Аннотация: Поскольку крупный формат произведения, по видимому, отпугивает читателя, решил выложить отдельную главу в качестве приманки.
5. МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ.
Домик Мориса прятался в густом лесу в полутора милях от шоссе. Построенный из толстого деревянного бруса, он выглядел неказистым, но прочным. Наташе он показался похожим на русскую избу, как те, что она видела на старых фотографиях и книжных иллюстрациях.
Заслышав треск сучьев под колёсами подъезжающего автомобиля, Морис вышел на крыльцо. Наташа открыла дверцу и вышла первой из машины. Хозяин с улыбкой направился ей навстречу, но но на полпути был перехвачен Кристиной, вихрем выскочившей из автомобиля и бросившейся ему на шею. Морис поймал девчушку на лету и она, крепко обхватив его ручонками за шею, прижалась к его гладко выбритой к приезду гостей щеке.
Дождавшись, когда объятие слегка ослабло, Морис осторожно опустил девочку на землю и, выпрямившись, с нескрываемой радостью в глазах поздоровался за руку с Наташей и с подошедшим последним Брюсом. Пока мужчины доставали из багажника коробки и пакеты с деликатесами и напитками, Кристина застыла как заворожённая, вдыхая незнакомые запахи настоящего леса: острый запах хвои, смолы, гниющей листвы и грибной сырости.
- Ой, а мы все здесь поместимся? - с недоверием глядя на неказистое строение спросила Наташа.
- В тесноте, да не в обиде, - улыбнулся хозяин, - шучу, шучу! Вон там, за деревьями прячется настоящий дом, - он махнул рукой в направлении густых зарослей.
Обогнув разросшиеся кусты орешника по чуть заметной, заросшей травой тропинке, гости вслед за хозяином вышли к большому двухэтажному строению с кирпичным фасадом и широким навесом, покоящимся на резных деревянных колоннах над крыльцом.
Огромная гостиная, занимавшая добрую половину площади дома на первом этаже, была уставлена по стенам высокими, от пола до потолка, стеллажами со старинными книгами. Такие остались разве что в библиотеках и музеях. Читающая публика в течении всего какого-нибудь десятка лет перешла на электронные чипы с терабайтной памятью, позволяющие экономить всё время дорожающую жилую площадь в метрополисах.
- И ты всё это прочитал? - округлив глаза, спросила Кристина.
- Не-ет, - равнодушно протянул Морис, - зачем? Стоят себе для красоты.
- Неправда! - закричала девочка, - я тебе не верю!
- Конечно, неправда, - ласково улыбнулся ей хозяин. - Многие прочитал, некоторые нужны для работы. Но тут не все книги мои. Некоторые из моих друзей привозят и оставляют мне свои частные библиотеки на хранение.
Пока Наташа с Морисом рассовывали продукты по полкам холодильника, а Брюс перетаскивал на второй этаж чемоданы с вещами из машины, Кристинка, почувствовав себя в какой-то сказочной стране, медленно шла вдоль стеллажей, иногда прикасаясь рукой к корешкам.
Ей казалось, что от этих старых книг исходит какое-то непонятное тепло, что они живые, как маленькие зверьки, которые давным-давно заснули и затихли, каждый в своей норке. А сама она представлялась себе волшебницей, которая может разбудить любого из них и, в зависимости от того, добрый это окажется зверёк или злой, интересный или скучный, умный или глупый, в её власти будет подружиться с ним, или опять погрузить в спячку.
Рука девочки невольно легла на корешок книги, явно отличавшейся от остальных. У этого зверька кожа была не гладкая, а шершавая. Кроме того, этот зверёк не спал, как остальные, а как будто притаился, а внутри у него что-то явственно пульсировало. Оставить эту загадку неразгаданной Кристина не могла. Она вытащила книгу, оказавшуюся довольно увесистой, и открыла на первой странице. В правом углу пустого пожелтевшего листа были отпечатаны четыре короткие строчки. Девочка увидела знакомые русские буквы и прочитала:
Я жизнь сравнить хотел бы с шахматной доской:
То день, то ночь, а пешки - мы с тобой.
Подвигают, притиснут и побили.
И в тёмный ящик сунут на покой.
Внезапно смысл четверостишия ударил её мозг, как электрический разряд. Ведь это значит, что каждому человеку предстоит умереть. Почему она раньше никогда об этом не задумывалась? И Брюс, И Морис, и Наташа когда-нибудь умрут. И сама она - тоже? Как это? Что это значит? Вот сейчас она есть: видит, слышит, думает, радуется - а когда-нибудь: раз! - и её не станет. И некому будет смотреть, думать? Есть, пить, спать? Девочка в смятении пыталась себе это представить - и не могла.
Она потихоньку подошла сзади к Морису, раскладывавшему на тарелке ломтики копчёной рыбы и тихонько потянула его за рукав рубашки.
- Что, зайчонок? - ласково спросил мужчина, обернувшись к ней.
- Что значит - умереть? - пристально глядя ему в глаза, спросила девочка.
- Оп-па! - слегка ошалелым от неожиданности взглядом уставился на малышку философ, - ничего себе вопросик от маленькой девочки! Эй, да как тебя угораздило именно эту книгу ухватить?
- А что это, - поинтересовалась резавшая рядом салат Наташа.
- Это уникальная книга, - ответил ей Морис, - единственный экземпляр. Рукопись. Написанная дедом моего близкого друга, самого глубокого мыслителя из всех, кого я знаю. Дед его эмигрировал из России более полувека тому назад. И книга написана по-русски.
- Так ты что, по-русски читать умеешь? - обратился он к Кристинке.
Та молча в ответ кивнула.
- Ну и чудеса! - философ так и застыл с открытым от изумления ртом.
- Так ты мне объяснишь? - малышка продолжала испытующе смотреть на него.
- Вопрос этот очень серьёзный, - Морис присел перед ней на корточки и взял за плечи руками. - Давай поговорим об этом спокойно после обеда, ладно?
Кристинка опять молча кивнула.
За обедом все чувствовали себя легко и непринуждённо. Морис, которого всё семейство Стивенсов видело лишь второй раз в жизни, оказался своим парнем, остроумно шутил, потешаясь над отсталым американским законодательством, согласно которому Наташе в её нежном возрасте не возбранялось выйти замуж и рожать детей, но тому из взрослых, кто нальёт ей пива, угрожало серьёзное процессуальное разбирательство.
- Даже если этот взрослый её законный супруг, - с серьёзным видом заметил хозяин дома, когда Брюс налил и подвинул своей молодой жене полбокала сухого вина.
- И мне тоже, - протянула свой стакан Кристинка. - Только не этого, оно кислое. Вон того, розовенького, - она показала кивком головы на запотевшую бутылку цинфанделя.
- Ничего себе, - искренне удивился Морис, наблюдая как Брюс послушно наполняет малышке стакан. - А плохо ей не будет?
- Ничего не сделается, - спокойно ответил Брюс, - пусть балуется.
И действительно, никаких изменений в поведении девочки с понижением уровня жидкости в стакане не наблюдалось.
- Может объясните, в чём тут фокус? - спросил Морис минут через пятнадцать, переводя удивленный взгляд с Брюса на Наташу и обратно.
- Видите ли, - сказал Брюс, - Кристинка необычный ребёнок. Боюсь, что вас ожидает ещё много сюрпризов. Пожалуйста, относитесь к её отклонениям спокойно и разговаривайте с ней, как со взрослым человеком.
- А что такое отклонение? - тут же встряла с вопросом Кристина. - Я ведь сижу прямо и никуда не отклоняюсь.
- Твой папа имел в виду, что ты отличаешься от других девочек твоего возраста, - пояснил Морис.
- Я уверен, что общение с вами пойдёт девочке на пользу, - заметил Брюс. - Вы обладаете даром просто и доступно объяснять сложные понятия. Я иногда просто теряюсь от её вопросов.
- Я уверен, что и мне общение с этой милой барышней тоже пойдёт на пользу, - улыбнулся философ, - и, кроме того, доставит искреннее удовольствие.
Кристинка ответила ему вполне светской сдержанной улыбкой.
***
После обеда, когда оставшиеся блюда оперативно переместились со стола в недра необъятного холодильника, бутылки в бар, а посуда - в моечный автомат, хозяин предложил гостям совершить небольшую прогулку по лесу.
Заросшая травой просёлочная дорога, по которой, видно, давно уже никто не ездил, для городских жителей выглядела совершенно сказочной. Брюс с Наташей шли медленно, наслаждаясь покоем и птичьей перекличкой, но всё равно быстро оказались далеко впереди, потому что Кристина, ошеломлённая дикой природой, так не похожей на парк рядом с их домом, то и дело останавливалась, разглядывая гриб на обочине, шмеля, зависшего над жёлтым цветком или притаившегося в тени лопуха зайчонка. Ноздри девочки радостно расширялись, вдыхая незнакомые, пьянящие запахи. Морис, которого она держала за руку, послушно останавливался и терпеливо ждал, когда ребёнок насытит своё жадное любопытство.
- Ну, теперь рассказывай, - малышка потянула спутника за руку.
- О чём? - спросил Морис.
- Что такое смерть. Ты забыл?
- Ну, хорошо. Давай-ка мы с тобой сначала определим, что такое жизнь. Как ты думаешь, чем все живые существа отличаются от неживых?
- Живые существа? - задумалась девочка, - они едят и пьют, а неживые - нет. И ещё - живые дышат.
- Так. Это правильно. А что ещё?
- А ещё они писают и какают.
- Что же, и это правильно. А теперь подумай, что эти живые существа едят и что из них выходит?
- Едят разные вкусняшки, а выходят из всех одинаковые какашки.
- Вот видишь, значит, внутри живых существ происходят какие-то процессы, которые превращают вкусняшки в какашки?
- Да. А какие процессы?
- Живым организмам нужна энергия, чтобы жить, двигаться, думать. Нужен и строительный материал, чтобы постоянно обновлять клетки своего тела и расти. То есть, внутри всех живых существ находятся малюсенькие фабрики и заводы, которые не перестают работать ни на секунду.
- Поняла, - сказала Кристина, - а ещё живые существа занимаются любовью.
- Да, - согласился Морис, - ценное замечание. А зачем они это делают, ты знаешь?
- Знаю. Им это приятно. Удовольствие получают.
- Это правда, - подтвердил философ. - А ещё от этого детёныши рождаются. Таким образом живые существа размножаются.
- Правда? - удивлённо спросила девочка. - А я и не знала.
- Ну вот, теперь ты знаешь, в общих чертах, чем живые существа отличаются от неживых. А когда наступает смерть, все процессы внутри живого организма останавливаются и тело его превращается в неживую материю.
- И когда умирает человек, то он больше ничего не видит, не слышит, и ни о чём не думает?
- Да, правильно. Это так и есть.
- Значит, вот сейчас я вижу, слышу, нюхаю, думаю, вспоминаю, а когда я умру, уже ничего этого делать не буду?
- Ты вполне логично рассуждаешь, ничего не скажешь, - вздохнул Морис.
- А куда же я денусь? - удивилась девочка.
- Ты имеешь в виду, куда денется твоё сознание? Твоё "Я"? Оно потухнет и перестанет существовать.
- А я читала в одной книжке, что у каждого человека есть душа, которая после смерти будет жить, радоваться или страдать. И что эта душа попадёт в рай или в ад.
- Ах, вот, что, - протянул философ, - теперь я понимаю смысл твоего вопроса. Да, есть люди, которые верят в посмертное существование души. И ещё они верят в бога, который создал всю вселенную, все живые существа, и человека в том числе. И ещё они верят в то, что этот бог всё время наблюдает за поведением каждого человека, читает наши мысли, помогает хорошим людям и наказывает плохих. Такие представления о мире называют религией.
- А много в мире людей, которые верят в религию? - спросила девочка.
- Очень много. Верующих на земле гораздо больше, чем неверующих.
- А ты ведь неверующий, да?
- Да, я неверующий, это правда.
- Но ты же умный. Значит все верующие люди - глупые?
- А вот на этот вопрос так просто не ответишь, - задумчиво проговорил Морис. - Я думаю, что со временем ты сама должна будешь сделать свой выбор: верить или не верить. Но для того, чтобы твой выбор был осознанным, тебе нужно многому научиться, многое понять самой, а не полагаться слепо на чужое мнение. Чужое мнение ведь может оказаться ошибочным.
Если бы ты сейчас разговаривала со священником, он тоже показался бы тебе умным человеком, и ты, возможно, готова была бы поверить ему. Но ты не торопись с решением этого вопроса. Просто учись, читай книжки, размышляй, и рано или поздно к тебе придёт понимание того, как устроен этот мир.
- Она вас не замучила своими вопросами? - раздался голос Наташи.
- Вы уже вернулись? - повернулся к ней Морис. - А мы так увлеклись разговорами на философские темы, что даже не слышали вас.
- Да уж, эта девочка кому угодно голову заморочит, - засмеялась Наташа.
- Наташа, - Кристина посмотрела на неё не по-детски серьёзно, - а ты веришь в бога?
- Ты знаешь, - взяла её за руку Наташа, - никогда серьёзно об этом не думала. Наверное, нет.
- А ты? - девочка посмотрела на Брюса.
- А я так точно - нет, - улыбнулся тот, - а почему ты спрашиваешь?
- А мне интересно, - сказала Кристина, - те люди, кто в бога верит, они же, наверное, совсем по-другому думают?
- А ты можешь об этом в книжках прочитать, - сказал Морис.
- Ой, и правда! - обрадовалась малышка, - пошли скорее домой. Я ведь уже нашла такую интересную книжку!
- Честно говоря, я бы не рекомендовал девочке начинать с этой книги. Не для детей это сочинение. Чрезмерно реалистичные и натуралистичные детали и для взрослого человека могут заслонить заложенный в ней философский смысл, а на ребёнка она может произвести слишком сильное впечатление. Настолько сильное, что реакция может оказаться совершенно непредсказуемой.
- Боюсь, что теперь-то уж её от этой книги будет не оттянуть, - невесело усмехнулась Наташа. - Вы ведь не представляете себе, насколько это упрямое существо.
Кристина в это время уже изо всех сил тянула Наташу за руку по направлению к дому.
- Давай вместе читать, - упрашивала Кристина Наташу, усевшись на обширном диване с книгой на коленях, - ты будешь мне объяснять, если я чего-нибудь не пойму, хорошо?
Наташа покорно села рядом, хотя, если честно признаться, ей и самой не терпелось узнать, что же в этой книге такого необычного.
"Он был силён. Тело - сплошные мышцы. И рвущееся изнутри непреодолимое стремление к совокуплению. Он был вне конкуренции и не встречал отказа со стороны представительниц противоположного пола. Всё зависело от его желания: кого из них он выберет? Кого осчастливит? Вокруг него всегда вертелись хорошенькие тёлки. Некоторые напускали на себя равнодушный вид, вроде бы и не замечали его. Но он-то знал, что стоит ему только захотеть - оприходует любую, и никуда она не денется. Так что всё их напускное равнодушие - или игра или тупость. Но сам он никогда об этом не задумывался. Незачем было. Да и вообще он мало о чём задумывался. Всё, что ему было нужно, давалось ему без труда.
Однако последнее время с ним стали происходить странные вещи. Иногда он начинал испытывать возбуждение и без тёлки. Какая-то непонятная вибрация доводила его до оргазма. Но, в общем, ничего плохого в этом не было. Оргазм есть оргазм, хотя, конечно, с тёлкой приятнее. А вчера он каким-то образом оказался перед странным сооружением, в котором, он знал, были тёлки. Он слышал их голоса, чувствовал их запах. Он вошёл внутрь и оказался запертым в какой-то клетке. Тёлки были где-то рядом, но он был ограничен в движениях. Странным было и отсутствие еды.
Он не знал, что его везут на убой".
- А это про кого? - спросила Кристина.
- Наверное, про бычка, - ответила Наташа.
- А что значит "на убой"? Его что, убивать везут?
- Да.
- А почему?
- Чтобы сделать из него котлеты, - объяснила Наташа.
- А сколько люди съедают каждый день котлет?
- Не знаю. Много.
- Это значит, что каждый день много бычков убивают?
- Да. И бычков, и коров, и овец, и коз, и кур.
- А кто их убивает?
- Рабочие на специальных фабриках.
- Это что же, они каждый день с утра до вечера только и делают, что убивают?
- Наверное.
- А почему они на такую страшную работу нанялись?
- Наверное, им за это хорошо платят. А может, они ничего другого делать не умеют.
- Всё равно страшно. И неприятно.
- Слушай, Кристинка, может не будем дальше читать, а? Давай другую книжку возьмём. Вон их здесь сколько!
- Нет, - упрямо сжала губы Кристина, - читаем дальше.
- Ну, что с тобой делать, - вздохнула Наташа.
"Запах! Запах еды! Целый океан восхитительной питательной жидкости под эластичным плотным покровом там, внизу.
Под плотной плёнкой пульсировали ручейки горячего, вкуснейшего в мире супа!
Он начал спускаться, предвкушая обильную трапезу. Краем глаза он заметил её, спешившую туда же, куда и он. Слишком голоден он не был, не так давно ему удалось неплохо подзаправиться. Похоже, что еда никуда не денется, а вот получить удовольствие до обеда совсем не помешает! И он устремился наперерез.
По всему было видно, что она была голодна. Очень спешила туда, вниз, где еда, поэтому и не сразу заметила его. А когда заметила, было уже поздно. Никуда не денешься, придётся отдаться этому разбойнику. Просто так он её не отпустит. И лучше уж отдаться по-хорошему, она уже знала это по опыту. А то ведь воткнёт свой твёрдый, как железо член куда придётся. Такое с ней уже случилось однажды. Очень больно было. Поэтому она поспешила повернуться к нему задом и расслабиться. Есть очень хочется, но раз уж деваться некуда, лучше уж удовольствие получить. Он мгновенно залез на неё и грубо воткнул в неё свой член.
- Ну почему они все такие эгоисты и грубияны, только бы своё удовольствие получить, - подумала она, уже растворяясь в приближающемся оргазме.
В это время какой-то огромный толстый обрубок надвинулся на них откуда-то из неизмеримой дали вселенной и размазал обоих по стене."
- Ой, а это про кого? - удивилась Кристина.
- Я и сама не знаю, - ответила Наташа. - Давай у Мориса спросим.
- Я же говорил, что это не детская книга, - сказал подошедший хозяин. - Боюсь вам ещё рано читать такие вещи.
- Нет! - упрямо возразила малышка. - Хочу! Мне интересно. Про кого это?
- Это про клопов, - вздохнул Морис, - а дальше будет про людей. Очень натуралистично и жестоко. Не надо вам это, а?
- А кто такие клопы? - продолжала допытываться Кристина.
- Это такие насекомые, которые пьют человеческую кровь.
- Ой, я таких никогда не видела, - с испугом сказала девочка.
- Вот и хорошо, что не видела, - ответил ей Морис.
- А они большие? - спросила Кристина.
- Нет, маленькие. Но кусачие. В Америке их практически нет, но в бедных странах ещё встречаются. Ужинать не пора?
- Мы ещё немножко почитаем, - ответила за обеих Кристина.
Наташа только вздохнула, взглянув на Мориса, и пожала плечами.
"Он закусил вяленым мясом и продолжил свой путь. Густой подлесок скрывал его от врагов, а мягкий мох заглушал шаги. Ему не в первой было устраивать засады вблизи ведущих к воде тропинок. Он был опытным охотником. Четырнадцать высушенных черепов были развешены по углам его хижины. Он был вторым по авторитету в племени - после вождя. Он заслужил уважение остальных воинов тем, что всегда охотился один. Ему ничего не стоило справиться один-на-один с любым воином из любого из соседних племён. Он был вынослив, силён и быстр, как леопард.
Конечно, охотился он не только на воинов-мужчин. Если ему на пути попадался старик, или женщина, или даже ребёнок, он не упускал и эту добычу: череп есть череп. Чем больше черепов, тем больше почёта, уважения и власти.
Чаще всего он не убивал своего пленника сразу, а приводил его в селение. Чтобы не тащить труп на себе. Иногда он даже сохранял своему пленнику жизнь, кормил его и хорошо с ним обращался. Конечно, и он, и пленник, оба знали, что рано или поздно настанет день жертвоприношения. И оба относились к этому спокойно, потому что какой смысл жить в страхе перед неизбежным.
Внезапно земля ушла из-под его ног и он оказался висящим в воздухе вниз головой. А из-за кустов с радостными восклицаниями появились враги с кольцами в носу и раскрашенными охрой лицами.
Его привели в деревню и привязали за руки и за ноги к двум толстым глубоко врытым вертикально в землю брёвнам.
- А ну, сынок, поджарь-ка его, - сказал один из воинов мальчику лет восьми, подавая ему горящую головню. Мальчик быстро и ловко воткнул горящий конец пленнику в задний проход. Пленник заорал и задёргался. Племя, собравшееся вокруг, загоготало и заулюлюкало. Второй мальчик с горящей веткой в руках подошёл к привязанному спереди и начал жечь ему гениталии. Несчастный выл и метался, волосы у него в промежности весело потрескивали, а толпившиеся вокруг женщины и девочки начали приплясывать от восторга.
- Мама, а зачем нужно его поджаривать, - спросила малышка лет четырёх стоящую рядом молодую женщину, показывая пальчиком на извивающуюся от боли жертву.
- Ты что, не понимаешь, глупенькая? Так он будет гораздо вкуснее".
- Они что, правда его съедят? - с расширенными от ужаса глазами спросила Кристина.
- Конечно, съедят, - подтвердила Наташа.
- А разве люди едят людей?
- Есть такие люди, которые едят. Каннибалы называются. Или по-русски - людоеды. Сейчас их, наверное, уже почти не осталось, а лет двести-триста тому назад много было в разных частях света.
- Значит, теперь люди лучше жить стали?
- В чём-то лучше, в чём-то нет, - ответила Наташа, вспоминая своё детство.
- А почему ты вдруг такая грустная стала? - спросила Кристинка, беря Наташу за руку и заглядывая ей в глаза. - Из-за рассказа?
- Да, из-за рассказа, - на глаза старшей девочки навернулись слёзы. - Пойдём ужин готовить. Наши мужчины, наверное, проголодались.
После ужина все расселись на широких диванах в гостиной. На стоящий посередине низенький столик хозяин поставил почищенные и нарезанные фрукты, четыре коньячные рюмки, бутылку холодного виноградного сока и бутылку курвуазье. Кристинке налили соку, а всем остальным - коньяку. Все чокнулись, но Наташа пить не стала. Она поставила свою рюмку на стеклянную поверхность столика, отодвинулась назад, в глубину широкого дивана, и, прижавшись к Брюсу, уютно устроилась под его рукой.
- А я хочу попробовать, - сказала Кристина и потянулась к Наташиной рюмке.
Морис вопросительно посмотрел на Брюса, но тот в ответ только успокаивающе прикрыл глаза. Девочка сначала понюхала содержимое рюмки и смешно сморщила носик, но потом всё-таки отпила глоток.
- Фу, невкусно, - сказала она, - и зачем вы такое пьёте?
Морис улыбнулся, отпил из рюмки, медленно проглотил и отправил в рот дольку ананаса. Внимательно наблюдавшая за ним малышка в точности повторила всю процедуру.
- Да, так вкуснее, - согласилась она.
- Спасибо вам за такой прекрасный приём, - обратился Брюс к хозяину дома. - У вас здесь удивительно хорошо и спокойно. Кроме того, я уверен, что девочкам общение с вами пойдёт на пользу. Они обе очень любознательные, много читают, лазят по сети, но знания, которые они запоминают, остаются разрозненными, бессистемными.
Я понимаю, что без формального образования трудно дать ребёнку достаточно полное и чёткое представление об окружающем мире, но и в обычную школу Кристину отдавать я не хочу. Она развивается так быстро, что в школе ей будет просто скучно. Это может стать для неё просто неприятной обязанностью и потерей времени.
- Да, в этом я с вами вполне согласен, - задумчиво проговорил Морис. - Тем более, что американская начальная и средняя школа не столько даёт детям образование, сколько отбивает у них всякий интерес к знаниям и совершенно отучает самостоятельно мыслить. Всё, чему у нас учат детей в школе - это бессмысленное запоминание груды разрозненных фактов и натаскивание на применение готовых стандартных рецептов для решения типовых задач. Для вашей Кристинки, с её живым умом и огромным любопытством, это будет настоящей пыткой.
- А пока мы здесь, не могли бы вы понемножку рассказывать девочкам что-нибудь интересное?
- Конечно, я буду рад поделиться с такими замечательными слушательницами своими мыслями и представлениями о мире. Вот только опыта преподавания в школе у меня никакого нет. Я преподавал несколько лет философию в университете, но потом мне пришлось от этого отказаться. Мне не нравилась пассивность и равнодушие студентов, которых ничего, кроме оценки, не интересовало, а начальству и коллегам не нравились мои курсы и отношение к предмету.
Видите ли, в философии для того, чтобы пробиться к истине, необходимо стараться кристально ясно сформулировать проблему, всемерно заострить противоречия, привести мнения сторон к максимально-напряжённому конфликту. Только в результате осознания непримиримости столкнувшихся в этом конфликте позиций можно очистить зерно истины от налипшей на неё шелухи, состоящей из заскорузлой традиционности, мнений авторитетов, привычных тривиальных суждений, предрассудков, суеверий и преднамеренного обмана.
Современная же университетская философия насквозь пронизана духом конформизма. Что называется: и вашим, и нашим. Хорошим тоном считается не обострение, а замазывание противоречий. Например, противоречий между научным и религиозным миросозерцанием. Преподаватель обязан не развивать у своих слушателей критическое мышление, а подменять его плюрализмом мнений. Мол, такой-то автор высказывается о данной проблеме так-то, а у другого автора можно найти соображения, лежащие в совершенно иной плоскости. А в результате студентам вдалбливается совершенно аморфное, размытое представление о предмете и о применяемых методах. Дескать, каждое мнение имеет право на существование, а абсолютной истины всё равно не существует.
Возникает впечатление, что учащихся, начиная с подготовительных классов и кончая университетом, целенаправленно оболванивают, делают тупыми идиотами, сверхузкими специалистами.
- Дорогой Морис, в моём лице вы нашли самого благодарного слушателя, согласного с вами на все сто процентов, - улыбнулся Брюс. - Я хоть и являюсь тем самым сверхузким специалистом, о которых вы только что упомянули, несмотря на это полностью разделяю ваше мнение и очень рад, что мне повезло встретить такого неординарно мыслящего собеседника. Вот только, боюсь, нашим дамам эти проблемы, да к тому же и термины, которыми вы оперируете, совершенно непонятны. Не могли бы вы снизить уровень изложения и рассказать что-нибудь интересное и полезное для этих двух очаровательных созданий?
- Простите, - смущённо пробормотал философ, - меня действительно, частенько заносит. Вы уж меня одёргивайте, пожалуйста, ладно?
- Ой, что вы, не обращайте на нас внимания, - поспешила сгладить ситуацию Наташа. - Я же вижу как вам интересно поговорить друг с другом. А мы, хоть и не всё понимаем, всё равно с интересом слушаем, правда, Кристинка?
- Нет, я совершенно согласен с Брюсом, конечно же это верх неприличия, - глядя на девочек, проговорил хозяин. - Я сейчас же постараюсь исправиться. А вы, пожалуйста, перебивайте меня, останавливайте, задавайте вопросы, если вам что-нибудь непонятно. Договорились?
- Конечно, договорились, - ответила за обеих малышка и прижалась к Наташе, приготовившись слушать.
- Вот вы начали читать очень интересную книгу, - начал Морис. - Я уже высказал вам свои сомнения в том, что вам эта книга по силам. Она полна нестандартных, оригинальных, иногда совершенно непривычных и даже пугающих для среднего человека мыслей, так что очень немногие дочитали её до конца. А из тех, кто прочитал всю книгу, лишь единицы были в состоянии задуматься над вопросами, поднимаемыми автором. Большинство читателей были шокированы, испытывали сильную эмоциональную реакцию, неприятие излагаемых в книге мыслей. Но раз уж вы такие упрямые, я постараюсь немного облегчить для вас процесс чтения.
Дело в том, что первая часть книги состоит из серии рассказов, очень страшных и жестоких, которые являются лишь иллюстрацией к последующим философским обобщениям и выводам. А вот для того, чтобы понять, каким образом всё, о чём говорится в этой книге, взаимосвязано, и проследить за основной мыслью автора, вам будет полезно заранее представлять себе описываемую им картину и её структуру, то есть, что с чем связано и что от чего логически зависит. Я знаю, что всё, что я сейчас говорю, вам ещё совершенно непонятно. Но, давайте перейдём к делу.
Одним из основных вопросов философии является вопрос о смысле жизни. Зачем человек рождается, трудится всю жизнь, борется за выживание, радуется и страдает, если в конце концов его ждёт полное исчезновение? Надо сказать, что немногие философы решались прямо поставить перед собой этот вопрос. Немного вы найдёте и книг на эту тему.
После некоторого размышления над этим вопросом оказывается, что ответ на него будет зависеть от некоторых допущений, которые нужно сделать заранее. То есть, сначала надо определиться в том, как мы представляем себе мир, в котором мы живём. А представляют себе этот мир люди по-разному.
Одни считают, что наш мир состоит из материи и энергии и ничего другого в нём нет. Что одним из свойств нашего мира является его изменчивость, развитие, усложнение. И усложнение это происходит само собой, в силу естественных причин. Из облаков газа образуются звёзды, вокруг которых скапливаются тучи космической пыли, которая уплотняясь под действием взаимного притяжения её частиц, превращается в планеты.
На некоторых планетах создаются условия, благоприятные для развития жизни. Появляются сложные химические молекулы, которые со временем оказываются способными создавать собственные копии, то есть воспроизводиться. Проходят миллионы лет, и существа, которые в свою очередь изменяются со временем, усложняются, приспосабливаются к условиям обитания, поедают друг друга. Одни становятся хищниками и охотятся на других, а их жертвы учатся убегать, прятаться, спасаться. Чем дальше, тем больше усложняется поведение живых существ, у них развивается мозг, и, наконец, появляются животные, способные думать. Это мы, люди.
Хоть человек и превосходит других животных своим разумом, биологически он остаётся животным. Так же, как и все остальные животные, он рождается, взрослеет, производит потомство, стареет и умирает. И сознание человека, его память, способность мыслить и испытывать глубокие чувства, в момент смерти разрушается вместе с телом и исчезает навсегда. Такая перспектива не может не пугать человека. Ему страшно и неприятно от мысли, что рано или поздно ему предстоит исчезнуть. Поэтому человеку необходимо обладать большим внутренним мужеством, чтобы смириться с такой точкой зрения и принять её.
А теперь представьте себе человека далёкого прошлого, который ещё не знает, как устроен мир. Не знает, что такое солнце, хоть и видит его каждый день и греется под его лучами. Не знает, что земля, на которой он живёт, это планета, твёрдый шар, покрытый слоем воздуха, несущийся в безвоздушном космическом пространстве по своей орбите вокруг солнца. Нет, человек видит, что это солнце каждый день встаёт, проходит по небосводу, и скрывается за горизонтом.
Но этому человеку надо каким-то образом описать для себя окружающий мир. Не понимая реальной причины происходящих перед его лицом событий, человек начинает фантазировать, придумывать различные невидимые, но обладающие силой и властью существа, которые и являются причиной происходящих событий. Это духи, которые, как и человек, обладают волей и характером. Злые духи стараются навредить человеку, а добрые ему помогают. Не понимая, куда девается сознание в момент смерти, и страшась исчезновения своего собственного "я", человек приходит к идее бессмертной души, которая продолжает существование после смерти тела.
Тут уже возникает вопрос о том, откуда же взялась в нашем смертном теле бессмертная душа? Ничто ведь не появляется само по себе, беспричинно. Значит, душа человека была кем-то сотворена и помещена в его тело. Понятно, что существо, способное создавать бессмертные души, должно быть неизмеримо более могущественным, чем человек. Это, наверное, один из духов, причём очень, очень сильный дух, скорее всего, самый сильный, самый могущественный, самый знающий из всех остальных духов.
И человек назвал этого главного духа богом. Теперь всё встаёт на свои места. Бог создаёт души людей и помещает их в тела при рождении. А потом, после смерти, забирает обратно. И в зависимости от того, как жил человек, делал ли он добро в течении своей жизни или совершал злые поступки, душу его ждёт награда или наказание.
Таким образом, картина мира всё время развивается и усложняется. У разных людей постоянно возникают разные вопросы, и для того, чтобы на них отвечать, приходится придумывать всё новые и новые детали, новых действующих лиц и новые места их обитания.
Бог с многочисленными ангелами оказывается на небе, дьявол со своими подручными чертями под землёй, в аду. На небо, к богу отправляются после смерти души праведников, а грешники, нарушавшие при жизни правила, данные человечеству самим богом, обречены на вечные муки в аду. Ну и так далее. Фантазии человеческой нет пределов.
Таким образом, ответ на вопрос о смысле жизни зависит от того, каким представляет себе человек окружающий мир: для человека, верующего в бога, смысл жизни заключается в соблюдении всех церковных правил и установлений для того, чтобы избежать посмертных вечных мук и достичь вечного блаженства, а того, кто отрицает гипотезу бога и придерживается атеистических взглядов - ждёт небытие, то есть полное исчезновение сознания и заключённого в нём собственного я.
В первом случае перед человеком верующим встаёт непростой вопрос о выборе веры. За время своего существования человечество породило тысячи религиозных конфессий, то есть представлений о боге, или богах, о его атрибутах, то есть способностях и свойствах, о его характере и отношении к людям и так далее.
Многие из этих религиозных направлений уже не существуют. Они были побеждены другими религиями, причём нередко последователи одной религии просто полностью физически уничтожали сторонников другой, называя их еретиками, неверными и другими плохими словами.
С другой стороны, всё время появлялись, да и сегодня рождаются во множестве новые религиозные идеи, высказываемые неизвестно откуда берущимися духовными учителями, пророками и гуру, объявляющими только их представления о боге истинными, а все остальные - ложными. Только их последователям и ученикам удастся спастись, все же остальные после смерти будут вечно мучиться в аду.
И ни одна из существующих и вновь появляющихся религий не испытывает недостатка в последователях. Какой бы фантастической ни была религиозная идея, сколько бы явных логических противоречий она в себе ни содержала, у неё всегда находятся фанатически настроенные последователи, абсолютно убеждённые в своей непререкаемой правоте.
Во втором случае - атеистическом, ответ на вопрос о смысле жизни тоже оказывается неоднозначным, но зависит он уже от предположения совсем иного рода. А именно: будет ли род человеческий существовать вечно или когда-нибудь человечество погибнет по той или иной причине.
Люди, отстаивающие оптимистическую точку зрения считают, что уровень и сумма знаний всего человечества в целом растут так быстро, что довольно скоро наши потомки достигнут такой мощи, что будут в состоянии справиться с любой грозящей человечеству катастрофой.
Однако их более пессимистически настроенные оппоненты именно в темпах научно-технического прогресса и видят главную опасность. Смотрите, - говорят они, - в каком направлении развиваются наши наука и техника.
Каждое открытие и изобретение в первую очередь оценивается для использования в военных целях. Сначала атомные и водородные бомбы, затем генная инженерия, используемая для создания новых видов бактериологического оружия, теперь нанотехника, позволяющая конструировать управляемые нано-бактерии и нано-вирусы. Нет, с такими темпами развития человечество скорее всего уничтожит само себя уже в ближайшем будущем.
В результате этого спора мы опять оказываемся перед дилеммой. Если человечество способно выжить и развиваться бесконечно, то жизнь каждого из живущих сегодня на земле людей хоть и с натяжкой, но может быть оправдана жизнью и счастьем потомков. Я говорю "с натяжкой", поскольку умирающему, вообще говоря, мало дела до будущих поколений, их не дано ему увидеть. Да и счастье этих далёких потомков тоже не гарантировано.
Если же в определённый момент времени род человеческий прекратит своё существование, то окажется, что все наши потомки, жившие после нас, трудились и умирали бессмысленно. Вот, всё кончилось, ни одного из этих потомков не осталось в живых. Ну, и к чему было всё это? Все эти века труда, лишений, мучений и миллиарды смертей?
Такова в общих чертах структура вопроса о смысле жизни. Сначала он распадается на два направления - религиозное и атеистическое, а каждое из этих двух направлений начинает в свою очередь ветвиться: перед религиозным философом возникает проблема выбора истиной веры, перед атеистом - вопрос о возможности бесконечного существования человечества. Не трудно видеть, что эти четыре основных потока мысли продолжают разделяться и дальше на большие и маленькие ручейки. Но исток именно здесь: зачем мы живём? В чём смысл нашего существования?
Автор книги, о которой мы с вами говорим, делает и ещё один решительный шаг. Он со всей прямотой и ясностью ставит следующий, логически вытекающий из предыдущего анализа вопрос: если жизнь каждого отдельного существа лишена смысла, то зачем же производить на свет потомство, заранее обречённое на такое же бессмысленное существование и смерть? Не лучше ли уменьшить сумму страданий будущего человечества путём массовой контрацепции?
- Очень любопытное развитие мысли, - покрутил головой Брюс. - Скажите, Морис, а у вас есть английский перевод этой книги? Я бы очень хотел ознакомиться с тем, что читают мои барышни.
- Я скину на ваш компьютер английскую версию. Перевод был сделан компьютером. Текст, естественно, получился очень корявый, но я причесал его, как мог, по своему разумению. Сам-то я по-русски оригинал прочитать не могу.
- Ну что, девчонки? - спросил Брюс, - поняли хоть что-нибудь из объяснений Мориса?
- Обижаешь, - отозвалась Наташа, - конечно поняли. Хоть может и не всё. Но очень интересно было.
- Ну, тогда пора спать, наверное? - спросил Брюс.
- Я пойду с Морисом, - объявила Кристина, - буду спать в его домике.
- Она вам не будет мешать? - засомневался Брюс.
- Ну, что вы, нисколько. Домик только с виду кажется маленьким. Внутри целых три комнаты.
***
Когда Морис открыл глаза, солнечные лучики настойчиво пробивались через щели плотно задёрнутых штор. Часы показывали половину десятого. Морис встал, почистил зубы и вышел в гостиную. Похоже, никто из гостей не спешил вставать. Кристинку ему будить не хотелось, и он решил сварить крепкий кофе, чтобы его аромат разбудил девочку.
Через десять минут кофе был готов, но Кристинка, несмотря на то, что дверь в её комнату была приоткрыта, продолжала спать, как ни в чём не бывало. Морис с чашкой кофе в руке устроился перед экраном компьютера чтобы просмотреть новости. Кто-то заглянул в окно и через полминуты послышался лёгкий стук в дверь. Морис встал, открыл дверь и впустил Наташу.
- А Кристинка где? - удивилась Наташа.
- Спит, похоже.
- Давайте-ка я её разбужу. Чего валяться-то. Как вкусно пахнет!
- Сейчас я вам заварю чашечку. - Морис направился к плите, а Наташа прошла в комнату, где спала малышка.
Окно было не задёрнуто и комната была насыщена ярким солнечным светом, который, впрочем, нисколько девочку не беспокоил. Она сладко посапывала во сне, подложив кулачок под щёку. На полу возле кровати лежала книга. Наташа присела на край кровати и легонько погладила девочку по вьющимся золотистым волосикам. Кристина сразу же открыла глаза и улыбнулась.
- Ну и долго ты вчера читала? - спросила Наташа ласково.
- Нет, всего часика два. Книжка небольшая, я её всю прочитала. Только потом никак заснуть не могла. Очень уж она страшная.
- Ну, и зачем ты её всю читала, если страшная?
- Интересно было. Неужели всё это правда? Неужели люди так и живут? Сами мучаются и других мучают?
- Со всеми этими вопросами - к Морису. А сейчас давай вставать, да?
В дверях появился Морис с дымящейся чашкой свежезаваренного кофе для Наташи.
- Ой, как вкусно пахнет! - Кристинка прикрыла от удовольствия глаза. - Я тоже хочу!
- Рано тебе ещё кофе в постель подавать, - улыбнулся Морис, - Иди-ка зубы почисти.
- А ей можно кофе? - с сомнением в голосе спросил у Наташи хозяин. - Кофе очень крепкий, концентрация кофеина, всё-таки...
- Да ладно, ничего ей не сделается, - сказала Наташа, принимая чашку, - вы же видели как она вчера винище хлестала, и хоть бы что. Если вам не трудно, сделайте и для неё тоже, пожалуйста.
- Это самый удивительный ребёнок из всех, кого я видел, - покачал головой Морис и снова отправился на кухню.
После завтрака хозяин пригласил гостей прогуляться до озера. Девочки с энтузиазмом согласились, а Брюс решил остаться, чтобы заглянуть в книгу, от которой не могла оторваться Кристинка. Оставшись в одиночестве, он вызвал текст на экран компьютера и устроился перед ним поудобнее в глубоком кресле.
"Это случилось во времена Реконкисты. Воины Аллаха яростно сопротивлялись волнам христианских рыцарей, накатывающих на Пиренеи с регулярностью морского прибоя. Небольшие отряды мусульманских всадников метались по горным дорогам, отлавливая отставших от своих отрядов или заблудившихся христиан.
В начале апреля, за несколько дней до Пасхи, сэр Арчибальд Тулузский со своим оруженосцем Габриэлем и слугой Винченцо немного отстали от отряда, поднимавшегося к перевалу по осыпающейся под ногами каменистой тропе. Конь сэра Арчибальда потерял подкову и, жалея его, хозяин спешился и повёл его в поводу. Латы, меч и арбалет со стрелами перевьючили на лошадок слуги и оруженосца и поспешили вслед за своими.
Догнать отряд им, однако, не удалось. Словно из-под земли выросли перед ними пятеро конных мусульман в ярких полосатых халатах с кривыми саблями наголо. Обернувшись назад, сэр Арчибальд увидел ещё троих, стоявших вплотную друг к другу, с луками в руках. Через несколько минут пленники стояли в окружении врагов со скрученными за спиной руками.
- Аллах милостивый и милосердный предал вас в наши руки, - обратился к сэру Арчибальду начальник отряда в белой чалме, заколотой золотой спицей со вделанным в неё тёмно-красным камнем. - Ни один волос не упадёт с головы твоей без воли Аллаха, сказано в Коране. А посему я, властью дарованной мне самим султаном Махмудом Справедливым, предлагаю вам троим перейти в истинную веру - Ислам, и спасти тем самым ваши ничтожные перед лицом Аллаха и пророка жизни.
Сэр Арчибальд гордо поднял голову и, глядя на облака над лесом, вознёс свою молитву Господу. Мусульманин усмехнулся и дал знак своим воинам. Острыми кривыми ножами двое из них распороли одежду на мужественном рыцаре и, развязав верёвки на руках опрокинули его навзничь и четверо других растянули его за руки и за ноги на земле. Первые двое несколькими взмахами своих ножей вспороли кожу на несчастном от горла до паха, на плечах, вдоль рук и ног и начали ловко сдирать с него кожу, как с убитого барана. Пленник зашёлся в крике, но привыкшие к чужим страданиям мусульмане действовали ловко и сноровисто, как будто и не слыша криков и стонов своей жертвы. Не прошло и четверти часа, как окровавленный кусок мяса с человеческой головой корчился у ног начальника отряда.
- Аллах велик, - спокойно произнёс тот, воздев руки ладонями кверху. - Ну, а теперь вы двое, согласны ли отречься от своей веры и перейти в веру истинную? - обратился он к слуге и оруженосцу.
Габриэль поднял на него затравленный взгляд и вдруг лицо его преобразилось. Перед убийцами стоял не раздавленный ужасом пленник, а гордый свободный человек.