Я никогда особенно не задумывалась над своими педагогическими способностями. Мне приходилось в них просто верить. Иначе было бы сложно.
То есть мне и так было не слишком просто без мужа, без родственников с двумя детьми. Но я тренировала свой оптимизм и заодно фантазию.
Мои дети, Антон и Маша, привыкли оставаться дома одни. Конечно, я потом выслушивала возмущённые лекции от соседки снизу и соседей сбоку. Да-да, дети шумят, я извиняюсь... "Нет, они не просто шумят, они ОРУТ!" - "Да, извините, я с ними поговорю, этого больше не повторится..."
Конечно, выяснить, из-за чего они шумели, было почти невозможно. Когда мама возвращалась с рынка или из банка, где всегда километровые очереди, детки скромно и тихо занимались своими делами: игрушками, книжками, рисунками. Иногда, конечно, я стояла перед дверью, ещё не гремя ключами, и слушала, что происходит в квартире. Но это продолжалось недолго. С той стороны двери тут же подбегала наша обрадованная Домашняя Сигнализация (вообще-то её звали Фея) с радостным воплем: "Мяу!!!" И, пока я открывала дверь, можно было услышать или радостное "Мама пришла!", или заговорщическое "Тихо, мама идёт, мама идёт, давай собери всё, быстро, чтоб она не видела".
Редко случалось, что у детей что-нибудь разбивалось. И никогда не ломалось ничего серьёзнее, чем игрушки. Я обнаруживала только мелкие пакости. Иголка на моём диване - кто рылся в коробке с иголками и нитками? Кавардак в ящике с моими вещами. Захватанные липкими сладкими пальчиками мои книжки. Фрагменты оставленного мамой обеда или лёгкого перекуса между спинкой дивана и обоями. Ерунда, можно сказать. Но как, увидев такое безобразие, обойтись без выговора? И ведь никто не признавался. Оба делали невинные физиономии и чуть ли не вслух спрашивали: а что, разве так не было раньше?
И мне пришлось выдумать действенный метод. Он назывался "Спрошу у Феи". Разгрузив сумки с покупками, я начинала выяснять, как детки себя вели и что на самом деле произошло. По моей версии для детей, я умела телепатически общаться с кошкой Феей. Ведь она оставалась дома "за няню", всё видела и всё знала. Значит, мне оставалось задать Фее вопрос и понять её ответ.
Например, вопрос: кто лазил в коробку для шитья - Маша или Антоша? Оба варианта были равновероятны. Маша могла захотеть что-нибудь сшить, а выбрать для этого другое время, когда мама дома, было никак невозможно. Антоша просто с исследовательским пылом изучал всё, что плохо лежит. А особенно - то, что лежит на самых высоких полках. Я пыталась добиться толкового ответа от каждого из детей. Когда они по второму разу говорили "не я", я просто звала кошку. И громко задавала вопрос хвостатой няне:
- Фея, скажи, пожалуйста, кто рылся в моей коробке для шитья - Антон или Маша?
Фея смотрела на меня растерянно, облизывалась розовым язычком и делала хвостом несколько очень изящных движений. Иногда она произносила что-то вроде "ммрумм".
И я приходила к выводу.
- Антон, Фея говорит, что это ты лазил на верхнюю полку и открывал коробку.
- Это Маша меня попросила! Она хотела сиреневые нитки для куклы!
- Неправда, это он сам залез в шкаф, когда ты ушла!
- В общем, вы сейчас будете оба наказаны. Антон стоит в этом углу десять минут. Сам знает за что. Маша, ты стоишь вон в том углу. Пять минут.
- За что-о-о-о???
- За то, что просила Антона достать сиреневые нитки. Ты должна была подождать, пока я вернусь и сама тебе их найду.
- Я не просила-а-а!
- То есть Тоша это придумал? А сколько раз ты мне сказала, что НЕ ЗНАЕШЬ, кто открыл коробку? Вот постойте немножко в углу. За враньё.
Дети знали: если они ответят, как всё было на самом деле, наказаны будут чуть-чуть. А за враньё мама наказывает серьёзнее. Ставит в угол. Запрещает смотреть мультики. Не разрешает есть сладкое сегодня и прячет все вкусности на балкон.
Позже дети научились хитрить. Как-то я, вернувшись, увидела Машу с исцарапанными руками. Оказывается, она пыталась удержать кошку, пока Антон исследовал один из шкафов.
Ещё они пытались подкупить "няню": насыпали ей в миску сухой корм, я видела недоеденные остатки и очень удивлялась: киска не отличалась плохим аппетитом. А потом удивлялась, почему пачка кошачьего корма так быстро кончается.
Но самую большую помощь мне оказала хвостатая няня, когда случилась история с мобильником.
Зима выдалась настоящая, с морозами и гололёдом. Я выходила в магазин или по другим делам и оставляла мобильник дома: просто чтобы не уронить его замороженными пальцами. И как-то заметила на экране следы липких пальчиков. Вслух сказала, как мне это не нравится. Минут семь импровизировала на тему отпечатков пальцев: если я захочу, сразу узнаю, кто трогал смартфон, только я сейчас устала. "И по-моему, вы его трогали оба, так что постойте в углу чуть-чуть и подумайте". На этом конфликт мог бы закончиться. Но потом оказалось, что куда-то пропали деньги со счёта.
Пароля у меня не было, потому что жалко было тратить на него время.
И тогда я, обиженная на не понимающих русского языка детей, призвала на помощь кошку Фею.
Фея сказала "мрум!" и указала хвостом на Машу.
Так было выяснено, кто из деток брал мобильный и звонил... слава богу, что только своим подружкам.
Иногда я думаю: дети, которые привыкли к более серьёзным наказаниям "за враньё", в один прекрасный день поймут, что мама не разговаривала с кошкой. Что кошка с даром телепатического общения с хозяйкой - это всё-таки фантастика. Но обидятся ли они на меня за то, что мне пришлось им лгать?
("Разводила нас, как лохов! А мы велись!")
Надеюсь, у моих подросших детей хватит чувства юмора, чтобы не обижаться.