Аверьянова Екатерина: другие произведения.

Соколы Волха (Велеса)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
 Ваша оценка:


Цикл Светозарная Рось

   Соколы Волха (Велеса)
   Певец: Верный Волхов, ясный сокол,
   Что ж ты мечешься вдали?
   Сердце вечно одиноко,
   На чужбине, дома ли.
   Волх: Было я расстался с вами,
   Да сильней тоска гнетет.
   О, исток моей печали,
   Добрый день, родной народ!
   Вот такую песню можно услышать от старых гусляров Княжества Рось. В словах ее не было бы ничего необычного, если бы Волх - Велес, герой песни, не был богом. "Чужбина", тоска по родине - это такие человеческие чувства; почему же они приписываются богу? Старые гусляры припоминают сказку, которая все объясняет, но русичи ей не верят.

***

  
   Жил-был мальчик Звенидаль, славянин, но не русич (Роси тогда еще не было). Он и его товарищи любили птиц и в играх называли себя "соколами". Время то было сытое, мирное и веселое; властелин Кривды Чернобог мучил набегами нечисти древний народ* (* Эхуд - евреи), живший в пустыне, и зарождавшуюся страну славян не замечал. Его сыновья Черномор и Кощей еще не обрели своей мощи и тоже не мешали славянам жить и накапливать силы и знания.
   - Звенидаль, пойдем играть в соколов! - позвал через щель в полуприкрытых от полуденного солнца створках окна Красимир, самый давний и близкий друг мальчика. Звенидаль вывалил оставшиеся в миске блины кошке в молоко, пробегая мимо светлицы, дернул старшую сестру за ленту кокошника и выскочил в окно, понимая, что до двери уже не добежать - сестра поймает.
   Вместе с Красимиром примчался на луг, где очень удобно было играть в соколов среди высоких лопухов и полыни, которые они воображали березами и соснами и "летали" над "деревьями". Этот славянский край был богат лугами, и позднее здесь возникло государство Зелен Луг.

***

   -- Вы еще не были там, - говорит старый гусляр, прерывая сказку. - Зелен Луг - страна одного из западных славянских народов, лужичан. Луг входит в Союз воеводств Западославия. - Когда-нибудь мы поедем туда, - обещает княгиня Радомира. - Ну, так что увидели мальчики на лугу?

***

   Играя на лугу, мальчики иногда видели полевичков, как известно, детей полевика и полудницы. Эти крошечные существа напоминали домовых, но были более дикими, пугливыми и быстрыми. И внешне полевики мельче и тоньше сыто живущих домовых, меньше напоминают человека, скорее обезьянок. Похоже, и сегодня друзья встретили какое-то чудо-юдо, раз выбежали навстречу Звенидалю и Красимиру такие возбужденные.
   - Стрыга* (* вампирша), стрыга! - кричал один из мальчишек.
   - Какая тебе стрыга! Это водяная, - заявил другой.
   - Нет, это не стрыга и не водяная. Она такая красавица, - возмутился третий.
   -Ладно, схожу, посмотрю, - решился Звенидаль.
   Действительно, женщина, сидевшая среди цветов на лугу, была красавица. Густые светло-русые волосы были заплетены в несколько косиц, две из которых образовывали вокруг головы обруч, остальные свободно падали на розовую накидку; простое белое платье украшали лишь кружевной розовый воротник и две нитки бусин из крупных красных ягод и дерева. Взгляд голубых глаз женщины был кроткий и ласковый.
   - Кто вы? - восторженно спросил Звенидаль.
   - Лада, - назвала себя женщина. Никогда бы Звенидаль не подумал, что перед ним богиня - такая тихая и простая была Лада, богиня семейного очага, женщин и любви.
   - О, вы так красивы, - вот и все, что мог выжать из себя онемевший от восхищения Звенидаль.
   - Ну, раз так, что же твои товарищи меня испугались? - засмеялась богиня Лада.
   В те времена боги редко посещали славянские земли, ведь славяне были тогда как дети и не участвовали в борьбе Правды и Кривды. Но чуткая Лада знала, что скоро и славяне взвалят на себя тяжкий груз, и, может быть, от них будет зависеть судьба всех людей и сил Добра.
   - Слушайте, дети! - обратилась Лада к собравшимся вокруг нее мальчишкам. - Ваша жизнь течет счастливо и спокойно, но на дне Черного озера-моря подрастают сыновья Чернобога - Черномор и Кощей. Ах, да мало ли иных порождений Кривды предвкушает поработить ваш славянский запад! Так клянитесь же, что в лихие годы не забудете верность к стране своего детства, не покинете Родину на радость врагу, не погубите ее равнодушием. Повторите за мной: "В жизни моей только два светила - Правда и Отечество".
   Торжественно поклялся Красимир, проникновенно - Звенидаль, робко - другие мальчики. Обещание, данное богине, нарушить нельзя, значит, у славянской страны будут защитники. Теперь она спокойна за этот край - Лада, богиня любви к людям.

***

   Всего десять лет прошло, и страны славян не узнать: вместо довольного жизнью, по-детски мыслящего народа - сломленные бедами, постаревшие до недоверия люди. Засухи и наводнения, ложь и бессилие правителей - год за годом, десять лет. Что это - происки Кривды или собственные ошибки?
   Рось моя, тебе это знакомо. Ты и сама не знаешь, что ответить на вопрос: как? Как люди, которых воспитывали честными и смелыми, активными и ответственными перед страной, вдруг начинают лгать и уклоняться от податей, становятся татями по мелочам, а то и к казне руку протягивают... И откуда в них появляется это заискивание перед боярами, боязнь даже слово вымолвить, боярам и князю не угодное? И - равнодушие, и - бездуховность? Откуда это берется, Рось, святая родина наша?
   - Славяне, опомнитесь! - взывает Красимир, но над ним смеются. Ничего нельзя изменить, а молодые глупцы все чему-то учат, к чему-то стремятся, во что-то верят.
   - Славяне, мы должны.., начинает Звенидаль. Это "должны" выводит толпу из терпения, в юношей летят камни и крики:
   -- Что, ты князь, чтобы повелевать нами?
   Крики ранят больнее камней; Звенидаль действительно не князь; до князя доходят слухи об этих юношах, он боится за свою власть; Звенидаль бежит из Отечества.
   На юге он сражается с Кривдой на стороне того же древнего народа. Его имя раскрывает свою сущность: Звенидаль - звенящий вдали. На этот раз гадалка, выбравшая по просьбе родителей ребенку имя, не ошиблась.

***

   На завалинке у небольшой вежи* (* шатра), в которой жил Звенидаль, сидела толстая кошка. Ее многоцветная шерсть и заносчивый вид придавали ей точное сходство с той самой Муркой, кормившейся блинами Звенидаля 14 лет назад. Но кошки не живут так долго, и, кроме того, как Мурка добралась сюда со славянского запада?
   - Вижу, славянские кошки тоже тоскуют по родине, - сказал Звенидаль, проходя мимо Мурки. - У меня ведь не было завалинки. Ты ее натаскала, Мурка?
   - Какая я тебе Мурка? - огрызнулась кошка. Испуганный Звенидаль пробормотал: "Морок!"
   Кошка оглядела пески и сказала:
   -- В пустыне, конечно, жарко, но другие люди как-то умудряются здесь соображать, поучился бы! Я овинница Каппа.
   Только теперь Звенидаль вспомнил, что овинники похожи на кошек и собак. Может, и жившая у него Мурка была овинницей.
   Кошка пригладила усы, смахнула лапкой песок с хвоста и затараторила:
   -- Ой, беда, Звенидаль, на славянском западе! Ты вот тут за чужой народ воюешь, а там твоя родина погибает! Чернобог и за нас принялся! На славян сын его, Кощей, напал! Твои товарищи мечи вынули и народ за собой повели! Красимир поймал меня и говорит: "Вы, овинники, быстры на ногу. Беги к Звенидалю в пустыню, а уж я тебе в награду молока и блинов не пожалею". Ну, я не дура, сама не побежала, а обратилась к Ветрам: "Ветры, духи светлые, не дайте Кривде погубить славян. Несите меня на юг, в пустыню". Один Ветер послушался меня и подхватил вместе с завалинкой, что у твоей избы насыпана. Всю ночь летели. Если ты с нами - я позову Ветер!
   Кошка уставилась голубым правым и зеленым левым глазом на Звенидаля, спешно надевавшего броню, шлем и меч, и заголосила:
   - Ну зачем тебе туда, Звенидаль! Не одолеть вам Кощея. Половина воинов уж перебита, сгинут и все! Как ты им поможешь? Только умрешь со всеми.
   Звенидаль расстроился:
   - Как, половина перебита?! Что же ты, овинница, мне сразу не сказала... Но они ждут меня, мои соколы. "В жизни моей только два светила - Правда и Отечество". Зови Ветер, Каппа!
   Закружился песок пустыни, закружилась земля завалинки, овинница и витязь полетели на славянский запад...
   Как помолодел старый до неверия народ! Едва началась война, славяне перестали смеяться над "соколами" и объявили их своими защитниками. На мгновение растерявшись, "соколы" воспряли духом и созвали ополчение. Не все их поддержали, потому нелегко воинам отстаивать свои земли.
   Возвращение Звенидаля благотворно повлияло на его товарищей - впервые за последние дни они нанесли серьезный урон Кощееву войску.
   - Вот вам стрыги, соколы! - весело кричал Звенидаль, сражаясь с нечистью. - А вы Ладу за стрыгу приняли! И не совестно?
   - Совестно! - так же шутливо отвечали воины. - Ну, теперь мы видим, что стрыги уродины!
   В детстве они воображали, что именно так будут вести бой - весело, играючи. Если бы нечисть могла чувствовать, она бы испугалась этих людей, идущих на смерть с улыбкой...
   На шестой день по возвращении Звенидаля вставшие поутру славяне обнаружили, что Кощеево войско исчезло, будто никогда не покидало Темного царства. Славяне вытащили наряды и яства, украсили дома и деревья и стали праздновать победу. Звенидаль с "соколами" решил все-таки проверить, далеко ли ушел Кощей.
   - Чует мое сердце, не сдастся нечисть просто так, говорил Звенидаль Красимиру, продираясь сквозь лес. - Зачем им уходить, если самая хилая стрыга посильнее любого ополченца?
   - Да, у нас не было воинского опыта, - подтвердил Красимир. - Славяне раньше не сражались с нечистью.
   Вдруг Звенидаль остановился и дрожащим голосом произнес:
   - Красимир, а что, если Кощей ждал, пока мы, "соколы", уйдем на разведку, чтобы напасть на славян?! Без нас им сложнее будет защититься.
   Звенидаль и "соколы" повернули назад, к славянским поселениям. Но они не разгадали ловушки Кощея. Внезапно в спину им полетели стрелы, с деревьев попрыгали ставшие видимыми стрыги, Звенидалю преградил путь сам Кощей. Не на славян решила напасть нечисть, а на "соколов"!

***

   В славянской стране выпал дождь кровавый. Люди в поселениях поняли, что "соколы" не вернутся домой... Вопреки ожиданиям Кощея, это не облегчило ему победу. Победы нечисти вообще не было: теперь уже все славяне вступили в ополчение и прогнали Кощея.
   А в лес, где пали "соколы", спустилась с небес богиня Лада. Она увидела, что каждый из тех мальчиков, клявшихся на лугу в верности родине, не обманул ее. Ужасна их судьба, но, если бы не они, от славян сейчас не осталось бы никого. Лада поволховала над папоротником, вырастила красный цветок и сорвала его.
   - Алый цветок, стань алой кровью! - пропела она, бросая измельченные лепестки на грудь Звенидалю. Она ждала, пока цветок растворится в охладевшем теле юноши и действительно превратится в кровь, заменив собой вытекшую и заставив биться сердце. Но этого не произошло: слишком много времени истекло, чтобы можно было обратить смерть.
   Лада вздохнула и вернулась на Твердь, чтобы найти там души "соколов". На Твердь, в этот загробный край наслаждений и счастья, попадают лишь души избранных - людей честных, милосердных и добродетельных. Души лжецов и злодеев растворяются в пустоте, то есть исчезают навсегда.
   Души юношей она нашла быстро, но Звенидаль и товарищи были грустны, их не радовал чудесный мир Тверди. Они не прикасались к блюдам на столах, к плодам на деревьях, не купались в ласковых водах небесной Ра, не утешали их золотой небосвод вокруг и парившие в воздухе яркие цветы. Они мечтали только об одном - вернуться на землю к славянам, и Твердь была для них не желанным приютом, а горькой тюрьмой.
   Мне Родина дороже рая,
   И человек - Творца Вселенной,
   А Правда - мой свободный выбор, - слагал песнь старый боян из Эхуд, глядя на грустных славянских юношей.
   Впервые Лада встретила людей, которым не нравилось в раю. Но ведь она вырастила их такими!
   Ничего мне не надо,
   Кроме этого ада...
   Да, я адом считаю отчизну мою.
   В том жестоком шеоле
   Мы срослись с пьяной болью,
   Мы воспитаны кровью,
   Мы чужие в раю.
   - Хорошо, - сказала Лада Звенидалю. - Я отправлю вас к людям. Вы построите свой город и будете помогать славянам. Вы уже не сможете стать людьми, так как ваши тела умерли. Поэтому вы будете называться "соколами" и принимать два облика: людей и соколов.
   Соколы вернулись на землю и основали крепость Колыбель (впрочем, тогда ее имя было иное). Они избрали Звенидаля своим правителем - велесом*(* от слова "велеть"), а потом люди прозвали его Волхом.

***

   - Бог Велес не мог быть человеком! - возмутилась княгиня Радомира.
   - А почему бы и нет? - не сдался старый гусляр. - Разве любящий Отечество и Правду человек не достоин высокой чести?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии.Драконий клуб" Ю.Архарова "Без права на любовь" Е.Азарова "Институт неблагородных девиц.Глоток свободы" К.Полянская "Я стану твоим проклятием" Е.Никольская "Магическая академия.Достать василиска" Л.Каури "Золушки из трактира на площади" Е.Шепельский "Фаранг" М.Николаев "Закрытый сектор" Г.Гончарова "Азъ есмь Софья.Царевна" Д.Кузнецова "Слово императора" М.Эльденберт "Опасные иллюзии" Н.Жильцова "Глория.Пять сердец тьмы" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Фейри с Арбата.Гамбит" О.Мигель "Принц на белом кальмаре" С.Бакшеев "Бумеранг мести" И.Эльба, Т.Осинская "Ежка против ректора" А.Джейн "Белые искры снега" И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Телохранительница Его Темнейшества" А.Черчень, О.Кандела "Колечко взбалмошной богини.Прыжок в неизвестность" Е.Флат "Двойники ветра"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"