Крав Эли: другие произведения.

Лекция: "Введение в человековедение"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.51*21  Ваша оценка:


Лекция: Введение в человековедение.

  
  
  -- Ой, смотри! Смотри как интересно! - Сиус толкал Даиса, обращая его внимание. - Они такие прикольные! Просто жить не могут без этих своих тележек. Ненадолго из них выходят - и назад!
  -- А тележки-то у них какие примитивные! - Даис был увлечен не меньше соученика, - Ездят только по ленточкам вдоль каких-то полос и выехать за них не могут! И никакой самостоятельности: если одна едет медленнее, то и все остальные замедляются! Они даже останавливаются в одних и тех же местах! Бедные эти существа, бедные! Не могут спокойно выйти из тележек, чтобы поговорить друг с другом. Это, наверное, ужасно - попасть в рабство к каким-то механизмам!
  -- Не так все плохо! - успокаивал его Сиус, - Гляди, вон две тележки встретились и остановились. Теперь эти существа могут общаться. Ты видишь, как они размахивают руками? Наверное, очень рады встрече!
  -- Учитель! - предупредил кто-то сзади и ученики отскочили от планескопа.
  
   Старый Маас степенно вошел в аудиторию, подождал пока стихнет шум и поприветствовав учеников, улыбнулся:
  -- Вижу я, вы уже ознакомились с предметом нашей лекции, - сказал он, поправляя прибор наблюдения за мирами.
  -- Сегодня, - продолжал учитель, - я хочу рассказать вам об этих существах. Они называют себя людьми (в единственном числе - человек) или, весьма самоуверенно, Homo Sapiens - человек разумный. Их цивилизация довольно примитивна, несмотря на то, что они уже начали выходить в космос - искать братьев по разуму, как они сами говорят. На деле, они пытаются найти существ, подобных им самим. Вы уже видели их и понимаете, что вряд ли найдутся во Вселенной существа хоть немного на них похожие. Они настолько зациклились на своей форме жизни, что упорно не желают замечать другие цивилизации, живущие с ними на одной планете.
  
   Кроме всего прочего, люди чрезвычайно агрессивны - все, чего они не могут понять и объяснить, объявляется вредным и уничтожается. Именно поэтому они до сих пор не приглашены в содружество цивилизаций даже наблюдателями.
  
   Напрашивается вполне естественный вопрос: почему мы их все-таки изучаем? Чем же они нам интересны?
  
   Люди, как вид, интересны тем, что причины их развития и прогресса достаточно оригинальны, хотя и до смешного прозаичны.
   С рассказа о человечестве я хотел бы начать цикл лекций под общим названием Рычаги эволюции.
  
  -- Как вы думаете, каковы могут быть движущие силы прогресса? - обратился учитель к классу.
   В аудитории внезапно стало так тихо, будто выключили звук.
  -- Э-э-э... - протянул зубрила, сидящий напротив Мааса, - может, желание выжить?
  -- Инстинкт самосохранения? - поправил его учитель, - Нет, инстинкты не ведут к развитию, они есть и у животных.
  -- А может, - предположил Даис, - стремление к свободе?
  -- Возможно, - согласился Маас, - есть такие цивилизации, для которых оно стало катализатором прогресса. Но в нашем случае были иные причины. Есть еще версии?
   Тут предположения посыпались как зерно из порванного мешка, но все они разбивались о скалу знания и эрудиции учителя:
  -- Сексуальное влечение?
  -- Инстинкт размножения! - парирует Маас.
  -- Жажда власти?
  -- Вожаки в стаях...
   ......
  
   Очень скоро варианты иссякли. Старый Маас внимательно оглядывал аудиторию, будто бы ожидая новых предположений, хоть было понятно, что новых идей уже не будет. Хороший учитель должен быть немного актером - он держал паузу.
  
  -- Итак, - продолжил лекцию Маас, - первым фактором, первой движущей силой их прогресса стала обыкновенная человеческая ЛЕНЬ!
   Справедливо считается, что развитие началось не тогда, когда первобытный человек впервые взял в руки камень или палку - животные тоже используют подручные средства - а тогда, когда люди начали изменять форму этих предметов, создавать инструменты.
   Вполне естественно, что первым таким инструментом стало оружие, изобретенное потому, что человеку было лень охотиться с голыми руками. Оно, во-первых, позволяло добывать пищу, затрачивая меньше усилий, во-вторых, давало возможность справиться с более крупными животными, а значит отпадала необходимость добывать еду каждый день. Это, в свою очередь, повлекло за собой поиски способов консервирования продуктов, начало обмена и прочее, то есть дало настоящий толчок развитию и прогрессу.
  
   И в наше время человек постоянно придумывает себе новые инструменты, разрабатывает различные технические устройства и приборы, облегчающие ему жизнь.
   Таким образом, прогресс высвобождает для человека время, в которое тот может заниматься чем-нибудь другим. Чем же?
  
   Вернемся к первобытному человеку.
   Вот он смастерил копье и убил им большое животное - такое, что за один день не съешь. Значит, несколько дней он может не ходить на охоту. Что он делает в свободное время? Он скучает!
  
   Это и есть вторая движущая сила их прогресса - СКУКА.
   Скучая, первобытный человек начал разрисовывать стены своей пещеры - позже это развилось в искусства.
   Скучая, он наблюдал за растениями и приручал животных - с этого начиналось сельское хозяйство.
   Скучая же, человек делал себе новый каменный топор, которым можно было убить животное еще крупнее, или дать по голове вернувшемуся с добычей соседу - так возникли войны.
  
   До сих пор человек от скуки ищет себе все новые и новые занятия, а найдя их, придумывает новую технику, на которую можно переложить всю работу - и снова скучает.
  
   Но это не замкнутый круг, а, скорее, спираль, которая ведет их по пути развития, хоть до сих пор и не ясно его направление.
  
   Как вы понимаете, занятия, которые от скуки находит себе человек, далеко не всегда конструктивны, а порой просто ведут к регрессу. Достаточно велика группа людей, от скуки занимающихся самоуничтожением. Они принимают различные слабые и медленнодействующие яды, нарушающие те или иные функции организма, и получают от этого удовольствие. Большинство из этих ядов вызывают привыкание и человек уже не может остановить это медленное самоубийство.
   Но об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
  
  -- Наш урок подошел к концу. Прошу подготовиться к практическому занятию и принять вот такую форму, - старый учитель повесил на стену рисунок и вышел из класса.
  

***

  
   Семен сидел в пустой кухне за ободранным столом, накрытым газетой, и пил горькую. Повода выпить он уже давно не искал, достаточно было жалости к самому себе, старому и одинокому. К тому же, старая обида постоянно напоминала о себе. Нет, он не обижался на родителей, только на судьбу. Еще бы: уже за шестьдесят перевалил, а отчества так и не заработал. Все его друзья лет с тридцати уважительно величались Михалычами, Сергеичами и Петровичами, а он все Семен, да Семен. Вроде бы и не бомж какой-нибудь, а бывший зам. главного инженера большого оборонного предприятия. Увы, так сложилась судьба - не принято как-то Ильичем кликать и все тут!
   Хорошо, хоть пенсия у него приличная - такая, что позволяет каждый день надираться. Началось это со смерти жены. Но и ее он, почитай, уже полтора года как схоронил, а остановиться уже не может - каждый день напивается ну просто до чертиков. Раньше это выражение: напиться до чертиков, - страшно веселило Семена. Сейчас же он абсолютно точно знал, что оно означает.
  
   Вот они, зелененькие, скачут по столу, табуретке и по самому Семену. Чертики гоняли по столу пустую бутылку, играли в футбол кусочками хлеба, забирались к нему в карманы и за пазуху, пытались оторвать пуговицы и путались в давно не чесаных волосах. К этим хулиганствам Семен уже привык и не обращал на них внимания. И только один из них сидел тихонечко на вилке с нанизанным на нее куском огурца и как будто со стороны смотрел на все это безобразие. И выглядел этот чертик несколько иначе, старше других, что ли? Встрече с ним Семен был несказанно рад. С ним всегда было интересно поговорить, хотя порой тот начинал нести нелепицу про иные миры и цивилизации.
   Может и напивался Семен каждый день для того, чтобы поговорить со старым и мудрым чертиком Маасом - на трезвую голову он, к сожалению, не являлся.

Оценка: 6.51*21  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Боталова "Императорская академия. Пробуждение хаоса"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Т.Сергей "Эра подземелий 4"(Уся (Wuxia)) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"