Следующей после Беломорканала коммунистической "стройкой века" стал канал Москва-Волга, впоследствии переименованный в канал имени Москвы.
"А в середине 30-х годов развернулось строительство канала Москва-Волга, где объем работ в семь раз превышал объем на Беломорканале. Соответственно и полегло там народу в несколько раз больше". (В.Д. Николаев, "Сталин, Гитлер и мы", М., ТЕРРА - КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2005)
"При строительстве канала использовался труд заключённых - 14 сентября 1932 для строительства канала был создан "Дмитлаг", просуществовавший более пяти лет. Количество заключённых на строительстве канала достигало 196 тысяч человек, среди них было зафиксировано в больницах 22 842 смерти, кроме того, люди умирали на рабочих местах или были расстреляны. Игорь Кувырков, сотрудник Долгопрудненского историко-художественного музея, оценил число заключённых, прошедших через стройку канала, в 600-700 тысяч.
<...>
Общая длина канала - 128 км. Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а "энергетический": вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням (четыре высотой по 8 м, а одна - первая - высотой 6 м); на концах ступеней размещены шлюзы.
<...>
17 апреля 1937 года - заполнение водой всей трассы канала Москва - Волга". ( "Канал имени Москвы", статья из Википедии)
Это были выдержки из официальной статьи в Википедии. А вот что пишет о строительстве канала Москва-Волга Валентин Иванович Симоненков, человек, непосредственно общавшийся с людьми, выжившими на этой стройке, напоминавшей рытьё каналов армиями рабов в древнем Египте:
"Моя трудовая карьера рабочего началась в 1947 году в Тушино, на заводе номер 500 с поселения меня в общежитие на Заводской улице, дом 7а в бывшем бараке Химлага, в котором доживали свой век доходяги, последние из могикан освобождённые зеки, бывшие строители канала Москва-Волга. Всех бывших зеков должны были выселить за сто первый километр от Москвы, но некоторые временно зацепились за подмосковный городок Тушино, проживая в своих химлаговских бараках. Прожив с ними в одной комнате около двух лет, я проникся болью к тем, кто попал в те страшные сталинские жернова.
Коллективы научных тюрем-шарашек как детище органов НКВД, даже все вместе взятые, меркнут по сравнению с гигантской спецтюрьмой, порождённой генеральным комиссаром госбезопасности Генрихом Ягодой (Иегудой Енох Гершоновичем) в форме строительства канала Москва-Волга.
Организованное приказом Г. Ягоды номер 889 от 14 сентября 1932 года лагобъединение ОГПУ Дмитлаг покрыло своими концлагерями, как метастазами, всё расстояние от Иваньковского водохранилища до Москвы. Одной из таких метастаз и был тушинский Химлаг.
Для создания массивных берегов канала в форме дамб требовалось переместить астрономическое количество грунта. Только при сооружения водохранилища, возле деревни Хлебниково, из котлована вручную было вынуто более двух миллионов кубометров грунта и перемещено на тачках в насыпи дамбы. При строительстве плотины Химкинского водохранилища заключённые на своих тачках навозили гору грунта высотой тридцать четыре метра, создавая дамбу длиной более полутора километров. В котлованах одновременно работали тысячи заключённых, и для обеспечения нормального функционирования потоков с тачками стояли специальные регулировщики.
Работали заключённые парами. Один брался за две ручки сзади, другой зацеплял её крюком спереди. Так и тащили вдвоём, стараясь изо всех сил, чтобы выполнить норму в восемь кубометров грунта за смену, что давало право на получение "гарантированной" пайки хлеба.
Заключённый грузил и возил грунт до тех пор, пока не упадёт. Констатация смерти и ритуальные процессы были предельно сокращены. К концу смены бригада собирала всех упавших в одно место на дамбе, и охранник с бригадиром зеков, отметив их в своих списках, давали указание новой смене высыпать на них грунт, привозимый тачками.
Мне казалось невероятным такое отношение к людям советских же людей, но мне довелось убедиться, что рассказы бывших строителей канала достоверны.
В 1972 году для расширения трассы Волоколамского шоссе на въезде в Тушино прокладывали второй тоннель под каналом. Экскаваторы вперемешку с грунтом из насыпанного берега канала вырывали кости человеческих скелетов. Много скелетов. Эта весть распространилась по Тушину, и я не смог удержаться, чтобы не пойти и посмотреть. Да, действительно, экскаватор грузил на самосвалы землю вместе с костями и черепами.
Вызванные работники КГБ сделали строителям тоннеля внушение, огородили строительство и запретили допуск посторонних лиц к месту прокладки тоннеля.
<...>
Память о каналоармейцах
Москвичи вот уже несколько десятилетий пьют волжскую воду. Это живой памятник всем каналоармейцам, погибшим в годы строительства канала Москва-Волга.
Дорогие россияне! Если вы будете проезжать тоннель под каналом Москва-Волга на Волоколамском шоссе возле Тушино, посмотрите на горы грунта, уложенного в берега канала. Какая гигантская работа была выполнена сталинскими "врагами народа" вручную, с использованием лопат и тачек.
В память о сотнях тысяч заключённых, погибших при строительстве канала от голода и бесчеловечных условий труда, жители города Дмитрова на частные пожертвования в истоке канала Москва-Волга установили простой металлический крест. На большее денег не хватило.
Жаль, что наряду с выложенными цифрами годов строительства канала (1932-1937), не показано, сколько каналоармейцев лежат в его берегах. И только короткая память россиян не позволяет поставить памятник жертвам сталинского террора на берегах канала Москвы. С горечью писал в книге "Записки уцелевшего" бывший участник строительства канала Москва-Волга князь Георгий Сергеевич Голицын: "Это же кощунство, подлинное глумление над памятью тех, кто на канале трудился, над памятью тех, чьи кости лежат в земле сырой в его берегах".
Под руководством мэра города Юрия Лужкова в Москве в 2007 году, в районе метро "Менделеевская", был создан памятник бродячей собаке. Попечительский совет памятника возглавили почитаемые российские эстеты В. Гафт, К. Райкин, Е. Евтушенко-Гангнус и другие. Памятник создавали скульптор А. Цигаль, художник С. Цигаль, архитектор А. Налич. Создание в Москве памятника бродячей собаке - это глумление над патриотами России, которые не могут собрать средства на памятник каналоармейцам, уничтоженным Иегудой и ему подобными". (В.И. Симоненков, "Судьбы учёных в сталинских спецтюрьмах", М., Авторская книга, 2014)