Сначала о конкурсе в целом. Он показал, что лиричность авторам СИ присуща в большей степени, чем склонность к юмору. Мало остроумных пассажей, практически нет смешных коллизий, и даже добродушного балагурства совсем немного. И что особенно досадно, некоторые авторы в ранг острот пытались возвести откровенную бессмыслицу, полагая, что, чем меньше приложить ума, тем больше веселухи. Отсутствие остроумия в комплекте с амбициями дает весьма нечитабельные вещи, способные вызвать усмешку. Но только по отношению к авторам. Мне кажется, даже хорошим авторам не следует бросаться в юмористические конкурсы лишь для того чтобы поучаствовать. Ну, не смешно читать было ваши работы, господа и госпожи конкурсанты! Почти все. А если добавить к этому, что и техникой стихосложения многие владеют весьма слабо... И тем не менее есть и удачи. Но обо всем по порядку.
Только две работы получили у меня максимальное количество баллов. Лучшая, на мой взгляд, "Деды и бабы". Ну, если уж подходить очень строго, название, конечно, сыровато. Понятно, что автору не хотелось сразу раскрывать все тайны, однако яркий заголовок придает любому произведению логическую и стилистическую законченность. Тут надо было бы еще пофантазировать на тему дедовщины в бабском царстве и придумать что-то более звонкое и пружинистое.
К стихотворению же только два замечания. Не понравилась инверсия "тайн раскрыл истории немало". Оно и ничего вроде бы, но не для такого качественного текста. Здесь же надо тщательнЕй! Общий уровень произведения требует. Я бы поправил "в истории". И еще - ну не знаю я, что такое "свинцовый век". В первый раз слышу! И почему, собственно, свинцовый, когда бронзовый? А может быть, даже неолит... Но это, в данном случае, мелочи.
Стихотворение же удовлетворяет самым высоким требованиям юмористического жанра. Оригинальная идея, построенная на узнаваемой ассоциации. Остроумный текст. Логичный, в рамках поставленной задачи, вывод. Безукоризненно написано в плане техническом. Легко читается. И главное - смешно! Пожалуй, это единственный текст, который заставил меня улыбнуться. И достаточно широко, должен вам сказать.
***
Оправдание
Мой интеллект как чёртов знак,
Живу безвестным умником.
А вот умру, кто будет знать
Какой загнулся уникум?
В веках остался Перельман,
Завидую Григорию.
Вот мне бы так: за счёт ума
Прыжком влететь в историю.
Как Чехов мог бы я в тиши
Строчить рассказы, повести,
Задачку века мог решить
Ещё пуанкаровестей.
Открыть какой-нибудь бозон,
Крутя пучки в коллайдерах.
Стать режиссёром как Бессон,
Актёром круче Шайдера.
Но славы нет, хоть удавись.
Виною лень-развратница.
Моя душа стремится ввысь,
Но к стулу тянет задница.
Мне дисбаланс всегда мешал:
С трудом окончил школу я -
Душа не весит ни шиша,
А задница тяжёлая.
Замечательное стихотворение "Оправдание". Я так же оценил его десяткой, хотя первенство бы отдал все-таки "дедам и бабам" в силу того, что оно остроумно не только по тексту, но и по сюжету. Однако и здесь в основе ярко выраженная и хорошо обозначенная мысль. Текст написан не просто хорошо - мастерски. Смутил "чертов знак". Не знаю такого. Если он существует - моя вина в том, что не знаком с термином. Если нет такого выражения - вина автора, поскольку термин весьма нечеток. Немного напрягло то место, где автор говорил об утерянной возможности стать всемирно известным. Увы, фамилии Бессон и Шайдер мне ничего не говорят. Возможно, здесь больше моей вины, чем их, но по известности у меня лично они с Чеховым и Перельманом сравниться не могут. Концовка хороша! Что я ценю в стихах - сильный акцент в завершении. Так сказать, отчетливую точку! Пусть даже она поставлена на пятой точке. :)
Тут у меня возникла первая проблема. Не нашлось среди конкурсных стихов таких, которые я бы оценил в девять баллов. Казалось бы, взять тот из восьмибалльных, который больше других приглянулся, и оценить его в девять баллов. Но, по правде сказать, ни одно по настоящему не тянуло на девятку. И все же решил дать аванс стихотворению "О разновидностях питейных заведений". И название неудачное - вялое название, не отражающее сути стихотворения - и затянутое до такой степени, что становится скучноватым, и в стилистике не все благополучно, и тема не очень мне близка, ибо пива не употребляю, а уж тем более в такой обстановке. Однако из восьмерочных оно оказалось наиболее перспективным, поскольку легко выправляется и таким образом значительно повышает свою ценность. Стоит его только сократить на треть...
Но есть в стихе и положительные стороны, конечно. Очень важно, что написано стихотворение хорошо. Язык легкий, ненатужный. Ритмика не сбита, рифмы точные. Смысл выдержан. Есть тема. И она неплохо развита. На мой вкус, я убрал бы три четверостишья - предпоследнее, предшествующее ему и третье. Любое сокращение, не искажающее смысла, идет на пользу произведению. Если бы автор самостоятельно избавился от этих строф, то стих легко бы потянул на девятку. И даже с плюсом.
Замечания по стилистике и логике текста такие: не верю в заблудившуюся овцу идущую на огонь. Приют не желаемый, а желанный. Уборщицу за подол - грязная сценка. Представил себе бабку-уборщицу с грязной тряпкой и пристающего к ней "пивца" - отвратительная картина нарисовалась. "Сманишь" не совсем хорошо - по смыслу требуется "не заманишь". С рестораном какая-то неувязка выходит. Что за "лживая изысканность"? Не понимаю. Чистота, обслуживание, сервировка - все настоящее. Проверял. Не знаю, в какие такие "лживые" рестораны ходит автор. "Жуликов подборку всех мастей" - фраза неуклюжая. Кто их собирал в подборку? Откуда он знает, что в ресторане жуликов больше, чем в пивбаре? Ну и "скатертЕй" - это уже ни в какие ворота. Предпоследняя строфа получилась несвязной. Искусственная получилась строфа. Возражаю и против формулировки "простой дресс-код". Я думаю, в пивбарах кода этого вообще не существует. Конечно, во фраках туда не ходят. Но и не в каждый ресторан тоже в таком виде являются. А в галстуках и там и там народу полно. Как и без галстуков. И, тем не менее, 9 баллов.
Хорошо написано, спору нет. Не понятно только, к чему все это? Просто Кант к слову пришелся? Видимо, автор пошел от заголовка. Понравилось, как фамилия обыгрывается? Хорошо обыгрывается, спору нет, но... Короче, неплохо написанное стихотворение ни о чем и непонятно зачем. Хотя о последнем, как раз, можно догадаться: для того написано, чтобы можно было поучаствовать в конкурсе.
Однако форма выдержана и концовка есть. Правда, ненужные уточнения, как мне кажется, придают ей характер нарочитости. Искусственности. Зачем уточнять, что лиргерой именно в окно пошел смотреть на небо? Это так важно для идеи, что именно в окно? Отчего не сказать просто: "Смотреть на небо звездное?" "Я сигарету сжал губами". То есть, автор подчеркивает, что лиргерой курил через рот. Это важное уточнение. А то вдруг кто-нибудь решил, что он иным каким образом употреблял дым. Или тут акцент на слове "сжал"? А что, это так важно?
Есть и другие неточности. "Прыгнул ввысь". Интересно в этой связи было бы узнать, какую высоту удалось преодолеть лиргерою во время прыжка. Ну, коль уж подчеркнуто, что прыжки были в высоту. "Безумно крякнув, словно утка". А умно кто крякает? Селезень? Однако в целом впечатление от стихотворения неплохое. Но самое удачное в нем - заголовок. За него я добавил автору целый балл!
***
Песенка либерального попугая
Кор-р-рупция! Кор-р-рупция!
Я - храбрый попугай.
И знаю Конституцию:
Свободу - не замай!
Про недостатки общества
Молчать мне не резон.
И на Манежной площади
Я первый Цицерон.
Народу правдой дорог я,
И не за что краснеть.
Не запугают вороги,
Хоть ворон, хоть... медведь.
Дерусь за демократию,
Что гордый Газдрубал.
Не раз к ядреной матери
Сатрапов посылал.
В борьбе за дело правое,
Всем подаю пример,
В теледебатах травленный
Опози-цио-нэр.
Пусть брешут: "Птица подлая
Обгадится за грант".
Доить умело "спонсоров"
Не подлость, а талант.
Не для меня наивничать,
Чирикать просто так.
Живем не в коммунизме, чай.
Я попка! - не дурак.
Не зря клиенты в очередь
Толпятся у двери.
Договорюсь, кто больше даст...
Ну, чижик, погоди!
Кор-р-рупция! Кор-р-рупция!
Коль надо - покричим.
Я - чудо эволюции.
Я буревестник, блин.
Я - вестник революции,
И честный либерал.
Кор-р-рупция! Кор-р-рупци... а?
Как скажете. Кар-р, кар-р...
Направленность стиха понятна. Но построен он неубедительно. Почему именно либерал оказался мишенью, а не представитель какого-нибудь иного политического течения? Ничего специфически-либерального в облике попугая не просматривается. За исключением, может быть, тех избитых обвинений, которые существуют на уровне массового восприятия в виде штампов. Техника стихосложения на уровне, а вот со смыслом есть проблемы. Вчитаемся в первую строфу. Такой получается винегрет! Здесь и констатация существования коррупции, и самооценка-перевертыш, и упоминание Конституции всуе, и, наконец, странное словечко, которое никак не вяжется с образом либерала: "не замай!" После него начинаешь подумывать, а точно ли это либерал? Не представитель ли аграрной партии здесь нам представлен во всей красе? И такая небрежность формулировок практически в каждой строке. Есть и логические неточности. Вот Газдрубал вдруг появился в личине борца за демократию... Странно. Он вообще-то командовал армией государства, которым управляла аристократия. И воевал против республиканского Рима. То есть, ну никак он за демократию не боролся, а скорее против.
Не смешно. Слишком общо для того, чтобы отнести стих к разряду сатирических. Еще одно выступление на известную тему в тех же выражениях. Но бойко, легко читается...