Богданов Егор: другие произведения.

Возвращение в бесцветность

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Суть дзен-буддизма на двух страницах. Не претендую на полную объективность, но я старался )

  Возвращение в бесцветность
  
  I
  В один прекрасный или же злополучный день, волею судьбы иль произволом случая, колесо сансары совершает очередной оборот - и ты появляешься на грешной земле. На маленьком шарике зелено-голубого цвета, вращающемся в бескрайнем космосе. Никто тебя, собственно, об этом не просил, но ты все же вылез из известного места на свет божий (или на тьму дьявольскую). Родился в определенном месте, в определенный день и час. Даже в определенном теле. Выражаясь языком бюрократии: "Я, такой-то такой-то, родился такого-то числа такого-то года в таком-то селе такого-то уезда такой-то губернии". Когда ты появляешься здесь, ты получаешь не только свидетельство о рождении, но еще много чего конкретного, что условно делится на две категории: биологическое и социальное.
  Биологическое - это твое тело: набор генов, сила/слабость нервной системы, пол, цвет глаз, волос, пропорции тела, особенности анатомического строения и пр. В придачу получаешь и социальное - это условия внешней среды: веяния эпохи, состояние научной парадигмы, господствующее в обществе мировоззрение, уровень развития культуры, положение религии и мистицизма, социальный класс (сословие, каста), географические и климатические условия местности и все такое прочее. Получается, что оба вида этих условий заранее предопределены до твоего появления и преподносятся тебе как данность: "пожалуйста-с, распишитесь в получении". И тебе с этим предстоит жить. Или, по крайней мере, начинать жить. Биологическое, повлиявшее на тебя с рождения, и социальное, влияющее на тебя постоянно, будут определять твою жизненную стезю, хочется тебе того или нет.
  А теперь представь, что ты не тот, кто ты есть сейчас, а, к примеру, сын хромого сапожника, появившийся в его лачуге в эпоху средневековой смуты. Когда ты немного подрастешь, у тебя на голове завьются рыжие волосы, лицо покроется веснушками. Ты будешь помогать отцу, мечтая научиться так же ловко чинить старые башмаки. А вокруг голод, нищета... Или ты рождаешься в пустынях Афганистана. Худой, но жилистый мальчишка с черными глазами. Ты спишь в обнимку с автоматом, ваххабиты готовят тебя в смертники и единственное, чего тебе хочется - резать головы неверным, чтобы попасть в рай. Почему нет? Или же ты - прыщавая упитанная дочка боярина. Тебя холят и лелеют, запрещают работать и на уме у тебя одни заморские прынцы. А папеньке твоему Петр самолично отрубил бороду - да, нынче на Руси совсем другие времена настают...
  Что я хочу этим сказать? Выдвигаю предположение, что мы все едины, человеки! У каждого из нас, по-видимому, должна быть некая универсальная сущность, которая позволяет нам быть где-то и быть кем-то. Представьте себе белую гипсовую куклу человека. Вот эта куколка рождается в Японии, и на голову фигурки наносится узор из синих линий. Она будет женщиной (новый узор тонкой желтой кистью в области рук), красивой женщиной в будущем (еще штрихи желтого цвета) из семьи почтенного самурая. С детства она знает свое место, усвоит понятия о чести и долге, научится быть хорошей женой и хозяйкой (узоры переплетаются, становятся сложнее, разнообразнее). Война забирает у нее мужа (клякса черной краской в области сердца). И вот в результате мы получаем уникальный, неповторимый рисунок на некогда белой (а если точнее - бесцветной) кукле. Эта бесцветная кукла и есть то, что нас всех роднит. Это то, чем мы были до момента своего телесного воплощения. Она - связующая нить, единство наших душ. Называйте ее как угодно: душа, Бог, Будда... Биологическое и социальное лишь рисуют на гипсовой кукле свои миниатюры: они могут быть удивительно изящными или, напротив, грубыми и сделанными наспех. Но они всегда будут заданны заранее, конкретизированы - привязаны к ситуации, к фону общей картины. Здесь нет места подлинной свободе сознания.
  Существование бесцветной сущности, предшествующей воплощению человека в материальном мире, невозможно доказать. Но идея о ней интуитивно понятна и легко принимается сердцем.
  II
  Набросаем схематичную картинку. Представьте, что в семье чукотских оленеводов Бердыевых растет темнокожий мальчик с кольцом в носу, с полными губами и жесткими волосами. Как он там вообще оказался, не суть важно. И вот этот мальчик весь в мечтах найти свой апельсиновый рай: бананы-кокосы, крокодилы-бегемоты и прочая Чунга-Чанга. Он ничего из этого не видел, только на картинках, и не уверен, существует ли оно вообще. Но душа-то рвется, душа просит. И не милы ему собачьи упряжки - вот на жирафе покатался бы. И не снежная ему нужна пустыня, а песчаная. Оленевод Бердыев пьет водку и грустит: в семье не без урода. Негритенок и сам себя считает выродком, откуда ж знать ему, бедолаге, что далеко на юге под лучами знойного солнца десятки таких же чернокожих сорванцов купаются в Лимпопо и бегают наперегонки с носорогами.
  Есть несколько вариантов дальнейшего развития ситуации. Парень может поддаться давлению социального окружения - под влиянием родителей и друзей "убить" в себе негра. Попросту подавить его. И в результате одним шизофреником станет больше, потому что подавленная часть его личности прорвется и натворит дел. Например, будет лепить из снега ананасы и вытягивать шеи оленям. Какая уж тут гармония.
  В другом варианте парень будет уперто настаивать на своем африканском происхождении. Он ночами не спит, мучается от грез, от недосягаемости своих заветных желаний и очень страдает. Белый снег ему не мил. И страдать бы ему так до конца своих дней, если бы не подвернувшийся случай. Он угоняет самолет геологов (не забываем о схематичности нашего рассказа) и "в погоне за мечтой, в поисках себя" успешно приземляется на историческую родину в Зимбабве. Вот оно счастье! Да, простое человеческое счастье. Обычная житейская история, да и только. Банальный переезд. Потому что парень так и не понял, что страдания его были иллюзорны.
  Третий вариант - это не просто житейская история, а событие грандиозного личностного масштаба, коренной пересмотр мировоззрения! Парень взрослеет и осознает, что "оленевод" и "африканец" - всего лишь два рисунка на его бесцветной сущности. И менять один на другой - все равно, что шило на мыло: снимать одну шкуру и тут же надевать другую. Куда проще не носить шкур, а надевать их по мере необходимости. И осознание этого факта освобождает его от противоречий: он может сидеть в юрте и играть на барабанах, напевая африканские мотивы, а потом спокойно идти пасти оленей. Ему не обязательно рваться в Африку физически, так как он уже в Африке внутри своей метафизической реальности. И ему необязательно "убивать" в себе оленевода, ведь оленевод уже не препятствует ему, не встает поперек дороги, не ставит перед выбором. Две субличности гармонично уживаются в одном теле. И ведь таких субличностей может быть десятки...
  III
  ...Если вернуться в состояние пустоты и неопределенности, деперсонализироваться до чистого листа бумаги, которым все мы были когда-то, то ты уже не будешь здесь и сейчас. Ты сможешь быть где-угодно и когда-угодно. Быть всегда и везде. Освободи себя от обусловленности места и времени твоего рождения или пребывания. Конечно, мы не можем менять свое тело, как нам угодно, или радикально менять общественные законы и установки, актуальные на данный момент. Зато мы сможем осознавать условность, ситуативность всего, что нас окружает, в том числе и своего телесного существования. Будь бесцветным - и ты сможешь сколь угодно много раз перерисовывать себя, потом стирать рисунок и вновь творить новые образы. Будь зеркалом: отражая все, но ничего не принимая в себя. Для этого не нужно никуда идти - лишь погрузись в ту пустоту, которая уже есть в тебе, углубись в Великое Ничто...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Тополян "Проклятый мастер "(Боевик) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) К.Демина "Вдова Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Робский "Убийца Богов"(Боевое фэнтези) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"