Эл Пэ Яровер : другие произведения.

Почему люди верят в Бога? И зачем?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Склонность людей к вере в Бога, возможно, является побочным результатом действия врождённого инстинкта, полезного для выживания новорождённого младенца

  
   - Скажите, бог есть?
   - Нет.
   - А когда будет?"
   Из анекдотов
  
   Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
   Слова Чацкого, А.С. Грибоедов, "Горе от ума"
  
  Когда-то на методологических семинарах в нашем академическом институте в 1980-х доктор биологических наук, назову его инициалами Е.Л., свои выступления начинал с эпатажа : "Как известно, Бог есть!"
  
  Так и я начну с эпатажа. Как известно, в природе никакого Бога нет. Ни Православного, ни Униатского, ни Католического, ни Протестанского, ни Кальвинистского, ни Англиканского, Ни Шиитского, ни Суннитского, ни Иудейского, ни, я извиняюсь, китайского.
  
  Дорогой читатель! Если ты веруюший, не торопись с негодованием закрывать страницу! Потерпи немного. Я как раз собираюсь объяснить, что Бог есть, и люди не верят в это, а знают об этом с первого своего вздоха при рождении, что уверенность в существовании Бога коренится глубоко в подсознании людей. Бог есть как инстинктивное знание. Но в природе его, к сожалению, нет, как нет никаких вурдалаков, бабы Яги, деда Мороза, не говоря уже о боге Ра, богине Астарте, Зевсе, Юпитере, Перуне и т.д. И уж точно нет Бога в церквах, соборах, монастырях, мечетях, синагогах и прочих "богоугодных" заведениях, которые претендуют на особую близость к Богу.
  
  Человеческий детёныш рождается совершенно беспомощным. Он не выживет и нескольких часов без посторонней помощи. В отличие от детенышей животных, которые буквально сразу или очень скоро после рождения способны самостоятельно передвигаться, видеть и искать источник пищи, человеческий новорожденный умеет, и сравнительно долго, до года и более, только дышать, сосать молоко, и избавляться от продуктов пишеварения. Ещё новорожденный умеет плакать. И это всё. Первое, что делает новорождённый - он начинает самостоятельно дышать и тут же начинает плакать. Зачем он начинает дышать - ясно. Он лишился питания кислородом от материнского организма. А зачем он плачет? А затем, что он - ещё фактически совершенно бессознательный живой комочек с блуждающим взглядом и непроизвольными движениями конечностей - "знает" изначально на генетическим уровне, что вне его существует кто-то, кто на этот крик откликнется, согреет, накормит, умоет, защитит. Никакой нормальный человек не может спокойно и равнодушно проигнорировать плач ребёнка. Многочисленные истории "Маугли" показывают, что и животные этого не могут. И этим средством ребёнок пользуется первые несколько лет своей жизни, пока не станет сознательным существом. Инстинкт плача - один из самых базовых инстинктов человека. Добавим, что инстинктивное желание плакать при стрессовых ситуациях остаётся надолго и у взрослых людей. Именно в этом свойстве и изначальном знании - корни и питательная среда религиозной веры в бога. Можно, может быть с некоторой долей преувеличения, сказать, что плач ребёнка - это инстинктивная молитва. Это значит, что люди фактически не просто верят в бога, а изначально, подсознательно знают, что бог - кто-то вне их, кто их лично защитит, накормит и спасёт от всех опасностей - есть. Вполне возможно поэтому, что, как отмечают некоторые исследователи, в человеческом мозге есть участок, отвечающий за религиозное чувство.
  
   Из этого вытекает предположение, что в человеческом мозге должен быть участок, отвечающий за этот врождённый инстинкт, порождающий религиозное чувство. Это предположение, в принципе, поддаётся экспериментальной проверке. И действительно, в печати появлятся сообщения о таких проверках с положительными результатами. Любопытно, например, что в одном из таких сообщений рассказывается о результатах энцелографических исследованиях, которые показывают, что существует особое состояние сознания, помимо быстрого сна, медленного сна и бодрствования, Это состояние было названо в отчетах об этих исследованиях молитвенным бодрствованием, которому присущ свой ритм биотоков, ранее фиксировавшийся только у младенцев.
  
  Этот инстинкт у детей продолжается в инстинктивной "вере во взрослого". Без этого инстинкта дети не выживут и ничему не научатся. Детям необязательно экспериментировать с огнём, чтобы узнать, что можно обжечься. Им скажет мама или папа или бабушка-дедушка или другой взрослый, на чьём попечении они находятся. Когда дети вырастают, они узнают от родителей, от других взрослых, что есть православный, католический, протестантский, мусульманский шиитский, мусульманский суннитский, иудейский или какой-там ещё бог (откуда они взялись, это отдельный разговор, не будем отвлекаться). Но точно так же они могут в одночасье и разувериться в этом, если другой авторитетный взрослый им скажет, никакого бога нет. И никакой травмы они не испытают от этого, как никакой травмы они не испытывают, когда им скажут, что дед Мороз - это сказка и что новогодний подарок им купил папа. Моя жена вспоминает, что в детстве у неё была очень набожная няня, и до 7 лет она верила в бога. Как-то однажды её подружка Валя сказала во дворе, что бога нет. Она в ужасе побежала к маме спрашивать, что Вале за это будет. Но в первом классе на одном из первых уроков учительница в школе Лидия Фёдоровна сказала, что бога нет, и всё. С тех пор моя жена атеистка.
  
   Вопрос 'почему', с которого мы начали, в русском языке имеет два оттенка: по какой причине и зачем, с какой целью. До сих пор речь шла о том, что причина, по которой люди склонны к вере в Бога коренится в их самых базовых инстинктах. А с какой целью люди верят в Бога? И здесь ответ напрашивается: люди инстинктивно хотят вернуться в состояние младенчества, состояние полной защищённости и беззаботности: если что не так, заплакал и будешь спасен.
  
  Но инстинктивная вера в существования Бога это ещё не религия. Религия - это форма социальной организации. Несомненно, что современные мировые религии как социальные институты берут начало в рабовладельческом обществе. Они даже сохранияют многие его атрибуты. Достаточно вспомнить атрибутику и фразеологию православного христианства: верующие - рабы божьи, церковные иерархи - владыки и т.п. В те далёкие времена эта естественная изначальная инстинктивная предрасположенность людей к вере в потустороннее всемогущее существо, наряду с врождённым свойством слепо доверять старшему и более сильному, естественно же превратилась в орудие их подчинения и социальной организации. И основой приверженности людей к той или иной религии является, повидимому, ещё один 'основной' инстинкт, стадный инстинкт. Предки современного Homo Sapience жили стаями. Homo Sapience жили, а многие и сейчас живут, племенами, и стадный инстинкт был важным генетически наследуемым признаком для выживания потомства. То, что этот стадный инстинкт не исчез и сохраняется в человеческой психике, я думаю, не нуждается в особых доказательствах. Мы совсем не настолько далеко ушли в наших основных инстинктах от наших предков-приматов, как нам может казаться. Словосочетание 'стадный инстинкт' имеет в русском языке негативную коннотацию. Поэтому современные 'культурологи' придумали для него роскошный эвфемизм: 'национальная самоидентификация'. Вспомните, господа, сколько резни вызвал и продолжает вызывать, сколько человеческих судеб поломал и продолжает ломать на просторах бывшего Советского Союза ментальный вирус 'национальной самоидентификации', эпидемически распространившийся в конце 1980-х одновременно с эпидемией ментального вируса религиозности!
  
  В эти годы в массовый характер получили и случаи, когда взрослые люди, прежде бывшие неверующими, вдруг становятся истово верующими (я, конечно, не имею в виду случаи, характерные для в русскоязычной эмигрантской среды США, Германии, Израиля, да нередкие и в самой России, когда это вызвано чисто меркантильными соображениями. Какой же должна быть позиция атеистов, осознаюших, что самые убедительные разумные доводы о том, что Бог, о котором проповедуют религии, это иллюзия, могут и не быть услышаны, потому, что люди могут запирать своё сознание для подсознательно нежелательной информации?
  
  Конечно, нельзя оспорить право людей верить в то, во что они хотят, пока это не затрагивает интересы других людей. Нельзя запретить им и объединяться в группы и общественные объединения в соответствии с этой верой. Корень атеистического мировоззрения не в запрете религиозных верований, а в категорическом неприятии религий как социальных институтов, неприятии, основанном на осознании того, что идея бога, которую они представляют - ложь, используемая для овладения душами людей, и что фундаментальной целью церковников является не служение людям, не хранение и распространение морально-этических норм и духовного наследия цивилизации, на что они без всякого на то основания цинично претендуют, а самосохранение и воспроизводство религиозных институтов и инфраструктуры путём приватизации, нравственного порабощения и эксплуатации паствы.
  
  Гуманистический долг атеистов - стараться использовать все ещё имеющиеся возможности раскрывать людям глаза и освобождать их от ментальной вирусной инфекции, распространяемой церковниками, и от ментального рабства, а часто и вполне реального рабского подчинения религиозным проповедникам и церковным иерархам. Нельзя оставлять без ответа постоянное массированное промывание мозгов, которому они подвергают всех нас с экранов телевидения, по радио и со страниц газет и книг в последние годы с раболепно-восторженным позорным участием литературного и артистического бомонда, то настойчивое и навязчивое зомбирование, самым свежим примером которого служит недавняя кампания похорон патриарха РПЦ.
  
  
  А закончу я объявлением, которое я прочитал на входе в "Пятёрочку", что на Рижском проезде в Москве. Привожу его дословно, не редактируя, чтобы не лишить достоверности:
  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  ГУВД по г. Москве обращает ваше внимание:
  "На территории Алексеевского района участились случаи кражи денег у граждан пенсионного возраста, получаемых ими в сберегательных банках или обменных пунктах валют.
  Завладения этими суммами на их квартирах лицами под видом работников собесов, различных благотворительных фондов, медицинских организаций. При этом данными лицами используются различные предлоги - (обмен денег, деноминация, предоставления денежных средств различными фондами, выдедение денег федеральным бюджетом, единовременные пособия к праздничным дням, назначение лечения и как следствие предоставление лекарств (оказавшиеся в дальнейшем простыми биологическими добавками).
  
  Не открывайте двери, примите меры к спасению своих денег, подстрахуйтесь сообщите о приходе неизвестных в милицию по тел. 683-51-33 или 682-15-15. Лучше, если ваше посещение перепроверит сотрудник милиции!"
  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  
  Не очень грамотное, но понятное и полезное предостереждение. Дорогой читатель! То, что я написал, это тоже попытка Вас предупредить. Если Вы относите себя к верующим людям, верьте на здоровье в Вашего Бога, если Вам от этого легче. Но не верьте тем, кто говорит якобы от Его имени. Они врут.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"