Elenella : другие произведения.

По стопам Америки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Захотелось опубликовать отрывки из очень интересной на мой взгляд книги А.В. Кукаркина "По ту сторону расцвета (Буржуазное общество: культура и идеология). -М., 1974. Прошло уже целых 30 лет, а Америка продолжает вести свою политику... Обидно, но мы идём по её стопам.
  
  

Ввиду несовершенства человеческого разума существуют

неизбежные расхождения между миром, как он есть, и миром, как

люди представляют его себе. Пока наши представления достаточно

близки к объективной действительности, мы можем разумно и

целесообразно решать наши проблемы. Но когда наши представления

не поспевают за событиями, когда мы не хотим верить во что-то, потому

что это не нравится нам или пугает нас или просто слишком незнакомо

нам, тогда разрыв между действительностью и представлениями становится пропастью и действия становятся неуместными и неразумными

Дж. Уильям Фулбрайт

  

"Диалог" Маринетти-Тоффлер

   ...Один из важнейших факторов, определяющих характер современной культуры, - научно-техническая революция. Её влияние проявляется на всех сторонах материальной и духовной жизни общества. Она способствует превращению науки в непосредственную производительную силу...
   ...На заре [20] столетия итальянский писатель, создатель и теоретик футуризма Филиппо Маринетти с упоением вещал в своём манифесте "Новая религия - мораль скорости": ... "Великолепие жизни обогатилось новой красотой - красотой скорости... Человеческая энергия, во сто раз повышенная скоростью, будет господствовать над Временем и Пространством...
   ...Взамен рухнувших Добра и Зла мы создаём новое Добро - Скорость, новое Зло - Медленность.
   Скорость=синтезу всякой отваги в движении.
   Медленность=анализу всех бездеятельных осторожностей.
   Скорость=презрению препятствий, жажде нового, неизведанного.
   Медленность=отдыху, экстазу, неподвижному обожанию препятствий, тоске по знакомому, идеализации усталости и покоя, пессимистическому толкованию невиданного. Разлагающийся романтизм бродячего дикого поэта и длинноволосого философа в грязи и в очках.
   Такое исповедание - соединение с божеством. Мчаться полной скоростью - та же молитва. Скорость рельс и колёс. Нужно преклонить колени на рельсах, чтобы молиться божественной скорости... Нужно похитить и звёзд секрет их умопомрачительной скорости...
   Сладострастие сознавать себя одиноким на тёмном дне лимузина, бегущего среди сверкающей суматохи в бреду ночной столицы. Исключительное сладострастие чувствовать себя быстрым...
   ...Скорость разъединяет молекулу-мужчину и молекулу-женщину. Скорость уничтожает Любовь с большой буквы"...
   ...Если последние 50 тыс. лет существования человека измерить числом поколений, каждое с продолжительностью жизни порядка 62 лет, то всего получится около 800 таких поколений. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах.
   Только при жизни последних 70 поколений оказалось возможным осуществлять - благодаря появлению письменности - эффективную связь между поколениями. Лишь на протяжении жизни последних шести поколений массы людей познакомились с печатным словом. Только при жизни четырёх поколений люди научились более или менее точно измерять время. Лишь последние два поколения пользовались электромотором. А подавляющее большинство всех материальных ценностей, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, было впервые создано на протяжении жизни нынешнего, 800-го поколения... [Тоффлер О. "Столкновение с будущим". - США, 1974]
   Среди историков и археологов, социологов и экономистов, психологов и представителей других научных дисциплин крепнет убеждённость в том, что многие социальные процессы ускоряются, притом стремительно, с головокружительной быстротой.
   Возьмём, к примеру, процесс образования городов. Сейчас на наших глазах происходит самая широкая и быстрая урбанизация в истории мира. В 1850 г. всего лишь четыре города на земле насчитывали миллион или более жителей. К 1900 г. число таких городов возросло до 19. Но уже к 1960 г. насчитывалось 141 город с миллионом и более жителей. Количество горожан во всём мире возрастает ежегодно на 6,5%...
   Та же тенденция к ускорению бросается в глаза и в области потребления человеком энергии. Примерно половина всей энергии, потребляемой человечеством на протяжении последних 2 тыс. лет, приходится на нынешнее столетие...
   ...Наглядным примером может послужить нарастание скорости, с которой человек путешествует. За 6 тыс. лет до нашей эры самым быстрым видом транспорта при путешествии на дальние расстояния был караван верблюдов, передвигавшихся со средней скоростью 8 миль в час [1 миля=1,60934 км]. Только примерно к 1600 г. до нашей эры, после изобретения колесницы, максимальную скорость путешествия удалось увеличить приблизительно до 20 миль в час. Это изобретение оказалось настолько радикальным, настолько трудно оказалось превзойти этот предел скорости, что по прошествии трёх с половиной тысячелетий, в 1784 г., когда в Англии стали курсировать первые почтовые кареты, их средняя скорость не превышала 10 миль в час. Появившийся в 1825 г. первый паровоз развивал максимальную скорость всего лишь 13 миль в час, а лучшие парусные суда того времени плавали почти вдвое медленней. Только в 80-х годах прошлого века человеку удалось благодаря усовершенствованию конструкции паровоза развить скорость до 100 миль в час. Для установления этого рекорда роду людскому потребовались миллионы лет. Однако ему потребовалось всего лишь 58 лет для того, чтобы увеличить этот рекорд в четыре раза: к 1938 г. люди путешествовали по воздуху со скоростью 400 миль в час. Через каких-нибудь 25 лет этот новый рекорд был удвоен. А к концу 60-х годов самолёты с реактивным двигателем вплотную приблизились к скорости 4 тыс. миль в час, тогда как космонавты в космических кораблях облетают землю на скорости 18 тыс. миль в час.
   ...И к какой бы аналогичной серии показателей мы ни обращались, будь то дальность путешествий, покорение высоты, добыча полезных ископаемых и т.д., - всюду с наглядностью проявляется та же тенденция к ускорению: проходят тысячелетия за тысячелетиями, и вот в наше время - внезапный выход за все мыслимые пределы, фантастический скачок вперёд...
   Объясняется это тем, что развитие техники происходит лавинообразно. В известном смысле каждая новая машина, каждый новый технологический процесс изменяют все существующие машины и технические процессы, позволяя нам соединять их в новых комбинациях. Более того, каждая новая комбинация сама может рассматриваться в качестве новой супермашины...
   ...Появление принципиально новых машин не только подсказывает идеи изменения других машин - оно также подсказывает в ряде случаев новые решения социальных, философских и даже личных проблем... так, изобретение и распространение электронно-вычислительных машин стимулировало великое множество новых идей о человеке как взаимодействующей части более крупных систем, о его психологии, о том, как он обучается, запоминает, принимает решения. Это породило целую волну интересных гипотез фактически во всех интеллектуальных дисциплинах, начиная с правоведения и кончая психологией семьи.
   ...Нарастание ускорения - одно из самых существенных и наименее изученных социальных явлений. Но это ещё только половина дела. Ускорение темпа перемен является также и психологическим фактором, нарушающим наше духовное равновесие, изменяющим само наше восприятие жизни. Ускорение внешнее преобразуется в ускорение внутреннее...
   ...Ускорение темпов жизни порождает ощущение эфемерности. Эфемерность - это новое качество "скоротечности" повседневной жизни, ощущение мимолётности и непостоянства всего, сегодня более глубокое и острое, чем когда бы то ни было раньше...
   В прошлом идеалом были прочность, долговечность. Что бы ни создавал человек, пару ботинок или собор, он направлял всю свою творческую энергию на то, чтобы дело его рук служило максимально долгий срок...
   Однако с ускорением темпа перемен в обществе на смену экономике прочности приходит экономика недолговечности. Во-первых, по мере технического развития стоимость производства снижается несравненно быстрее, чем стоимость ремонтных работ. Ведь производство автоматизируется, тогда как ремонт по большей части остаётся ручной операцией. Во многих случаях дешевле заменить вещь новой, чем ремонтировать ей... Во вторых, благодаря техническому развитию изделие можно с течением времени всё более совершенствовать... Появление всё новых и новых усовершенствований через всё более короткие промежутки времени, - сплошь и рядом есть прямой экономический смысл изготавливать продукцию, рассчитанную на краткосрочное использование. В-третьих, ускорение темпа перемен и проникновение перемен во всё более отдалённые уголки общества порождают неуверенность относительно будущих потребностей. Отдавая себе отчёт в неизбежности перемен, но не зная, какие именно требования они к нам предъявят, мы не решаемся направлять крупные средства на создание неизменных видов продукции, призванных служить одним и тем же целям... Вот почему в дальнейшем следует ожидать всё более широкого применения принципа "использовал - выбросил", всё большего сокращения срока отношений между человеком и вещами...
   ...С приближением к супериндустриализму отношения людей друг с другом приобретают всё более временный, непостоянный характер. Люди, так же как вещи и места, проходят через нашу жизнь, не задерживаясь, во всё убыстряющемся темпе... Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отношения. Сознательно или нет, мы строим наши отношения с большинством людей на функциональной основе. Пока мы не вникаем в домашние дела какого-нибудь продавца обуви, ни в его надежды, мечты и огорчения более широкого плана, он, с нашей точки зрения, полностью взаимозаменяем с любым другим продавцом такой же квалификации. В сущности, мы распространяем принцип "использовал - выбросил" на человека...
   Средняя продолжительность отношений с другими людьми становится ныне всё короче и короче. Дальнейшая урбанизация - лишь одна из целого ряда сил, толкающих нас в сторону "эфемеризации" наших отношений друг с другом... Другой такой силой является возрастающая географическая мобильность, которая ускоряет не только проносящийся через нашу жизнь поток мест, но также и поток людей...
   Страны, приближающиеся к супериндустриализму, резко повышают производство "психико-экономической" продукции. Знаменитости-однодневки, эти образы-бомбы, мгновенно запечатлеваются в сознании...
   ...тысячи "известных личностей" появляются на подмостках современной истории. Реальные люди, многократно увеличенные и спроецированные в наше сознание средствами массовой информации, они внедряются в виде живых образов в мозг миллионов людей, никогда не встречавшихся с ними, никогда с ними не говоривших и не видевших их в лицо. Они приобретают для нас такую же (а иногда и большую) реальность, как многие из тех, кого мы знаем лично. Мы вступаем с этими "заместителями" в определённые отношения, точь-в-точь так же, как мы вступаем в отношения с друзьями, соседями, коллегами. И подобно тому, как всё увеличивается количество проходящих через нашу жизнь реальных, лично знакомых нам людей и всё укорачивается средняя продолжительность наших отношений с ними, растёт количество и сокращается длительность наших связей с населяющими наше сознание "заместителями"... То же самое можно сказать и о вымышленных персонажах, чьи образы проникают в наше сознание со страниц книг и журналов, с театральной сцены, с теле- и киноэкранов...
   Все эти "люди-заместители", реальные и вымышленные, занимают важное место в нашей жизни, служат для нас образцами поведения, разыгрывают для нас различные роли и ситуации, позволяя нам делать из этого выводы для нашей собственной жизни. Хотим мы того или нет, мы извлекаем из их поступков уроки жизни. Мы учимся на их удачах и ошибках... Всё ускоряющееся течение через сознание потока "людей-заместителей" у многих реальных людей, которым не удаётся найти подходящий для себя стиль жизни, приводит к неустойчивости склада индивидуальности, характера, психики...
   Во всех областях - образовании, политике, экономической теории, медицине, международных отношениях - волны новых образов и представлений, преодолевая наши психологические заслоны, проникают к нам в сознание и опрокидывают наши мысленные модели действительности...
   Радио, телевидение, газеты, журналы и книги... с возрастающей силой обрушивают на наши чувства целое море закодированной информации... Стремясь передать всё более насыщенную образами информацию со всё большей скоростью, журналисты, работники радио и телевидения, специалисты по рекламе, артисты и т.д. сознательно заставляют каждую строку, каждую секунду вещания нести максимальную информационную и эмоциональную нагрузку...
   Итак, если первый ключ к пониманию нового общества - это идея быстротечности, эфемерности, то вторым таким ключом является новизна. Будущее предстанет перед нами как нескончаемая вереница диковинных происшествий, сенсационных открытий, невероятных конфликтов и сногсшибательных новых дилемм...
   ...После того как рост изобилия и дальнейшая эфемеризация безжалостно подрубят под корень исконное стремление владеть собственностью, потребители начнут так же сознательно и страстно коллекционировать ощущения и впечатления, как они раньше собирали вещи...
   Впрочем, развитие в этом направлении может затормозиться. Живущие в нищете массы населения во всём мире, возможно, не захотят безучастно наблюдать, как привилегированное меньшинство становится на путь психологического сибаритства. Есть что-то морально отвратительное в том, что одна категория людей стремится удовлетворить свои психологические прихоти, гоняясь за всё новыми и диковинными удовольствиями, тогда как большинство человечества терпит лишения и голодает. Технически развитые общества могут отсрочить приход "экономики ощущений" и на какое-то время сохранить привычную экономику, максимально расширив традиционное производство, переключив ресурсы на оздоровление окружающей среды и развернув затем широчайшие кампании по борьбе с нищетой и оказанию помощи нуждающимся странам...
   Теперь мы должны перейти к рассмотрению третьей, главной характерной черты завтрашнего дня - разнообразия, ибо не что иное, как совпадающее действие трёх факторов - эфемерности, новизны и разнообразия, - подготавливает почву для исторического кризиса адаптации...
   Автоматизация широко раскрывает двери для бесконечного, поистине ошеломляющего разнообразия...
   ...Но готов ли человек иметь дело с возросшим выбором доступных ему продуктов материального и культурного производства - это уже совершенно другой вопрос. Близится время, когда выбор, вместо того, чтобы раскрепощать личность, станет настолько сложным, трудным и дорогостоящим, что превратится в свою противоположность. Короче говоря, грядёт такое время, когда выбор обернётся избытком выбора, а свобода - отрицанием свободы...
   Человек, стремящийся обрести чувство принадлежности, установить с другими людьми социальные связи, отождествить себя с определённой группой, ведёт поиски в изменчивой среде, где все объекты, к которым он мог бы присоединиться, находятся в быстром движении. Ему приходится выбирать среди движущихся целей, число которых всё увеличивается. Проблема выбора тут осложняется не в арифметической, а в геометрической прогрессии...
   Всё возрастающее число случаев психического расстройства, невроза и просто потери душевного равновесия в нашем обществе красноречиво говорит о том, что многим людям уже сейчас трудно выработать разумный, цельный и достаточно устойчивый личный стиль...
   ...Сегодня, когда со всех сторон поступают всё новые доказательства того, что общество вышло из-под контроля, доверие к науке падает. Как следствие этого мы видим бурное возрождение мистицизма. Вдруг началось повальное увлечение астрологией. В моду вошли дзэнбуддизм, йога, спиритические сеансы и колдовство. Создаются культы вокруг поисков дионисийских радостей, способов внеязыковой и даже внепространственной коммуникации. Нас уверяют, что "чувствовать" важнее, чем "мыслить", как будто между тем и другим существует противоречие.
   Экзистенциалистские оракулы, присоединяясь к хору католических мистиков, психоаналитиков школы Юнга и индуистских "учителей" гуру, прославляют мистическое и эмоциональное в противоположность научному и рациональному"... [Alvin Toffler Future Shock. - New York, 1970. - p. 14-406]
  

"Охота за умами"

   Ректоры американских университетов обеспечили себя лучшими учёными, каких только могли найти в мире, и в настоящее время американские лаборатории имеют лучшее в мире оборудование... США затрачивают на исследовательские работы и их практическое применение суммы, превосходящие по своим размерам те, какими располагал президент Рузвельт...
   Во все времена США нуждались в большем числе учёных и инженеров, чем сами они могли подготовить; во все времена они приглашали их со всего мира, однако сегодня неожиданно их спрос стал безграничным... Все западноевропейские страны начинает тревожить тот факт, что большое число их наиболее одарённых и образованных молодых людей пересекает Атлантический океан.
   Так, швейцарское правительство встревожила эмиграция швейцарских инженеров. Всё было прекрасно лет пятьдесят или шестьдесят лет назад, когда посылали некоторых инженеров по окончании Федерального политехнического института строить американские железные дороги. Однако за последние год или два внезапно заметили, что слишком много инженеров, физиков, химиков и медиков выезжает в США. В настоящее время проживает минимум 2 тыс. окончивших швейцарские университеты, 1600 из них являются лучшими научными работниками и инженерами своего поколения. Десятки из них работают над секретными проектами по заданию правительства США. Выехало так много молодых людей, которые могли бы стать профессорами, что в Швейцарии уже не остаётся достаточно кадров для обучения нового поколения...
   До последних лет выезд в США окончивших английские университеты не приобретал значительных или тревожных размеров... В 1965 г. мы лишились 415 докторов наук, т.е. каждого шестого из получивших эту учёную степень. Это была уже довольна мрачная картина, однако США в настоящее время требуется 10 тыс. новых физиков, и в прошлом году мы потеряли каждого третьего доктора физических наук из числа получивших учёную степень доктора в том же году. В течение пяти последних лет мы увеличили примерно на 40% подготовку учёных и инженеров, однако процент эмиграции увеличился вдвое.
   Нам недостаёт в Великобритании инженеров и научных работников, и наша промышленность, как и наши университеты, нуждается во всех специалистах, каких только можно заполучить... Можем ли мы позволить себе готовить столько специалистов для промышленности США? Немногие знают, во что обходятся эти эмигранты обществу...
   Между тем, если проблемы, с которыми сталкиваются такие богатые страны, как Швейцария, Великобритания или Канада, трудны и необычны, гораздо труднее проблемы, стоящие перед бедными новыми государствами "третьего мира"... которые теряют своих драгоценных выпускников университетов, несмотря на то что им так остро недостаёт образованных людей.
   США проявили, казалось бы, щедрость, давая студентам всего мира стипендии и субсидии, позволяющие им учиться в Америке. Посмотрим, как сложилась судьба этих молодых людей. Больше половины студентов из заморских стран, учившихся в университете Айовы в период между 1950 и 1960 годами, остались в США, и эта пропорция растёт. Среди студентов - уроженцев Тайваня, Гонконга, Южной Кореи и Греции - только 10% возвращаются в свои страны...
   Из 41 тыс. врачей американских больниц более 11 тыс. - иностранцы...
   Совсем недавно 700 английских врачей сдали экзамены, дающие им право практиковать в США...
   ...Это массовое бегство превратилось в одну из главных причин растущего благосостояния США и постоянной бедности стран, ставших на путь самостоятельного развития...
   ...Американский бюджет на военные и космические исследования... превосходит валовой национальный продукт Великобритании...
   Эта программа охватывает главные американские предприятия и начинает играть растущую роль в университетах. Около 80% исследовательской работы Массачусетского технологического института финансируется министерством обороны...
   Большинство инженеров и учёных, работающих в США, вынуждено рано или поздно заниматься военными или космическими исследованиями.
   Это извратило всю систему образования в США, и люди стали замечать, что начинает извращаться система образования во всём мире. Университеты Западной Европы, Канады и Азии рискуют оказаться впряжёнными в колесницу этого американского молоха [Lord Bowden, 1968]
  

Образование - зеркало системы

   "Стремительный поток научно-технических открытий в современном мире, - пишет автор книги "США и их экономическое будущее" А. Б. Барач, - выдвинул настоятельное требование, чтобы Америка не осталась позади в области обучения и подготовки своей молодёжи. Некоторые называют это эффектом "Спутника", порождённым реакцией на озабоченность общественности подвигом русских, первыми запустивших космический спутник" [Arnold B/ Barach USA and Its Economic Future. - New York, 1964. - p. 64].
   Показательно также заявление вице-адмирала Г. Дж. Риковера, которого называют в США "отцом атомной подводной лодки", сделанной им в 1960 г.: "Мы ... обрекли не девальвацию наше образование как неустойчивую валюту. К выпускникам средних школ мы снизили требования настолько, что теперь их нельзя назвать достаточными даже для оканчивающих элементарные школы...
   Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования..." [//The New York Herald Tribune. - 1960. - August 22].
   Покойный президент США Джон Кеннеди в своём специальном послании конгрессу в феврале 1962 г. по вопросам просвещения счёл необходимым отметить: "Перед нашей нацией не стоит более важной задачи, чем распространение и совершенствование возможностей образования для всего нашего народа... Образование - это... наиболее выгодное капиталовложение, которое может сделать общество, и одновременно самая богатая награда, которую можно присудить.
   Сегодня более чем когда-либо в истории нам нужно развивать наиболее полно наши интеллектуальные ресурсы... Недостаток образования порождает преступность, отчаяние и зависимость... [//Congressional Record. - 1962. - February 6. - p. 1714].
   Несмотря на подобные официальные признания, никакой подлинной реформы образования нет и поныне. Брат убитого президента США сенатор Эдвард Кеннеди пишет в связи с этим в книге "Решения на десятилетие. Политика и программы на 70-е годы": "Америка не обращала серьёзного внимания на необходимость федеральной помощи нашим переполненным школам, пока Советский Союз не запустил спутник... При всём нашем богатстве мы не можем осуществить реформы политической и экономической структуры общества. Во всяком случае, лучшая часть нашей молодёжи и наши беднейшие граждане приходят (а некоторые из них уже пришли) к выводу о том, что американская система не стоит уже того, чтобы её спасать" [E. Kennedy Decisions for a Decade. Policies and Programs for 1970's. - New York, 1968. - p. 20-21].
   90 тыс. учителей в Америке допущены к преподаванию, хотя их подготовка не отвечает минимальным требованиям. Причина - нехватка учителей... Из-за низкой заработной платы учителя бросают свою профессию и часто предпочитают мыть тарелки...
   По мнению многих, профессию учителя в Соединённых Штатах делают особенно неблагодарной и непопулярной не только плохое состояние зданий, перегруженность классов, нехватка учебных пособий, разного рода внеклассная работа, относительно низкая заработная плата, но прежде всего общественное положение учителя, его статус. Можно без преувеличения сказать, что учитель почти лишён его. Древние римляне, вероятно, относились к своим греческим рабам, учившим их детей, с большим уважением, чем американцы к своим учителям. Учителя в США не считают участником производственного процесса - ведь он ничего не производит... пренебрежительное отношение к учителю не знает границ. Существует поговорка, выражающая отношение американцев к учителю: "Кто умеет - делает, кто не умеет - учит"...
   Денег он не делает, а денег стоит. В обществе, которое не знает иных ценностей, кроме материальных, и в котором место человека определяется его имущественным положением, учитель не может претендовать на социальное уважение...
   Так как требования, предъявляемые к поступающим в высшие учебные заведения, часто не слишком высоки, то уровень общеобразовательной подготовки подавляющего большинства американских студентов очень низок...
   ...Если правда, что система образования является индексом, характеризующим уровень культуры страны, то можно сказать, что в Соединённых Штатах этот уровень не слишком высок... [Л. Маттиас Оборотная сторона США. - М., 1968. - С. 217-181].
   "Великий мудрец Америки Ральф Уолдо Эмерсон сказал, что истинной проверкой степени цивилизации являются не статистические переписи, не размеры городов и не урожаи, а "человек, которого выращивает страна". Каких мужчин и женщин пытаемся мы вырастить сейчас, делая упор на "ужасы, сексуальность и жестокость" не только в так называемых "комиксах", но и в телевидении, кино и литературе? Какой человеческий урожай пытаемся мы взрастить в бесплодном, испепеляющем климате подавления человеческого интеллекта, когда новые идеи берутся под подозрение, а принципы свободного обсуждения подвергаются удушению?.." [Грин Г. Забытый враг. - М., 1958 .- С. 22-23].
   Профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Лео Гурко: "Наши средства массовой пропаганды с необычайной точностью отражают многие особенности нашей сугубо буржуазной нации: её страсть к стяжательству... Средний класс каждой страны, добившись прочного положения, всегда восхваляет комфорт, безопасность и ортодоксальные взгляды. Он инстинктивно выступает против любой возможной перемены, которая могла бы угрожать его капиталовложениям и сложившемуся образу жизни. Одной из важнейших целей является накопление материальных благ в сочетании с сильным стремлением избежать жизненных осложнений в семейном быту, в области личных взаимоотношений и социального строя... В сфере общественной деятельности, как это показал Артур М. Шлесинджер-младший в своей книг "Жизненный центр", у него одна цель - обеспечить себе почти любой ценой быстрое извлечение прибыли, а эта цель делает его осторожным, готовым пойти на компромисс в более крупных вопросах и беспринципным во всём, кроме своих личных интересов"... [Л. Гурко Кризис американского духа. - М., 1958. - С. 160-161, 261-262].
  

Судьбы Киномузы

   В нашу эпоху войны нервов нельзя переоценивать того влияния, которое оказывают американские фильмы, отражающие лицо Соединённых Штатов, а также фильмы, сделанные не в Америке и показывающие американцам и другим народам жизнь стран, в которых они снимались... Правда, некоторые фильмы могут принести вред, но огромное большинство их служит такую службу, которая невыполнима ни для какой американской агитации.
  

Противоречия видимые и подлинные

   В конце 40-х годов Голливуд вступил в полосу затяжного кризиса. Видимой и непосредственной причиной тому послужила начавшаяся конкуренция телевидения. Хотя натиск телевидения происходил во всех странах, кинематограф США пострадал от этого значительно сильнее. Причиной тому явилась сравнительно далеко зашедшая монополизация американской культуры: Голливуд и новая телевизионная индустрия контролировались разными финансовыми и промышленными группами, а это привело к особенно ожесточённой схватке за прибыли. Постепенно всё же произошло взаимное приспособление двух гигантов (сейчас Голливуд выпускает 90% всей телевизионной кинопродукции, кроме хроники). Тем не менее симптомы кризиса - сокращение выпуска кинокартин и потеря миллионов зрителей - не исчезали. Тогда стало очевидно, что важнейшей, хотя и скрытой, причиной кризиса явился выпуск плохих фильмов - чаще всего лишённых оригинальности и весьма далёких от острых проблем реальной действительности. Известный американский журналист и критик Эзра Гудман выразил это в своей книге "50 лет упадка и крах Голливуда" в следующих словах: "90% картин, показываемых в Америке, настолько вульгарны, неумны и скучны, что о них просто нельзя говорить серьёзно".
   Массовый выпуск подобных фильмов объяснялся прежде всего общими основополагающими принципами американского кино, которые были официально изложены ещё в преамбуле к первому варианту так называемого Производственного кодекса (1930), т.е. писанного свода цензурных правил: "Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединённых Штатов - единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост своё счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей".
   Основная ставка на развлекательность выработала в американском кино собственную мифологию.
   Наряду с развлекательной продукцией из голливудских фабрик нескончаемой лентой выходили фильмы, проповедующие ненависть и человеконенавистнические идеи, сеющие семена морального антимира, - фильмы "чёрные", милитаристские, расистские. Для них характерна потеря всякого положительного начала, иначе говоря, воинствующий негативизм, полное отсутствие хотя бы самой куцей позитивной идейки.
   Постепенно происходила тематическая переориентация преимущественно на вкусы самого "динамичного" зрителя - молодёжь, которую легче оторвать от телевизора и которая предпочитает уединению с родителями компанию со сверстниками, подружками и друзьями.
  

Дельцы снимают фильмы о современности

   В 1954 г. была организована кинокомпания "Американо-интернациональное кино". Первоначально её капитал составлял 3 тыс. долл., персонал состоял из четырёх человек, и фирма не имела права ни на один фильм. Организовав массовый выпуск дешёвых в производстве, но дающих по крайней мере двойную прибыль в прокате гангстерских фильмов, кинокомпания перешла затем к цветным широкоэкранным фильмам, к экранизации произведений Эдгара По. Затем появилась серия "пляжных" фильмов, за ними последовали фильмы о "диких ангелах" и движении хиппи.
   Пятнадцать лет спустя после своего создания капитал компании превышал уже 300 млн. долл. АИК стало самой крупной в мире "независимой" организацией по производству и прокату фильмов.
   Определив поле деятельности, руководители компании должны были найти свой специфический рынок. Мечты и фантазии - полезные вещи, но дело только тогда находится в безопасности, когда в основу его положена реальная статистика, цифры и факты. Единственное, в чём были твёрдо уверены создатели, что в тот момент более 60% американских зрителей составляла молодёжь в возрасте от 12 до 24 лет. Наиболее вероятным зрителем был молодой человек, пригласивший в кино свою девушку. Поэтому для своих фильмов они выбирали кричащие провокационные названия, иногда доходившие до абсурда. Дешёвые не только в производстве, но ещё в большей степени по содержанию, эти фильмы, благодаря шумной рекламе и мобильной системе проката, приносили огромные прибыли.
   Первым фильмом АИК была мелодрама "Быстрый и одержимый", в которой рассказывалось о преступлениях с обязательными драками, стрельбой, автомобильными гонками и т.д. За ней последовали "Дневник старшеклассницы", "Сбежавшие дочери" и "Превращения школьниц".
   Как только компания встала на ноги, её создатели немедленно взялись за производство фильмов ужасов: "Чудовище с миллионом глаз", "День, в который погибнет мир", "Оно завоевало мир", "Бессмертный" и "Нападение крабов".
   Почувствовав, что расчёт на молодёжь и на фильмы ужасов оправдал себя, АИК решило удвоить усилия, соединив в последующих фильмах воедино молодёжь и ужасы. Последовали фильмы: "Я был молодым оборотнем", "Как создать чудовище" и др. Компания породила новое направление в американском кино, причём не столько своими необычными названиями фильмов, сколько баснословными прибылями, получаемыми от каждой постановки.
   С усилением холодной войны на Дальнем Востоке, когда молодёжь стала несколько обеспокоена предстоящим призывом в армию, компания отсняла и выпустила в прокат такие художественные фильмы, как "Танковый батальон", "Парашютная команда", "Реактивная атака" и "Подводный сокол". Так, умело и без лишних слов, служащие АИК помогали воспитанию мужества и героизма у населения.
   Верные своей политике получения максимальных прибылей путём обращения к низменным чувствам зрителя, руководители фирмы решили выпустить в прокат эротические итальянские фильмы "Самсон и рабыни", "Голиаф и вавилонский грех" и серию под общим названием "Грех гладиатора"...
   В конце 1965 г. идеологи АИК пришли к выводу, что им следует больше уделять внимания острым социальным событиям, потрясающим наше общество. ...Компания незамедлительно пригласила молодых режиссёров и некоторых весьма искушённых голливудских ветеранов, которые должны были в своих фильмах показать стихийное беззаконие, царящее среди американской молодёжи: хиппи, наркоманов, парней, сжигающих призывные повестки, и т.п.
   Все постоянно обсуждали проблему наркотиков. И в 1967 г. кинофирма приступает к производству фильма под названием "Путешествие". Тема наркотиков получила дальнейшее развитие в фильме "Марихуана"; изображение "хиппилэнда" - в фильме "Психопаты".
   Основы голливудской эстетики, господствовавшие в американском кинематографе полстолетия, - дереализация, т.е. отрицание реалистического восприятия мира, - сменилась тенденцией к лихорадочным поискам иллюзий реальностей.
  

Скованные одной цепью

   Для американского кинематографа характерен безудержный экспансионизм, обусловленный монополизацией сфер культуры, которые становятся зависимыми в меньшей степени от уровня духовного развития общества, состояния его искусства и всё больше - от уровня финансовой мощи. Приведём наиболее разительный пример - кинематограф послевоенной Италии.
   В Италии наступила эра продюссерской диктатуры. Всепроникающей силой стала погоня за прибылью.
   Лишив национальное кино самобытности, итальянские продюссеры вступили в конкуренцию с более богатыми американскими фирмами. Американские кинодельцы не стали душить итальянское кинопроизводство, а прибегли к более простому и эффективному способу: они занялись постепенной скупкой киностудий соперников.
   В Италии появился водораздел, который как бы стал разделять итальянское кино на два совершенно разных бассейна. Это классовый водораздел. Он установился ценой входного билета. Дешёвые фильмы предназначались массовому зрителю. Художественные, значимые, что-то говорящие человеческому уму стали доступны тем, кто мог заплатить за билет внушительную сумму. Мотивы этой "кинодискриминации" носили явно классовый характер, он выражался в известной фразе: "бедняки не понимают искусства" Здесь ещё и скрыты политические цели: не пускать к трудящимся интеллектуальные фильмы. "Если эти ленты будет смотреть массовая публика, она пустится в рассуждения, начнёт размышлять. Массы и так в последнее время стали слишком много думать", - так разглогольствовали политиканы от кино.
   Ещё совсем недавно цензура и полиция немедленно изымали из проката фильм, в котором героиня осмеливалась обнажить хотя бы колено или в котором любовницу называли именно так, а не благопристойно - "приятельница". В неравной борьбе между вековым ханжеством и требованиями рынка (а секс, как и всё, стал продуктом продажи) победили "сексфильмы", которые быстро превратились в фильмы "порно". Сегодня они насытили рынок до предела и уже вызывают тошноту даже у самых заядлых "прожигателей жизни".
   Фильмы, которые часто критики склонны называть психологическими, на самом деле построены на темах, заимствованных из психиатрии. Сейчас быстрыми темпами "потребляются" всякие преступления, разнообразные формы шизофрении, паранойи и всевозможных помешательств, в строгом соответствии с клиническим развитием болезни, поразившей наше неврастеническое общество потребления.
  

И доллар, и цвет доллара

   Киноиндустрия - важнейшая индустрия сознания, и политика сказывается в работе любого винтика её сложного механизма. Это учли монополисты США. Стремясь утвердить свои позиции в западноевропейском кино, они готовы подчас финансировать и подлинные произведения искусства. Их главная цель - установить финансовый и идеологический контроль над производством и прокатом фильмов разных стран, насаждению там кинематографа по американскому образцу, с его цинизмом, фальсифицированием социальных проблем, культом развлекательности.
   Киноискусство называют десятой музой. И судьбы этой музы на Западе почти полностью определяются корыстными интересами денежного мешка, реакционной пропагандой, узкими политическими интересами господствующего меньшинства. Ослабить, если не устранить, эти тиски могут лишь стойкость, принципиальность, гражданственность творческим работников, без которых любой продюссер беспомощен.
  

"Остановите печать!"

   В области широко разветвлённой и многообразной американской культуры видную роль играют газеты и журналы. Есть такие газеты и журналы, которые до крайности упрощают все мысли и события и, вместо того чтобы взывать к разуму людей, играют на их страхах и предрассудках. Публикуя пересказы литературных произведений, заменяя текст картинками, используя дешёвые сенсации, развлекая читателей, печатая комиксы, гороскопы, советы лицам, потерпевшим неудачу в любви, и т.п., они приучают читателя не думать, так как дают ему готовый заменитель того мысленного процесса, к которому он и так не очень склонен.
   В Америке газеты всё больше и больше начинают походить одна на другую... Они постепенно приобретают однообразный вид: их содержание, редакционные комментарии и даже формат становятся всё менее разнообразными.
   Газеты в Америке слишком часто поддаются нажиму со стороны рекламодателей, которые приносят газетам от половины до трёх четвертей всего дохода и к мнению которых газеты вынуждены почтительно прислушиваться.
   Журнальная беллетристика, как правило лёгкого жанра, рисует жизнь в розовом свете. Есть журналы, помещающие столько сексуальных подробностей и сплетен, сколько пропустит цензура. Другие, учитывая подсознательную страсть читателей к насилию, показывают на своих страницах столько ужасов, сколько им удаётся выискать...
   Публика действительно любит лёгкий самообман и благополучные концовки; люди распутны и проявляют интерес к насилию. Картинки всегда занимательны, а далёкая от жизни беллетристика - это дурман, против которого немногие могут устоять. Успех популярных журналов основан на умелом использовании слабостей человеческой натуры. Но так же, как и в области кино, подход здесь однобокий. Читателя привлекают не только отношения полов, насилие или жестокость и мир фантастики. Его в одинаковой степени интересует и серьёзный показ действительности, новых подход к решениям житейских проблем и занимательная, но не безжалостная выхолощенная и банальная литература. Есть, конечно, журналы, которые действительно откликаются на такие запросы читателя... Но тираж всех этих журналов составляет только тысячи экземпляров, тогда как тираж их конкурентов из числа дешёвых и дорогих популярных журналов выражается в миллионах экземпляров, причём доходы тех и других от реклам представляют ещё более разительный контраст.
   Чтобы не обанкротиться, редакторы журналов, как и издатели газет, должны быть твердолобыми бизнесменами. В их непосредственную задачу не входит любой ценой поднимать культурный уровень публики. Но всё же потеря потенциальной читательской аудитории и ставка на минимальные, а не максимальные запросы читателей ограничивают возможность не только умственного развития читающей публики, но и расширения рынка сбыта для самих журналов. С чисто экономической стороны потеря любых возможных потребителей наносит серьёзный ущерб производителю.
   Обсуждаемые в журнальных статьях вопросы, за редким исключением, рассматриваются поверхностно, а журнальная беллетристика так же похожа на реальную жизнь читателей, как и "мыльные оперы", передаваемые по радио, или большинство кинофильмов. Журналы оказываются далеко не столь солидными, как можно было бы предполагать, судя по их объёму, тиражу и занятым в них журналистским и писательским силам. В этом отношении они напоминают газеты.
   И всё же, каковы бы ни были цели и недостатки американских журналов, они выпускаются с таким блеском и изысканностью внешнего оформления, что с ними не могут идти в сравнение журналы никакой другой страны; во всём мире журналы Америки считаются одним из уникальных её достижений. Ярким примером блестящего внешнего оформления являются дорогие журналы с их веленевой бумагой и красочными обложками. За этой прекрасной внешней стороной скрывается довольно убогое содержание, поверхностно затрагивающее целый ряд вопросов, затерявшихся среди потоков навязчивых реклам.
  

"Телекратия"

   Становление и первые этапы развития другого средства массовой коммуникации - телевидения - проходила без вспышек "озарения". До тех пор пока большой бизнес не оценил возможностей и могущества телевидения, овладеть его "секретами" и возможностями стремилось немало способных и умных людей, рассматривавших его как новый вид искусства.
   Быть может, раньше других оценили истинную силу телевидения кинематографисты - никто больше не пострадал на первых порах от появления домашних голубых экранов, чем они.
   Процесс осознания, не говоря уже о реализации, всех возможностей таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, ещё продолжается.
   Из телевизора можно сделать самое усовершенствованное орудие глупости, безумия, пытки, отупения, огрубления. Телевизор может стать идеальным орудием воспитания пассивности, для которого заокеанские социологи изобрели термин "видиот", составленный из слов "видео" и "идиот".
   Для других обладающих большей верой, телевидение может стать великим орудием разрядки и развлечений, необыкновенным средством распространения культуры и освобождения человека, нежданной дороги к первоклассной информации, к шедеврам, к путешествиям, что оставалось ранее уделом избранных; может стать источником радостей, смягчить скуку дней старости, оживить досуг молодёжи, упрочить семейный круг, сблизить народы и т.д.
   Мы можем, перефразируя знаменитое изречение, сказать: "Скажи мне, какое у тебя телевидение, и я скажу тебе, кто ты такой".
   Культура завтрашнего дня будет менее книжной, чем вчерашняя. Со времени открытия книгопечатания мысль двигалась, используя как точку опоры знаки, символы, буквы. Отныне она опирается главным образом на образ...
   Власть над телевидением становится одной из важнейших политических проблем нашей эпохи. Возьмём, к примеру, телевизионные новости дня. Разве они не превращаются на наших глазах в единственный источник информации всё возрастающего числа граждан? Разве они не становятся своеобразной официальной устной газетой, единственной и обязательной? Обладая силой внушения, притягательной силой множеств доброкачественных передач, можно построить необычайную машину управления человеческими душами, какая никогда не снилась никакому доктору Фаусту.
   Телевидение становится ключом к власти. Поэтому вполне понятны бои, ведущиеся вокруг него...
  

Фокусирующий калейдоскоп"

   Кто финансирует программы? Реклама...
   Слово "реклама" будет часто встречаться в этой статье, ибо всё объясняется рекламой. Она всюду, всепоглощающая, всесокрушающая, вторгающаяся во всё.
   Телевидение - навозная куча на американской культуре, которая, всё увеличиваясь, собирает вокруг себя полчища всевозможных жучков.
   Убийства, насилия и бесчеловечное отношение друг к другу - основная тема многих передач. Если бы вдруг завтра утром был принят закон, запрещающий такие программы, большинству телевизионных студий пришлось бы сократить время передач до двух часов в день. По-видимому, организаторы этих программ считают, что садистские оргии собирают наибольшую аудиторию. А в промежутках между убийствами показывают коммерческую рекламу. Большинство телепередач не что иное, как подстрекательство к преступлению.
  

"Стратегия желания"

   Несмотря на маршевое шествие телевидения, не уменьшается коммуникативная роль радио. Последние научно-технические достижения, и прежде всего создание искусственных спутников, открыли перед радио неограниченные горизонты в масштабах всего земного шара. Недаром профессор США Поль Лайнбарджер констатировал: "В настоящее время радио остаётся самым массовым средством пропагандистского воздействия... В расчёте на душу населения радио, несомненно, наиболее дешёвое средство распространения информации среди миллионов людей".
   Область современной культуры, называемая радио и телевидением, настолько тесно связана с коммерцией и коммерческой рекламой, что они служат как бы дополнением и продолжением друг друга. На телеэкранах США почти не увидишь теперь документальных репортажей об обездоленных в стране материального раздолья, телевизионный театр вообще прекратил своё существование; всё больше ограничивают во времени передачи для детей - ведь такие программы есть "издержки производства", они не способствуют продаже сигарет, зубной пасты и мыла.
   Таким образом, реклама во многом определяет лицо буржуазной культуры, "делает" её политику. В широком смысле слова она предстаёт как самостоятельный механизм обработки общественного сознания. Уже в силу этого реклама является неотъемлемым и важным элементом культуры капиталистических стран. Более того, она в известных пределах служит олицетворением этой культуры, поскольку непосредственно участвует в создании того мира искусственных ценностей, изображению и прославлению которого посвящены подчинённые бизнесу литература, искусство, печать, телевидение, радио. Реклама - самый очищенный и законченный продукт гигантской индустрии внушения, призванной формировать сознание народных масс капиталистических стран.
   Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери оставил в своих записных книжках следующее тонкое наблюдение по этому поводу: "С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой. Индустрия, базирующаяся на прибыли, стремится создать - при помощи воспитания - не жевательную резинку для человеческого потребления, а людей для потребления жевательной резинки".
   Главное в американском радио - это реклама. Рекламу подают в прозе, читают в стихах, поют в сольном исполнении, реклама убеждает льстит, угрожает, предупреждает, наконец, приказывает...
   В основе американского радиовещания лежат следующие принципы: главная культурная миссия радио состоит в том, чтобы продать людям больше сыра, чем они могут съесть. Свобода слова - это свобода владельцев монополий стягивать до своего собственного уровня умственное развитие всех остальных людей.
   Крупные компании, расходующие на радио и телевидение миллионные средства, не допускают в передачах никакой критики большого бизнеса, неблагожелательно относятся к спорам и осуществляют определённый контроль над всеми радиоволнами страны...
   Рекламисты большие мастера своего дела. Основа же этого их дела - трюки: психологические, социологические, даже обычные семантические. Взбивая коктейль из маленьких очевидных истин и больших заретушированных неправд, они с одним и тем же рвением торгуют вещами и мыслями.
   В рекламном деле есть способные люди, которые согласились за соответствующую мзду продавать свою творческую энергию, талант и фантазию.
   Мы живём, трудимся, едим, одеваемся, развлекаемся в иллюзорной надежде, что мы действуем, подчинясь собственному разуму, характеру и капризам. Между тем тайная армия следит за каждым нашим шагом, контролирует нас, подслушивает, записывает и изучает всё, что мы говорим; в результате она знает о нас больше, чем мы сами. Эта армия осыпает нас снарядами с утра до вечера. Ничего не замечая, мы убеждены в собственной свободе и неприкосновенности. Какая иллюзия! При помощи невидимых нитей мастера "оккультного внушения" распоряжаются нами, как своими рабами, заставляют нас то шарахаться в одну сторону, то бросаться в другую.
   ...К вечеру я возвращаюсь в гостиницу с головой, несколько распухшей от всего услышанного... Включаю телевизор и усаживаюсь в кресло напротив. Слава богу, я, кажется, могу отдохнуть в полном покое, наедине с собой.
   Покой? Уединение? Внезапно до меня доходит абсурдность такого предположения. Бомбардировка не прекращается ни на мгновение. Со шпилей небоскрёбов, с вывесок магазинов и театров, из динамика и с экрана телевизора реклама ведёт по мне беглый сосредоточенный огонь, не жалея снарядов. Моя голова, оказывается, переполнена призывами и воззваниями самого разного рода: автомобили, мыло, аперитивы, швейные машины, кинокартины, авиалинии...
   Прямая реклама неизменно соседствует с косвенной. Особенно широкое распространение последняя получила в кинематографе. По многомиллионным контрактам с рекламными агентствами киностудии включают в сценарии художественных и телевизионных фильмов проходные реплики с упоминанием рекламируемого продукта, сорта вина или сигар, название ресторана или марки автомобиля.
   И торгашеское общество стремится сформировать в людях потребительское мировосприятие: представить вещи единственными стимулами жизни, мерилами престижа и всех человеческих качеств; подменить универсальность духовного богатства универсальностью универмага; ограничить людские помыслы поднятием материального стандарта жизни, который всегда должен превышать индивидуальные возможности большинства, а большинство должно свыкнуться с постоянной "жизнью в кредит", усиливающей его зависимость от меньшинства. И всё это для того, чтобы гонка приобретательства не оставляла душевных сил для удовлетворения каких-либо других запросов, чтобы она притупляла социальные и политические интересы народных масс. Реклама выступает в роли одного из средств, обеспечивающих девальвацию духовных и моральных ценностей, создание узкомещанских иллюзий о потребительской миссии человека.
   "Когда я маню их зубной пастой или автомашиной, эти бедняги начинают работать более усердно, ибо, если бы они не хотели иметь всех этих вещей, они не далеко ушли бы от пещерного человека" (Тодд Д. Большой обман - М., 1962. - С. 123).
   Капитализм организует культуру по своему образу и подобию, придавая ей преимущественно товарный характер, тормозя развитие подлинных духовных ценностей и подменяя их в своекорыстных целях дурманящими наркотиками, вульгарным культом потребительства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"