Ефанова Валерия Николаевна: другие произведения.

Закомарные раковины

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Символика раковины и жемчуга в христианской культуре

  На Соборной площади Кремля, вглядываясь в архитектурный декор Архангельского собора, первым делом обращаешь внимание на огромные створки раковин, вписанные в полукруг закомар.
  
  Сразу вспомнили о том, что раковинами похожей формы (морскими гребешками, относящимися к надсемейству Pectinacea) украшали посохи и шляпы пилигримов, путешествующих в Сантьяго-де-Компостелла. (Кстати, с раковиной, посохом пилигрима и бутылью воды изображают и архангела Рафаила "охраняющего человечество, особенно пилигримов".) Одна из версий достаточно утилитарна - такая раковина могла служить путнику и тарелкой и ложкой. Посохи с раковинами и сейчас продают в Сантьяго туристам, говорят это довольно прибыльное дело.
  
  В Средние века морской гребешок появляется на гербах, указывая на то, что его владелец или его предок совершал дальнее паломничество или участвовал в крестовых походах. В геральдике веерообразная раковина, иначе именуемая пилигримской, встречается чаще раковины в форме витого рога. Морская раковина большого размера называется раковиной святого Иакова, малого - раковиной святого Михаила.
  
  Раковина веерообразной формы служит эмблемой нефтяной компании Shell.
  
  Слово "Шелл" впервые появилось в 1891 году в качестве названия торговой марки керосина, поставляемого в страны Дальнего Востока компанией "Маркус Сэмюэль энд
  Компани". Эта небольшая лондонская компания изначально занималась торговлей антиквариатом, сувенирами и ракушками. В 1833 году английский купец Маркус Сэмюэл-старший открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами. Слово превратилось в название корпорации в 1897 году, когда Сэмюэль основал транспортно-торговую компанию "SHELL" ("Шелл Трэнспорт энд Трейдинг Компани"). Первый логотип (1901) представлял собой ракушку мидии, но в 1904 году была введена эмблема створчатой раковины, или морского гребешка.
  
  Все танкеры Сэмюэля, перевозящие керосин на Дальний Восток, носили названия разных морских ракушек. Существуют свидетельства того, что эмблема "Шелл" была позаимствована с семейного герба директора компании г-на Грэхема. На герб этот знак попал как раз после того, как предки Грэхема совершили паломничество в Сантьяго-де-Компостелла в Испании. Другой знаменитый герб с изображение ракушки принадлежит нынешнему Папе Римскому Бенедикту XVI.
  
  Вернемся к Архангельскому собору. Он построен в начале XVI века итальянским архитектором Алевизом Новым и в плане скопирован с Успенского. Вся выдумка архитектора-камнереза пошла на внешний декор (который сильно контрастирует с внутренним убранством). Раковины в закомарах насторожили заказчиков, но зодчий объяснил, что здесь они являются символом Богоматери, родившей Христа как жемчужину. Это очень понравилось русским архитекторам. В XVII - XVIII вв. русские зодчие украсили фризами из раковин множество столичных и провинциальных церквей.
  
  "Художественный мотив раковины был широко распространен в церковном искусстве, встречаясь в навершии арок и ниш византийских храмов, иногда с крестом внутри, а на Руси - в венце Царских Врат. В византийских авориях VI века нимб над головами святых и императоров часто изображался в виде раковины. Таким образом, раковина символизировала святость и божественное происхождение царской власти" (http://www.feodorov.ru/public06.htm).
  
  Если копать немножечко глубже, то придется вспомнить об античности. Раковина являлась символом Венеры/Афродиты, вышедшей из морской пены на берег Кипра. (Это место, Петра ту Ромиу, до сих пор с удовольствием показывают туристам). Стоящей на раковине богиню изобразил Боттичелли. Символика раковины как атрибута женственности, сексуальности и плодородия прослеживается достаточно ясно. Одно из непременных украшений Венеры - жемчуг.
  
  Раз уж речь пошла о жемчуге, вспомним и о том, что в сакральном искусстве жемчуг - символ невинности, чистоты, целомудрия. В христианском искусстве жемчуг символизирует непорочное рождение, крещение (иногда Иоанна Крестителя изображают с раковиной в руке), Слово Божие.
  
  Жемчуг, "слезы неба, ассоциировался со слезой ангелов, оплакивающих грехи человечества. В Древнем Риме он считался символом знатного происхождения. Юлий Цезарь ввел запрет на ношение жемчуга для женщин, не принадлежавшим к аристократическим фамилиям. По преданию Корана, жемчуг рос на деревьях райского сада. (Мирча Элиаде описывает поиски жемчужины в "Гимн о Жемчужине" - дидактическом сочинение сирийских гностиков, найденное в апокрифических Деяниях апостола Фомы. Название "Гимн Жемчужине" дано переводчиками, в источнике текст озаглавлен как "Песня апостола Иуды Фомы в земле индийской".) Тот же Элиаде упоминает, что жемчуг ценился в Китае как рожденный от воды, Луны, соответственно относился к женскому началу, к инь. И в Китае, и в Индии жемчуг широко применялся в медицине: облегчал роды (аналогия - раковина "рождает" жемчужину), его клали в могилы, чтобы предотвратить тление. По одной из древних легенд, жемчуг зарождался в раковине от удара молнии. "Таким было, поучает тот же Ефрем Сирии, и чудесное зачатие Иисуса Христа в чреве Девы Марии" (http://ec-dejavu.ru/z/Zhemchug.html).
  
  Раковина, в которой происходит чудесная транформация простого материала в драгоценность, становится символом возрождения души и может отсылать к воскресению из мертвых.
  
  К примеру, на картине Яна Вермеера "Женщина, взвешивающая жемчуг" измеряет "сокровища души" на фоне картины со Страшным Судом. Кстати, "Девушка с жемчужной сережкой" - его же картина.
  
  Жемчугом украшались кресты, оклады икон, Евангелие, облачения и т.д. Царство Небесное Спаситель сравнивал с драгоценной жемчужиной, ради которой умный купец продает все свое имение. В Откровении Иоанна Богослова сказано, что двенадцать ворот Небесного Града сделаны из двенадцати жемчужин. (Справедливости ради добавим, что жемчугом украшены и одежды великой блудницы).
  
  Раковина и жемчуг в церковном искусстве говорят о святости, напоминают о пути к Царствию Небесному. "В первую же очередь жемчуг, как самая драгоценная из драгоценностей, используется в качестве символа спасения, которое гораздо ценнее всех земных сокровищ" (http://www.samstar.ru/article/1763/).
   Христианство, сохранив за раковиной и жемчугом символическое истолкование их как символов женского начала, подняло их на новую высоту. Как род человеческий пал по вине женщины, так и спасение ему пришло через Женщину - Деву.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"