Екимов Игорь Алексеевич : другие произведения.

Нужно ли учитывать в искусстве фактор вкусовщины?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Сопоставляя такие сферы жизнедеятельности, как искусство и спорт, я заметил между ними одно существенное различие. В спорте есть чёткие критерии качества, особенно в тех направлениях, где всё можно измерить: секундами, метрами, килограммами... Например, если мы хотим определить, кто лучше - современные штангисты или Юрий Власов, - мы сравниваем их рекордные достижения. Правда, в некоторых видах спорта оценивать уровень мастерства всё-таки посложнее, и, в частности, это относится к боевым искусствам (случайно ли их называют именно ИСКУССТВАМИ?:)) Конечно, на соревнованиях по боксу лучший определяется в очных поединках, а кроме того, по цепочкам общих соперников: этот лучше этого, этот лучше этого и так далее (на данном принципе основана система плэй-офф). Но попробуйте сравнить друг с другом Джеймса Джеффриса и Леннокса Льюиса - чемпионов-тяжеловесов, имеющих разницу в возрасте 90 лет! Тут никакую цепочку нормально не построишь.
  
  Если же говорить об искусстве, то там критерии качества несколько размыты, потому что нет способа точно измерить это самое качество. Приходится в основном ориентироваться на критерий "нравится - не нравится"; а, как известно, на вкус и на цвет товарищей нет. Поэтому все оценки произведений искусства, строго говоря, должны начинаться с фразы "На мой взгляд..." Вдобавок нужно отметить, что вряд ли существует хоть один деятель искусства, который бы нравился в своём творчестве абсолютно всем. Кое-кому не нравится даже сам Пушкин. Так что фактор вкусовщины обязательно надо учитывать, и это касается всех видов искусства без исключения. Не случайно возникла расхожая шутка "Я художник, я так вижу".
  
  Самые категоричные оценки фильмов, книг, музыкальных произведений, архитектуры и так далее возникают именно из-за того, что не учитывается фактор вкусовщины. Если честно, иногда я и сам бываю резковат, хотя стараюсь с этим бороться. Ну, а сейчас попробую подтвердить свои рассуждения наглядными примерами.
  
  Для начала вспомним один альбом известной российской рок-группы. Сам я отношусь к ней хорошо, но без фанатизма. К этому альбому тоже, так что могу спокойно выслушивать любые отзывы о нём. И положительные, и отрицательные. А здесь возникла забавная ситуация: положительных и отрицательных отзывов оказалось примерно поровну. Итак, группа "КняZz" и её альбом "Узники долины снов" (2017 г.). Вот он вместе с комментариями:
  
  
  
  https://www.youtube.com/watch?v=NOgiP04W-ZQ
  
  
  
  А вот самые категоричные комментарии, которые там есть (процитирую по 10 штук):
  
  
  
  "Отличные песни, нравятся все без исключения. Какие-то больше, какие-то меньше, но факт в том, что плохих среди них нет".
  
  "Князь молодец очень круто".
  
  "Князь молодца!!! Отличный альбом".
  
  "Мне нравится группа Князь, и я не делю песни на хорошие и не очень, всё отлично".
  
  "Лучшее в русской рок-музыке за последние года три наверное".
  
  "Альбом шикарный! Все песни (кроме буйства духов где музло больно слабое для князя) суперахренены! Я доволен!"
  
  "Этот альбом в моих топ 10".
  
  "Отличная музыка!"
  
  "Князь супер, пожать руку хочется".
  
  "Отличная работа, если кому не нравится, не комментируйте, он прогрессирует".
  
  
  
  И, с другой стороны:
  
  
  
  "Регрессирует с каждым альбомом всё больше".
  
  "Слабее альбом от альбома. Штампует как дешёвые сериалы. Жаль".
  
  "Какое отношение Анархическая идеология имеет к этим детским песенкам?????????????????????????"
  
  "Просто порнография ....."
  
  "Вы серьёзно??? Крутой альбом??? Гениальные тексты??? ..... да ну нах...р!!!!!"
  
  "Г...но - это, и то, что раньше выпускали..."
  
  "Да уж. Альбом совсем плох. Такое чувство, что каждый следующий хуже предыдущего".
  
  "При всём моём уважении... Не цепляет. Можно много распространяться на тему кто на кого влиял в КиШ, но этот альбом даёт точный ответ, что без Горшка Князя нет".
  
  "КНЯЗЬ БЕЗ ГОРШКА - НИКТО!..НЕТ ТОЙ ХАРИЗМЫ..."
  
  "Предсказуемо до тошноты((( Такой альбом даже ярые фанаты послушают максимум 1 раз, чтобы ознакомиться..."
  
  (На последний комментарий отвечу: а вот это полная ерунда, я хоть и не ярый фанат, но данный альбом слушал многократно).
  
  
  
  Если не учитывать фактор вкусовщины, то осталось только выяснить, какая половина комментаторов не разбирается в искусстве.:)))
  
  Ещё одну забавную ситуацию я заметил, когда стал читать комментарии к творчеству Дмитрия Балашова. Это известный писатель, автор художественных исторических произведений. Его зарубежным аналогом был Умберто Эко. Я нашёл множество положительных отзывов на книги Балашова - и ДВА отрицательных. Получается, злопыхатели остались в явном меньшинстве? А вот не всё так просто. Одним из этих двух недовольных оказался... Дмитрий Быков! Да-да, тот самый. Современный писатель и литературный критик. Дальше можно прикинуть, во сколько раз его мнение будет более весомо, чем оценка рядового читателя.:)
  
  Был случай, когда я внезапно вызвал возмущение в интернете, заявив, что один из моих любимых актёров - Роман Курцын. Причин этого возмущения я не понял до сих пор. Имел место и более смешной случай, когда я стал смотреть по телевизору неизвестный мне фильм (просто он начался, а телик был включён) - и он мне весьма понравился, хоть это и ремейк. А затем я решил посмотреть, что пишут о нём в интернете, и обалдел от количества отрицательных отзывов, а также узнал, что этот фильм с треском провалился в прокате. Помню, я разозлился и подумал примерно следующее: пошли вы все к чёрту, никто меня не предупреждал, что этот фильм нужно ругать!:) Он мне нравится, и точка! Так и отношусь к нему до сих пор.
  
  Наконец, тоже для примера, попробую сравнить творчество двух знаменитых режиссёров-современников: Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. Только не забывайте, что это чистая вкусовщина с моей стороны. Так вот, на мой взгляд, в соревновании "Кто лучше" Гайдай выигрывает у Рязанова с разгромным преимуществом. Правда, у Гайдая в определённый момент случился творческий кризис: из его фильмов, которые я видел, мне не понравились "Не может быть!", "За спичками" и "Спортлото-82". Но до этого и после этого он создавал настоящие, без преувеличения, шедевры. "Пёс Барбос и необычный кросс", "Самогонщики", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию", "Опасно для жизни!", "Частный детектив, или Операция "Кооперация"", "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди" - вот эти фильмы я считаю шедеврами. Три последних он создал, справившись с творческим кризисом и обретя второе дыхание.
  
  Что же мне нравится у Эльдара Рязанова? Скажу честно: он не в моём вкусе, поэтому у него тут наберётся... полтора фильма. Сразу отметим, что пресловутую "Иронию судьбы..." я терпеть не могу. Более-менее неплохо, на мой взгляд, у него получилось "О бедном гусаре замолвите слово" (это можно считать за половину фильма, так как он мне понравился частично), и особое внимание надо уделить "Невероятным приключениям итальянцев в России". Вот это, на мой взгляд, великолепнейший, безоговорочный шедевр. Он находится на одном уровне с лучшими фильмами Гайдая. Только нужно иметь в виду, что у Рязанова это единственный такой гениальный фильм и, кроме того, он снят совершенно не "по-рязановски". Если не знать, кто режиссёр - можно было бы предположить, что его тоже снял Гайдай.:) По "почерку" вполне подходит. Ну, на самом деле Эльдар Рязанов во время съёмок данного фильма находился под сильнейшим влиянием итальянцев, и они в итоге как раз и заставили его сделать такой потрясающий шедевр. Словом, это итальянский "почерк".
  
  А не нравится мне у Рязанова... атмосфера. На словах не так просто объяснить, в чём она заключается - но даже если бы у него в фильмах снимался Арнольд Шварценеггер, то и он бы там, наверно, выглядел как Женя Лукашин.:)
  
  Зато именно за атмосферу мне очень нравится наш всенародный милицейский, а потом и полицейский сериал "Улицы разбитых фонарей". Правда, не с первого сезона. В первых сезонах атмосфера была ещё не та, а вот в шестом сезоне и дальше стала "та". Поэтому скажу так: я фанат данного сериала, но - с шестого сезона. Ну и до самого завершения.
  
  Какие выводы можно сделать из вышеизложенного? Выводы очень просты. Если у вас появилось желание обругать некоего условного Моргенштерна, то всегда надо учитывать, что на вкус и на цвет товарищей нет. И если данный деятель вам кажется отвратительным - не забывайте, он может иметь миллионную армию фанатов и вообще оказаться отвратительным только ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Особенно это касается новых, недавно появившихся направлений в искусстве, которые ещё не всегда понятно, как оценивать. В общем, не торопитесь ругаться - сначала подумайте хорошенько.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"