Егорыч : другие произведения.

Нико. Творческий портрет

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 []
  Николай Яковлевич Чуксин (Нико) родился 31 мая 1948 года в Тамбовской области, в зацнинских лесах, на Хмелинском кордоне в семье лесника. Приехал в Москву в 1967 году после окончания Котовского индустриального техникума. В 1972 году после окончания Московского института химического машиностроения поступил на работу во Всесоюзное объединение "Техмашимпорт" Министерства внешней торговли, работал там инженером, старшим инженером, старшим экспертом. В 1984-88 годах работал в Торгпредстве СССР в Финляндии. В апреле 1989 года ушел из системы Внешторга в систему Агрохима директором фирмы 'Разнопромимпорт', затем был назначен заместителем генерального директора ВАО "Союзагрохимэкспорт", возглавлял ряд коммерческих фирм. Когда ему исполнилось 50 лет, он решил уйти из бизнеса, что и сделал в апреле 1999 года.
  К этому времени уже была распродана его первая книжка "Персона нон грата", в которую вошло сто стихов, несколько коротких эссе и десятка полтора фотографий. В декабре 1999 года Чуксин поступил на работу в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ. Через месяц он уже занимал важную должность советника заместителя главы миссии. Вот выдержка из рекомендательного письма заместителя главы миссии ОБСЕ Линды Эджворт, выданного Николаю Чуксину по результату их совместной работы:
  
   "Дорогой Николай!
  
   Поскольку наша миссия близится к завершению, я хотела бы выразить мою искреннюю признательность за Ваш исключительно важный вклад в работу миссии. Вы выполняли особую задачу по направлению нас к лучшему пониманию политических и социальных реальностей России. Ваши знания были бесценным вкладом в создание здорового фактического фундамента для нашей аналитики. Я также очень довольна теми аналитическими работами, которые Вы готовили лично и которые были включены в наши проспекты и материалы для проведения обучения и подготовки брифингов.
   Во всех аспектах Вашей работы Вы демонстрировали исключительную преданность, компетенцию и добросовестность".
  С такой рекомендацией ему не составило труда подписать контракт на работу в Косово. Первый месяц он работал в Приштине в центральном аппарате миссии ОБСЕ. Через месяц он был послан на фронт, в Косовскую Митровицу, где и проработал до начала 2002 года.
  Тем временем у него вышла небольшая книга "Ладога", а чуть позже был издан отдельной брошюрой самый главный, как считает сам Чуксин, труд его жизни - работа "Государство и общество". Примерно в то же время пошла в продажу хорошо оформленная книга "Длинное лето 1999 года.
  Дописав еще одну книгу, "Каппадокию", он уехал в следующую миссию по линии ОБСЕ. На этот раз в Черногорию, где работал долгосрочным наблюдателем - руководителем группы наблюдателей ОБСЕ. К этому времени в России в издательстве "Русь" вышла его книга "Косово глазами постороннего", которая в следующем, 2003 году была опубликована с небольшими изменениями издательством "Эксмо" под названием "Косовский полигон".
   В этом же году вышла его работа "Не надо нас дурить" (первоначальное название "Россия и ее выбор") в которой Чуксин попытался осмыслить многое из того, что произошло со страной. В книгу были включены еще две работы: "Государство и общество" и "Партия Разумной Альтернативы (ПРА)".
  28 ноября 2002 года он открыл свой раздел на СИ. В разделе у Николая Чуксина 18 подразделов, содержащих более 600 работ. Это публицистика, социология, путевые заметки, фотографии, заметки о природе, стихи, рецензии на стихи других авторов и многое другое. В последнее время Нико сосредоточился на двух направлениях творчества: заметки о природе и публицистика. Почему так? Вот как сам он отвечает на этот вопрос: 'Природа - поскольку в основе моей ненаучной теории лежит мысль о единстве человека, общества, государства и Природы как организмов высшего порядка, части Живого. Публицистика - поскольку сейчас время борьбы за будущую Россию, за Россию, которую продолжают уничтожать, внедряя чуждые ей ценности и пристегивая к Новому Мировому Порядку'.
  
  ***
  
  Самую пронзительную тему поэтического творчества Николая Чуксина я бы обозначил, как "предчувствие холодов". У него много стихов об осени. Но лишь в некоторых из них она выступает как самодостаточный объект творчества. Осень для автора, прежде всего, предзимье - неуловимое состояние перехода. Перехода от жизни к смерти. Чуксина мало занимает эстетика увядания, очаровавшая очи практически всех, кто касался этой темы. Конечно, и у него есть стихи об осени, в которых он проявляет свои качества живописца. Но все-таки чаще всего осень занимает его как философа, умеющего увидеть процесс в целом. Потому стихи этого самого крупного в его творчестве цикла (их много здесь ) далеки от созерцательности и ностальгического любования.
  
  ...Что уже никогда не вернуть,
  Ни зари и ни зноя полудня.
  Что придется, придется нырнуть
  И не вынырнуть в зимних буднях.
  ...............................
  Может, это расстроит Вас,
  Только вырвалось так, невольно:
  Облетает с берез листва
  Слишком быстро
  И слишком больно.
  
  
  Итак, осень для Чуксина это и предзимье и послелетье - пограничное состояние между жизнью и смертью, наполненное тяжелых размышлений об утраченном и трагических предчувствий. В символическом же плане - символ уходящей жизни, ее крушения. Это не лирика в чистом виде, это пронизанное лирикой философская поэзия. В ней нет надрыва, нет заклинаний. В ней ясное спокойное восприятие бренности личной жизни, усиленное внешними признаками. Таких стихов не пишут в молодости. Потому что молодость - это лето и для пишущего "пора увядания" всего лишь художественная аллегория.
  
   Будет холод прощанья
   Повседневностью лет.
   Будут те же желанья,
   А возможности - нет.
  
   И высокие своды,
   И безумный полет -
   Ни к чему. Всё проходит.
   Всё прошло. Всё пройдет.
  
  В его предзимних стихах сквозит безысходность близкая к отчаянию. Но отчаянию спокойному, вызванному смятением души и сдерживаемому рассудочным пониманием того, что ничего не изменить.
  
  Осень, сплошная осень,
  Холод и темнота.
  Листьев седые прядки,
  Тленья сырой душок...
  .....................
  Что-то с душой не в порядке.
  Что-то с душой.
  
  Он не себя ищет в осени, а находит осень в себе. Это поэтический резонанс, отклик души на ход событий, совместимых с жизнью. Осеннее обострение чувств, таланта. И хотя автор полон сил и энергии, он остро чувствует неумолимое движение времени, которое отражает в слове.
  Есть еще один важный аспект, который многократно резонирует настроение автора. Осень для него олицетворение завершающейся эпохи, знавшей зарождение и расцвет. Это умирание понятной и близкой общественно-политической среды, которая взрастила нас, адаптировав под себя и ставшей единственно возможной средой обитания.
  
   Пой не пой ты теперь, и горлань не горлань...
   Для уставшей души нет ни ада, ни рая.
   Умирает эпоха. Уже умерла.
   И последние знаки ее - умирают.
  
  Отсюда социальная наполненность этих апокалипсических стихов. А вот одно из самых пронзительных и сильных по воздействию на читателя стихотворений "осенне-социального" цикла.
  
  Холодно гаснет запад,
  Тенью пугает черной...
  ......................
  Смерть подойдет внезапно
  Спасением для обреченных.
  
  Отталкиваясь от политических настроений Чуксина, кто-то может посчитать это иллюстрацией к его публицистическим работам. Но я думаю, что причины глубже. Они кроются в многоплановой личности автора. Сильный, самобытный мыслитель, смелый полемист, уверенный в своей правоте, умеющий подчинять своей логике сочувствующих идеям и повергнуть оппонентов, он только производит впечатление цельной базальтовой глыбы, неподвластной никаким внешним воздействиям. Стихи открывают перед нами человека, глубоко страдающего, мятущегося и порой чувствующего свою совершенную беззащитность перед внешними обстоятельствами.
  
  Если говорить о технике стихосложения, то, я думаю, коснись дело публикации в серьезном издании, некоторые его тексты в том виде, в каком они выставлены в Самиздате, в сборник войти не смогут по причине редакторских претензий. В ряде случаев им нужна правка, связанная с уточнением формулировок. Неточности в его стихах главным образом сосредоточены в так называемых "приставных строках", которыми поэты подготавливают введение в текст главных строк, тех, которые давно вызрели в душе, четко сформулированы и разят, как сталь. На эту тему поговорим чуть подробней.
  
  Тешит мороз и дразнится,
  Руки кусает и ноги.
  
  Эти строки слишком общи. Как говорится, в данном случае возможны варианты. В самом деле, почему мороз тешит, и каким образом он дразнится? Зачем уточнение по поводу рук и ног? Он ведь и нос кусает, и щеки? Но две следующие строки вариантов не предполагают! Так сказать может только человек, обладающий незаурядным талантом:
  
  Вот наступают праздники -
  Проклятье для одиноких.
  
  Далее:
  
  Дым над домами воткнут
  Криво столбом стоящим.
  
  И снова претензии к приставным строкам, вплоть до элементарных: так "дымы" или "дым", "столбы" или "столб"? И весьма неладная инверсия во второй строке... Но какая мощь дальше:
  
  Льется в стаканы водка -
  Спасение для пропащих.
  
  Талантливо найденный рефрен, точно выверенный парадокс в каждой строфе и главный признак состоявшегося стихотворения - мощная концовка:
  
   Смерть подойдет внезапно
  Спасением для обреченных.
  
  Этот парадокс - сочетание удивительных по силе и точности формулировок и строк заурядных, приводит в недоумение искушенного читателя. С одной стороны такое положение удручает, с другой служит доказательством, что у автора нет проблем технического плана. Чуксин из числа тех, кто выплескивает из себя стихи, подчиняясь настроению. А строки, которые мы критиковали - не неумелые, а недоработанные. Над ними надо посидеть еще несколько часов, чтобы довести до уровня тех строк, что составляют костяк стихотворения! Но автор принципиально не идет на это, считая, что нет смысла тратить время, доводя текст до лоска, если произведение уже срабатывает на эмоциональном уровне, если оно задевает читателя.
  
  Его отношение к стихам сходно к его отношениям к людям: он принимает их таковыми, как они есть. Чуксин не желает вторжения в свой поэтический мир, он не верит в то, что вмешательство чужой, пусть и дружественной, руки способно что-то изменить в его стихах к лучшему. Его стихи так же амбициозны, как и он сам. Если стихом все сказано, полагает он, к чему еще какие-то манипуляции с текстом?
  Как редактор, я готов спорить с этим, полагая например, что неточность и случайность приставных строк не восполняется мощью и драматичностью строк основных. Но как читатель я принимаю его позицию, поскольку энергетический заряд основных строк, с лихвой восполняет энергетическую недостаточность строк их подготавливающих.
  И еще, Чуксин, как и все сильные, уверенные в себе люди, не скрывает своих взглядов и настроений, поскольку чувствует себя выше оценок. Он открыт и искренен. Во всем. Он не боится показаться сентиментальным, не боится сделать ошибку. Возможно, поэтому он никогда не правит своих стихов, предоставляя им жить в том виде, в каком они появились на свет.
  Да ему и некогда заниматься этим! Чуксина отличает острое чувство жизни. Он живет много! Не в смысле прожитых лет, а в смысле наполненности, уплотненности времени. Он успевает столько, сколько не успевают трое... Он труженик. И поэзия не главный результат его творческих трудов, поэтому роскоши тратить драгоценное - уходящее - время на отделку строк он не может себе позволить. Но поэзия для него и не забава, не сброс эмоций, которые он не может проявить в публицистике, где преобладает строгий анализ фактов, или в краеведческих материалах, основа создания которых заключается в беспристрастном наблюдении. Это потребность соприкоснуться душой с родственными, резонирующими в одной частоте душами...
  Возможно, я непропорционально много внимания уделил теме "предзимья". У Чуксина разноплановая, содержательная лирика. Всего им написано около 400 стихов, и только половина из них размещена в разделе на СИ. Кроме лирики у него есть пародии и эпиграммы. Но особое место занимают стихи о родной земле, у него много нежных и страстных стихов, обращенные к Женщине! Именно в этих стихах раскрывает он нам свою душу, в них он, по сути дела, рассказывает о себе. О своем отношении к жизни, к тем нравственным ценностям, которые составляют основу его личности.
  А закончить обзор я хочу одним из самых пронзительных его стихотворений, стихотворением-исповедью, чуть угловатым в техническом плане и, в то же время, безукоризненно точным по логике. Стихотворением, берущим за душу своей искренностью и горячим напором.
  
  Часто меня ломала
  Жизнь, и я не в обиде:
  Много любил, но мало,
  Редко я ненавидел.
  Знаю, при всех режимах
  Светлых любил людей я,
  И не любил одержимых
  Бесом или идеей.
  Часто любил я тайно,
  И никогда - насильно.
  Слабых любил, печальных,
  И не любил всесильных.
  Я не любил придворных,
  Жадных и ненасытных,
  Я не любил проворных,
  Шустрых и беспринципных.
  Братьев любил я меньших,
  Их полюбить легко...
  Баб не любил, а женщин -
  Очень и глубоко.
  Знать, потому не сломало
  Жизни мою обитель:
  Много любил, но мало,
  Редко я ненавидел.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"