которых большевики дурачили остальной мир.
Широко распропагандирована и другая детская колония под командованием А.С. Макаренко - коммуна им. Дзержинского.
"Более трёх тысяч ребят перевоспитала трудовая коммуна им. Дзержинского. <...> Более трёх тысяч имен... - огромная книга судеб". (С.Д. Гладыш, "Дети большой беды", М., Издательский дом "Звонница", 2004)
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: На многие миллионы сирот-беспризорников - капля в море. Есть чем гордиться.
1926 год. О проблеме беспризорных детей наконец вспомнил и большевистский холуй - поэт Владимир Маяковский:
БЕСПРИЗОРЩИНА
Эта тема
еще не изоранная.
Смотрите
котлам асфальтовым в зев!
Еще
копошится
грязь беспризорная -
хулиганья бесконечный резерв.
Сгинули мать
и отец
и брат его
в дни,
что волжский голод прорвал.
Бросили их
волгари с-под Саратова,
бросила их
с-под Уфы татарва.
Детей возить
стараемся в мягком.
Усадим их
на плюшевом пуфе.
А этим, усевшимся,
пользуясь мраком,
грудные клетки
ломает буфер.
Мы смотрим
своих детишек
в оба:
ласкаем,
моем,
чистим,
стрижем.
А сбоку
растут болезни и злоба,
и лезвие финки
от крови рыжо.
Школа -
кино америколицее;
дав
контролерше
промежду глаз,
учится
убегать от милиции,
как от полиции
скачет Дуглас.
Таких
потом
не удержишь Мууром -
стоит,
как в море риф.
Сегодня
расти
деловито и хмуро
столбцы
помогающих цифр!
Привыкшие
к щебету ангела-ротика,
слов
беспризорных
продумайте жуть:
"Отдайте сумку, гражданка-тетенька,
а то укушу,
а то заражу".
Меж дум,
приходящих,
страну наводня,
на лоб страны,
невзгодами взморщенный,
в порядок года,
месяца,
дня
поставьте лозунг:
- Борьба с беспризорщиной.
(Владимир Маяковский, 1926)
1928 - 1929 годы. Из воспоминаний о судьбах детей-беспризорников в Соловецком лагере доктора филологических наук, профессора Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
"Должен сказать, что я знал остальную часть лагеря очень плохо: только в моих пеших командировках для собирания сведений о подростках, которых необходимо было определить в Детколонию, вскоре переименованную в Трудколонию и печально известную в связи с посещением Соловков Максимом Горьким в 1929 г.
<...>
Он (Александр Николаевич Колосов. Дж.Р.) дал идею создания в Соллагере Детской колонии - для несовершеннолетних преступников - и спас, хотя и не перевоспитал, с помощью своих сотрудников сотни бывших беспризорников. Это началось в 1928 г., и наша Детколония была первой такого рода и такого масштаба в Советском Союзе.
<...>
Почему необходимо было собирать детей на месте? Почему нельзя было в то время вызвать их из тех рот, "командировок", пунктов, где они находились, пользуясь их личными делами, находившимися в УСЛОНе в Адмчасти? Потому, что с учетом в лагере существовал удивительный беспорядок. Подростки, которых собирали на вокзалах, по улицам из асфальтовых котлов, из ящиков под пассажирскими вагонами и т.д., каждый раз при опросах называли себя иными фамилиями, проигрывали в карты малые сроки и меняли их на большие, имели одинаковые приметы, если эти приметы заносились в дело. Мне приходилось уговаривать подростков не менять своих фамилий, пока их не заберут в колонию. Но они боялись колоний, подозревали обман, и поэтому только часть их, отбранных для колонии, попадали туда. Но зато, когда колония стала действовать и слух о хороших условиях в ней прошел по островам, подростки стали охотно соглашаться поступить туда, и мне уже пришлось меньше ходить за ними и записывать о них сведения". (Д.С. Лихачев, "Из "Воспоминаний"", в сборнике "Русская Голгофа", М., Независимое издательство "Пик", 2007)
Возвращаемся к Болшевской трудкоммуне. Вот какую оценку этой организации дал И.Л. Солоневич в своей замечательной книге "Россия в концлагере":
"Болшево - это в высокой степени образцово-показательная подмосковная колония беспризорников или, точнее, бывших уголовников, куда в обязательном порядке таскают всех туриствующих иностранцев и демонстрируют им чудеса советской педагогики и ловкость советских рук. Иностранцы приходят в состояние восторга, тихого или бурного, в зависимости от темперамента. Бернард Шоу пришел в состояние бурного.
<...>
Нашёлся только один прозаически настроенный американец, если не ошибаюсь, профессор Дьюи, коорый поставил нескромный и непочтительный вопрос: насколько целесообразно ставить преступников в такие условия, которые совершенно недоступны честным гражданам страны.
Условия действительно были недоступны. Колонисты работали в мастерских, вырабатывавших материал для "Динамо" и оплачивались специальными бонами - был в те времена такой специальный ГПУский внутреннего хождения рубль, ценностью приблизительно равный торгсиновскому. Ставки же колебались от 50 до 250 рублей в месяц. Из "честных граждан" таких денег не получал никто, фактическая зарплата среднего инженера была раз в 5-10 ниже фактической зарплаты бывшего убийцы.
Были прекрасные общежития. Новобрачным полагались отдельные комнаты. В остальной России новобрачным не полагается даже отдельного угла.
<...>
На перековку колонисты были натасканы идеально. Это был отбор из миллионов, от добра добра не ищут, а за побег из Болшево или за "дискредитацию" расстреливали без никаких разговоров". (И.Л. Солоневич, "Россия в концлагере", Минск, Современная школа, 2010)
В этой же книге Солоневич описывает другое социалистическое учреждение для беспризорников на "Чертовой куче" в Беломорско-Балтийском лагере:
"... десятка два грубо сколоченных бревенчатых бараков, тщательно и плотно обнесенных проволочными заграждениями - это и есть "второе Болшево". "Первая детская трудовая колония ББК".
Дождь продолжается. Мои ноги скользят по мокрым камням, того и гляди поскользнешься и разобьешь себе череп об острые углы гранитных осколков. Я иду, осторожно балансируя и думаю, какой это идиот догадался всадить в эту гиблую трясинную дыру детскую колонию, 4 тысячи ребят в возрасте от 10 до 17 лет. Не говоря уж о территории всей шестой части земной суши, подвластной Кремлю, неужели и на территории ББК не нашлось менее гиблой дыры?
<...>
"Ликвидация беспризорности" встает передо мною в каком-то новом аспекте. Да, их здесь ликвидируют, ликвидируют, "как класс".
И никто не узнает,
Где могилка моя.
Не узнает действительно никто.
<...>
...это же дети, черт возьми. Правда, они воры, в чем я через час убедился еще один, совершенно лишний для меня раз, правда, они алкоголики, жулики, кандидаты в профессиональные преступники, но ведь это все-таки дети, черт побери. Разве они виноваты в том, что революция расстреляла их отцов, уморила голодом их матерей, выбросила их на улицу, где им оставалось или умирать с голоду, как умерли миллионы их братьев и сестер, или идти воровать. <...> Разве они, эти дети, виноваты в том, что партия проводит коллективизацию деревни, что партия объявила беспризорность ликвидированной, что на семнадцатом году существования социалистического рая их решили убрать куда-нибудь подальше от посторонних глаз. Вот и убрали. Убрали на эту Чертову кучу, в приполярные трясины, в цингу, туберкулез.
Я представил себе бесконечные полярные ночи над этими оплетенными колючей проволокой бараками и стало жутко. Да, здесь-то уж эту беспризорность ликвидируют в корне. Сюда-то уж мистера Бернарда Шоу не повезут.