Видимо у меня действительно примитивные, непритязательные пристрастия в области классической музыки. Как затормозились на уровне 4 класса вечерней музыкальной школы, так там и остались. Времена года Вивальди, Чайковского и 40 симфонию Моцарта я могу слушать бесконечно. Правильно как-то заметил жжист Серега Спицын - ты любишь в классике одну попсу. А почему нет, если она в исполнении например такого замечательного скрипача, как Найджел Кеннеди.
У нас в музыкалке был совершенно замечательный препод по муз. литературе ПалПалыч Назаревский, польский еврей, глаза навыкате, три седых волосины он тщательно зачесывал с затылка и распределял на лбу. Внешность совершенно демоническая, такой весь порывистый и стремительный. Он развивал бешеную энергию, устраивая дополнительные воскресные встречи с живыми музыкантами или тематические просмотры муз. фильмов в к/т Пионер. Посещение их было необязательным, но хитрый его насмешливый взгляд всегда всех подмечал. Я просто цепенела перед его харизматичным поведением, тогда и слова-то такого не знала, но понимала - это человечище. Потому я, что твоя змея под дудочку мага и волшебника Палпалыча, смиренно ползла на каждое такое сборище. Я знала наизусть партии Сильвы, Марицы. Все арии из Евгения Онегина, все хоровые темы мы должны были уметь сыграть на фоно и знать их наизусть. А кто не мог - получал тройку. Он с таким презрением выставлял эти тройки, что у меня на всю жизнь осталось это брезгливое отношение к оценке "удовлетворительно". Двойки он никогда не ставил, считал, что ученики на его уроках не могут вообще быть на этом уровне, он учил гениев.
Когда я слушала вчера Summer-Adagio Вивальди/Н. Кеннеди, то вдруг отчетливо поняла, что слушаю не так, как нас учил ПалПалыч - образами, чтобы обязательно представлять. "Вы видите, Попова, как в этом стоящем от жары воздухе, медленно кружит шмель над полевым цветком. И вдруг, вдали - раскаты грома! Небо чернеет на горизонте, вы видите это? А раскаты кстати - ударные, струнные или духовые? Конечно, даже Вася Пупкин поймет что только струнные, и в этом Вы меня не удивили. А если бы вы мне назвали количество и разновидность этих струнных? Ну ладно, достаточно, садитесь, заикаться не надо. Заикаться тут позволено только мне." Он и правда когда волновался сильно, а волновался он часто, начинал запинаться.
Так вот, уважаемый ПалПалыч, ваша наука мною давно и безнадежно забыта. Я перестала видеть реальные образы в музыке. Прекрасные звуки мне нужны как топливо моей душе, как самое важное для моих внутренностей. Что делают скрипичные со мной? Неописуемые, чудесные вещи они творят, но ничего конкретного мною уже давно не представляется. Душа тянется и получает музыку, как младенец молоко от матери. Иначе просто загнется. И - никаких образов. Просто обязательное детское питание. Но Вас я никогда не забуду, равно как и основные темы ленинградской симфонии Шостаковича, которые Вы заставляли нас заучивать.
Ничто не было зря.