Елисеев Игорь Николаевич : другие произведения.

Император Святослав (Советник1)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст исправлен и добавлен 17 и 21.03

  Император Святослав (Советник 1 )
  Пролог
  Опять наш современник в прошлом. Правда, не супермен. Человек самый, самый обычный. Сюжет построен на основании фактов известных и не очень. Причем ГГ не выступает "прогрессором", не является трудоголиком, подменяя собой всех и вся. Не меняет характер царей, вселяясь в них. Не изобретает порох. Он просто пытается понять "Кто мы? Откуда?", и самое главное: Куда и как нам современным идти?
  Глава 1
  Витязь махнул рукой и сказал и набрал на компе "Поехали". У него потемнело в глазах и он упал. Сразу вскочил........
  Он находился в облаке пыли. Ревел скот, его толкали какие-то люди и животные. Бегущая толпа подхватила его и занесла в ворота. Люди продолжали бежать по кривым улицам. Витязь свернул в переулок и отдышался. Надо сориентироваться во времени и пространстве. Город окружен деревянными стенами высотой метров семь - десять, толщина стен судя по воротам метров около пяти. Дома все в основном мазанки и деревянные избы. Во дворах скот ревет. Жара, наверное, июль - начало августа. Размышление прервали пяток войнов грамотно окруживших Витязя.
  - Ты кто? - спросил вроде бы старший, мужик где-то под метр шестьдесят, широкоплечий налысо бритый с чудным пучком волос.
  - Посланник - ответил правду Витязь
  - Чей?
  А правда чей посланник? - подумал Витязь, Посланник из будущего, не поверят, немцев здесь спровадили каких нибудь американцев еще нет, из каких нибудь дальних славян из тех у кого уже государство есть, но далеко. Пусть будет...
  - Хорватов - произнес Витязь
  - Посланник к княгине?
  - Да
  - Один?
  - Да
  - Пошли
  Княгиня, скорее всего Ольга, Князь отсутствует.
  Пройдя какими-то дворами прошли к воротам, поднялись на холмик на котором стоял двухэтажный дом. Старший пошел с докладом, а Витязь под конвоем остался стоять у высокого крыльца. В голове было пусто. Ну здесь я и, что теперь говорить, чтоб поверили, а то примут за шпиона и на кол.
  Поднимайся, крикнул старший.
  Витязь вошел в палаты - комнату метров в сорок квадратных. Там сидело несколько человек в центре на кресле сидела женщина с бледноватым лицом. В углу Витязь заметил лампадку с иконами. Решение пришло мгновенно. Витязь перекрестился на образа, потом приблизился к группе с княгиней, поклонился и произнес. Я посланник из времени в котором Вас княгиня Ольга в крещении Елена и Вашего внука Владимира называют святыми равноапостольными и Русь самое большое государство на земле.. А в подтверждения моих слов можешь любую мою вещь вот хотя бы куртку рассмотреть. Так сшить не смогут не у греков не у франков не у немцев. Витязь снял свою куртку и положил к ногам Ольги. Слуги подняли диковинную одежды подергали потерли нехотя поднесли княгине. В это время открылась дверка и вошла женщина в ярком халате. Женщина лет пятидесяти. Все склонились в поклоне. Витязь поклонился следом за ними..
  -Значит посланник, христианин, покажи крест.
  Витязь вытащил крестик, он был не очень большой.
  Дай сюда. Витязь расстегнул цепь. Цепь, как и крест была золотой и достаточно толстой, конечно не как у новых русских, но все равно достаточно прочная. Витязь застегнул цепь чтобы не соскочил крестик и передал слугам. Ольга с интересом посмотрела на тонкую работу попыталась открыть замочек и придя к какому- то выводу произнесла:
  - Посланник и зачем послан
  - Предупредить
  О чем, о печенегах? Народ заулыбался, послышались смешки.
  "Так. вот и со временем прояснилось". - Витязь почувствовал себя поспокойней.
  - Значит князь в Болгарии, а вас обложили печенеги и вы шлете или собираетесь слать гонцов к Святославу со словами: "ты князь ищешь земли чужой, а на твою землю напали враги" и всех ваших гонцов перехватят печенеги. Все, в том числе и Ольга смотрели на Витязя с ужасом. Ну а что будет дальше, я расскажу княгине наедине. Все взоры обратились на Ольгу.
  Как звать тебя посланник. Зовите Витязем. Хорошо посланник Витязь пройдем в горницу с нами Вепрь, Марва и Ярослав, Владимир и Фрол. Ольга кивнула старшему стражу. В горнице расположились так, чтобы между Витязем и Ольгой было несколько мужчин и сзади сторожил движение Витязя охранник.
  - Ну говори.
  - Гонцов будут перехватывать, пока один паренек, переодетый как печенег, спустится с уздечкой и будет ходить с места на место, как будто коня потерял. Он будет спрашивать по-печенежски не видели ли коня. Над ним будут смеяться войны. Так он дойдет до берега и броситься в воду и уплывет к нашим. Князя он не встретит но приведет небольшой отряд, который кочевники примут за передовой отряд Святослава. Кочевники испугаются заключат перемирие и пропустят отряд к вам. А следом придет князь и отгонит печенегов.
  После этого Витязь замолчал, но не дождавшись слов от княгини, наверное находящейся в шоке, предложил: "Давайте Вы меня покормите и запрете где-нибудь до тех пор пока придет князь".
  - Хорошо пусть так и будет - решила Ольга, - Отведите его в амбар и сторожите до тех пор, пока его сказка не сбудется.
  - А покормить?
  - Само собой кормите его хорошо.
  ***
  Евнух Василий - теневой правитель Византии анализировал, что же сейчас получалось. Святослава удалось выманить из Болгарии и его мечи не смогут быть опорой Никифору. Сколько ему пришлось попортить крови, убеждая болгарского царя Петра, объединиться против язычников. Пришлось пообещать породниться с императорской четой и со временем рассчитывать, что его внук станет императором. Но обещать не значит жениться. Хотя Петр поверил заверениям договора о взаимной поддержки и изгнал гарнизоны руссичей. Это все плюсы. Минус - что пришли Угры (венгры) и не дают развить наступление в Болгарию. Приходится войска держать в гарнизонах.
  Потом Никифор поломал всю игру с малолетней принцессой. Надо женить на ней сына Оттона. И постепенно два Рима воссоединяться. Но Никифор Фока солдафон и на хитрость не способен. Придется его снимать. Пора давать сигнал Иоанну Цимисхию. Попробуем женить его на Феофано, этой трактирщице или в крайнем случае на дочери Константина.
  ***
  Царь Борис конечно понимал, что поступает бесчестно. Он дал слово Святославу. И этот молодой парень ему поверил. А он. Свою честь пожертвовал ради интересов страны. Запад Болгарии живет своей жизнью. Сербия когда то была частью Болгарии, а сейчас становится все сильнее и сильнее. А тут есть момент собрать силы и объединить страну с помощью войск Византии. Кроме того, куда ему деваться, если пригрозили, что дети помрут. Борис и Роман давно "гостят" в Константинополе.
  ***
  Святослав, получив от ромеев известие об осаде Киева, скрытно снялся и одвуконь рванул на выручку Киеву. Он оставил своих пешцев на ладьях в Переяславце, чтобы у царьградцев не возникло ненужных искушений. Святослав понимал, что действительно не просчитал ситуацию с печенегами. Кипчаке, которых ромеи называли русским словом "beschennie" (бешенные) использовались всегда, когда надо было нанести удар исподтишка. Так они напали на угров семь десятков лет назад. Так и сейчас пришли к Киеву пользуясь отсутствием войска.
  Глава 2
  
  И пошли дни осады. Витязь проклинал свой язык за то, что сам предложил себя запереть. Хорошо он вовремя вспомнил, что осада будет достаточно долгой и продуктов станет мало и люди заропщут на Ольгу. Поэтому несмотря на непривычность пищи он старался все съедать и то, что может храниться откладывать на черный день.
  Витязь шатался из угла в угол. Вспомнилось как все это произошло.
  Жизнь проходила, как будто походя, без бед. Вторая молодость, как там говориться: "седина в бороду - бес в ребро". Дети выросли на работе все рутинно. И вот Витязь открыл для себя аську. Именно там он и взял себе это прозвище - ник "Витязь". Витязь потому, что относил себя по характеру к этим древнерусским рыцарям, считал себя человеком чести и определенным бессребреником. Немного флирта в аське быстро надоели и Витязь решил, используя свой опыт и знания давать бесплатные советы по аське. В основном советы Витязя сводились к тому, чтобы не судили о людях по себе.
  И как то раз в аську постучался новый собеседник "Волхв". Он соглашался с изречением о том, что Россия страна с непредсказуемой историей.
  Вот посмотри- писал в аське Волхв- в России историк как поэт как и хороший литератор является пророком по Пушкину. "Глаголом жечь сердца людей". Как Ленин говорил "литература партийна". Каждый писатель выражает в своем произведении интересы своего класса, или своей группы, или себя любимого. Тем более партийна история. Во время информационных войн это становится особенно понятно. История оказывается страшным оружием.
  Как там у Высоцкого -перебивал его Витязь- заминирована История.
  И кто же нам поставил эти мины?
  Ну первые мины ставили еще княжеские советники.
  Но самые страшные и разрушительные были поставлены в бабьем XVIII веке. Пришли целые огромные группы элиты, иностранцы у престола, которым потребовалось подтвердить свою легитимность. Вот здесь и потребовались минеры. Минеры которые не понимали языка культуры, но имели идею и цель. Выходцы из мелких немецких княжеств и маленького остатка священной империи германцев мечтающие о втором рейхе заказали и написали историю славян. Так как на первых книгах по Истории России было написано "Одобрено Императрицей Екатериной Великой", то и мина оказалась неизвлекаема. Павел хоть и ненавидел мать - отцеубийцу, но понимал что идея о том, что русские - второй сорт и, что издревле не могут сами собой управлять - прекрасная идея. Вспомни современные идеологические войны, где народу навязывают манеру поведения и выращивают людей зомби. Если человека убедить в том, что его отец дед прадед были пьяницами и бездельниками то и сам человек поддержит традицию. Ну а потомок героев, скорее всего, не захочет предать память предков. Так Шлехер - основоположник российской историографии, по словам Погодина не любил Александра Македонского. Ну и что, для остальных мировых историков он не авторитет. И его мнение о Македонском никого не интересует. А если он не любил Святослава и первым обозвал его шатающимся без толку варягом то его точка зрения главенствовала в истории почти триста лет.
  Не увидеть толку в действиях человека разбившего врагов столетия паразитивавших на Руси - это надо суметь.
  Закономерно прозвучал вопрос Волхва:
  -"Если ты такой умный, то ...".
  - С деньгами все нормально - ответил Витязь - я исповедаю принцип: "количество доходов равно количеству расходов". Вырастут доходы, автоматически вырастут расходы и наоборот, в случае реальной нужды - появятся новые доходы. Кстати есть ведь продолжение у этого вопроса, заданного Диогену. У него спросили он вылез из бочки и на спор за месяц разбогател.
  - Нет, я имел ввиду если такой умный, то почему не используешь свой ум на благо других. Почему стране плохо, а ты не чешешься.
  - политика грязное дело и не хочется грязниться - ответил Витязь.
  - Зря ты думаешь, что если ты не занимаешься политикой, то и политика не занимается тобой.
  - А что тут можно сделать. Пока вверх прорвешься, обрастешь обязательствами, как собака блохами и эти блохи тебя зажрут.
  - Ясно диагноз ясен - можешь, но не хочешь.
  Витязь обиделся и замолчал.
  - Прости, - обратился через некоторое время волхв, - Просто я хотел тебе предложить попробовать себя в качестве преобразователя.
  -Не понял;
  -В истории есть события, которые не вытекают из предыдущего ее хода. Ну например смерть Святослава вблизи Киева от замиренных практически союзных печенегов менее вытекает из логики чем его смерть в битве под Доростолом, или от яда после него, если византийцы его боялись. То есть, вероятность гибели Святослава тогда была маловероятна, И чтобы было с миром осуществи Святослав свои планы.
  - Какие?
  - Кто знает. В истории есть такие точки напряжения, когда вес муравья перевесит рычаг. Как помнишь в детском мультике: лося завалило и волки бегут за добычей, а ежик палку подложил и давай на неё давить. Весу не хватает. Набежали зверушки: заяц, белки, лягушки рычаг подается, но чуть- чуть не хватает. И тут мурашка с дерева прыгнул и спас лося. Вот так и отправим тебя мурашкой к Святославу. У меня не просто так ник Волхв. Изучал древние возможности и попробую тебя туда заслать.
  - А я смогу?
  - Делай, что можешь и пусть будет, что будет - говорил Император - философ. А если, что с тобой случиться, ну убьют тебя там, или пройдет такая точка напряжения, обратно в свой кабинет вернешься максимум минут через пять - десять. Но если я там что -то изменю. Ну ты же знаешь что у нас страна с непредсказуемой историей. И ничего в истории не изменится, так как мы знаем не историю, а ее фантастическую версию. Карамзина современники считали литератором на подобии Вальтера Скота, а не историком и сумлевались в правдоподобности его произведений. "История Государства Российского" - это обычное произведение альтернативщика. И что с таким же успехом можно считать историческим произведением "Историю города Глупова".
   Вот и попробуй его спасти, я думаю пару лет он с твоей помощью проживет, а там наверное все опять вернется на круги своя. Не там так в другом месте надорвется. Только ты как в элементе с "бабочкой Бредбери" постарайся никого не убивать сам. Ты просто советник.
  - А какая разница, если убьют по моему совету?
  - Совет можно услышать или пропустить мимо ушей.
  Волхв продолжил:
   - Так вот завтра прихвати с собой какую-нибудь джинсовую одежду или в кожаной куртке приходи и вообще оденься как в поход, в котором возможно на улице заночуешь, ну и такую которую можешь оставить.
  - Не понял причем тут джинсы.
  - Приходи поймешь
  - Мы встретимся ?
  - Зачем. Нам встречаться не надо, но прошу, тебя сделай так, все равно ничего не теряешь.
  Витязь вспомнил о просьбе утром, но решил выполнить. Возьму, от меня не убудет. К обеду он уже смеялся над собой и обзывал себя по-всякому. Наконец в аське высветилось "Пора переодеваться".
  - Зачем?
  - Одень
  Витязь закрыл дверь кабинета на ключ, переоделся в пятнистую форму и подошел к компу, и набрал "Ну".
  - Теперь сделай то, что сделал Гагарин.
  - Чаво?
  - Как там в песне "Он сказал...."
  А, с языком как?
  Нет проблем у тебя уже мозги на него настроились. Ну давай "Гагарин".
  Чувствую себя совсем идиотом, Витязь произнес: "Поехали"
  -А рукой?
  Ты что видишь меня?
  - Чувствую, ну давай, и - поторопил Волхв.
  - ОК
  Вот так и оказался он в пылевом облаке и переживал только об одном, что не взял с собой комп с технологиями. А так он был больше из книжных людей и мог чего-нибудь сообразить, найти выход, но придумать технологию стали или пороха - это не к нему. И вообще из всех уроков физики, он помнил только третий закон ньютона, как телега тащит лошадь, а по химии знал, что если что-то смешать, то может получиться смесь, а может не получиться. Может бабахнуть, загореться а может не бабахнуть. Зато понять проблему и найти неожиданный выход это к нему. Наверное поэтому он и "поехал", на свою голову.
  Правда дальше здорово все получилось, сразу попал к Ольге.
  Через три дня дверь темницы открылась и Витязю позволено было погулять по городу. Ворота были закрыты. Рядом с Витязем постоянно держался Фрол. Он с интересом слушал Витязя. И в основном интересовался различными достижениями в бою. Витязь ему рассказывал о том, что помнил из организации строя у римлян у македонцев. Фрол с интересом выслушал, но сразу понял, что для этого требовалось другое оружие. Из техники Витязь тоже ничего не мог предложить. Когда обсуждали как подавать сигналы в битве то Фрол очень заинтересовал упомянутый витязем воздушный змей. И он, будучи человеком легким на подъем сразу загорелся идеей построить такой же и толком недослушав убежал, попросив Витязя обождать. Витязь ошарашено смотрел вслед бросившему его конвоира. И не сразу обратил внимание на деликатное покашливание. Это стоял уже виденный Витязем у Ольги купец Завид.
  - Зря ты водишься с пустым человеком. Фрол пришел из похода весь израненный, но добычу принес знатную. А сейчас дома у него посмотри. Пустота. А почему. Все прогулял и девицам раздарил. Девиц много, а есть нечего вот такие как он и толкают князя на вечные походы.
  Я, конечно понимаю, - продолжил Завид,- что у Фрола есть нечего и хочется мечом помахать. Но мы-то тут причем. Торговли у нас ни какой. На юге пороги и печенеги будь они не ладны. Правда если доберешься до Царьграда то там неплохо можно продаться. Хотя там говорят в разы дешевле чем в Генуе или Венеции. На востоке опять волоки. А там если жив переберешься то увидешь как разорили Булгарию и Хазарию. И сейчас там всех грабят гузы. И местных и наших. А на севере новгородцы.
   Но ведь они наши
  Какие наши
  Ну славяне - русичи
  Славяне то славяне, но чужие и язык у них другой. И они очень замкнуты. Только своих пускают. А в торговле каждый за себя. Новгородцы могут и себе в убыток продать, чтобы конкурента перебить.
  Чувствовалось, что Завид соответствовал своему имени завидовал новгородцам и сам бы с удовольствием переехал туда, но кто же его возьмет.
  Дальше стало понятно, зачем он затеял разговор. Купца интересовало когда кончится осада. Витязя рассматривали как гадателя знающего будущее. Тут Витязю даже не надо было ни чего придумывать, он точно этого не знал даже и приблизительно не мог сказать месяц, два или три.
  Но он решил сам посмотреть на Завида, как на источник информации.
  - А как новгородцы между собой договариваются?
  - Да по обычному. Несколько самых богатых, что решат то и выкрикнут на вече. Если где на торговых путях враг появится и будет мешать торговле, то туда и войско отправят. А у нас куда князю вдумается туда и пойдут.
  Неизвестно до чего Завид бы договорился, но тут вернулся Фрол с каким то мужиком.
  Знакомитесь это Аким.
  Завид только отвернул нос, как будто не заметил. Витязь поздоровался, мужик поклонился. Ну пошли к нему в мастерскую - Фрол как на шарнирах не мог утерпеть.
  Попытка по дороге объяснить, что такое воздушный змей провалилась. Аким ни чего не понял. Пришлось Витязю вспомнить детство и смастерить из найденных в мастерской реек тряпок и ниток воздушного змея. Когда змей поднялся вверх на торговой площади, набралось много зевак. Как будто и не было осады. Фрол был в восторге как маленький мальчик.
  - Да жаль, что печенегов им не напугаешь.
  - Сейчас есть мысль, подожди дай созреть - проговорил Аким. Голос у него был басовитый. И говорил он степенно как человек, уважающий себя.
  -Только пока ты думать будешь,- рассуждал Фрол, - кипчаки на приступ пойдут. А людей не много. Там где на стене меньше там они и налетают. Вот иногда и горожан приходится запускать на стены.
  - Для массовости , - сказал Витязь.
  - Не знаю для чего у вас. А у нас именно горожане и ловят случайные стрелы. Воин он или отвернется вовремя или щитом закроется, а горожанин он как баран. Любая стрела его.
  -А зачем людей, когда можно чучело.
   -Его же сразу узнают.
  - Ну если разрисовать и в доспехи одеть то не узнают.
  -Но ведь стрелой его собьют.
  - Ну это как поставить. Можно укрепить что и не одну стрелу выдержит - вступил в разговор Аким.
  -Ну а как несколько стрел врежется сразу поймут что чучело.
  -А зачем врезаться мы тонким железом обернем, а сверху нарисуем краской как будто тело. Пусть стреляют. Пойду людей соберу, чучел наделать, а заодно пока над змеем покумекаем.
  Аким убежал. Фрол подергался, подергался и побежал за ним все - таки живое дело.
  Завид же остался и спрашивал, что в будущем в цене и интересовался будущими торговыми маршрутами. Витязь решил поосторожничать. Сказал, что плохо помнит где и что покупают и продают. Завид все понял по- своему.
  - Правильно. Любые сведенья стоят денег. Я тебе мил человек потом как выгода будет дам отдарок. А пока я тебе расскажу про жизнь нашу тяжкую. А ты может, что подскажешь.
  Со слов Завида киевским купцам было очень тяжело: Они бедные и впрямь голодали. Как раз к концу рассказа появились Флор и Аким. Подмастерья тащили, что- то завязанное в сверток.
  Эту были два чучела, сделанные из обычных мешков и палок. Одетые в старые доспехи и золоченые блестящие шлемы. Под доспехами были закреплены куски железа. Лица были забелены. Чучела закрепили на палке в колоде и залили смолой. Потихоньку их подсунули на стену. Золоченные шлемы вызвали огромный интерес у печенегов. Сразу несколько групп печенегов бросились к этой стене. В воздухе засвистели тучи стрел. Они бились в чучела. Чучела как будто усмехаясь слегка отклонялись и стояли. Несколько войнов, вместе с Фролом из укрытий начали отстреливать озадаченных печенежских стрелков. Дуэль продолжалась пока не стемнело. Счет восемнадцать - ноль - проговорил про себя Витязь.
  Да хорошая наша придумка расхвастался Фрол. Надо будет завтра их перетащить на другую стену и может по одному поставить, а сюда обычных чучел.
  Когда уже уходили Фрол спросил:
  - Что от тебя Завид хочет.
  -Да все пытает, какие товары в будущем в цене.
  - Ясно ну и ты как?
  - Пока держусь.
  - Сейчас помогу. - И громко продолжил:
  - Значит говоришь хвосты помогают.
  Ага - Подтвердил витязь, плохо понимая, какие хвосты и от чего помогают.
  Завид пристроился за Фролом. Решил, что у этого простака секрет будущего успеха можно будет получить задаром. О чем-то они пошептались. Неделю его Витязь не видел.
  Витязя позвали к княгине, когда в город пришли предсказанные им войска воеводы.
  - Ну посланник. когда ждать сына?
  - Я не гадалка, а о событиях я рассказал, потому что в истории об них написали. Скоро придет Святослав. Все будет хорошо.
  Наконец Ольга решилась на разговор. Она знала о тех придумках Витязя которые вредили печенегам. Сложив все она поверила Витязю, что он посланник из будущего и решила наговориться за то время пока придет Святослав.
  - А что про сына моего в будущем известно?
  - Что он ходил сначала по славянским территориям типа вятичей. Потом разбил булгар. Хазар, затем ясов и касогов на Кавказе. Потом он отправился брать Болгарию. Там повоевал немного. Хотел перенести столицу в Болгарию в Переяславец. Вернулся когда напали печенеги.
  - Ну. а дальше?
  - Можно я ему сам скажу.
  - Значит, что то не так пошло как мы рассчитывали,- выдохнула Ольга.- Понимаешь Витязь у каждого народа как и каждого человека на земле есть своя миссия.
  -Знают ли у вас, почему нас называют руссичи или почему самый крупный народ в этой части света называется славяне.
  - Ну со славянами проще- начал Витязь - в отличии от немых не понимающих язык, немцев славяне - это понимающие слово.
   Неправильно, тогда бы били "словяне", а так наше название произошло от славы и имен у нас в разных народах много на "слав" как и моего сына - Святослав. Вот народы называющими себя славными и обозвались славянами. Это частое явление многие народы называют себя людьми, единственными людьми, настоящими людьми, так и мы все славные люди .
  А русичи или как их называли раньше "рысичи" это дети бога Ярилы, который в рысь превращался.
  Вот в древних летописях писалось
  "Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились." .
  Как разве у вас есть письменность?
  А на каком же языке писали договора с Царьградом Олег, Игорь и мой сын Святослав? Неужели только на греческом. Неужели победители не написали договор на своем языке?
  -Такой вопрос не приходил на ум Витязю. Странно, что он не приходил в голову всем многочисленным историкам. Наверное было табу. И вообще мы один из народов не помнящих родства.
   Ольга достала свитки с какими то закорючками
  - Вот наша древняя письменность на ней пишут славяне многие столетия.
  - А я думал, что письменность славянам принесли Кирилл и Мефодий.
  - Видела я их письмена, читала на них Библию. Их письмо более совершенно по сравнению с древним, потому что, буквенное. Каждому звуку соответствует буква как в греческом и латинском. А у древних русичей одному знаку соответствовал целый слог.
  Витязь для себя написал алфавит. Причем записи были как с рисунками, так и более схематичные линейные. Вот что у него получилось. Первые семь из 56 знаков были очень красноречивы: нарисованная рыбка читалась как "РЫ", человечек - "ЧЕ", копье - "КО", голова кабана - "ВЕ" (вепрь), голова лося - "СО" - сохатый.
  Долго Ольга рассказывала, как проходило становление Великого народа от Дуная до Урала. - А можно я все это нарисую на карте?
  - На чем?
  - Ну возьму бумагу, пергамент и изображу как двигались и расселялись славяне.
  Ольга приказала принести большие пергаменты и письменные принадлежности, привезенные ей из Царьграда и Витязь приступил к черчению. В детстве он увлекался гуманитарными предметами и география так же как история относились к его любимым наукам. Неплохо рисовал. Постепенно на пергаментах начали проявляться контуры Балкан, Турции, Черного моря. Витязь показал ей движение славян - рысичей как их называла Ольга от Пловдива до Поволжья.
  Ольга заинтересовалась и попросила дорисовать дальше. Витязь дорисовал Средиземное море показал Аравийский полуостров, Месопотамию, север Африки. Изобразил Европу. Ольга с интересом рассматривала, где находится Венеция, Генуя, Рим, где живут франки, германцы, поляки и другие славянские народы. Постепенно Витязь изобразил весь мир. Ольга и ее внуки с интересом слушала про народы живущие в Африке и Америке, Монголии, Китае и Японии.
  - А скифы которые били греков, Александра Македонского, персов тоже славяне? - Витязь вспомнил слова Блока "Да скифы мы, с жадными раскосыми глазами"
  Нет скифы предки угров и родственных им народов. Они здорово потеснили славян.
  Ну и где сейчас потомки рысичей.
  А приблизительно там, где и раньше. По Дунаю и его притокам и до Днепра.
  Ольга показала рукой по карте.
   - Вторая ветвь от Лабы до Новгорода. Где у тебя Лаба?
  - Лаба - Эльба здесь.
  - Там Старгород, Руген и другое величие западных рысичей. Там народ жил хетруссками римлянами называемый. Об их доблести и справедливости даже римляне писали. Они заселяли берега моря и недоступные острова.
   - Как норманны?
   - Неужели ты считаешь, что норманнам нравится жить там, где зима большую часть года и где ничего кроме рыбы нельзя есть. Даже дерево для очага и то приходится надеяться, что море выбросит. А все земли более пригодные для жизни или уже заняты до их прихода или выгонят с них более сильные. Вот норманны и живут там малыми родами так как больше физически не могут прокормить. Но так как и этих живущих прокормить не возможно норманны вынуждены именно вынуждены наниматься к кому-нибудь на службу как у нас Свенельд или должны постоянно становиться викингами то есть ходить кого-нибудь грабить. Кушать то хочется.
  - Понятно, наверное поэтому Рюрик сюда переселился. Там то действительно ему ни чего не светило, а здесь власть предложили.
  - Какой Рюрик?
  Ну отец Игоря. Витязь, как мог, пересказал строки из "Повести временных лет".
  Княгиня долго смеялась. Ну и при чем здесь Рорик, как его звали а не Рюрик. Он совсем ни какого отношения к норманнам не имеет. И кто же это придумал?
  Ну один монах наверное. А в новой истории это открыл и сформулировал один немец, его для этого в Россию пригласили.
  А князь кто на Руси тогда был или будет, наверное правильно сказать?
  Тогда правила немка Екатерина вторая.
  - Ясно был тут у нас один святой отец от Оттона так тоже все время говорил, какие славяне недоразвитые, если живут не так как немцы. По его словам только немцы лучшие люди - самые умные, самые смелые, самые хитрые. Они вытесняют понемногу соседей славян, те пускают их на их земли . Коли немцы их побеждают или убьют сонных возьмут обманом - значит немцы лучше.
  - Тот, кто сильнее, тот умнее и правее. Сильный всегда прав.
  - Правильно, они так и считают.
  А Рюрик точно не немец?
  Княгиня долго смеялась
  Ну витязь ну порадовал. Ты сам считать умеешь. Когда твой Рюрик правил. Когда Олег при малолетнем Игоре. Когда твои историки говорят мы поженились? Молодыми. А Святослав когда родился. Правильно. Значит моему мужу, когда он единственного сына своего - Святослава между боевых походов зачал было чуть не семьдесят. Интересная у вас история.
  Да Витязю как то самому стало неудобно за чушь, которую он сказал.
  - Ну в честь чего то все это возникло?
  - Да действительно Новгород образовался в землях отданных переселенцам Полабии. В основном, торговцы туда переехали. Живут они там сами по себе. Мы им полюдье установили. А история эта известная. Там где Лаба впадает в море есть острова и на них издавна жили полабы в том числе обры и венеды, которых франки называют фрязами. Франки захватили их земли и полабы не смогли за нее бороться переселились родами сюда. Рюрика или вернее Рорика они призвать не могли, так как это их фряжский князь, который помер за лет тридцать до переселения полабов сюда. Почти сто лет назад франки разбили войско князя Рорика и прогнали его. Рорик ушел к данам и стал грабить все франкские земли вокруг. А его бывшие земли стали бесхозными так как франки не могли обеспечить им защиту то их грабил всяк кому не лень. Тогда возможно жители послали ходоков к Рорику с просьбой вернуться защитить и со словами "нарядчика у нас нет", а не "порядка нет" и призвали его навести у них наряд и защиту.
  - Ясно.
  - А что было потом?
  - Потом насколько я знаю франки выбрали меньшее зло и признали его власть над своей землей, но под рукой франков. Вроде бы детей после него не осталось. Кажется у него племянник власть наследовал. Поэтому рюриковичей не могло остаться и даже там. А чтоб у нас. Но франки их там давят и давят вот много из них на кораблях с семьями и переселились к нам на север и организовали там Новгород. Почему только если призвали новгородцы а он отправился по вашим легендам в Ладогу а не в Новгород.
  - Ну ладно ты меня сегодня повеселил.
  
  
  Глава 3
  
  С утра Витязя опять позвал Фрол, который все не мог ни как успокоится, и ему все хотелось еще как-нибудь попроказничать. Да и Акиму тоже интересно еще, что то сделать новенького. Печенеги больше не нападали, но не уходили. А стояли вокруг города. К Витязю уже подходил по этому поводу один из богатейших киевских купцов Митяй. Хоть и богат но достаточно молод и не кичлив. Митяй со всем почтением спрашивал у Витязя не может ли он чего-нибудь сделать чтобы печенеги ушли от Киева. Так как от них торговля в городе остановилась полностью. Со слов Митяя Киев был в основном перевалочной базой. В нем собирались не только ближние, но и дальние товары. Зарубежные купцы тоже предпочитали здесь сбросить свой товар, а не лазить по лесам и весям в поисках покупателя. Митяй в отличие от Завида Витязю понравился. Достаточно хорошо сложен он был упитан но в меру, то есть не казался излишне толстым. Живот конечно проглядывал, но в отличие от того же Завида не был главной частью тела. Витязь пообещал еще немножко пугнуть кочевников. Ведь отсутствие движения товаров это крах торговли. Ну что ж похулиганим.
  Витязь показал, как надо надрезать тыквы. Фрол Аким и десяток добровольных помощников начали во всю издеваться над тыквами. В этот день во многих семьях варили тыквенную кашу.
  Но в полдень Княгиня опять пригласила Витязя к разговору. Наверное, ей очень хотелось выговориться.
  - Миссия правителя - начала она, - сделать так чтобы люди, которые ему доверились, жили, так как просили фрязы в твоей летописи, то есть "в порядке". Особенно это касается наших бескрайних территорий. С князем должно быть лучше, чем без него. Князь должен обеспечить выполнение их интересов. Если они справятся без князя, то или прогонят или уйдут. А люди хоть и разные, но делятся на определенные типы.
  Витязю пришло сразу на память холерики, сангвиники и кто то там еще. Он сам в них плохо разбирался. Но то, что он услышал от Ольги было совсем о другом.
  - Вот ты видел нурманов? Они живут на диких островах, где почти ничего не растет. Даже для очагов они используют лес, который вылавливают. Поэтому большая часть мужчин у них это войны.
  Коли нельзя вырастить и пищу, одежду, мебель и нельзя купить, то остается только отнять. Вот и приветствуются люди, которые видят в жизни только борьбу, покорение. Они привыкли хвалиться своей силой. Уважают честный поединок. Храброго противника. Покорители окружающих, особенно противоположного пола. Женщин они также могут взять силой, но в основном любят блеск, выигрыш, но важно так же и понятие чести. Любят широкие жесты. Транжиры.
  Но не все из нурманов приспособлены к борьбе и любят соревнования. Часть людей строит их устойчивые корабли. Куёт и ремонтирует оружие. Строит дома. Вылавливает много рыбы. То есть делают необходимое и за это тоже получают долю добычи. Они понимают, что можно разбогатеть в бою, но также верно и можно быстро погибнуть. Слишком много отдается на волю случая. А это не правильно, по их мнению. Случая надо избегать.
  Такие люди считают, что все в жизни результат труда. Семья, воспитание детей, религия - это тоже труд. Они не понимают, как все это можно поставить на кончик меча. Причем не вынуждено, не защищаясь. Ремесленники так же не понимают тех, кто зазря тратит время и силы, но и не любят торговцев наживающихся на их труде, людей готовых ради прибыли на обман, бесчестность. И вообще для этих людей очень важна справедливость. Другие норманы по характеру торговцы: все вокруг считают сделками. Любовь, религия, семья - все сделка. То, что потратил на детей - должно вернуться в старости или сейчас продав дочь - невесту. Пожертвовал в храм - должна быть от Бога отдача. Для них нормален вопрос: "Сколько ты стоишь?". Нормальны понятия: выгодный брак, выгодная вера, выгодная страна. Главное в жизни прибыль.
  Войны не понимают торговцев готовых все и всех продать и предать - семью, родину.
  И торговцы не понимают войнов. Рисковать жизнью на поединке чтобы доказать, что ты лучший да еще практически бесплатно - глупость.
  Так же купцы не понимают ремесленников медленно и долго делать то, что можно где то дешево купить.
  - Ну и четвертая группа (как решил про себя Витязь - каста). Люди которые больше чем делать любят думать, любят строить комбинации и вообще уверены в том, что в жизни не все так просто, как представляется, и что многие вещи не объясняются ни чем иным как волей Бога.
  Если они не подвержены лени, то из них выделяются жрецы, волхвы, философы, мудрецы, монахи. Но как ты понимаешь если у норманнов главное война, то все должны подстраиваться под нормы этой касты. Ремесленник торговец и жрец тоже становится воином. Они видят в войне не удаль не соревнование, а грязный труд, выгоду или комбинацию. Один построит быстрее других укрепление, второй ухватит больше добычи и продаст ее повыгоднее, а третий придумает ход чтобы легче и больше взять добычи.
  - Но кажется не все так однозначно? - сказал Витязь. Если единственный сын у торговца воин по характеру?
  - Это часто встречается у новгородцев, где все продается и покупается. Воин, родившийся в семье торговцев, или будет мучиться в этих расчетах, или пойдет на торговлю с чюдью, или снарядит корабль в другие страны и сам первым бросится в битву и отнимет быстрее, чем купит. Ремесленник в семье торговца отладит все в торговле, чтобы понемножку, но регулярно шла денежка. Он не будет вести рисковые операции и поэтому не разорится, но и не разбогатеет. Ну а жрец - торговец с божьей помощью придумает, где и как продать, причем придумает операцию, где будет связан не один десяток видов товаров. Правда если воин родится в семье крестьянина, то или будет мучиться или уйдет в дружину или в тати - (разбойники). Вот миссия правителя и состоит в том, чтобы все эти типы людей и смогли жить, так как им удобно.
  И Святослав, своими действиями пытается угодить всем этим группам кастам, как ты их называешь. Воям он дает возможность проявить себя разогнать застоявшуюся за почти два десятка мирной жизни кровь. Торговцам открывает новые безопасные маршруты. Пока он берет деньги на меч, то можно, и снизить внутренние дани. Это хорошо и торговцам и ремесленникам, крестьянам. Ну а волхвы или христианские попы и другие философы получат кусок хлебушка получше, так как богатые подают больше.
  Но также правитель должен понимать, что определенная миссия стоит и перед народом и страной. И он должен понять какая миссия у его страны и если поймет, какая, то бог поможет ее выполнить. Группы дорвавшись до власти, навязывают другим то, как надо жить остальным. Каждая группа свою жизнь считают в душе единственно правильной. И князю надо так приноровиться, чтобы они не разочаровались.
  - Это же невозможно - слишком разные у них интересы.
  - Вот сила князя и состоит в том, чтобы делать невозможное -возможным. В Новгороде живут по своим законам, а не откалываются. Знаешь почему?
  - Нет, наверное, дань платят малую.
  - Какую же малую. У них полюдье. Их общие выплаты треть со всех остальных территорий.
  - Наверное, живут по своим законам?
  - Так почему им жить по ним отдельно от нас?
  - Не знаю. Самому стало интересно.
  - Во-первых, без нас они померли бы с голоду. Пшеничка с Киева, Рожь со Смоленска да и мясо, которое везут туда по зимнику является основной пищей новгородцев. На одной местной рыбе и охоте долго не протянешь. Во-вторых, богатых всегда не любят соседи. Новгородцы сидят на мехах. Рядом с ними много диких народов. Вот у них на еду, топоры ножи металлические и выменивают они шкурки песца, соболя, белого медведя.
  - А чего не отнимут?
  - Отнять можно только раз. Земля там бескрайня и ненаселенна. И в отличие от земледельца, привязанного к месту, охотника там ни чего не держит. Если кто у него, что отнимет он уйдет. Поэтому местным охотникам нужны новгородцы. Шкурки для новгородцев, что- то значат, а для местных это рухлядь. Год два и пропадут.
  - И что эти шкурки новгородцы на хлеб меняют?
  - Ну, ты нас просто за дикарей считаешь. Самый лучший путь в Новгород - водный. А по воде можно только легкие товары везти. Волоки перекаты мели не позволяют ладье быть тяжелый. И товар туда сюда не перегрузишь. Поэтому на ладьях они хлеб не возят. Шкурки они меняют на злато и серебро. И не только у нас, сколько за морем. А как лед станет купцы на это злато серебро и везут телегами свой хлебушек и мясо. Свинью то тоже надо хорошо кормить а на севере нечем.
  Вот за это богатство соседи не прочь их пограбить. А сами новгородцы воевать не очень любят. Ведь купцы они. Выгода не соизмерима со смертью. Поэтому и нужен князь. От мелких шаек викингов они собственной дружиной отобьются, а от более крупного врага князь оборонит.
  - Викинги и норманны это одно и тоже?
  - Норманны, вышедшие на грабеж, называются викинги.
  - Ну а работать они не пребывали.
  - Свенельд и другие работают.
  - Нет, я имел в виду там, где живут, что-то производить.
  - Трудить. Трудиться? У нас работать это только на кого то. А если на себя, для себя это трудить, трудиться, - сказала Ольга. - Но ведь каждый ремесленник хочет за свой труд получать столько же, сколько и другой, приложивший равное количество усилий. Столько же или больше. Иначе это не справедливо. Так?
  - Да, наверное, он так может думать, - сказал Витязь. Ох, не хотелось ему рассказывать про капитал и прибавочную стоимость.
  Вот и подумай сам, кузнец у норманнов должен что- то ковать, разжигая печь топляком, а здесь у нас леса жги не хочу. Вот и приходиться что -то производить норманнам для торговли только изредка, по крайней необходимости, легче отнять или заработать службой.
  ***
  А в это время в Италии император Оттон 1 штурмовал византийские города, мстя за предательство. Хитрый Никифор согласился на брак дочери Константина и его сына, пригласил сватов встречать невесту и всех перебил. Города Оттону почему-то не сдавались.
  ***
  В Багдаде в это время разрабатывали планы дальнейшего движения. С интересом рассуждали о ситуации в Хазарии. Бывшие охранники кагана - мусульмане рассказывали о бесхозности земель Булгарии и Хазарии после разгрома хазар Святославом. Надо послать туда мулл.
  ***
  После обеда Витязь решил зайти в местный храм за свечами. Кстати это был первый раз с момента его появления в городе. Маленькая деревянная церковь - сруб была бы названа наверное в современном Витязю времени лишь часовней. Она вмещала полтора два десятка прихожан. Храм был посвящен святому Николаю. Сразу вспомнилось как многие атеисты в безбожное время когда припрет, обращались к заступнику угоднику божьему. Священник, по возрасту где-то наверное ровесник Витязя, встретил его очень приветливо. Витязь в своем времени был скорее не прихожанин, а захожанин или даже можно сказать прохожанин. То есть в храм заходил только по большим праздникам. Это при том, что он логически уверился в существовании Божьем. И особенно его убедило когда он узнал про бездоказательность происхождения человека в социал-дарвинизме и фабрикацию большинства примеров эволюционизма. Витязь с интересом побеседовал с отцом Николаем. Тот нашел в нем благодатного слушателя и рассказывал ему про чудеса, творимые святым Николой. И про то, как люди при внезапной беде обращаются к Николаю и получают скорую помощь.
  Но, к сожалению, в личной просьбе отец Иоанн ничем не мог помочь. Свечного промысла еще не развили в Киеве и все в приходе ставили лучины. Давай батюшка, сегодня вечером проведем молебен в честь Святого и пройдем крестным ходом вдоль стен. Собирай христиан и сочувствующих. Получив заверение батюшки, Витязь побежал решать проблему с Акимом.
  Вечером почти все население города, несмотря на малую долю христиан среди них, двигалось за хоругвями во главе с Ольгой и отцом Иоанном.
  Ночью стены города украсили крупные светящиеся головы с беззубыми хищными улыбками. Они глядели в сторону кочевников раскосыми глазами. И издавали громкий вой, переходящий в шипение.
  Витязь и все зачинщики это Фрол Аким и даже купец Митяй, в котором проснулась авантюрная жилка, поднялись на стены города, что бы понаблюдать за результатом. Результат был неожидан. Толи подействовал вид светящихся тыквенных голов. Толи меха, продувающие через медные трубки сделанные Акимом издавали какие то специфические инфразвуки направленного действия. Или повеселился святой Николай арлекинский. Кстати он пока еще не переехал в Бари.
  Вместе со страшной суматохой, начавшейся у печенегов, из их стана пошел смердящий запах. Как будто все в нем находящиеся и войны и лошади сходили по-большому. Такую химическую атаку Витязь выдержать не мог и поспешил спуститься на землю. К нему присоединились остальные. На стене остался один Фрол. Только отойдя на значительное расстояние смогли отдышаться и после этого не спящий Киев потряс громкий заразительный смех. Витязь так не смеялся никогда в жизни.
  Друзья, хоть и не только так можно было уже назвать людей, которые не только воевавшие, но и озоровавшие вместе ему вторили и отправились праздновать в кабак. Именно по смеху их нашел Фрол со словами: "Печенеги ушли". Действительно рассвет показал брошенный разбитый лагерь и пыль в степи, от убегающих, а не уходящих печенегов.
  Через неделю раздались ликующие крики - Князь вернулся.
  Прошло еще пара дней и Витязя позвали на аудиенцию. Святослав еще несколько дружинников с удивлением смотрели на Витязя.
  - Да длинный, у вас там все такие?
  -В основном, питаемся хорошо с детства, мясо едим каждый день.
  - И как там в будущем?
  - Сложно. Воевали много, сейчас спокойно, потому, что самые крупные страны вооружены так, что друг друга могут уничтожить вместе со всем человечеством не один раз, но на самом деле все настолько отлично от нынешнего века, что рассказывать не стоит. А князю я хотел бы сказать, в чем цель моего прихода.
  Ну, что воюешь ты с выдумкой, мне рассказали. Хвалю, любо мне так. Давай рассказывай, зачем ты появился.
  Вроде все обговорили с Ольгой. Ну что ж, попробуем убедить.
  - Князь я бы просил разрешить поговорить наедине.
  - Почему?
  - Наверное потому, что для этого разговора я пришел на тысячу лет назад. Ты князь, конечно не забоишься меня такого слабосильного.
  Князь немного поразмышлял.
  - пошли в мою светелку.
  Они поднялись в комнату метров тридцати.
  Говори. Я слышал про твои придумки. Интересно ты пугал печенегов. Так что там знают про нашу жизнь.
  - Про это время у нас знают следующее: ты соберешься сразу ехать на Дунай, но Ольга попросит дождаться ее смерти и ехать после похорон. Что ты и сделаешь. Землю ты разделишь между сыновьями. Владимира упросят себя дать новгородцы. Святополка на Киев. Олега куда то, к древлянам. После похорон матери, ты прихватив часть печенегов отправишься на Дунай. Уже сейчас болгары взбунтуются, их Царьград подговорит, и они от тебя отпадут. Ты придешь туда, отобьешь города, казнишь много тысяч болгар страшной смертью. У ромеев смениться император. Ты перейдешь перевалы. Печенеги, которых ты приведешь в Болгарию свою битву проиграют. А ты войдешь следом через перевалы и захватишь много новых городов в том числе и Филилиппополис. Разобьешь посланное против тебя войско. Убьешь какого-то военачальника. И с тобой новый император Иоанн подпишет мир. Но на следующий год весной на пасху он перейдет перевалы и начнет брать один за другим болгарские города. Возьмет и Переславу. Заберет казну и возьмет Бориса, которого привезет в Царьград и заставит отречься от престола. Ты в это время будешь в Доростоле, который осадят войска цареградцев по Дунаю до Доростола поднимется их флот с греческим огнем, а войско окружит город. Ты казнишь видных болгар и десятки тысяч посадишь в тюрьму чтобы не допустить измены. Выйдешь побьешься и враги поймут что твоя смерть им будет стоить много крови. Они заключат мир, по которому ты обещаешься уйти с Дуная. Ты зазимуешь у порогов. Войско разделится, Свенельд уйдет в Киев. А тебя у порогов подкараулит печенежский хан Куря убьет тебя и из твоего черепа сделает кубок.
  - Дальше... , - у Святослава заходили желваки
  - Святополк сядет в Киеве, первым советником у него станет Свенелд. Олег будет править у древлян. Дальше, какая то непонятность. Олег на охоте или еще как убьет Люта сына Свенелда. Свенельд поднимет Святополково войско и разобьет войско Олега. Самого Олега задавят на мосту. Владимир испугается судьбы брата и убежит к варягам. Там наберет войско и вместе с чудью и новгородцами разобьют Святополка. Святополку пообещают жизнь, но зарубят мечами.
  Святослав морщился. Я не уверен, что это все правда, - сказал Витязь, но так пишут через тысячу лет.
  - А дальше?.
  - Владимир взял Корсунь, женился на дочери императора Романа Ирине. Решил ввести единобожие сначала всех заставит преклоняться Перуну. Потом ввел христианство греческого образца. Построил крепости в степи. А его младший сын Ярослав, который тоже убил своих братьев, разбил печенегов, который под давлением гузов ушли к венграм. А на это место пришли другие дикари - половцы, которые трепали юг России еще 100 лет. В Хазарии через десять лет примут мусульманство и там сядут арабские гарнизоны.
   - А на западе что?
  Там немцы подожмут под себя поляков, чехов, литов, прусов, эстов и построят кучу крепостей до самого Пскова. Попытаются взять Новгород, но это не получится. Но тут придут новые дикари с востока монголы, которые сожгут почти все города и будут править над Русью 200 лет. И еще потребуется 200 лет чтобы стряхнуть с себя оковы и занять земли к востоку до самого моря - океана.
  А византийцы?
  - Византийцы помирятся сейчас с немцами и после того как тебя разобьют, отправятся воевать против арабов и будут долго осаждать Багдад, но не возьмут. Потом Иоанна отравит, кажется евнух Василий. Молодой император из нынешних добьет болгар, пленных ослепит, на тысячу оставит одного безрукого одноглазого и войдет в историю под прозвищем болгаробоец. И зачем ты растревожил этот муравейник. У тебя печенеги под боком, а ты туда полез.
  - Ну ладно, пойдем покажешь мне твою "карту", правильно назвал?
  - Всегда пожалуйста.
  Хоть и вываленная информация могла сломить кого угодно, но Святослав с интересом расспрашивал о том, что нарисовано на карте. Святослав достал похожую карту. Это карта Александра Македонского сказал он.
  Многие вещи на ней совпадали. И даже казалось, автор понимал искривление поверхности из-за шарообразности земли
   Ольга бросала на Витязя и Святослава задумчивые взгляды.
  
  Глава 4
  
  Ночью Витязя вместе с картой вывезли в какое то имение за городом. Там дали разное вооружение из коллекции князя и, несмотря на его утверждение, что он не может ни кого убивать, сказали, чтобы тренировался. Помогать ему взялся Фрол. Фехтовать Витязь не умел. Поэтому выбрал боевой топор с длинной ручкой. И начал учиться им владеть. Подобрал себе как и у большинства войнов князя доспехи из толстой кожи. За тренировками прошел месяц. Приходили Аким и Митяй. Иногда были беседы со Святославом. Князь был весь погружен в заботы подготовки к отъезду. Несмотря на слова окружения, князь рвался на Дунай. Причем рвался сейчас а ни как ему советовали. Ранней весной, поздней осенью и зимой Черное море действительно соответствует своему названию, поэтому передвигаться на ладьях опасно из-за постоянных штормов. На лошадях же по грязи путешествие превратится в подвиг.
  Предсказанная смерть Ольги не наступила. Но Княгиня ушла от мирской жизни в монастырь. Именно туда приехал Витязь и Святослав. В пещерках было видно много паломников к старице Елене. Они расступились и пропустили князя с Витязем. Ольга выглядела лучше, чем в последнюю встречу. Наверное, отказ от мирской жизни ей был больше по нраву, чем власть и ответственность. Ольга рассказывала, что видела во сне своих предков. Многие из них были там, где все в чудесных цветах и некоторые, наверное недостойные рая за этими цветами ухаживали. Ольга сказала, что разговаривала с Божьей Матерью. Богородица выслушала ее мольбы спасти сына и сказала, что ничего не предопределено. И все зависит от человека. И так же она сказала, что не подстелить соломку там, где ожидается падение не нормально для любого человека, но это не значит, что ему не удастся упасть в другом месте. Было видно, что Ольга успокоилась и со спокойным сердцем отпустила сына в дорогу. Поутру выходим. И так, несмотря на предупреждения, Святослав ожидаемо решил рвануть с войском на Дунай, взяв с собой Витязя. Ольга благословила сына, и Витязь с благоговением припал к святой руке.
  Перед отъездом Святослав заставил Витязя поднапрячь память, вспомнить, где истоки ведущих рек Руси. Витязь при сыновьях Святослава показал на карте, где находятся верховья Днепра. Где начинается Дон. Где Днестр. Где верховья Волги и где начинаются Ока, Западная Двина. Княжичи Витязю понравились. Исполнительные почтительные очень любопытные. Причем сразу были видны разные характеры. Старший Ярополк страдающий юношеским максимализмом, очень энергичный. Рассудительный и задумчивый Олег, практически погодка Ярополку. Владимир, который только недавно познакомился со своими старшими братьями, совсем еще ребенок, держался несколько отчужденно, и только во взглядах, бросаемых на отца, светилась гордость, любовь и обожание. Так показывая на карте Русь Витязь узнал, что Святослав все - таки раздал землю сыновьям. Дальше Витязь был отпущен собираться. А Святослав остался с детьми и ближниками. Какие он раздал сыновьям распоряжения Витязь так и не узнал.
  Кажется, Святослав решил, не противится воле Богов по мелочам. Но в остальном поведении Святослава не было ничего необычного. Понять какие планы у Святослава до отъезда так и не удалось.
  Рано утром погрузились на ладьи. Ладьи были небольшие что то вроде катера. И вмещали человек тридцать. Войны из ближней дружины Витязю не доверяли. Поэтому рядом всегда находился кто- то из бодрствующих воинов. Правда дорогу скрашивали Фрол, Аким, Митяй, увязавшиеся с ними в Болгарию.
  Витязь с интересом смотрел на пороги. Так небольшие мели с камнями, а заставили всех насторожиться. Там пришлось хорошо поработать. Витязь вместе с дружинниками тащил ладью. Часть дружинников в это время сторожили окрестности. Хорошо, что Витязь всегда был жилистым. Если где что тащить, то это всегда, пожалуйста. На порогах все были напряжены. И только почувствовав себя на широкой воде, дружинники расслабились.
  Здесь Святослав захотел побеседовать с Витязем.
  - Ну а чем ты там, в будущем занимался.
  - Экономикой, ну наукой по правильному ведению хозяйства.
  - Интересно, ну и как его правильно вести
  - Хозяйство сейчас и в будущем разное. И у каждого правителя свой идеал хозяйства и государственного устройства. Вот у печенегов. Как у них все устроено. Принцип стаи. Когда добычи много и нет врагов, каждый волк охотится в одиночку. Если добыча велика для одного выходит семьей. Если семья не справится, то объединяется несколько семей и так далее. В объединенной стае главный вожак, Есть несколько приближенных и следом идут вожаки поменьше. У каждого из них своя стая, семья, род. Соответственно всю что на территории которую они контролируют объект их добычи. Это у зверей. У кочевников здесь добавляются стада животных и нужные им пастбища. Тем, кто мешается движению их стад - враги.
  Так же со временем и будут построены государства войнов. Государство - лагерь где все для борьбы. Настоящий гражданин воин ему честь и заслуга. Торговцы скупают добычу и продают припасы для войны. Рискуют жить рядом, так как воин всегда может посчитать их товар своим и отнять, вместе с жизнью. Крестьяне ремесленники тоже обслуживают войну и тоже страдают от капризов воинов. Но, правда, из - за каприза могут быть и безмерно вознаграждены. Главным в таком государстве воинская честь и доблесть. Деньги, прибыль - второстепенно. Надо еще завоюем. Таких государств, в ближайшее время, будет большинство.
  У торговцев идеал государства - лавка или торговый склад. Война, любовь, семья и сама жизнь - все продается, имеет цену. Войны - это охранники на складе. Ремесленники или производят товар или служат на складе. Но и войны и ремесленники - только обслуживают торговцев и получают крохи с их стола. Главным - купцы, они и получают основное. Цель такого государства- прибыль любой ценой. Такие государства уже появились. Или появятся. Генуа Венеция Ганза у немцев Голландия у франков и в последствии Англия на острове у саксов. Новгород. Псков со временем у нас Они создадутся там где есть естественные преграды для завоевания и победят других за счет денег, на которые смогут купить больше оружия и нанять больше солдат. Но если государство войнов честнее в чем то, то государство купцов - подлее. Там власть определяют кошельки, а они поднимают наверх тех, кто поподлее.
  И почему же купцы победят?
  -У военных государств несколько слабых мест: Первое - они должны все время воевать. А войны не всегда победные. И, как и у кочевников, проигравших слабых правителей не любят. У некоторых, как и у хазар, просто убивают проигравшего кагана. Второе слабое место это ближники. На Руси бояре. Князь собирает ближний круг из лучших войнов и покоренных князей. Он им раздает землю военную добычу пленных города и деревни. Они или их дети богатеют и не хотят подчиняться князю. Требуется периодически уничтожать разбогатевших и усилившихся, или через некоторое время государство разваливается на части. Сейчас был уже мятеж в Египте. Лет через семь против молодого сына Оттона будет мятеж у немцев. С трудом подавят. Постоянные мятежи будут у франков.
  -А у торговцев?
  - Ну там где главное деньги, то проще. Богатеи убирают наиболее честных и активных. Ну а ремесленники и крестьяне могут их победить только при внешней помощи, а за помощь надо платить.
  - А у других групп будут государства?
  У философов ну если таковыми можно назвать монашеские государства, то будут и очень жизнеспособные. Все там посвящено не прибыли и не войне, не производству, а какой -то иной цели. В данном случае служению господу. Так и арабы сейчас строят военно-торговое государство под контролем религии. Причем государства философов могут стать наднациональными как Ватикан римского Папы, который будет менять королей. Или как уже возникающие и будущие государства рыцарских орденов. Войны находят себе там место, если объявляются религиозные войны. Торговцы помогают им существовать и получать прибыль, продавая религиозные предметы, пленных и т.п. ремесленники могут работать как в мастерских при храмах и орденах так и в других местах. Но там же будет жесточайший надзор и террор. В Европе в рамках одной религиозной войны уничтожали чуть ли не полностью население городов, да и без всяких войн сжигали чуть ли не половину женщин.
  - Это как, почему?
  У священников было установлено безбрачие. А если красивая и выделяется и волнует то ведьма - на костер. Но я об этом плохо знаю. Как исключение и у ремесленников было государство. Что-то типа большой общины, где все должны работать и обменивать результаты своего труда. Войны там не воюют, а занимаются ратным трудом. И вообще для них война это ненормально. Главное сохранить мир. Армия ни для того, чтобы воевать, а для того, чтобы напугать. Торговцы тоже там не довольны. Там все только вознаграждение за труд. Нетрудовая прибыль - это не справедливо. Философы тоже здесь не поощряются. Человек с мягкими руками без мозолей ходит туда - сюда ничего не делает, только думает, и за это денег получает больше того, кто роет ямы, добывает уголь, руду. Ясное дело он должен получать меньше.
  А у Византии какое государство?
  Там продолжение Римского общества. Римская империя это была империя Рима. Империя одного города. В Риме жили Люди, с большей буквы - самые лучшие, самые успешные и их дети - граждане вечного города. За пределами города граждане похуже. Ну а в деревнях жили рабы иноплеменные и надзиратели. В городах была развита торговля ремесло и искусство. Государство сильно, потому что, есть профессиональная армия и хорошие дороги для ее передвижения. То есть, общая неприкосновенная территория. Небольшая, хорошо обученная мобильная армия позволяла защищать труд и богатство. Особенно - когда враги постоянно стравливаются между собой. Это государство - более высокая стадия в связи с тем, что долго существует. Оно, как и большинство старых государств, объединяет в себе черты разных форм государств. Минусов тоже много. Экономика построена на постоянном притоке рабов. Без притока новых рабов - все останавливается. Кроме того, у нас говорят, что природа отдыхает на детях. И у великого императора может быть ребенок - бездарь. Он может разогнать всех советников отца и посадить на посты людей еще дурнее чем он сам.
  Так как императоры тоже люди и там они не выбираются, а наследуются, то каждый император и постарается сделать, так как лучше будет с его точки зрения. То есть лучше было бы людям тех каст, к которым он принадлежит в душе, а не по рождению.
  Император - воин будет усиливать армию, поднимать вверх друзей военачальников и с поводом или без повода ввяжется в войну.
  Император - ремесленник улучшит дороги построит новые города или организует производство нового оружия и может принять решения, по которым производителям - торговцам, крестьянам ремесленникам станет полегче.
  Император - торговец, который понимает, что деньги это не только добыча, но и кровь экономики сделает так, чтобы деньги крутились как можно лучше и стимулировали где надо приток товаров, где надо организовали новую войну.
  Ну, а император философ может помочь как развитию наук и образования, так и вообще развитию страны. Хороший философ умеет просчитывать ситуацию и видеть последствия, в том числе и для других каст. Но может быть по-другому. Философы зачастую слабовольны и слабо целеустремленны. Кроме того, склонны к лени. Тогда такой философ правитель может устраниться от власти и заняться созерцательством и умными философскими беседами. А кто-то более целеустремленный и будет править от его имени. Так же на политику может повлиять человек из другой касты, но уважаемый императором и входящий в его ближний круг. Александр Македонский очень уважал своего учителя Аристотеля и следовал его советам по многим вопросам. И вообще в империи есть большая устойчивость потому, что там не равный среди равных, а Богом избранный - "помазанник Божий". И механизм подтверждения Богоизбранности не просто удачливость в охоте, войне, а венчание на царствие, с участием верховной религиозной власти. Даже сейчас после смерти Константина Багрянородного и Романа власть вроде захватили военачальники, но на власть они могут рассчитывать только породнившись с императорской семьей. Никифор чтобы стать императором женился на вдове Романа, а Иоанн должен будет жениться на дочери Константина. Так и у арабов есть верховная власть от Бога и даже если отдельные правители противятся ей пока они не подтвердят свою Богоизбранность к ним власть не перейдет, а при их детях внуках их провинции все равно вернуться в общее государство.
  - А у нас? Разве волхвы не подтверждают избранность.
  - Много Богов, много волхвов, один подтвердил, другой призвал не подчиняться -тяжело все время договариваться.
  - Да, - Святослав задумался. - А внутреннее устройство?
  - И у ромеев и у сарацинов верховная власть более значима и наместник (калиф) назначается на срок и должность не наследуемая. Иногда калиф считает себя сильнее центральной власти, объявляет себя независимым. Тогда или их накажут или провинции отколются. Но обычно откалывание происходит только при внешнем вмешательстве.
  Тебе Княже, как войну, конечно больше нравиться воинское государство.
  - Подумаем и поговорим еще.
  Глава 5
  У самого моря ладьи остановились войны вышли на берег стали лагерем. Здесь была степь? переходящая в солончаки. Святослав пригласил местных печенежских вождей и о чем - то с ними договаривался. Витязь вспомнил, что по летописи Святослав перед смертью зимовал у впадения Днепра в море и местные печенеги ему продукты продавали. Соломку стелет/ Понятно. Вот и часть войск купцами и оставил к зимовке готовиться. Ох фаталист, фаталист. Потом ладьи двинулись вдоль моря, короткими перебежками. Ничего нет прекраснее рассвета на море. Следующая остановка была в дельте Днестра. А почему у тебя нет крепостей в низине Днестра и низине Днепра? - спросил Витязь Святослава, когда они остались одни. По договору, который заключил отец двадцать лет назад, Русь отказывалась иметь постоянные крепости в местах, где впадает в море Дон, Днепр, Днестр. Ну, а теперь если выживу, то точно построю. Несколько ладей с воями, работниками и купцами осталось там. Как понял Витязь они, так же как и на Днепре закладывали крепость. Встретили там первые разъезды от печенежских князей. Договорились о дальнейшей встрече. Витязь удивился тому, что Святослав был с ними ровен. Это после осады Киева и после того, что он предсказал ему предстоит испытать от печенега Кури.
  Враг моего врага может быть другом хоть и временно - сказал Святослав.
  Там встретилось войско пришедшее из Переяславца. Святослав выслушал сотника Волка, командовавшего гарнизоном в Переяславце. Как помнил Витязь он тайно вывел войско из города, сумел обмануть осаждавших и ушел вниз по Дунаю.
  Волк сказал, что армия болгарского царя Петра подошла к городу, и что он держался пока было продовольствие и что он узнал что зреет придательство и что тогда мог подняться почти весь город. Предатели агитировали, что Святослав далеко, а Византийский император рядом и берет их под свою руку. Святослав слушал только желваками играл.
  - А почему исконно русские города как Переяславль на Дунае вдруг восстал против меня - размышляя как будто сам с собой спросил Святослав.
  - Почему русские. Болгарские.
  По Дунаю проходила граница между Россией и Болгарией. Издавна.
  Это как в летописи: "Сели славяне по Дунаю, где ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились".
  - А печенеги?
  - Печенеги проводят набеги только после смерти Олега. Но они там не постоянно кочуют, а только набегами. А города по Дунаю были созданы еще до Олега. Поэтому я подтвердил, что они за российским князем.
  - По одним из летописей именно переяславцы сообщили печенегам про то, что ты возвращаешься.
  - Почему?
  - Наверное дань не устроила. Как и когда твоего отца убили.
  - И что у вас про его смерть известно?
  Витязь рассказал про летописную версию убийства Игоря и Святослав очень много смеялся. Особенно ему понравились эпизоды с убиванием послов и с сжиганием Искоростеня с помощью птиц.
  - Во-первых, послы не сами по себе. Посол говорит от имени его пославшего. Если ты убил посла, то потеряешь уважение у всех соседей. А маму очень все уважают. Потом дальше, если ты совершил, что-то такое, за что боишься наказания, то пошлешь не своего человека. Уговоришь соседа передать твою просьбу или извинение. Потом дальше у вас несуразица. Выкопать яму, чтобы там ладья поместилась и не вылезли. Выкопать у нас на дворе. Ты двор видел. Вот сам понял. Это надо в овраг нести да и где столько земли взять чтобы овраг заполнить. Теперь с птицами. Я бы поня,л если бы собирали по курице. А где взять голубей и воробьев. Это что голубиный город. Голубей на продажу разводили что ли? В каждом доме по голубю. А еще воробьев ловить? Где и кто их поймает? Потом город с соломенными крышами легче стрелами со смолой поджигать. Так что все не так было
  - А как?
  - Просто непонятки вышли, как ты говоришь. Несколько воев ушли от отца. Ты же знаешь, что воин служит князю добровольно. Когда нет для него дела, то спокойно может уйти. Да и вои были не очень, не столько повоевать, сколько пограбить. Они и недовольны все были, как им живется. И на свенольдовых воинов кивали. Во - общем, никто не жалел, когда ушли. Поначалу. По дороге они проходили через древлян и решили пограбить. Ну а чтобы легче пограбить притворились, что за данью пришли, да еще снасильничали. Древляне с трудом стерпели. А потом отец пришел с малой дружиной. Древляне решили, что князь обнаглел и ночью спящих их порезали. Потом испугались, повинились и прислали посольство из кривичей. Ольга конечно не могла простить. И потребовала, чтобы убийцы были выданы. Те в городе затворились. Пришлось на копье брать. Но все было по Правде. Так и сейчас по Правде все будет. Мне они роту давали. Будем наказывать.
  - А кровь?
  - Много крови не будет. Только если кто не понимает. Это не русичи в основном болгары взбунтовались. Их и поучим.
  - Но ведь они тоже славяне. Потом, наверное, еще для многих в тягость, что они христиане должны язычнику подчиняться. Это иногда работает. Люди о царствии небесном больше чем о земном думают.
  - Не уговаривай. Предательство безнаказанным нельзя оставлять. А насчет славян. Болгары не зря называются так же, как и булгары на Итиле. Булгары - кочевники, потомков которых я два лета назад разбил, завоевали подунайских славян триста лет назад. Славяне очень давно живут на земле. И на их землю все время зарились враги. Какие то из земель славян они завоевывают. Где то завоеватели полностью уничтожают славян. Как угры. Они тоже сто лет на славянской земле живут. Где то славяне пытаются приспособиться к завоевателям. Перенимают их обычаи и стараются следовать их культуре. Нынешние болгарские цари ведут свой род от булгарского кагана Аспаруха, брата булгарского хана Котрага. Царь и его ближники так и не породнились с народом, на земле которого они живут. Поэтому они и пытаются доказать свою исключительность. Сначала они полностью следовали дикарским обычаям своих предков. Потом когда поняли, что народ который они покорили более высок в развитии стали строить у себя Византию. Но любое подобие хуже оригинала. Поэтому рождает смех, как у византийцев так и у славян. Византийцы иронически советуют, ну вот еще в эти одежды оденьтесь, позолотите трон и станете такими как мы. А они все не становятся византийцами. Болгарский царь Семеон понимал, что на основе лучших черт двух народов можно создать великое царство. Симеон добился от Византии признания Болгарии равной Империи. В том числе и выделил Патриарха от подчинения Византии. А его сын Петр очень слаб. Он очень хороший человек, но плохой государь. У такого очень плохо людям. Враги отрывают землю кусками. Ему бы в монахи. А он женился на византийской принцессе. И из них двоих она и была мужчиной. И детей своих она отправила на учебу в Константинополь. А когда она умерла, то детей там удерживают как заложников. А византийцы издавна пытаются разделить Болгарию. Со времен Семеона, который разбивал их неоднократно, провоцируют и поддерживают выделение из нее частей.
  - Сепаратизм, у нас это называется.
  Да, наверное. За последние годы, из Болгарии выделилось несколько государств: Царство Петра в столице в Преславе. На западе Болгарии провинции давно не подчиняющиеся Преславе. Одна из идей Византии, когда прислали Клокира, было схлестнуть моих воинов и западных болгар. А зачем мне это надо? Мы с ними договорились и если надо перебрасывать войска по Дунаю или русские торговцы поедут, то они мешать не будут. Там же, с помощью Византии выделилось славянское государство Сербия. И все это, чтобы у Болгарии не появился новый Семенон. А нынешние дети Петра и по крови и по воспитанию ромеи - византийцы. А Петру нарушение клятвы в том, что он не покуситься на мои города на Дунае, я не могу простить. И потом, он имеет армию, и с ней придется воевать. А на войне как на войне или убьешь ты или убьют тебя. А если ты правду сказал и Никифор Фока изменил клятве, то мне придется идти на Царьград и оставлять в тылу болгарское войско я не могу.
  Ну ты ведь не возьмешь Царьград .
  - Попробую. Мы сами творцы своего мира. Как сказала Богородица моей маме. Я сейчас набрал больше войск, чем предполагал.
  Опять двинулись морем. По дороге высадились на дунайском острове. Два дня Святослав отплавал, облазил этот остров. Войска тоже вышли размяться. часть ладей ушло обратно. Наверное, еще за воями. Ручьи, болотца, тучи птиц. Охота. Вот чем запомнилось Витязю это место. Часть войск и купеческий обоз остались на острове. А основные силы двинулись вверх по Дунаю. Ладьи прошли вверх, мимо изготовившегося к бою Переяславца, который остался слева. Витязь опять не понял Святослава. Вроде по летописи должен брать этот городок.
  Ладьи дошли до Слима. Берег у этой небольшой крепости был заполнен печенегами. Дружина высадилась на берег. Русичей было меньше печенегов, но каждый русич в бою стоил не одного печенега. Войны Святослава выстроили ряды от берега до города. Печенеги подвинулись. Святослав сошел с ладьи и проследовал к городским воротам. У ворот Святослав остановился и подождал пока к нему подъедет печенежский князь Бера. Князья поздоровались.
  - Мы пришли Святослав как и обещали.
  - Ну что ж, Бера, переходите на ту сторону и вперед. Встретимся у перевалов. И кроме того еще если твои войны хотят заработать, то принимаю полон пусть ведут к этому берегу всех, кого захватят до сорока лет в том числе и детей. Оставь кого-нибудь пусть записывает, сколько привели. Потом из своей добычи рассчитаюсь.
  -Я согласен Святослав, оставлю здесь немного воинов.
  - Как на ладью погрузят пленников, так мои будут за них и рассчитаюсь.
  Орда поднялась и двинулась к переправам. Святослав дружинники и Витязь с ними вошли в Слим. Жители увидев, что печенеги уходят с радостью встретили своего князя. Слим был на восточном берегу Дуная и его жители не питали излишнего почтения к византийцам. Единственно, что они высказали претензию князю, что печенеги разорили пригороды и уничтожили посевы. Святослав обещал прислать много зерна.
  Витязь с интересом рассматривал городок. Он стоял на высоком берегу и был защищен от врагов стенами и рвами оврагами. Излучина Дуная сужалась у города, что позволяло контролировать все корабли, идущие вверх и вниз. А так домишки улочки и дворы были похожи на киевские. В основном мазанки и немного рубленных домов. Стены метров около восьми были деревянные с засыпанной внутрь землей. Они казались выше из-за окружающих овражков. Люди говорили по-русски с примесью болгарских слов, но в контексте понять все было можно.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"