Так я выглядел в первый год моей работы в "Автозаводце".
На первой моей планёрке редактор дал мне вводное - облегчённое - задание и по объёму, и по теме. А тема была стандартной для новичка: написать материал о работе заводского ДК. Количество строк не оговаривалось. Это было и своего рода проверкой возможностей "новобранца".
Договорился по телефону о встрече и отправился в храм заводской культуры - ДК имени Медведева. Назван дворец так в честь нашего земляка, партизанского командира, отряд которого был базой для легендарного советского разведчика Николая Кузнецова. Идти до него от проходной завода минут сорок. Поговорил, написал. Мне понравилось. Отдал и стал ждать похвал. Редактор прочёл, почти ничего не поправил, но объяснил, что выстроен материал неправильно. Что нельзя начинать с длинного, невыразительного вступления. Начинать надо ярко, интригующе, чтобы у читателя не появилось желание отложить материал на потом, то есть навсегда. А я в своём первом газетном материале, который назывался "Все наши 23 кружка" и с подзаголовком "Огни Дворца культуры: детское творчество" начал с штампа, показавшегося мне очень уместным: дескать, личность вырастает из детства, потому забота о досуге детей это забота не только об их настоящем, но и будущем. И проблема эта настолько сложна, что только силами семьи её решить невозможно. Воспитание разносторонней личности возможно лишь в результате её многогранной обработке в коллективе... Ну и прочие глубокомысленные банальности, показавшиеся мне тогда очень даже уместными. Сейчас я просматриваю материал и вижу, что в целом он сделан добротно: информативен, обозначены направления работы и проблемы, названы фамилии. Но скучный материал получился. Язык литературно вычурный и полная отстранённость от темы. Нет авторской позиции.
Брон, ознакомившись с моим творением, намётанным взглядом прикинул мои возможности. Отделив зёрна от плевел, решил, что всходы будут. И началась пахота. Что касается испытательного срока, то, помятуя о его словах, сказанных в день принятия меня на работу, я некоторое время ждал, когда же последует официальное его завершение. Мне представлялось, что этому будет сопутствовать, если не вручение верительных грамот, то какое-то торжественное объявление о начале настоящей, полнокровной журналистской деятельности. Но, похоже, Брон начисто забыл об этой формальности. А, если судить по нагрузке, то срок этот закончился в тот день, когда я сдал материал о кружковской работе. После этого с меня стали требовать, как и с остальных сотрудников редакции.
Надо сказать, что с Дворцом культуры меня все годы работы в "Автозаводце" связывали хорошие деловые отношения. Там через некоторое время мне предложили полставки за фотографирование различных культурных мероприятий. Интерес к этому у нас был взаимный. Кроме того, что они вставляли эти снимки в отчёты, благодаря мне их деятельность получала дополнительное освещение в прессе, так как многие из этих снимков с написанными мной текстами шли в газету (кстати, не только заводскую, но и в областную, где время от времени размещали наши материалы). Им - популяризация, мне - строки. Ну и приработок. Что было совсем не лишним, потому что заработок у корреспондента "Автозаводца" был чуть больше 90 рублей. Это при средней по стране в 140.
Здесь две редакции. Автозавод и Радиозавод были расположены рядышком - через железнодорожную линию. На снимке: редактор "Прогресса" Симутин, диктор нашего заводского радио Тоня, корреспондент нашей газеты Марина Зотова, я, наш ответсек в ту пору Женя Королёв, наша машинистка Валя Макаренкова, сотрудница "Прогресса", наш редактор Александр Самойлович Брон, сотрудница "Прогресса", корреспондент "Прогресса" Володя Николаев. К сожалению, имена и фамилии некоторых сотрудников уже выпали из памяти. Но, думаю, со временем они найдутся.