Ривьер Елена : другие произведения.

Образы эльфов в русскоязычной литературе (наброски) 1-4 глава

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Образы эльфов в русскоязычной литературе (наброски)

I

Вера Камша "Хроники Арции"

1.

..В фэнтези один из наиболее часто встречающихся образов - образ эльфа. По сути, герой-эльф ближе иностранной литературе, но в последние десятилетия он прочно утвердился и в русской фэнтезийной прозе...

...интересно различное описание эльфов у разных авторов: представления об эльфах могут быть положительны (добрые, прекрасные и прочее), а могут быть и негативны (мстительны, лживы (в русской литературе такие встречаются среди "темных" Елены Петровой в романе "Лейна") , даже уродливы - здесь, например, вспомним все же иностранную фэнтези А.Нортон и М.Лэки "эльфийская трилогия". Конечный эпизод, когда эльфийка-интригантка Триана открывает Врата в свой родной мир (мир, откуда пришли эльфы), а навстречу ей выходит существо, "напоминавшее на вид нелепый гибрид эльфы и рептилии, было вдвое выше Трианы. Оно было долговязым, бесполым на вид и совершенно голым - его покрывала лишь иссиня-зеленая чешуя. У чудовища был хвост... безволосая голова, ноги, гнувшиеся в коленях каким-то совершенно противоестественным образом, безгубый рот, полный острых зубов, и ... глаза, которые могли бы принадлежать любому из эльфийских лордов." (А.Нортон, М.Лэки "эльфийская трилогия" М., Эксмо, стр.1238)

...От чего зависит различие в представлениях об эльфах? Возможных причин можно назвать множество: от традиции, мифологии (см. Мушинский Олег "Краткий обзор эволюции образа эльфа в литературе." )до влияния "теневых", подсознательных мотивов-фантазий.

Мне лично интересны еще несколько линий: насколько в фэнтезийном образе отражается реальность жизни вообще? Что взято от человека, а что от эльфа (альва, elda)?

Так получается, что первой книгой, которую я упомяну в своих заметках, будет фэнтези В.Камши "Хроники Арции"

2.

...Итак, эльфы изображены высокими, красивыми; во внешности отмечаются "эльфийские голубые глаза" (у Рене). Правда, во второй части "Хроник.." мельком упоминается "слегка раскосые".Эстель Оскора отмечает: "Эльфы были прекрасны, но в них ощущалось что-то обреченное, исчезающее, изломанное..." (Несравненное право". (Страницы не указываю, т.к. читаю в электронном варианте через e-book").

Эльфы не подвержены старению, однако, живущие среди людей, они выглядят старше (так Роман - Рамиэрль, попавший к людям в младенчестве, выглядит старше Эмзара, своего отца, однако при этом умирать от старости, спустя несколько сотен лет, не собирается).

Так эльфы представляются вполне человекоподобными, если исключить присущую только им магию (какая именно магия - описывается в романе): Рамиэрль сотни лет скитается среди людей, поражая их красотой, пением, знанием волшебства, которое для мира Арции характерно, но не более того.

У Камши эльфы - исчезающий народ. Большинство людей ее мира-фэнтези не верит в нелюдей, но не это главное: почти все эльфы ушли в иное измерение. Оставшаяся горстка живет на болотах, скрываясь от людей. Есть еще и "темные": к ним попадает Рене, который дает слово не разглашать тайну их существования и местонахождения.

Эльфы по Камше - пришельцы в этом мире, большинство из них не хочет вмешиваться в его дела, однако, вмешательство уже произошло и предстоит другое: иначе погибнут все...

...Пожалуй, невмешательство и отразилось в "обреченности, изломанности": эльфы живут практически вечно, не изменяясь, в то время как менялись все остальные и все остальное. Чтобы не погибнуть, эльфам пришлось действовать. (Наверное, это говорит о том, что полное невмешательство в мире, где ты есть, невозможно: мир движется, так или иначе меняя все. И как при этом остаться совершенно неизменным?)...

Астен, эльф, брат Эмзара, высказывает весьма спорную мысль: "...бессмертие почти то же самое, что небытие, потому что я устал от пустоты, от бессмысленности, от покоя. Человеческая жизнь коротка, но она ЕСТЬ, вернее, МОЖЕТ БЫТЬ, если ею распорядиться как следует. А что такое моя жизнь, жизнь моих соплеменников? Ее словно бы и нет. Исчезни мы, никто не заметит. Мы существуем, и, опять-таки, это касается только нас". Мысь представляется спорной, потому как не в длине жизни дело, а в ее качестве. Эльфам только что спешить некуда, отсюда и кажущаяся бездеятельность, отсутствие стремления к развитию вообще. Но, тем не менее, развитие есть. Сосуществование же с иными расами может сделать неизбежным не только развитие, но и - более кардинально - изменение.

...Вопрос о старении достаточно интересен и в современной науке. Открываются неизвестные гены, отвечающие за нестарение организма, замечается связь изменения организма с убеждением или неубеждением индивида в способности меняться и прочие весьма занимательные вещи...

В фэнтези традиционно эльфы живут как минимум долго. Камша поддерживает эту традицию, отметив при этом связь старения эльфа с его нахождением среди людей, то есть причины изменения - в представлениях самого эльфа, считающего себя долгое время человеком, или же в чем-то другом? Автор "хроник" умалчивает об этом...

3.

...Одной из болезнейших особенностей эльфийской расы является Эфло д`огэр. В.Камша называет так знание причин гибели. Например, Астени знает, что Эстель Оскора станет его судьбой, причиной смерти.

Кроме того, есть еще одно: эльфы, особенно близкие друг другу, чувствуют смерть родственника или друга, который (по Камше) перед кончиной подумал об оставшемся в этом мире товарище.

Так же автор фэнтези отмечает еще одну особенность эльфов - чувствовать сородича; чувствовать того, в ком есть хоть капля эльфийской крови.

В признании подобных способностей Камша не оригинальна: редко кто из писателей лишает своих персонажей-эльфов присущих им особенно развитой интуиции, эмпатии, задатков осанвэ - более близкого, чем просто телепатия, мысленного контакта...

Возможно ли, что подобные качества могут быть присущи людям? Или эти люди обязательно в таком случае несут в себе эльфийскую кровь? А возможно, интуиция, присущая людям, имеет иную природу и (или) качество? (Кстати, никогда и в жизни не встречала людей, которым интуиция или эмпатия абсолютно не были бы присущи. Вспомним, например, пресловутую "женскую интуицию") ...

В то же время весьма интересно влияние субъективного и подсознательного на чистое истинное восприятие реальности, находящейся на расстоянии от эльфа. Обращаясь к реальности, не могу не вспомнить Размышления Юнга ("Психология бессознательного", "Об отношении аналитической психологии к поэзии") о влиянии всевозможного подсознательного и бессознательного; как оно действует в каждом случае, который уникален, никогда не станет абсолютно точно известно. Не могу не вспомнить, например, и более банальное - ошибки в интерпретации моего настроения некоторыми интернет-собеседниками, не лишенными способностей к интуиции и эмпатии, но, тем не менее, ошибившимися. Причин этому, возможно, множество, но главное - нельзя отрицать факт возможного искажения в объяснении или видении реальности, находящейся на расстоянии...

А если ошибки свойственны и эльфам (а почему бы и не возникнуть такой особенности образа?), то не только люди способны ошибаться.

В связи с данным высказыванием возникает вопрос: если ошибки существуют, то их причины у эльфов и людей одинаковые или имеют разную основу?

Камша сделала проще: похоже, она полностью избавила своих прекрасных персонажей от искажения восприятия реальности на расстоянии...

4.

Говоря о способностях эльфов, необходимо отметить их связь с природой и с животными. "...эльфы, любимые дети Творца", - пишет Камша ("Несравненное право"). Эльфы - "бывшие Хранители Рассветных Земель", поэтому природа подчиняется и помогает им. "Кони волновались, не хотели идти, но эльфы могут заставить любое животное подчиниться своей воле , а уж своих питомцев тем более".

Здесь возникает вопрос: "могут заставить" или являются настолько частью природы, что и заставлять не нужно никого и ничто (возникает полное взаимопонимание, настолько полное, что и животные, и растения воспринимают эльфа как друга или частью себя)?

Камша, похоже, представляет персонажей все же иначе: "Любимые дети Творца" - и именно поэтому эльфам подчиняется (именно подчиняется) природа.

Интересно в связи с этим обратить внимание на взаимосвязь людей и природы в романе. Рысь Преданный служит Эстель Оскоре...Не является сознательным другом, потому что сознание животного под влиянием магии находится между человеческим и разумом обычного хищника. Рысь испытывает привязанность, но она возникает мгновенно, стоило лишь Рамиэрлю надеть на Преданного и его будущего хозяина магические украшения, эту связь поддерживающие. Преданный заколдован оберегать хозяина и его друзей. В книге оговаривается, что рысь не стала бы прежним животным, если украшения были бы сняты, но все же ясно видно наличие власти над Преданным с помощью магии.

Таким образом, ключевыми моментами для понимания отношений люди-природа являются "магия", 2власть", "служение". Для отношений "эльф-природа" - то же самое. Только если в случае с людьми используется посредник - магический предмет, то эльфы сами являются источником магии.

Получается, что В.Камша в "Хрониках Арции" в плане взаимосвязи эльфов и природы не делает особых различий между "детьми Творца" и людьми.

5.

Эльфы, представленные в "Хрониках...", прекрасны, практически бессмертны, ...но не так совершенны, как кажется на первый взгляд. Не всем эльфам свойственна гармония, некоторые завистливы, злы и даже подвержены безумию.

Такова, например, сестра Рамиэрля Эанке. Убежденная в том, что эльфы намного лучше людей (во всех отношениях), в том, что эльфы не только не должны заниматься проблемами человечества, она настаивает на поиске Пути из этого мира. Отвергнутая Клэром, разочаровавшимся в ней, Эанке грубо мстит. Правда, как и все эльфы, она не способна на грубую ложь, обман: Эанке всегда говорит то, что думает, но, обезумев, создает отряд и пытается убить Герику. Даже мать эльфийки, сочувствующая ей поначалу, говорит, что ее дочь безумна. Именно попытка убить Эстель Оскору приводит к гибели всех эльфов, отправившихся с ней, ее самой и Астена, пытающихся остановить молодых спутников Эанке.

Убийца не способна на грубую ложь, но она способна на предательство: когда она видит, что ее сторонники начинают понимать, что заблуждались и переходят на сторону Астена, она нападает на своего дядю со спины и убивает его. Эанке убивает эльфа, более того, родственника. И это убийство, совершенное ею, не первое.

Предательство и злоба не свойственны эльфам вообще, но Эанке безумна - это упоминается в романе не зря.

6.

...Да, образ эльфа-elda привлекает читателя даже не столько магией и внешностью, сколько непознанным, непонятным, отличным. Читатель ожидает от не-человека нечеловеческого...

Мышление и психология составляют основу любого существа помимо физиологических особенностей.

В.Камша уверена, что "...люди, что гоблины, что эльфы - природа одна. Никто не любит принимать неприятные решения, а тем паче брать на себя ответственность." ("Несравненное право"). Итак, утверждается тождественность природы эльфов и людей, а, следовательно, особенностей мышления и психологии. И это несмотря на то, что эльфы Арции - существа иного Мира, несмотря на небывалую у людей красоту, здоровье, долгую молодость....

Правда, в отличие от людей, эльфы, как уже говорилось, никуда не спешат (но и у них должна быть цель в жизни), эльфы тянутся к прекрасному и создают его - это ли не особенности мышления? Ведь человеку не каждому дано быть поэтом, музыкантом или художником, а эльфы Камши, так или иначе, все близки к искусству.

Хотя эльфы и стараются жить обособленно, не вмешиваясь в дела людей, а некоторые из них прямо считают себя существами более высшего порядка, чем люди, в действительности абсолютной дистанции между двумя расами не существует: "... проклятие выбора, цели, средств, совести они (эльфы) несли так же, как и мы (люди)". ("Несравненное право"). Именно это сходство позволяет Астену полюбить Эстель Оскору.

Эльфы так же, как и люди, постоянно находятся перед выбором: вмешиваться или нет? Задаются вопросами: как поступить, как помочь? Они страдают, любят, ненавидят, воюют и создают.

В. Камша опровергает мнение, что эльфы не имеют семьи с людьми: Рене - потомок смешанного союза между эльфом и человеком. Опровергает автор романа и верность eldаr "единственной любви в жизни". Астен любит три раза (именно любит, а не просто имеет связь - именно "просто" эльфам "Хроник..." не свойственно.): крестьянку Кэрна, человека, настоящее имя которой забывает за давностью лет; свою жену Нанниэль, к которой охладевает; Герику, Эстель Оскору. Камша утверждает, что эльфы часто имели связь со смертными, от которых могли иметь детей.

Эта странная тяга несколько противоречива: с одной стороны, эльфы стремятся к замкнутости в своем узком кругу; с другой, словно подталкиваемые Тенью-подсознанием часто покидают круг "своих" ради связи с иными расами. Впрочем, эльфы достаточно различны во взглядах. Рамиэрль - один из тех, кто терпим к представителям иных рас, но и ему нужно было время, чтобы принять гоблинов, "детей Тьмы", начать уважать их, ведь эльфы испытывают инстинктивное отвращение к грубым варварам с гор, служителям Ройгу - так утверждается в романе.

В целом создается впечатление, что эльфы, изображенные в "Хрониках..." доказывают, что крайности (или стремление к ним) создаются самими персонажами, а не даны Природой.

7.

Вероятно создание художественных образов зависит от мировоззрения самого автора, от его увлечений, знаний, занятий...

Сама В.Камша в одном из интервью (

http://www.mirf.ru/Articles/print97.html ) называет свои произведения "историческим фэнтези". Талантливая писательница считает, что "игра -это игра, а жизнь - это жизнь, смешивать их нельзя...", а "Если человек вообразит себя эльфом, возьмет деревянный меч, затаится в темном подъезде...", то его нужно лечить.

В.Камша вообще против "нереальности" (сказки) и всем, что могло бы ассоциироваться с ней хотя бы отдаленно: даже совершенно необычное явление, действительно имеющее место быть в жизни, автор считает неприемлемым использовать в хорошем фэнтези, иначе "читатели хором возопят: "Не верим!"

Автор "Хроник..." утверждает, что особенности создания образов, сюжетных линий во многом объясняется тем, что она ориентируется "на земную историю". Получается, что по сути изображаются не эльфы, гоблины, маги, а люди. Пусть наделенные необычными свойствами, но люди со своей психологией, проблемами, своими поисками истины. Именно человеческая реальность отражена в произведениях В.Камши, именно с человеческой т.з. нужно понимать всех персонажей ее произведений...

Однако, человеческое не всегда, вероятно, аналогично эльфийскому образу в литературе, и я открываю книгу другого автора...

II

Алекс Грин "Тропа в Огнеморье".

1.

Спустя много тысячелетий после великой катастрофы на Земле, когда ныне существующие материки представляются жителям не более чем забытой сказкой, живут рядом расы людей и нелюдей. Мир, где фантастика, миф и научные гипотезы переплетаются, открывается читателю в "Тропе в Огнеморье" Алекса Грина. И в его книге тоже есть персонажи-эльфы.

Светозарные - не пришельцы в этом мире, не герои сказки, они реальны и принадлежат Огнеморью настолько же, насколько принадлежат Огнеморью люди.

Правда, история появления "классических" эльфов ограничивается гипотезами и мифами (то ли эльфы произошли от людей, то ли вернулась, пробудив "спящие" гены, старая раса, существовавшая еще в доземные времена), но ясно одно - существует некая связь между нелюдями и людьми.

В фэнтези зачастую изображается мир, заведомо фантастический, параллельный, сказочный. В "Тропе в Огнеморье" это мир будущего реальной Земли. Но насколько реалистичны его жители?

2.

В романе видна связь как с библейской мифологией, так и с другими мифами.

Персонажи обращаются к сверхсуществу, но это не христианский Бог, а Богиня. А.Грин в "Цивилизации эльфов" писал о Пресветлой Богине, но интересен момент, почему этот (или, вероятно, очень похожий культ) возродился после катастрофы Земли, спустя тысячелетия?

Легенда о братьях-близнецах, рассказанная в "Саге о фаэтане", древней книге Огнеморья, напоминает библейский миф о Каине и Авеле, однако с иным поворотом событий. Эльф растет жизнерадостным и талантливым, Альп - угрюмым. Более того, Эльф не стареет. И тогда Альп, одолеваемый завистью и отчаянием, становится вампиром. Богиня предлагает Эльфу убить брата, чтобы вампир не привел в этот мир расу чудовищ. Но Эльф не слушает Ее и хоронит вместо Альпа бродягу, умершего от холодов.

"Род человеческий погряз в грехе", и ради спасения людей призываются в мир совершенные эльфы, которые должны увлечь прочие племена на Путь Великого Совершенства. ("Тропа в Огнеморье"). Действительно, учение Эльфа несет Свет, "оно и впрямь творило чудеса. И давало ответы на труднейшие из вопросов... В чем причина страданий? В грехе. Но что есть грех? Несовершенство. Встань на Путь Совершенства, и ты избавишься от страданий, ибо избавишься от греха..." ("Тропа в Огнеморье").

И все же несет это учение Свет не всем. "Но кто был более совершенен, нежели Эльф? (...) Добро или Зло совершил он, отпустив брата? Отпустив брата-вампира в далекую Дарханию, чтобы создал он там первое в Огнеморье вампирье гнездо?" ("Тропа в Огнеморье".) Эльф говорит, что он совершенен и грешен как никто другой.

Эльф и Альп - братья-близнецы, и это не случайно. А.Грин указывает на происхождение слов: эльф и альп восходят к одним и тем же эльвам-альбам.

Род эльфов и род вампиров - то, что может вести за собой, доминирующее (возникает учение эльфов и учение альпов-вампиров). Люди и гномы в Огнеморье не имеют такой духовной власти, хотя активно действуют. И эльфы, и вампиры могут "очаровывать" и подчинять себе людей, но эльфы "отчуждаются", предоставляя людям самим решать свои проблемы (из-за чего возникло непонимание к ним людей), а вампиры помогают людям: дарят им покой и сытую жизнь, но... в обмен на кровь немногих. Очарованные лемарионцы, впрочем, охотно жертвуют собой во имя благополучия большинства.

Так общество, где эльфы "уходят", а властвуют лучшие из вампиров (худшие поступают еще более жестоко, сея только смерть и разорение), приобретает специфические черты...

3.

Вообще образ эльфов в романе "затуманен", оттеснен (эльфы, если не считать Феличии, "четвертьэльфа", не участвуют в произведении так явно, как люди, вампиры или даже гномы). Но, в то же время, доминирует именно эльфийская часть, причем так ненавязчиво...

Вампирское общество (именно альпы) по сути своей напоминает человеческую власть в лучшем проявлении (лучшего, чем "пить кровь", хотя при этом и давать что-то взамен другим, оставшимся в живых, нет и не было в истории), потому что люди в большинстве в сущности прагматичны: "Элитам вампиров и людей, рано или поздно, оказывается более выгодна стабильность. Пусть даже за это придется пожертвовать пешками - своими и чужими". ("Тропа в Огнеморье"). Романтик (про такого говорят: "Не умеет жить") в человеческом обществе будет, в лучшем случае, не понят, в худшем - погибнет. Люди, как правило, существуют по принципу "надо уметь выживать и потреблять", а это умение, что бы ни говорили, основывается не на законах гуманизма, а на законах личной выгоды. Эльф может думать и поступать по-другому (например, Эльф отпускает Альпа, брата-вампира, хотя знает, что этот поступок принесет боль, но эльф по-другому поступить просто не может)...

...Положительным персонажам романа такой прагматизм-потребительство (стремление к выгоде за счет жизни и (или) интересов других) не свойственен или же это качество преодолевается. И это важный момент в "Тропе...", потому что образ эльфов в произведении передается большей частью посредством поступков других персонажей. Или же сюжетом в целом. Как такое может быть?

Вероятно, в этом случае следует помнить о том, что эльфийское сознание или сознание вампиров (передающиеся через учения) исполняют для действующих лиц доминирующую функцию. То есть остальные герои (не эльфы и не вампиры) так или иначе оказываются под влиянием либо одного, либо другого. Логика вампирского общества понятнее людям и гномам, чем логика "далеких от жизни" эльфов. Следовательно, те, кто действуют "не по-человечески", нелогично, непрагматично, скорее всего, поступают по-эльфийски. Возникает убеждение в отсутствии "реалистичности" (которая есть, например, в произведениях В.Камши). Но эта "нереалистичность" вполне оправдана: персонажи поступают так, как диктует им эльфийская логика, так, как они должны поступать, а не так, как выгодно или необходимо. Например, Изабелла, человек, поступает по-эльфийски, слушая предка Феличии, призрака-полуэльфа. Она отказывается от данного ей задолго до ее рождения Дара, хотя этот поступок по логике прагматизма делает ее уязвимой перед силами Зла. По сути, в "Тропе в Огнеморье" происходит перенос эльфийского сознания на человека...

4.

Несмотря на таинственность образа эльфов в "Тропе...", читатель все же вполне может представить Светозарных по портретным наброскам. "Эльфы золотоволосы, белокожи, одеты с утонченным вкусом, - пишет А.Грин и сравнивает их с тиганами, - манит и тех, и других простор и свобода лесов". Эльфы "Тропы..." превосходят белых (именно белых) людей в быстроте, выносливости, ловкости.

Безусловно, представители этой расы традиционно удивительно музыкальны. Только потомки современных цыган - тигане в Огнеморье могут сравниться с эльфами в этом искусстве.

Мир Огнеморья - мир не только (и не столько) техники, но и мир магии. И именно магия присуща эльфам. "И эльфы, и их магия - результат многовековой деятельности дайан" (Дайаны - переходная ступень между людьми и эльфами, жрицы). Дайаны запрещают первым поселенцам Северной Эльфлории пользоваться металлом и создают закрытую зону с непривычным для других жителей материка укладом жизни. Но магия эльфов ослабевает, когда Светозарные отходят от древних традиций, начинают пользоваться техникой...

Эльфы являются не просто частью мира, они тесно связаны с его природой, с его сутью, поэтому отказ от самих себя приводит к разрушению гармонии. И, наверное, не случайно "Тропа в Огнеморье" изначально задумывается как роман, открывающий серию книг о мире будущего. Возможно ли возвращение миру Гармонии? Вопрос этот пока остается открытым...

5.

Прекрасные эльфы, что несут Свет, и вампиры, властвующие в обществе потребителей. Два образа, столь разные, никогда, ни в одном другом произведении, не пересекающиеся, в "Тропе в Огнеморье" вдруг оказываются переплетены.

Все, что имеет общее происхождение, так или иначе несет в себе общие черты. Великое Добро и Великое Зло - что между ними общего? "Прямые потомки Альпа называли себя альпы (или вампиры-эльфы, хотя по убеждениям эльфов Северной Эльфлории и ее дайан ни сам Альп, ни его потомки к представителям Первой Расы относиться никак не могли". ("Тропа в Огнеморье"). Однако за этими убеждениями прячется словно не истина, а нежелание признать правду. Уже сравнение с вампирами, ведущими свое происхождение от других рас, доказывает это. Только альпы утонченны и аристократичны, только альпы обладают удивительной способностью к лидерству. Вампир-человек, "носферату", может подняться до уровня альпа, только вкусив эльфийской крови. Именно эльфийская кровь позволяет стать альпом! Получается, что не может быть одно без другого! И не случайно в пророчестве последней дайаны говорится о том, что люди обвинят эльфов в вампиризме.

Альп и Эльф - братья-близнецы, названные именами, имеющими общзее происхождение. Что будет, если Эльф, несущий Свет, откажется от своего Пути?..

Ничего не известно о доогнеморских эльфах, только гипотезы и мифы, но переживший брата Альп интересуется историей. Он узнает, что в доогнеморские времена вампиров было много. И занимались они захватом власти. Только после столкновения континентов вампиры погибают.

Мир, где властвуют вампиры, так или иначе, обречен: учение альпов гласит, что жизнь преходяща, а смерть вечна. Вампиры не способны к развитию, а то, что не развивается, приходит в упадок.

"Тропа в Огнеморье" не открывает мир, где властвуют эльфы (понятие "власть" эльфам чуждо), мир власти вампиров знаком и отталкивающ. ПО сути, А.Грин утверждает, что человек, оказывающийся под влиянием нечеловеческой цивилизации, теряет свободу воли, превращается в голема, что его природе все же чуждо...

6.

"Тропа в огнеморье" очень символична. Автор романа - исследователь, много лет изучающий т.н. "Альбийский пласт". Эльфам посвящены статьи "Цивилизация эльфов", "Пирика-язык эльфов", "Тайны Титанов". Причем, А.Грин утверждает, что альбены (эльфы, элены) предшествовали другим цивилизациям.

Уже говоря об Огне Драконов, особой Силе, данной не каждому, автор отмечает, что "человек, принявший тихую бесконфликтную жизнь за конечную цель, превращается в овощ, в "офисный планктон" ("Тайны Титанов"). Эта Сила очень напоминает ту, что владеют эльфы. И она может быть направлена как на созидание, так и на разрушение...

Понятие Силы связано и с религией. Христианство, где говорится о богочеловеке, несколько напоминает веру, предложенную обществом вампиров в "Тропе в Огнеморье"; в "Тайнах Титанов" называется "христианством потребления". При этом в статье говорится об особенностях религии Украины и Румынии до влияния греков. Особенность эта заключается в вере не в богочеловека, а в человекобога, т.е. такого же, как и человек, но наделенного Силой.

Цивилизация вампиров - цивилизация общества потребления. Если жизнь человека связана с раскрытием себя, со своим Предназначением (миф о сестрах-"урситоарах" ("Тайны Титанов")), то без использования Силы, без действия, только потребляя, такая жизнь становится равносильной смерти.

И в румынской мифологии говорится о "мороях", живой нежити, особенностью которой является избыточный вес. Вампиры "Тропы в Огнеморье" не обладают избыточным весом, однако это понятие символически отражается в учении альпов.

С другой стороны, положительные персонажи обращаются к Богине (не к Богу, а к Богине). Почему же спустя тысячелетия после гибели материков Земли возрождается похожий культ в Огнеморье? Не потому ли, что старая религия сильнее, чем новая? Не потому ли, что Сила эльфов начала действовать, чтобы спасти общество, в котором появились вампиры? А ведь общество потребления обречено на вымирание. И об этом тоже говорится в "Тайнах Титанов".

Самой первой цивилизацией Балкан А.Грин называет пеласгов. Исследование ("Тайны Титанов") посвящено культуре Винча, "золотой эре", для которой не характерно социальное неравенство и неравенство полов, но характерен миролюбивый уклад жизни. Еще одной особенностью исследования этой культуры являются найденные многочисленные изображения Белой Богини. При этом А.Грин отмечает, что "религию Белой Дамы нельзя назвать ни жестким монотеизмом, ни жестким политеизмом - это мягкий синтез того и другого. Великая Богиня едина, но не единственна..." ("Тайны Титанов")...

...Эльфам чуждо властолюбие, потребительство. И социальный уклад культуры Винча А.Грин называет "хорархией" (от слова "хор", "хора", круг). "Многие существенные черты хорархии сближают ее с идеалами коммунизма и анархизма", - пишет исследователь.

Трудно представить современному обывателю с "неэльфийской" психологией, как может существовать, процветая, подобное общество, однако "ни одна из цивилизаций, построенных на социальном неравенстве и войнах, и близко не смогли подойти к подобным срокам. Все они обречены на исторически короткую жизнь."("Тайны Титанов") Поэтому, наверное, и последний вампир в "Тропе к Огнеморью" просит убить его, когда цель "экспедиции" достигнута. У общества вампиров "Тропы в Огнеморье" не будущего, хотя эльфы остаются весьма таинственными персонажами до конца романа...

III

Анастасия Парфенова "Танцующая с Ауте"

1.

Разные вариации гуманоидных эльфов представлены в захватывающих мирах фэнтези. В одном из них после генетических экспериментов появляется раса эль-ин. Представителей ее по некоторым сходствам с мифическими известными персонажами называют эльфами, хотя первые эльфы, исчезнувшие или ушедшие, тоже были в этом мире. Да, с эль-ин они имеют сходство, даже, несомненно, родство. Но есть и отличия. В сущности, и те, кого называют людьми, арры, не совсем люди.

2.

Эль-ин не понимают, что у них общего с эльфами. Арры, впрочем, могут объяснить это название: "Если приглядеться, то, действительно, ничего общего. Но когда сталкиваешься с эль-ин в первый раз, эльфы - первое, что приходит на ум (...). Прежде всего внешний вид. Высокие, изящные и гибкие существа, чужая грация, чужие жесты. Четко очерченные скулы. Огромные, на пол-лица миндалевидные глаза с вертикальными зрачками. Остроконечные уши. (...). Эль-ин способны бросить самое важное дело и - начать танцевать, или петь (...)". И все же арр отмечает, что название "эльф" не соответствует сути эль-ин.

Эль-ин, чья особенность мышления, по признанию главной героини романа, Антеи (эль-ин), больше напоминает функционирование сознания роя насекомых, чем сознания человека, как они мыслят? Или, для начала, как живут? Антея рассказывает Целителю-арру об эль-ин: "Когда-то мои предки, как и Ваши, были людьми(...) Какое-то меньшинство, обладающее тем, что вы называете "экстрасенсорные способности", и вынужденное бежать куда глаза глядят от своих... (...) В конце концов они нашли пристанище в месте, которое мы теперь называем Небесами эль-онн. И Эволюция сошла с ума. Сейчас от предков у нас осталась только внешняя форма, жестко фиксированная в ... Ну, это не гены, как вы их понимаете. Скорее, то самое коллективное бессознательное, которое вы считаете нашим Богом. Но оно выполняет ту же функцию. И хотя внешне мы почти люди, на самом деле ближе к амебам, чем к своим "предкам".

Огромные разноцветные крылья, состоящие из энергии, вырастают или прячутся по желанию владельца за спиной, подвижные остроконечные уши, безусловно, длиннее, чем человеческие. Ими эль-ин очень естественно выражать эмоции. Камень - имплантант - симбионт во лбу. Когти вместо ногтей... Способность меняться для танцующих с Ауте. Да и сам танец - не совсем танец в понимании арров. Это танец с реальностью. Познавание неизвестного. Борьба, в основе которой - знание как итог, изменение Ауте в Эль. Изменение формы, физиологии и сознания эль-ин, если трансформация необходима для выживания. Например, "когда эль-ин нужно что-нибудь съесть, они изменяют свой организм, чтобы принять новую органику. А люди (...) предпочитают изменять пищу, чтобы та соответствовала их организму".

Сен-образы обычнее, чем слова, при общении между эль-ин. И неудивительно: мать клана, напрямую связанная с Эль, высшим сознанием, всем, что не Ауте, в некотором роде (очень упрощенно) Богиней, в то же время объединяющей сознание всех эль-ин, живших и живущих, заключает частично в себе и сознание своих "детей". Каждый эль-ин - Личность. Упрямая, несговорчивая донельзя, но в то же время - часть Эль...Это проявляется и в связи с бессознательным каждого: как правило, эль-ин не видят снов в обычном понимании арров, а видят пророчества или проходят сеансы связи с "подсознанием".

Быстрое физическое восстановление после ран - еще одна особенность танцующих. "Миледи, Вы ранены, - говорит дарай-князь эль-ин._ У Вас полностью уничтожена значительная часть нервной ткани, от головного мозга вообще мало что осталось. Вы сейчас по определению не можете ни думать, ни двигаться. Ни говорить. И уж тем более не можете жить". И, тем не менее, раненая Антея которая "по определению не может жить", выказывает более чем явные признаки жизни.

Подстраивание, а вернее, изменение собственного сознания под иное существо (но при этом оставаясь собой), дабы понять его, - обычное явление. Холодное размышление, всегда берущее под контроль эмоции, воспитывается с пеленок. А возможно, и заложено в ...гены... нет, в коллективное бессознательное эль-ин. Они общаются эмпатически, им не нужна письменность (все знания заложены во всех и в каждом. И вне их. Все, что узнает один, узнают все). По сравнению с аррами очень хрупки, да и взрослеют гораздо медленнее. Тридцатилетняя Антея, по меркам эль-ин, всего лишь подросток (то же самое, что пятнадцать лет девочки-арра) с характерными для детей некоторыми особенностями психологии ...

3.

..На Эль-онн существует несколько генетических линий. Танцовщицами-воинами, изменяющимися, могут быть только девочки-подростки, 11-16 лет, вене. Затем их сознание теряет гибкость... Антея рассказывает, что "девочка до десяти лет проходит очень жесткий курс обучения (...) Отличный от того, который проходят мальчики: они самостоятельны уже к 13-14 годам. Личность женщины начинает развиваться только после пятнадцати лет, и лишь к30..." достигает совершеннолетия. Вене - основное оружие против Ауте, но мало кто из них доживает до 17.

Антея принадлежит к линии Тея, девочки которой не утрачивают своих способностей, когда взрослеют. Живут же эль-ин очень долго, если только несчастья не ограничивают им физическое существование, причем мужчины живут много дольше, но при этом на эль-онн царствует матриархат...

4.

...Поэтому кажется, что на эль-онн существует непривычный для Эйхарона уклад жизни. Это выражается не только в социальном устройстве эль-онн, но и в отношениях между мужчинами и женщинами эль-ин.

Мужчины являются консортами, причем у женщин их может быть несколько, помимо этого не считаются официальными (но считаются естественными, приличными и законными!) возможные параллельные связи как женщин, так и мужчин. Однако все это объясняется лишь потребностями физиологии, а вот чувство имеет совершенно иное значение, находится совершенно на ином уровне, поэтому физическое вовсе не идентично Любви. Эль-ин действительно могут любить, причем испытывать это чувство не к одному, а к нескольким существам (иногда даже не обязательно эль-ин, это уж как судьба распорядится). Так, например, отец Антеи - дракон-метаморф, принятый в эль-ин (ставший эль-ин), сама Антея влюбляется в арра, который становится ее консортом, а позже и эль-ин, но в любом случае, если чувство возникает, то оно не проходит со временем, а остается навсегда. Иногда даже после смерти одного эль-ин, любящий ее (его) не может жить тоже.

Эль-ин в этом отличаются от арров, но не в способности чувствовать влечение к другому виду (Аррек, арр, влюбляется в Антею, эль-ин; а увлечения женщинами эль-ин достаточно распространены в Ойкумене). Само появление эль-ин (потомков людей и истинных эльфов) также говорит о возможности (не только физической) смешанных браков между разными видами...

5.

...Описание переживаний, мышления, взгляда на мир от первого лица - достаточно яркий способ изобразить нечеловеческое разумное существо.

В трилогии "Танцующая с Ауте" существование коллективного (и в то же время отдельной Личности, входящей в этот разум) разума необычно. Однако необычное - не обязательно для иных существ значит непонятное, чуждое. Ведь и аррам тоже знаком термин "коллективное бессознательное", например. Автор романа при создании образов опирается на труды К.Г.Юнга, и, обращаясь к ним, можно видеть родственные связи между эль-ин (потомками людей и истинных эльфов) и аррами (потомками людей, развивших свои экстрасенсорные способности с помощью генетических экспериментов). Вообще очень часто хочется назвать расу эль-ин расой, следующей путем развития биологической науки, а расу арров - расой, следующей путем развития различных технологий (эль-ин меняют себя, причем естественным путем эволюции, арры - все окружающее и себя с помощью насильных изменений извне), но, по сути, при всех имеющихся различиях, при уверении персонажей в том, что между ними нет ничего общего, это самое общее все же есть. Нефрит, арр-Видящая, помогает Антее "разгадать" сон-видение, присланный Эль (а после своей смерти Нефрит становится частью Эль, как и любой эль-ин); Аррек очень неплохо разбирается в мифологии, в образах, при понимании психологии не-арров. И это знание не исключение. Оба народа всего того, что касается коллективного бессознательного, достаточно близки. Только у эль-ин это изображается как коллективный разум и общение с Эль, а у арров сознание ограничено одной личностью, что отразилось на способах выражения агрессии, существующей и у тех, и у других, и не существовавшей у истинных эльфов (о чем будет говорится в другой части работы).

Несмотря на некоторые физиологические и внешние различия (при которых все же возможно наличие общего потомства), на различия в социальном плане, в структуре общества, отличия в психологии, и даже в мышлении достаточно минимальны при всей необычности их изображения в произведении.

Следует отметить, что у эль-ин наличие биполярного взгляда на мир (поэтому, например, они-то могут понять арров (и не только арров), а вот арры - эль-ин - не всегда) более распространено, хотя в некоторых случаях биполярность полностью теряется (Антея убивает свою племянницу и Нефрит в таком, "однополярном", состоянии разума, например), но и у арров подобная (биполярность) особенность мышления возможна вполне (Нефрит, Аррек, Сергей). Интересен факт, что немногие представители других рас могут стать эль-ин, а вот эль-ин в полноценного арра не превращаются.

...С одной стороны, понятно вообще, что эль-ин в чем-то похожи на истинных эльфов, но весьма интересно, почему эта схожесть проглядывает и в аррах (сходство в цивилизации, как говорит Аррек). С другой стороны, те, кого арры ошибочно называют эльфами, чересчур много сохранили от предков-людей. Даже их долгая жизнь объяснима: Аррек, разыскивая способ спасти Антею от "смертности", говорит: "Вы должны быть детьми, должны вечно удивляться и вечно изменяться, чтобы сохранить себя. Когда ребенок окончательно и бесповоротно превращается во взрослого, он умирает. Это, а не физиология, делает смертными людей и бессмертными эльфов(...)" (А.Парфенова "Танцующая с Ауте").

А как же иначе? Многое зависит от влияния разума (сознания, бессознательного или подсознания). С его помощью можно умирать, жить, изменяться... Познавать Вселенную или забыть самого себя... и не случайно Аррек сравнивает людей и эль-ин, выявляя их сходство... сами арры (правда, уже посредством способностей, созданных экспериментами с генами) также обращаются к сознанию, чтобы изменить себя или внешний мир (наличие сен-щитов, левитация, способность к пирокинезу, способность перемещаться из Вероятности в Вероятность...) И появляется мысль, что эль-ин, - возможно, эльфы, но...частично...

6.

Одной из важнейших черт, как раскрывающих сходство арров и эль-ин, так и показывающих их различие, является агрессия. Она может проявляться как активно, так и пассивно. Пассивные способы агрессии более свойственны эль-ин: "Несмотря на тридцать пять лет холодно-ожесточенного сопротивления, ни одно восстание против эль-ин (а их, Ворон точно это знал, было немало) не только не достигло успеха, но даже не дошло до фазы действительно серьезного вооруженного противостояния. И не вызвало сколько-нибудь серьезных репрессий. Что поневоле заставляло задуматься, а действительно ли оливулцы своими мелкими выходками вредили властителям? Или же они снисходительно терпели детские шалости смертных, считая, что приносимая подданными польза превышает наносимый ими же вред... однако были вещи, в отношении которых терпение эльфов улетучивалось, точно по мановению волшебной палочки. (А.Парфенова "Обрекающие на жизнь").

Пассивная агрессия проявляется и как политическое предложение, преподнесенное эль-ин аррам, от которого последние не могут отказаться, но эль-ин получают в результате власть.

Вообще проявление персонажами агрессии в том или ином варианте определяет отношение читателя и автора к ним, дает им особую характеристику. В связи с этим можно выделить несколько основных типов действий эль-ин и арров, которые можно охарактеризовать как своего рода нападение:

1. нападение ради причинения вреда без идейно оправдывающей опоры на действия "противника" (агрессия в "чистом" виде);

2. получение власти как необходимость (агрессия активная или пассивная);

3. нападение как способ отомстить;

4. проявление защиты (активное или пассивное);

5. жестокость (активная или пассивная).

Агрессия в "чистом" виде в общем-то проявляется и среди арров (эпидемия), и среди эль-ин (стремление убить в неадекватном состоянии) - при работе "однополярного" способа мышления. Однако последнее - достаточно редко встречающееся явление, к тому же напоминающее болезнь, а не осознанные действия. Арры же действуют вполне осознанно. Среди пиратов, ристов, похищающих эльфиек и других арров для генетических опытов, - только представители "людей". "Эльфы" в подобном не участвуют. Причем Аррек утверждает, что "моральный облик у (арров и ристов (пиратов)) довольно близок, но ристы, по крайней мере, не стесняются это демонстрировать" (А.Парфенова "Расплетающие сновидения").

Стремление к власти, пожалуй, можно назвать одним из основных действий персонажей в романе, тем более, что под это понятие, если смотреть в общем, так или иначе, подпадают и все остальные типы проявления агрессии. Поэтому здесь имеется в виду созидательно подтверждаемое персонажами стремление властвовать, не завуалированное или не объединяемое другими желаниями (причинами).

Впервые проявление подобной агрессии читатель наблюдает именно со стороны эль-ин. В обществе "эльфов" появляется оппозиция, сторонники которой считают, что власть является следующим шагом в эволюции крылатого народа. "Знать - значит властвовать", - говорят они. И познание Ауте часто используется как способ стать сильнее. Впрочем, Хранительница и ее сторонники не считают войну необходимой, поэтому оппозиция и завоевывает Эйхаррон сразу, а ждет, когда будет предъявлен более конструктивный способ решения проблемы. И, действительно, этот способ находится. Эль-ин добиваются власти и успешно ее сохраняют, но только пассивными (бескровными) способами. Если же некоторые представители эль-ин предлагают иное, то всегда находится способ не следовать предложенному, а добиться желаемого иным путем, хотя это вовсе не значит, что эль-ин не могут завоевать. Именно, что могут, но предпочитают поступать мудрее, а потом получать больше. Пассивная власть в итоге оказывается сильнее. И страшнее.

Аррам же более свойственно активное проявление стремления к власти (Эйхарррон наполнен шпионами, здесь процветают интриги; обычный яд и новейшие технологии - все создано и используется с целью властвовать и защищать власть).

Именно арры уничтожают истинных эльфов, которых боятся, потому что их мудрость "недоступна пониманию", потому что они неизмеримо духовно выше людей и не потому, что захватывают что-то и лишают кого-то свободы, а потому что созидают, не разрушая при этом вокруг ничего. И именно только истинные эльфы в романе не стремятся к власти. И погибают, не защищаясь. (Хотя, как и люди, являются предками существующих эль-ин).

Защита - так же способ проявления агрессии. И свойственен он более эль-ин, чем какой-либо иной расе. Вынужденные бежать от своих, предки эль-ин развиваются от поколения к поколению так, что физиология их потомков сама теперь становится в любой миг оружием при необходимости. Они могут убить, защищаясь, создать живой дом, не пускающий незваных гостей. Могут оставить на произвол судьбы эль-ин, попавших в неприятность по своей глупости, при этом не из-за жестокости, а потому, что любой эль-ин вполне сам может о себе позаботиться. Соблюдают ряд законов, которые способствуют выживанию и прямо противоположны агрессии: например, сохраняют жизнь Целителю-арру и даже принимают его в эль-онн как своего, если он этого хочет.

Защита эль-ин бывает и неосознанной, хотя и весьма жестокой с т.з. арров: "А у Ворона в глазах потемнело от излучаемого каждым жестом изысканнейшего презрения. Эль-ин редко утруждали себя блокировкой собственных эмоций, считая это просто глупым. На первый взгляд такая самонадеянность давала огромные преимущества мало-мальски талантливому эмпату. Вот они, сокровенные мысли противника: читай - не хочу. Но на практике тех, кто пытался слишком углубиться в хитросплетения эльфийской психики, ждали только растерянность и сумасшествие. И вот телепаты, привыкшие в дипломатических переворотах иметь скрытое преимущество перед любым противником, полностью теряли его и вынуждены были сосредотачиваться на глухой обороне собственного разума". (А. Парфенова "Обрекающие на жизнь").

Отомщение как вид агрессии проявляется тоже (после Эпидемии Антея убивает арров, и это скорее не защита уже, вернее, не только защита, но и месть). Но, впрочем, чаще желания мстить сознательно подавляются и видоизменяются в нечто более конструктивное. И действенное.

Арры называют эль-ин жестокими, но жестокость эта не целенаправленная, хотя и не менее от этого опасная: "Тут вмешалось индиговое чудо, от общества которой так скоренько постаралась избавиться Злюка. Надо признать, я ее вполне понимала. Леди (даже мысленно я не могла называть спасенную иначе) действительно производила впечатление.

-Регент тор Дернул-Шеррн, я протестую против Ваших действий. Вся эта чушь со спасением, разумеется, очень мила, но кто дал Вам право вмешиваться в наши личные дела? Вы все испортили!

Ну вот, а я все думала, когда же кто-нибудь поднимет этот вопрос.

-Что именно испортила?

-Мое изучение этих существ! Племя диких корсаров - где еще удастся найти нечто подобное?

Н-да. Ведь действительно испортила ей серьезный проект. Пожалуй, можно было бы даже почувствовать себя виноватой. Если бы не синяки и кровоподтеки, украшавшие шоколадную кожу ее соседки по заключению". (А.Парфенова "Расплетающая сновидения").

При чтении произведения создается впечатление, что поистине жестоки именно арры, а не эль-ин. Нефрит, арр, например, хотя и Видящая истину, но выступает против наказания пиратов, потому что их действия политически выгодны Эйхаррону. И она не понимает, почему эль-ин считают живыми изуродованных дараев, полуразумный корабль, "просто окончательно сломленных пленников". Именно Антея, эль-ин, не только спасает из плена дарай-леди, но и возвращает ей желание жить. Аррам же уже давно безразличны судьба их соплеменников...

Образ эль-ин сочетает в себе демонические черты: они метаморфы, им проще спать, повиснув вниз головой и завернувшись в крылья, как летучие мыши, у них есть клыки, напоминающие вампирьи, они могут пить кровь (хотя этот процесс вовсе не похож на способ питания классических вампиров: эль-ин не пьют кровь арров или себе подобных, чтобы поддержать себе жизнь, а могут пить кровь соплеменников при необходимости. Например, Антея "отпаивает" своей кровью приемную дочь и Лигирллин - эль-ин, ставшую одушевленным мечом-метаморфом, чтобы те побыстрее восстановились. И, конечно, это не заканчивается ничьей смертью или неким "обращением". С помощью глотка крови эль-ин могут узнать физическое состояние других "эльфов" или получить иную информацию. ...При всей демоничности внешнего облика эль-ин, вероятно, восприняли что-то и от предков - истинных эльфов: их гуманоидный облик, напоминающий (за исключением демонических черт) облик истинных эльфов, воспринимается ими как единственно естественный. Они не созидают так совершенно, как эльфы, но и не разрушают уже существующее, как принято у арров. Хотя им и свойственна агрессия, тяга к власти, жестокость, как и людям, пусть несколько в ином качестве, но свойственна... А, возможно, продиктована необходимостью выживания.

7.

Образ эль-ин, как эльфов, безусловно, пересекается в романе с иными "нечеловеческими" персонажами, с которыми есть общие предки. D`ha`meo`el-in наиболее генетически близки к эль-ин. Демоны, или "темные", как их называют по-другому: "Демоны - бледное отражение лишь одного из смысловых уровней. Те, кто борются против Богини Эль. Падшие ангелы...Падшие эльфы. Бывшие эль-ин, отвергнувшие законы, по которым мы живем. Обитающие где-то в дебрях Ауте и время от времени устраивающие нам неприятности." (А. Парфенова "Расплетающие сновидения"). Но при общем сходстве есть существенные отличия, делающие "темных эльфов" более далекими и от предков - истинных эльфов, и от предков - людей. В них есть что-то действительно демоническое. Они считают "светлых" деградирующими созданиями, не желающими меняться, достигать большего, бросая вызов всему. Они борются против Эль. Физически гуманоидный облик, считающийся у эль-ин естественным, вовсе не стабилен у "демонов", а ведь именно обликом прежде всего (если убрать крылья) схожи эль-ин с истинными эльфами. У d`ha`meo`el-in эльфийское начало, наверное, теряется вовсе, если у эль-ин оно еще хоть как-то проявляется.

Этот образ, вероятно, более подчеркивает возможность изменения изначального: созидание без разрушения - у эльфов; изменение, сочетаемое с агрессивной защитой - у эль-ин; постоянное изменение, не основанное на какой-либо стабильности - у "демонов". А возможно, еще и легкая пародия на установившийся в литературе образ эльфов: "Темный Двор" и "Светлый Двор", о чем упоминает Антея.

Вообще произведение изобилует загадками. Например, до конца точно не ясно, кто же такие Древние? Они живут и среди "темных", и среди "светлых", по их законам, живут много больше, чем эль-ин, т.е. практически бессмертны. Они могут быть более агрессивными, чем сами эль-ин, или, напротив, более мудрыми. И они не являются истинными эльфами. О самих истинных эльфах в трилогии практически не упоминается. Аррек, арр, рассказывает: "Но хоть мы и не любим этого признавать, люди Земли были далеко не первыми разумными существами в Ойкумене. До нас были многие и многие другие. Но среди этих многих одни занимают особое место. Те, кто были так похожи на нас, что в анналах сохранились записи о смешанных браках и даже о детях. Те, что имели цивилизацию, во многом схожую с нашей, по крайней мере в большей степени, чем цивилизация эль-ин. Те, чья история уходила на миллионы лет назад. Чья мудрость была совершенно недоступна нашему пониманию". (А, Парфенова "Танцующая с Ауте")

8.

Роман-трилогия "Танцующая с Ауте" - это "попытка взглянуть на людей со стороны, с точки зрения "других" и "чужих". Или попытка показать взгляд с той стороны зеркала?" (http://www.anteya-tor.net/biogr.html )

Да, пожалуй именно так. Трилогия А.Парфеновой - удивительный мир, напоминающий сон, зазеркалье, где переплетаются личное и коллективное бессознательное; мир, наполненный архетипами, в то же время отражающий и философию жизни, критический взгляд на общество. Словно во сне, события непредсказуемы, персонажи живут почти независимо от явных, сознательных желаний автора. Практически в романе можно выделить все архетипы, описанные в "Психологии бессознательного" К.Г. Юнга...

Вероятно поэтому книга так загадочна и увлекательна - ведь ничто так не завораживает, как "взгляд с той стороны зеркала"...

Но, конечно, это не только фэнтези-ассоциация, это еще и размышления над реалиями жизни. В итоге и получается сплав-отражение "Я" и актуальных для современного общества проблем, например, взаимопонимания, созидания, изменения, разрушения.

И все это определило и особенности эльфийских образов. Отчасти проявляется и то самое "Я", со своим бессознательным, сознательным, а также волей к власти, агрессией и прочими важными пластами. Т.о. читатель наблюдает почти реальный образ человека, но отраженный во множестве символов. Образы-ассоциации помещены в определенные условия, а вымышленному миру предложены проблемы реального человеческого общества...

IV

Татьяна Симкина "На пороге забвения"

1.

Словно два полюса, две расы - людей и альвов - видит читатель, попадая в мир рассказа Симкиной Татьяны "На пороге забвения".

Любое общество достаточно неоднозначно: есть среди каждого племени и хорошие, и плохие люди. А если племена различны настолько, что не только обычаи, язык, внешность, но и психология настолько не похожи, что даже если бы поместить одного представителя племени в другое, то ни за что бы чужак не стал своим, как тогда уживаться? Или все-таки, случись такое непонимание, причиною будет не непохожесть, а необразованность, невоспитанность...? Что? Каждый ответит по-своему. Ясно одно: есть те, кто может принять нечто непохожее на себя самого и, может быть, непонятное, а есть те, кто принять не может.

2.

Мир людей, в котором почти совсем исчезли эльфы, а тех, кто остался, называют альвами. Они внешне напоминают людей, хотя и имеют слегка заостренные уши. И все же, несмотря на сходство, каждый человек скажет, увидев альва, что перед ним нелюдь. И недоверие и даже ненависть, что возникает ко всему чуждому, сразу вспыхнет в людской душе.

Долго живет альв, главный и почти единственный положительный персонаж в рассказе. Он не стремится к общению с теми, чей век подобен быстро промелькнувшему дню. Он наблюдает, как меняются поколения...

Люди знают об альве Гилде. Случись что - неизлечимая болезнь или другая беда - приходят к его домику в лесу, просят помочь. Гилд никогда не отказывает: как можно обречь на смерть живое существо, если ты можешь помочь? Помогает. Но люди, получив желаемое, исчезают, не чувствуя благодарности, ведь альв - нелюдь, чужак.

Весь рассказ, каждая страница, - печальная мелодия незаслуженного одиночества... Альв, оказавшийся в мире людей, не может думать и действовать так же, как и они. Он вообще не может быть похожим на них.

Поступки людей и альва говорят сами за себя. Как это часто бывает в человеческом обществе, объявляется очередная охота на преступников. Но странное дело: не на тех, которые убивают всех - и людей, и альвов - дикарей-людоедов, а на альвов и их учеников - людей, объявленных еретиками. И жизнь альва, всегда помогавшего людям, оказывается под угрозой: эти самые люди объявляют его вне закона. И он не может легко спастись, просто скрывшись, "растворившись" в лесу, потому что не может поступать против того, что считают правильным: он должен спасти старика-мага, своего бывшего ученика, за которого пришел просить его сын.

Сцена спасения, где сын старика действует как трус, а альв проявляет благородство, описание пути во время бегстваиз графства, события во время одинокого скитания Гилда, гонимого людьми, насмехающимися над ним, - все вызывает сочувствие альву и гнев против тех, кому ведом лишь их узкий теплый мирок, завоеванный умением жить: жадностью, скупостью, жестокостью, эгоизмом...

3.

Можно отметить, что образ альва в произведении исключительно положителен, в то время как образ людей - отрицателен.

Во-первых, налицо явная проблема неприятия "чужого", непонятного, отличного. И это проблема всего человеческого общества, а образ альва помогает наиболее остро почувствовать ее. Все, непохожие на большинство, вынуждены или погибнуть, или спрятаться под маской привычного толпе, да так, чтобы люди даже забыли, что некое недоразумение вообще существовало. Отказаться от самого себя - что может быть страшнее? Именно поэтому альв и вся его раса оказываются "на пороге забвения": "Это воин - человек (говорит о Гилде герцог-альв) и если кто-то из моих солдат попробует сказать другое, просто повесьте негодяя". Напоследок снова встретились взгляды бродяги-альва и герцога: "Больше я ничего не смогу для тебя сделать". Альвы "растворяются" среди людей, становятся мифом, а то, что миф, - то нереально, и можно следовать и дальше лишь единственно тому, что считается правильным.

Во-вторых, сюжет рассказа построен на основе противопоставления двух рас, настолько непохожих по своему восприятию мира, что их полное взаимопонимание и взаимоприятие невозможно.

Людям свойственен жесткий прагматизм: брать то, что необходимо, не общаться с тем, кто не нужен, непонятен, может скомпрометировать; Лошадь можно использовать, чтобы уйти от погони, неважно, что она погибнет в пути, главное - спасение собственных жизней; а если альв - не человек, то он может создавать угрозу; если он милосерден, то сам виноват в своей глупости.

Альв же не стремится быть лучше кого-то, он просто не может быть другим: не может не помочь человеку, хотя знает, что тот его предаст, не может причинить зло, ненавидеть, даже если для ненависти есть причины. Именно особое восприятие мира, а не только способность жить, по наитию исцелять, метко стрелять из лука, отличают альва от людей, которых он встретил на своем пути.

Но именно поэтому человеческие жестокость и эгоизм в итоге оказываются сильнее...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"