Эбралидзе Арчил Арчилович: другие произведения.

Mераб Мамардашвили.Пятое замечание.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  ЗАМЕЧАНИЕ К ГЛАВЕ 2 КНИГИ М.МАМАРДАШВИЛИ
  "КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛЫ
   РАЦИОНАЛЬНОСТИ"
  
  В этой главе рассмотрено много вопросов.
  Нас здесь интересует только один.
  По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее.
  "Парадокс здесь в том,что фактически когда мы имели выпотрошенные явления (и физические в той мере в какой они выпотрошены) т.е.без внутреннего, – и в этом случае определимые в луче предельного понимания, где можно построить язык,на котором формулируются законы этих вещей,то когда мы имеем дело с сознательными явлениями т.е.явлениями с феноменальным измерением, явлениями,которые экранируют и индивидуализируют себя,выстраиваясь – помимо универсального мира абсолютного наблюдателя – в свои (замкнутые или незамкнутые) миры,то мы здесь,чтобы вообще что-то понимать,должны распростится с ментализмом,фактически – с предметным фетишизмом идеальных содержаний,со спиритуализмом как своего рода "материализмом духов".И должны прежде всего разорвать ментально-понимательную связь в цепи сообщения,упомянутый мною логический(герменевтический) круг.Гениальный Кант уже начал в свое время коперникански устранять антропоморфический ментализм с его абсолютизацией наблюдения, фетишизм и т.п.Дальнейшая деантропоморфизация идет в ту же сторону соскабливания человеческого образа с бесконечности.
   Если мы показывали,в чем "спиритуализм" мог еще сослужить полезную эвристическую службу, то теперь,в понимании сознательных объектов,он вовсе уже не годится,поскольку они,как бы закручиваясь вбок и на себя,обладают внутренним,являются информационно емкими(поскольку кодируют в своем строении сингулярную и локальную информацию),представляют собой как бы кентавров,проросших в разнородные области,и,в силу этого,ускользают из-под управляющей руки предельного,максимального понимания универсальной связности Вселенной.Дело здесь,конечно,в независимом характере действий их реальности и в принципе относительности.Эти объекты – в том числе и потому,что в любой данный момент извлечение информации из источника пропорционально их априорной,большей или меньшей,емкости,не движутся по траектории внутри полностью определенного(или абсолютного) пространства и времени,несущего в себе симметрии и информацию "всего того.что уже есть".У них оказывается свое собственное пространство и время – в сдвиге от этого последнего.В каком смысле "свое"? – отличное от множества других,таких же подобных и от пространства и времени одно-единного или внешнего Наблюдателя,от универсальной и идеальной системы отсчета,охватывающей весь мир.Условно назовем это пространство и время феноменальным (или феноменологическим) пространством и временем.Я имею в виду,конечно,пространство преобразований или живых состояний,пространство как распространенность и сообщенность состояния.
   Можно выразить это и несколько иначе.Ускользание сознательных формаций из-под луча максимального понимания или "выполнения предельно понятого", которое определяло законообразную траекторию вещи,происходит порождением внутренних продуктов неразложимых взаимодействий, меняющих
  (или заново создающих) определенную топологию,пространственно-временное расположение топологических (а не объектных) содержательностей сознания или,если угодно,хронотоп.Главное – у нас теперь есть куда поместить наши "реальные","предметные" действия сознания,его собственную опытную реальность,для которой можно было бы строить соответствующие теоретические объекты (избегая при этом сверхфизического воздействия в точке согласования и когеренции живого события знания и понимания).Именно в этом весь смысл поиска их пространственно-временного,базового слоя,пространственнно-временных характеристик смысловых и символических образований.Дело в том,что это-объективные характеристики(а не ментально-понимательные)."Свое пространство","свое время" и т.п. – термины реальных событий,а не духов или чистого ума,термины квазивещественных прорастаний субъекта в мир,вместилища того "внутреннего",которое недоступно извне и интроспекции (хотя это явно живые силы,внутренний одушевляющий принцип самодеятельности) и теоретические объекты изображения которого мы не можем поместить ни там (в физике),ни здесь(в психике)."
  
  Хотелось бы отметить легкость,с которой автор дает два выражения,из которых ни одно не помещается ни в физике,ни в психике,и в которых так надежно разорвана связь,что хотя автор прямо говорит,что дело здесь в принципе относительности,оба выражения успешно ускользают от понимания.
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"