В последние несколько лет популярным жанром "самописной фантастики" (многие представители этого направления, впрочем, добрались и до "бумажных" издательств) стали произведения о "попаданцах". Читатель, открывший для себя этот тип книг, может найти себе книгу на любой вкус - научная (и ненаучная) фантастика, фентези, приключения, любовный роман - любой из этих, а также многих неупомянутых жанров тем или иным образом какой-нибудь автор уже использовал. Кроме того, возможны и сочетания жанров, однако первый же вопрос, который себе может задать незнакомый с этим направлением - "Кто такие попаданцы?". Именно на этот вопрос и планируется дать ответ в этом "кратком определителе".
Собственно, сам ответ на вопрос "Кто такие попаданцы?" прост. "Попаданец", по крайней мере в этом определителе, это персонаж (обычно, но не всегда, главный герой) книги - наш современник, обладающий (также обычно, но не всегда) знаниями и умениями автора книги или, по крайней мере, теми знаниями, которые автор книги смог найти в интернете с добавлением умений по авторскому произволу, попадающий в полностью отличные от "наших" условия. Другими словами, сам термин "Попаданец" полностью исчерпывается наименованием серии издательства "Центрполиграф" - "Наши там".
Впрочем, возможны нюансы. К примеру, такому определению вполне удовлетворяет герой любой книги о путешествиях в экзотические страны или замкнутые общины (пример - "Страна слепых" Герберта Уэллса) , однако в этом исследовании под термином "там" будут использованы именно другие миры или иное время.
Кроме того, в этом же исследовании под термином "наши" будут подразумеваться именно наши современники. Несмотря на то, что существует "братское направление", где главный герой не является нашим современником, но также попадает в иной мир (пример - "Элита элит" Романа Злотникова), по мнению автора этого исследования такие герои не являются полноценными попаданцами и не будут рассматриваться в нём. Единственное исключение - "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" Марка Твена. По мнению автора, Хэнк Могран из этой книги НЕ является "попаданцем" сейчас, но был таковым на момент выхода книги и, более того, сюжет этой книги вполне укладывается в сюжет "типового попаданца", поэтому эта книга не раз будет упомянута в дальнейшем.
Также не будут рассматриваться "реверсивные попаданцы", то есть попаданцы из других времён в мир наш, впрочем, таковые могут быть упомянуты в качестве примера. В целях экономии времени автор не будет перечислять все обнаруженные книги, будут приводиться 1-2 характерных примера.
Таким образом, цель этого исследования - познакомить неподготовленного читателя огромным миром современных попаданцев.
Первое, что по мнению автора исследования и определяет жанр книги о попаданцах это именно мир, в который попаданец и попадает (заметили? именно от этого слова название жанра и произошло). Именно от мира зависит, будет ли наш герой поступать в магическую академию, прикручивать командирскую башенку к AT-AT, изобретать каменный топор или промежуточный патрон, ходить по "проклятым землям", ставить нейросети или охотится на Хрущёва. Впрочем, перепевать Высоцкого (кстати, тоже признак попаданца) возможно в любом мире.
Несмотря на то, что каждый автор описывает свой мир своим образом, такие миры можно свести к нескольким типам. Впрочем, авторам никто не мешает смешивать миры, образуя причудливые "коктейли".
1. Мир псевдоисторический.
Здесь подразумевается мир без магии или со следовыми количествами таковой, не связанный общей историей с миром нашим. Такой мир в зависимости от желания автора может быть аналогом как каменного века, так и нашей современности. Примерами такого мира могут служить книги серии "Странный приятель" Егора Чекрыгина или "Моя не понимать" Константина Костина. Впрочем, последняя относится скорее к упомянутым выше "коктейлям" (в хорошем смысле!). Сюда же можно отнести и миры стимпанка (паропанка)
1. Мир магии.
Собственно, по названию можно понять особенности этого мира - магия. Именно в этом мире герой может стать (или не стать - зависит от автора) магом, пользоваться амулетами либо кидаться волшебными молотами в несимпатичных магов. Также по желанию автора этот мир может быть аналогом как современного мира, так и далёкого прошлого или будущего. Примерами могут послужить цикл "Эхо" Макса Фрая, "Ник" Анджея Ясинского, "Подручный Луизы-Нулизы" Нобору Ямагути (хотя тут герой не совсем наш), "Негатор" Алексея Переяславцева, "Полный набор" Милослава Князева и "Ричард Длинные Руки" (да, все 50 книг) Гая Юлия Орловского. Именно такие миры наиболее популярны среди авторов.
1. Мир техномагический.
Такие миры также зависят от замысла автора, но во всех вариантах сочетается и технология и магия. Примером может послужить "Капитан. Невероятный мир" Михаила Михайлова. Хотелось бы отметить, что здесь не подразумеваются книги вида "автоматы против магии" (если, конечно, автоматы не "местные"). Миры попаданцев такого рода (пример - "Мир, которого не существует" Еркина Аскербекова) относятся именно ко второму типу.
1. Миры космические.
Под такими мирами подразумеваются миры, в которых действие происходит в космосе или связано с космическими кораблями. Этот тип миров близок с следующему, но основное отличие - миры не связаны (по крайней мере напрямую) с историей нашего мира. Пример - "Космический барон" Apelsin (увы, настоящее имя обнаружить не удалось", "Землянин" Романа Злотникова и многие произведения на тему Eve Online.
1. Миры будущего.
Отличие этих миров от упомянутых ранее - общая история с нашим миром. В зависимости от воли автора, этот мир может быть миром недалёкого будущего (в некоторых случаях, к сожалению, уже наступившего (пример, хоть и без попаданцев - "Эпоха мертворожденных" Глеба Боброва)), миром пост-апокалипсиса ("Исчадия техно" Артёма Каменистого) либо миром далёкого будущего ("Чёрный волк" Дмитрия Кикоть).
1. Мир прошлого.
Здесь выбор велик как никогда. Это может быть каменный век ("Самый длинный век" Сергея Калашникова), эпоха "Великих географических открытий" ("Оператор совковой лопаты" его же, "В флибустьерском дальнем море" Алексея Волкова), но наиболее популярными эпохами у наших писателей является первая половина 20-го века. Это и неудивительно - этот период в истории был весьма насыщен и неодназначен, поэтому каждая написанная о этом периоде книга отражает прежде всего точку зрения её автора.
Именно поэтому попаданцы участвуют в Русско-Японской войне ("Варяг-победитель" Глеба Дойникова), отважно удирают от наступающих большевиков ("Спасти Колчака!" Германа Романова), просто (но интересно) живут ("Неинтересное время" Константина Костина"), готовятся к новой войне ("Симбиот" Вячеслав Федоров) и участвуют в ней ( "Отыгрывать эльфа не просто" Леонида Кондратьева и множество книг других авторов).
Также стоит ещё раз упомянуть "Янки из Коннектикута" - именно в мир этого типа главный герой и попал.
1. Миры иных авторов.
Несмотря на то, что в этом типе миров присутствуют практически все вышеупомянутые, важным их отличием является попадание главного героя в мир, созданный другими авторами в книге, игре или фильме. Характерный пример - попадание героя в мир "Звездных Войн" ("Юнлинг" Николая Метельского), мир "Гарри Поттера" (к сожалению, примера полноценной книги не нашлось, однако рассказов немало) или в мир Warcraft ("Спасти тёмного властелина" Владимира Мясоедова, однако догадаться о том что это именно мир Warcraft удаётся не сразу).
Второе, что определяет попаданца это то, что он делает. Как и в случае миров, по желанию автора книги попаданец может сочетать несколько ролей.
1. Воин.
Собственно, воин он и есть воин. Вооружённый бластером или каменным топором, магией или автоматом Калашникова, воин в одиночку или с небольшой группой идёт к своей цели, собирая на своём пути шишки и рояли. Пример - "Рыцарь ордена" Сергея Садова или "Игрушки" Артёма Рыбакова.
1. Прогрессор.
Вооружённый знаниями, попаданец-прогрессор "подтягивает" своё окружение к удобному для себя уровню либо совершенствует что-то, дающее ему возможность победы ему лично или его стране.
Это может быть как магия ("Самозванец" Даниила Аксенова) так и оружие либо общий технологический уровень ("Шарашка попаданцев" Андрея Ходова, "Ещё не поздно" Павла Дмитриева, "Князь Вольдемар Старинов" Сергея Садова).
1. Руководитель.
Попаданец-руководитель руководит. Он может править страной ("Попаданец на троне" Германа Романова, "Попаданец Сталин" Анатолия Логинова, а также немалая стопка иных книг о царях-попаданцах), может командовать флотом или кораблём ("Морской Волк Владислава Савина) либо торговой империей ("На границе тучи ходят хмуро" Алексея Кулакова)
Собственно, таким образом и описаны основные типы "Попаданцев". Хотелось бы ещё раз отметить, что фантазия авторов книг может сочетать и миры и роли попаданцев в самых разнообразных комбинациях. К примеру, автора исследования очень впечатлила книга "Отыгрывать эльфа не просто" Леонида Кондратьева. Попаданец-тёмный эльф в Великую Отечественную Войну, сочетающий магию и технологию (зелье ночного зрения для пилотов ночных истребителей) - внушает!