Пироги сапожника
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Критический обзор рассказов конкурса Химия и Жизнь.
Почему-то на "сишных" конкурсах критика не приветствуется, даже более того. И вот, уже заходишь к какому-нибудь автору-участнику в ветку комментариев конкурсных рассказов и получаешь, этак через губу, - да я активный участник конкурса с 200х года (битвы при Каннах), мой рассказ обкатан среди читателей, таких же участников битв, а вы девушка кто? Никто, вот и проходите мимо.
И стало мне так грустно, ведь и нам, простым читателям, не участникам, тоже хочется как-то высказать своё мнение о творчестве великих, приобщиться, так сказать.
Это обзор стороннего наблюдателя, ни в коем случае не участника баталий с какого-то там ...тысяча мохнатого года. Но, может, и он будет полезен бойцам, рука которых колоть устала? Поглядите нашими глазами, на плоды ваших творческих потуг.
Обзор ХиЖ 2016
Шауров Эдуард: Последний сезон
Очень-очень славненький рассказик, никаких неожиданностей, закрученных интриг, нет-нет, всё так простенько, миленько, гламурненько... хотя, гламурненько из другой оперы... а может и нет, всё-таки о любви, ладно, разберёмся.
О сюжете:
Трепетный юноша Край прибывает на некую планету Илларис - очень-очень уютное местечко, судите сами: Гостиница была маленькой, двухэтажной и очень уютной. Припорошенные искрящимся снежком дорожки, парапет из цветного камня, островерхие башенки мансарды... Номер на втором этаже оказался под стать гостинице: маленьким и уютным. Край обошёл аккуратную комнатку, раздвинул светозащитный тюль на окне, выходящем в залитый лунным сиянием парк, затем принял душ и забрался в широкую, хрустящую свежими простынями кровать. Мир "уютненький", а вот с Краем что-то не так, и господин Шауров нам об этом тонко намекает...
Оставляя на снегу неопрятные кощунственные следы, Край поднялся на высокое крыльцо и толкнул витражную дверь
И сразу ассоциативная цепочка: кощунственно пятная белизну; лишая девственности; насилуя сугроб... - я так и поняла, кощунственно, просто так следы не оставляют, и как в воду глядела.
Этот юноша оказался "русо туристо" со зловещей колдовской планетки Тантары. Почему зловещей? А название? Тантары - Тартарары. Короче, юноша чуть ли не посланец какого-то захолустного Ада. Чем обычно занимаются туристы - осматривают достопримечательности, вот и герой рассказа на следующий день отправился поглазеть на "исчезающее искусство". Ну после того, как автор названием намекнул, что Тантара забытое богом захолустье, становится понятна реакция героя на : Квартал Сото (Сохо) встретил Края рекламными баннерами, витринами магазинов и целым лабиринтом частных лавочек. Между лавчонками, несмотря на ранний час, толкалась уйма народа.
Бедняга провинциал разинул варежку и почти сразу налетел на девушку - да, чуть не затоптал болезную, цветы её, так точно затоптал, нет-нет, это не иносказание, это в прямом смысле. Но девушка, ангел небесной красоты: Удивительно знакомое и в то же время ни с чем несравнимое лицо: нежные фарфоровые скулы, яркие внимательные глаза под каштановой чёлкой, красивый, чуть ироничный рот. Девушка была похожа на ангела, какими их рисуют на тесианских голограммах.
Как я люблю такие описания персонажей! Так простенько, так ясно, так наглядно - вот вам нежные скулы, вот вам внимательные глаза, вот красивый рот... но зеркала не хватает, обычно, у молодых писательниц "самиздата" в этой сцене присутствует зеркало, а господин Шауров как-то упустил... так вот, у ангела и характер оказался ангельским и не гордым - мало того, что бесплатно провела экскурсию по планете, так ещё и к вечеру воспылала нежными чувствами к герою и легко и просто отдалась ему в гостиничном номере. Всё! "Козлодоева" рядом не случилось, и "русо туристо" таки утратил "облико морале".
Та-да-да-дам! Крещендо достигает апогея - сексуальная сцена.
Такие я тоже очень люблю, знаете, когда много-много возвышенных фраз... а то бывает: читаешь-читаешь, доходит до самого интересного, ты в предвкушении - а автор стыдливо три слова буркнул и в кусты, нет, господин Шауров не такой, он не обманул моих ожиданий.
- Кажется, мою звезду уже не надо зажигать, - хрипло сказал Край, притягивая девушку к себе.
Его губы без труда нашли в полутьме влажные губы Эльси, и у этих губ по-прежнему был солёный привкус океана.
Они целовались, потеряв ощущение времени, ощущение пространства, ощущение реальности. Они плыли в поцелуе, словно и в самом деле вошли в резонанс с потоками вселенной(!!!): без мыслей, без сомнений, влекомые водоворотами безмолвного счастья(!!!). Кажется, они целовались всё время, пока, загребая ногами сухую листву, шли к гостинице, пока поднимались на крыльцо, затем по лестнице, на второй этаж. Всего один раз, на одну секунду, они сделали перерыв, когда Край, оторвавшись от губ Эльси спросил, заглядывая в карие сумасшедшие глаза, не зайдёт ли она в его номер, Странный вопрос какой-то, а зачем же она пришла? Проводить Края до двери и уйти? Чего это он так плохо о ней думает. а Эльси ответила, что умрёт, если останется за порогом. А вездесущая вселенная благосклонно смотрела на них сквозь тюлевую занавеску.
Расплывчатый лунный свет мягкими штрихами обрисовывал запрокинутый женский профиль. В голубовато-молочном сиянии фарфоровая кожа Эльси опять казалась прозрачной. Потянувшись, Край поцеловал её в шею, чуть ниже маленького аккуратного уха, потом в тонкую ключицу.
- Тщ-щ-щ, - не открывая глаз, сказала девушка. - Я ловлю ритмы Бога.
Тихо улыбаясь, Край выбрался из-под одеяла, перешагивая сброшенную как попало одежду, обогнул кровать и подошёл к окну. Потянув за тонкий шнурок, он отодвинул тюль.
- Что там? - сонно спросила Эльси.
- Снег, - радостно ответил Край, тёплый пол грел его босые ноги. - Снег идёт огромными хлопьями. Кругом сугробы. На кустах целые шапки. Хочешь поглядеть?
- Нет, - сказала Эльси. Она повернулась на бок, приподнимая одеяло. - Иди ко мне.
Край быстро задвинул штору и ловкой тенью скользнул под одеяло, прижался к крепкому горячему животу.
- Ух ты, - нежно прошептала Эльси. - Вы там на Тантаре и точно волшебники. А тут я вспомнила фразу господина Шаурова из комментариев, про большую любовь, которую не измеришь линейкой.
;
Но это лирика, вернёмся к сюжету, дальше вступает в игру разница менталитетов. Девушка с туристической планетки, раскрепощённая, провела ночь с самцом и утром отправилась домой, в этом мире так принято: один самец - одна ночь. Они сторонники разнообразия. А в захолустном колдовском мире, конечно, совсем иные обычаи. Господин Шауров не пишет, что именно практикуют на Тантаре, но мне почему-то вспомнилась читанная в Гугле байка: что раньше, на Руси, если муж не сумел овладеть женой в первую брачную ночь, не секси попалась, то неудовлетворённой бедняжке утром следовало пойти утопиться в ближайшем водоёме. На Тантаре какой-то прогресс всё-таки наличествовал, и гендер у жертв поменялся, видимо там топятся мужчины. Иначе, как объяснить такую бурную реакцию героя на отсутствие утром в номере возлюбленной? Знаете, что он сделал? Он просто умер, и заодно, очень сильно нагадил местной туристической промышленности.
Нет, ну я понимаю, умер и умер, любовь там, сердце не выдержало... но туристической промышленности зачем гадить? Почему именно туристической, ну после того как планета вмиг замедлилась в триста пятьдесят раз, вряд ли там будет на что посмотреть туристам... не зря же рассказ называется "Последний сезон". Помните про кощунственные следы? Вот тут-то они и вылезли.
Простой сюжет. Приехал, увидел, полюбил, поимел, испугался несостоятельности и умер, да, умер от испуга, а может от разочарования, не суть, главное, что умер и уничтожил мир.
Простой сюжет принято подавать под каким-нибудь оригинальным гарниром.
Гарниром господину Шаурову служит место действия - мир Илларис, и пристёгнутая к этому месту действия мораль-идея. Противопоставление. Мораль легкого, гостеприимного, переменчивого Иллариса - противопоставляется морали конкретного и постоянного как крышка гроба Тантара.
Герой оказался - свинья свиньёй, нифига не понял, не понял, что только благодаря лёгкости и переменчивости этого мира ему удалось испытать яркое, пусть и недолговечное чувство, в его захолустном постоянном Аду вряд ли бы такое обломилось. Нет, он счёл это неправильным - "кощунственным", и решил облагодетельствовать планету постоянством. Да, мораль сей басни: никаких мимолётных курортных романчиков, никаких интрижек с девочками-мальчиками на пляже, никакого разнообразия. Нет, только с первого взгляда и на всю жизнь, конкретно-постоянно, как крышка гроба.
Автор и его герой круче Бога. Боженька, хоть и строгий, но всё-таки даёт нам свободу выбора.
Ещё у меня возникло несколько вопросов по самому миру.
1)Планета земного типа, солнце соответственно тоже, орбита, в сутках 24 часа, и за эти же 24 часа планета пролетает всю орбиту. Это с какой же она скоростью летит? И как при этом не сдуло атмосферу и океаны с поверхности? Да и, вообще, как она не развалилась.
2) Как так получилось, что вся экосистема развивается в одном темпе и ритме, а хомо сапиенс совершенно в другом. Как эволюция допустила такой вбоквел(люди в этом мире автохтоны)? А метаболизм? И как там возникла цивилизация земного типа? На мой взляд, при заданных базовых внешних условиях, там должно было возникнуть что-то совсем иное.
И хоть господин Шауров считает эти вопросы неважными - главное идея. Это не так. Непродуманность в мелочах, от идеи отвлекает.
И ещё, в пояснениях к правилам конкурса ХиЖ есть рекомендация:
"Не страшно, если фантастическое допущение будет очень уж вольным и плохо совместимым с официальной наукой. Вплоть до леса, вырастающего на Марсе в одну ночь... хотя лучше все-таки взять выдуманную землеподобную планету, о Марсе мы теперь слишком много знаем. Однако внимание, ключевой момент: объяснение феномена должно быть материалистическим. Лес может вырасти за ночь, потому что почва чужой планеты богата питательными веществами, или абиогенными ауксинами, или из-за особенностей гравитации (не спрашивайте, как это, пусть ботаники придумают), или потому, что герой проспал в криозаморозке дольше, чем ему показалось. Но не потому, что на деревья воздействовали эльфийские чары. И не потому, что на ДНК деревьев воздействовали эфирные вибрации. Не путаем науку и НФ ни с колдовством, ни с мистикой, ни с псевдонаукой".
Из дискуссии с господином Шауровым, я поняла, что он считает действия своего героя оправданными высоким чуффством. А я - нет. Антагонизм.
Резюме:
Техника исполнения - обнять и плакать.
Идея - домострой рулез.
Особенности - мир не продуман.
Реликт: Марс - 2036
Детектив?! На СИ?! Размечтались - нет золота в серых горах.
О сюжете. Как могла, подражала автору, это пародия, если вам не нравится мой прелестный стиль - не читайте, критика ниже.
Наступил 2036 год, и русские с американцами полетели на Марс. Двое русских и двое американцев. Хотя как-то сомнительно, неужели до 2036 года Роскосмос окончательно не разворуют? Там не так много и осталось... ну да ладно, это же фантастика.
Летели-летели - прилетели. И базовый корабль завис на заданной марсоцентрической орбите А зачем в 2036 году отправлять экспедицию на Марс? Не знаете?! Ну, вы вааще... конечно же, чтобы пометить территорию, типа: "здесь были Киса и Ося". Нет, космонавты приличные люди, не за колбасу работают, они не стали портить марсианскую природу, у них флажки, культурненько, так.
Сели русский с американцем в модуль, отстыковались от"Союз-М-Фридом", и плюх, прямо на Марс. Примарсились. И взявшись за руки, пошли флажки устанавливать.
Конечно, будь это какая-нибудь дикая неизведанная территория, они бы вместе не отправились. Один бы пошёл, а второй бы страховал в модуле, но это же Марс, его Вояджеры вдоль и поперёк изучили, чего тут бояться.
Пошли, короче, да только русский флаг забыл, ну, задумался и забыл. Идут они по Марсу, идут, пять шагов прошли, русский цап себя за карман - а флага-то и нет.
Представляете, как он матерился... ведь надо возвращаться, а это плохая примета.
Но ничего не поделаешь, почапал обратно. И только он вошел, как модуль люк задраил, качнул кормой, чтоб Иван об стенку башкой треснулся и не сопротивлялся, отмарсился и полетел обратно на Базу. (Иван же в боевом скафандре, как он мог башкой-то до невменяемости треснуться?)
А американец? Американец не так-то прост оказался. Сам, небось, всё время скалился во все свои сорок два зуба, типа - мир, дружба, жвачка. Но как только русский поплёлся обратно, сразу заподозрил его в коварных умыслах, и шмыг за холмик, так, на всякий случай... и случай, таки, оказался всяким, но бдительный американец за холмом не пострадал.
А вот дальше я не верю, тут автор недоработал. Что делает американец в рассказе:
Потом Хайнс немного подумал, поставил уровень потребления кислорода в скафандре на минимум, ввел себе в кровь специальный анабиозный состав и ... уснул.
Если бы так поступил русский, я бы ещё поверила... Но американец! Чтобы пошёл устанавливать флаг на Марсе и не имел при себе космического вайфона?! А как же селфи?! Селфи - под флагом на Марсе! Да это ж сколько лайков в инстаграме срубить можно! И американец упустил?! Не верю! А если у него есть космический вайфон, что ему мешает набрать Ивана и послать в задницу модулю 100500 факов? И Базу туда же? Да через двадцать лет такие вайфоны изобретут, что он напрямую с Марса своей госсекретарше позвонит и настучит на произвол русских космонавтов.
Но автор об этом не подумал.
У автора, Модуль отправился на базу, причём, чуть эту Базу не протаранил нахрен, еле Иванушка вручную вырулил.
Прилетел Иван на корабль и рассказал, что американец сгорел на космической работе.
да и нет уже Грега в живых. Он же, когда я возвращался, метрах в пяти от корыта, в смысле от модуля, стоял. Народ опечалился, и хоть там велась какая-то запись, смотреть не стали, сгорел и сгорел, наверно помянули болезного, как полагается по "христьянскому" обычаю, чтоб Марс был ему пухом, и полетели обратно. Никаких там, спасательных экспедиций, да может и бензина для них-то не было, Я сперва хотел как-то разворачиваться и назад, на Марс, но сообразил сразу, что второй раз оттуда уже не взлететь, топлива не хватит, модуль же не на атомном каком-нибудь топливе, которого надолго хватает, он на бензине, а на бензине много на Марс не накатаешься. Да им и не надо было много, они ведь только флажки должны были установить, кто ж знал, что лучшие представители человечества не справятся с этим делом с одного раза.
Ладно, утром похмелились и полетели обратно на Землю. Хорошо, что встретили китайцев по дороге. И попросили: не в службу, а в дружбу - гляньте там, на Марсе, может, найдёте какую обгорелую косточку от космонавта, так вы уж прихватите её в багаж. На его американской родине останки докримируют, и пепел над Пентагоном развеют, типа - геройские почести окажут.
Китайцы - добрые люди, говорят: "Халасо, больсая белая селовека, будь сделана"
Вы же знаете, какие китайцы вездесущие и трудолюбивые, наверно перекопали весь Марс, но американца нашли, он даже помереть не успел, так живого и привезли.
Возвращаясь к одиссее "Союз-М-Фридом". Собственно, корабль вернулся на Землю, точнее, на Лунную Ривьеру в штатном режиме. Все остались живы, а то, что флаги не установили, так это всего лишь "голимые понты", как прямо в В-визор сказал престарелый дедушка Ивана. Но в целом по ситуации у заинтересованных лиц (а это было, без преувеличения сказать, все население Земли) возникла масса вопросов, и начались следственные действия совместной группы специалистов ФБР Соединенный Штатов Америки и Министерства Безопасности Российского Конфедеративного Союза.
Да прислали американцы Малдера, наши Меглина, и пошла писать губерния... Герои-космонавты, конечно, возмущаются, ну а вы бы не возмущались? Они ж герои-марсопроходцы, а тут какие-то следователи амикошонствуют "Давай на "ты", Иван, меня зовут Джонни". Так ведь и сказал - Джонни! Хотел ему ответить, как меня маманя в детстве под горячую руку кликала, но передумал. хотят к космической марсопроходческой славе примазаться, да если б только к славе, так ещё и возят героев "мордом об стол" И ведь знают, что не говорили мы ничего. Запись же есть. Чего еще спрашивать?
Если в твоей белобрысой американской башке не укладывается, что можно вот так, попросту, взять - и флаг Родины забыть впопыхах, так кто ж виноват? Правда, Андрей Валерьевич насчет флага тоже не верит, но он, думаю, вообще(,) ни во что не верит - профессия такая.
Честно говоря, я тоже не верю. Ну как так, он же и полетел на Марс - флаг Родины установить. Летел полгода. В пути настраивался психологически, проникался важностью миссии. Прилетел. И забыл? Это же ФЛАГ РОДИНЫ! У меня какие-то смутные сомнения насчёт автора, а не куплен ли он госдепом? С чего бы ему так плохо про русских и флаг Родины писать?
Рыли-рыли, искали-искали, и ничего не нашли эти умники-следователи. В результате следствие зашло в тупик и было, в конце концов, закрыто без предъявления кому бы то ни было официальных обвинений.
Они даже не поняли, Имел ли место состав преступления, или вся цепь событий - всего лишь стечение обстоятельств, чудом закончившееся без человеческих жертв? Или все же была чья-то злая воля? Но чья? И на кого конкретно направленная? И в чем эта воля, собственно, выражалась?
А я не поняла, зачем автор вообще рассусоливал про этих следователей и их следствие половину рассказа, если у него есть такая чудная мулечка - Психофильтр. Пропустили подозреваемого через машинку, и он во всех грехах признался, ничего скрыть нельзя. Всё равно ведь пропустили, и выявили, и наказали... Да, чудная мулечка. Но есть у неё один маленький недостаток - она могильная плита для авторской интриги. Кирдык котёнку...
Да-да, это следователи не нашли, тоже мне Холмсы... А на самом деле, там такая трагическая интрига - Ромео вместе с леди Макбет нервно курят в сторонке. Тут вам и несчастная любовь альфа-самки, и ревность целой стаи альфа-самцов, и счастливая взаимность гомосексуалистов. (Точно не обошлось без Госдепа).
Это я вам всё про космос, да про Марс рассказываю, а в рассказе же ещё ЦУП есть. Следователи, хоть и болваны, но всё-таки выяснили, что сигнал на модуль поступил через три с половиной минуты. А это время прохождения сигнала от Земли до Марса, и тут же автоматически под подозрение попадает весь ЦУП. Если бы не ограничение в тридцать килобайт, возможно, автор весь ЦУП и описал бы, а так ограничился только двумя персонажами. Но очень, очень подозрительными.
Главный конструктор Петрович - чем подозрителен? Провёл всё примарсение в обнимку с унитазом, расстройство у него, якобы. Если он так слаб животом, чего же какого-нибудь имодиума не наглотался? Это же ПРИМАРСЕНИЕ, можно сказать, главное событие его жизни, наивысшее достижение, а он на унитазе? Очень подозрительно.
И второй персонаж, некая генеральская дочь Ирина Павлюк. Единственная женщина, но автор к ней так холоден, с таким осуждением описывает её милые забавы по стравливанию альфа-самцов из отряда-космонавтов, что искушенному читателю сразу ясно, что это и есть искомая злодейка, остаётся только вычислить мотив.
Но вот с мотивом автор стоял до последнего, никаких зацепок, ни пяди родной земли, фиквам. Только в конце прямым поясниловом, только так и никак иначе. Оказывается, эта альфа-самка влюбилась в Петровича, ну и как всякая женщина, размечталась о семейном счастье. А Петрович-то гомосек. Вот и стал выкручиваться - горю, дескать, на работе, весь на нервах, какая уж тут любовь. Разве что, марсианская экспедиция провалится, тогда на работу забью, и займусь семейной жизнью. И несчастная Павлюк, отчаявшись добиться от женоустойчивого конструктора взаимности, решила поставить жирную точку в деле всей его жизни.
Как разоблачили злодейку? А никак, Петрович заподозрил дамочку, непонятно по какой причине, помните унитаз, это оказывается ложный ход, на самом деле Петрович забил на примарсение и побежал искать отсутствующую в тот момент в главном зале Павлюк, а почему ему это втемяшилось, автор не поясняет. Нашёл. Но мерзавка уже успела послать сигнал и потирала ручки в предвкушении трах-бабаха. Петрович предупреждать космонавтов ни о чём не стал, решил не вмешиваться в божий промысел, выживут - хорошо, нет - знать судьба их такая. Но когда всё-таки обошлось без жертв и они вернулись, решил сор из избы не выносить, смотался на Луну чёрные ящики подчистил. А дамочку велел через психофильтр пропустить, она и созналась, это и вся разгадка.
И это детектив?
О композиции-экспозиции.
В рассказе задействованы восемь персонажей. Четыре космонавта, два следователя, главный конструктор Петрович и фам ИринаПавлюк. Основа всей интриги - взаимоотношения Павлюк - Петрович, с этого и следовало начинать. Дать читателю зацепку, намекнуть на разгадку. А так, фактически до конца, читатель остаётся без мотива преступления, и это основная композиционная ошибка рассказа. Главная прелесть в детективе для читателя - участие в расследовании, раскрутка интриги, а автор лишил его этой возможности.
Как же автор подаёт интригу.
Рассказ состоит из шести эпизодов
Первый: "Иван" - фокал одного из русских космонавтов. Начинается с характеристики Иваном следователей - персонажей не играющих особой роли в интриге, на мой взгляд, вообще, лишних. Хронологически, первый эпизод - это середина общих событий, следствие, из которого мы и узнаём о самом чрезвычайном происшествии: примарсении и дальнейшем внезапном взлёте капсулы, едва не погубившем весь экипаж.
Второй эпизод: "Мечта" - не понятна подача, вроде бы авторская, но язык не отличим от первой части, читается как продолжение фокала Ивана. Эта неопределённость как-то напрягает. Автор - это автор, а Иван - простой парень из небольшого провинциального городка, и язык у него соответственный.
В этом эпизоде неоправданно много времени отводится биографии фактически второстепенных персонажей Ивана и Павла, русских космонавтов. И так как американские космонавты такой чести не удостаиваются, читателю сразу ясно, что американцы никакой роли в интриге не играют и выпадают из круга подозреваемых.
Далее вводится персонаж Ирина Павлюк. Описывается взгляд на эту даму Ивана.
Далее идёт повтор информации об эпизоде примарсения, длинный занудный период с китайской экспедицией, и читателя подводят к следствию, т. е. к началу первого эпизода, закольцовка.
Третий эпизод: "Следствие" - в этом фрагменте информация опять гонится по кругу, автор пытается подать читателю какие-то несостоятельные мотивы: При этом мотивы для такого рода действий, кроме скандально-романтических, могли быть и иными. Например, накопившаяся неприязнь между членами экипажа, внутренний антагонизм культур, внезапное помрачение рассудка в виде стремления стать Единственным Покорителем Марса и так далее".
Главное, что мы из этого эпизода узнаём - следствие закончилось ничем.
Подача этого эпизода точно авторская, а вот язык всё того же простого парня Ивана.
Четвёртый эпизод: "Ирина Павлюк" - фокал этой дамы.
И только в этом эпизоде автор намекает на интерес Павлюк к Петровичу. Но этот намёк жирно крест на крест перечёркивается - ошибкой.
Фокал - удобный и действенный метод характеристики героя. Герой рассказывает о себе сам. А кто нас знает лучше, как не мы сами? Но! Здесь есть одно правило - герой не может солгать. Это внутренний монолог героя, он не может лгать себе. А Ирина врёт - это очень грубая ошибка.
Ирина, генеральская дочь, внутренний монолог - а подаётся языком простого парня Ивана.
Эпизод пятый: "Аверьянов" - фокал русского следователя.
Опять мусолится следствие, всё та же информация по кругу, намёки на Петровича, дескать, у него была возможность, но совершенно никаких намёков на мотив этого действия... а без мотива - вода, читатель и так знает, что возможность у него была. Короче, мы с Джоном серьезно настаивали на глубокой разработке Петровича этого. С Психофильтром он, конечно, сильно выступил, но с такими умниками одной техники мало. Хоффа говорит, что ему бы еще часиков шесть-семь с Петровичем посидеть, и все бы прояснилось. Но не дали нам этих часиков. Даже после Записки нашей.
Язык всё тот же - простого парня Ивана.
Эпизод шестой: "Петрович" - прямым текстом развязка, прямо в лоб. Петрович рассказывает в чём суть интриги.
Ну сказал я однажды, что о создании семьи смогу думать только после полного завершения экспедиции. По ее логике получается, что если я обещал уйти в отставку, только если Вторая Марсианская провалится, значит, Вторая Марсианская должна провалиться? Это уже не женская логика, а что-то клиническое.
А когда все случилось, искала она меня, как же... Это я ее искал и нашел-таки. Но чуть опоздал: она успела запустить программу "нежелательного контакта" со своего пульта на третьей, секретной, частоте.
Но против Психофильтра - что ж тут возразишь? Теперь ей до конца дней своих в психушке париться. Но окончательно он в мою правду поверил, только когда мы со Стивеном Голдбергом наконец поженились. Да, у конструктора язык всё того же простого парня Ивана.
Ляпы в логике:
Персонаж Ирина Павлюк. Сюжетный ход - ВМС-сообщение о том, что ровно через три года, а именно, 24 сентября 2037-го состоится бракосочетание Ирины Павлюк с ... Зачем ей понадобилось делать этот звонок? Что бы создать мотив действия - ревность?
Космонавты перессорились из-за ревности, и кто-то из них послал сигнал запуска капсулы, или сделал кто-то из ЦУПА? И как поведут себя в такой ситуации и без того одинокие мужики, было страшно даже подумать Других причин я не вижу. В чём же здесь ляп.
Маленький закрытый социум, околокосмический мирок, Термитник. Отряд космонавтов, ограниченное количество технического персонала. Ирина Павлюк альфа-самка - предмет вожделения почти всех местных самцов. Время от времени одаряет благосклонностью кого-то из них, но ни с кем серьёзных отношений не поддерживает. То есть, каждый лелеет надежду. Эта дама под пристальным вниманием. И пусть 99% этих самцов - идиоты не способные установить с одного раза флаг, но достаточно одного умного и наблюдательного, который определит главное предпочтение альфа-самки - Петровича. Он наверняка с кем-нибудь обсудит свои наблюдения, а там где знают двое - знает и свинья, как говаривал папаша Мюллер. Так что, весь отряд должен знать о чувствах Павлюк к Петровичу, и ход с ВМС-сообщением - пустышка. Петрович на Земле, ревновать по-прежнему будут к нему.
Персонаж Ирина Павлюк - мотив действия.
Ирина влюблена в Петровича? И хочет выйти за него замуж. По ее логике получается, что если я обещал уйти в отставку, только если Вторая Марсианская провалится, значит, Вторая Марсианская должна провалиться?
И она решает действовать и закручивает всю эту интригу с сигналом.
В чём нелогичность
Первая. Взаимоотношения с Петровичем. Если он гей - между ними ничего нет. Если он бисексуал - может что-то вялотекущее происходит, но учитывая дальнейшую женитьбу Петровича на Стиве, очевидно, что серьёзных чувств Петрович к Ирине не испытывает. Такая опытная альфа-самка этого не может не понимать. И зачем ей менять стабильную и дающую хотя бы какой-то шанс на счастливое будущее позицию на безнадёжную?
Ведь по завершении карьеры Петрович отправится в большой мир, и гарантий, что возьмёт с собой Ирину - нет. А если даже и возьмёт, здесь у неё нет соперниц, а в большом мире - большая конкуренция.
Вторая. Ирина позиционируется как умная женщина. И не может не просчитать последствия своей авантюры. И все варианты упираются в Психофильтр. Как бы эта авантюра не закончилась, всех сопричастных прогонят через Психофильтр, и по результатам проверки её ждёт психушка. Она бы могла затеять эту интригу, только при возможности подставы. Подставить кого-то третьего. Причём человек должен иметь железный мотив, и опять же из-за Психофильтра - погибнуть. Но в рассказе этого нет.
Третья. Ирина не может быть безумной, в Термитнике есть медицинская служба. Они следят за здоровьем, психическим в том числе, не только космонавтов, но и всех причастных к пуску.
Персонаж Петрович.
Первая нелогичность. Петрович, главный конструктор, идёт примарсение, пик его достижений, триумф, а он покидает главный зал ЦУПа, и не имея никаких оснований для подозрения в злом умысле, идёт искать, в общем, не интересную ему Ирину Павлюк? Зачем? У поступка нет мотива. Он её в чём-то подозревает? Автор забыл указать, предпосылки для этого действия.
Вторая нелогичность.
После отсылки сигнала, он ничего не предпринимает: не предупреждает об опасности основной корабль, не проводит спасательную операцию Грега. Что-то же там предусмотрено на этот случай.
Я даже предположила, что возможно у рассказа открытый финал, и на самом деле злодей Петрович, но не получается.
Если злодей Петрович,
Ирина не врёт в четвёртом эпизоде, но врёт сам Петрович в шестом - что в лоб, что по лбу.
Его мотив? Загубить дело всей жизни, рисковать жизнью близкого человека, и всё лишь для того, что бы избавиться от докучливой любовницы? Думаю, он мог от неё избавиться менее затратными способами.
Единственное, мотивом могли бы быть деньги, Петрович - китайский шпион, продался китайцам. И тогда Ирина жертва. Но опять же, Психофильтр показал бы - она не виновата.
И никаких намёков на эту версию в рассказе нет, это уже чисто мои размышления.
Это основные нелогичности, есть ещё множество мелких, но я их подчёркивала в первой части.
Резюме:
Техника - Садысь, Гиви - тры!
Интрига - А был ли мальчик? Фатально нелогична.
Особенности - скучновато.
Тихий Денис: Дареныйконь
Фантастика с элементами социальной сатиры.
Не сказала бы, что этот рассказ так уж плох. Но серенький. С ляпом в конце. Зачем он написан? Понятно, если бы это было написано для удовлетворения творческого зуда автора.
Но это не так, вот что говорит сам господин Тихий: 'рассказ, который по необъяснимым для вас причинам взял золото в двух серьёзных сетевых конкурсах и был напечатан в уважаемом журнале (мне выплатили гонорар)'
Сюжет простой. Планета 'Огород'. Наивные аборигены-дикари, напоминающие капустные кочаны. Вселенское зло в лице некоей 'Компании'. Стеклянные бусы. Разработка недр - добыча некоего ядовитого топлива 'солиум'. Вселенский разум-заступник, собирающий Эхо Радости жителей Огорода. Откат ситуации на исходную позицию. И кульминация - 'из пушки по воробьям'
Место действия у меня вызвало ассоциацию с 'Заповедной зоной' Р.Шекли и 'Алисой в стране чудес' Л. Кэрролла. Бесконечная радость наивных дикарей, имеющих, тем не менее, грозных заступников; построение лексикона аборигенов; мюмзики, шорьки.
('Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове')
Персонажи канонические без отступлений. Слоувен - злодей, из продавших душу за горсть монет, легко загубит планету и милых, наивных как дети аборигенов (главная оригинальная черта злодея - употребляет коктейль из сапожного крема и зубной пасты, но и это где-то уже было). Брэдбери, Шекли, Саймак, Азимов, Гаррисон - таких злодеев изображали пачками.
'Секта чтущих устав' - типичные дуболомы - из тех, что 'копать от забора и до обеда'; 'Секта умников', тоже ничем новым не порадовала; эколог... давайте по травушке не пойдём... - это, как я понимаю, сатира на армию, учёных, зелёных...
Не слишком тонкий юмор: ' Да что там - пока яму под Сортир рыли - нефть нашли'.
Кульминация. Компания, умники, военные, экологи - совершили преступление, чуть не погубили планету. Но вселенский разум почему-то решил наказать Слоувена, в общем-то, мелкого исполнителя... чуть ошибся? Аналогия. Вселенский разум недоволен земной мировой финансовой политикой, и вот, вместо того чтобы прихлопнуть 'Банк банков' и Баруха вкупе с Ротшильдами и Рокфеллерами, он громит сберкассу в Урюпинске с кассиром Тяпкиным.
Это не просто фантастика, а фантастика с элементами социальной сатиры, наказать следовало всё-таки виновных.
Язык не плохой, но текст не мешало бы почистить. Генномодифицированный (Генно-модифицированный); дома внеурочно(неурочно) заголосил петух; гнойно желтым(гнойно-желтым)...
Главное впечатление от этого рассказа - вторичность. Всё - герои, сюжет, место действия... создают впечатление компиляции из чего-то уже читанного. Нет-нет, я совсем не против аллюзий, оммажей, произведений написанных по мотивам... но должно же быть и что-то своё, ради чего вся эта компиляция затевается. Своё, что автор хочет сказать миру и лесу.
Тем не менее, я не хочу быть не справедливой, рассказ вполне читабельный, нового ничего не найдёте, пищи для ума тоже, но может быть немного развлечётесь.
Резюме:
Техника исполнения - посредственно
Идея, сюжет - слишком просто.
Особенность - вторичность, чистой воды эпигонство.
И еще... литература не стоит на месте, нужно присматриваться к современным тенденциям - совсем зажевали бедную классику.
Львова Лариса: Багрец и золото
В сишной бороде мелькнуло название 'Маленький человек в фантастике'. Меня всегда коробило такое уничижительное определение человека - маленький. Как человек может быть маленьким? Для писателя?! Ведь внутренний мир каждого из нас - это целая вселенная. Так и хочется сказать: господа, вы грызёте рыбу с хвоста, а она протухла с головы. Нет маленьких человеков, это писатели такие - маленькие. А для Львовой - 'Людей неинтересных в мире нет', герои её рассказа вроде бы и 'маленькие', но автору удалось показать, какие они 'не маленькие' изнутри, каждый - как планета. Да-да-да, госпожа Львова меня, читательницу, порадовала, о её 'маленьких' героях читала с интересом, и как это ни ужасно, вынуждена написать положительный отзыв. Ну, пару недоработанных моментов я всё-таки укажу, но это всего лишь мои субъективные впечатления.
Чем же мне этот рассказ понравился, а всем понемногу, изложу по порядку.
Прежде всего - соразмерностью. В рассказе всё уравновешено.
Первое, это построение, классическая композиция сюжета.
Завязка - автор сразу предлагает читателю загадку. Странное происшествие на дороге, что это за непонятный разлом на чистом месте? Сейчас герои туда влезут, и что с ними там случится?
Действие-интрига-конфликт - на первый взгляд ничего и не случилось. Обычная местность, идут, сели перекусить, и главный герой, Пётр Трофимыч, вдруг как в колодец ухнул в воспоминания о своей жизни. И вот тут автор выворачивает перед нами внутренности этого персонажа как перчатку, вот вам и 'маленький человек'... И всё-таки герои попали в аномальную зону, здесь читаются чужие мысли... и главный герой для спутников как на ладони.
А если Слотин и Лёха увидели то, что Трофимыч, как ему казалось, навсегда схоронил?.. Тогда почему не боятся его, не бегут от зверя?
- А куда бежать-то? - спросил Лёха, враз растерявший веселье. - Сколько не иди, кругом одно и то же: овраг да речка.
- Мы здесь втроём. Никого больше нет. Но если хотите, отойдём подальше, чтобы вы нас не видели, - добавил инженер.
Вот первая недоработка - мне кажется, всё-таки инженер с Лёхой должны были как-то иначе среагировать. Они конечно знали, что Трофимыч жёстокий жлобяра, но тут ведь уже совсем другое... убийца, лютый зверь... И не совсем ясен такой момент, если даже инженер не догадывался ранее, что Трофимыч - тот самый Петька, он его должен был узнать в разломе? А Лёха, после прочтения мыслей, догадаться, что Трофимыч его отец? А несчастная Люська - мать? Если не догадались сразу - почему? А если догадались - слишком вяло на это среагировали.
Далее...
Кульминация - момент воздаяния по заслугам главному герою, человек получает то, к чему так стремился всю свою сознательную жизнь - золото, золото под ногами, и никаких людишек вокруг, способных у героя это золото отобрать.
Нет уж, он отсюда ни ногой! Такой фарт раз в жизни выпадает - самородки, как грибы, с земли поднимать. И плевать, на каком свете.
...как вдоль кипящей, булькающей жёлтыми пузырями речки удаляется колченогая фигура. Трофимыч шёл туда, где налившееся багрянцем небо переходило в сплошную тьму.
Развязка - уравновешивает завязку - разгадка. Разговор в больнице, проясняющий произошедшее, и опять же, воздаяние... мне кажется, Алексей, искавший отца, нашел его в инженере Слотине, ну а тот сына, пусть они чужие по крови, но по духу близки, и испытание в разломе их сблизит ещё больше. Развязка хороша ещё тем, что она не проясняет всё просто в лоб, а оставляет читателю на выбор две версии произошедшего: возможно научную - версию Слотина; и мистическую - версию Алексея о том свете.
Герои
Уравновешены в рассказе и герои. Три основных персонажа.
Отрицательный герой Трофимыч, настолько гад, что его пришлось уравновешивать двумя положительными героями. Но персонаж прописан мастерски. Вот у кого следовало бы поучиться господину Шаурову. У его героини я видела отдельные детали: сексуальные губы, ироничный взгляд, идеальный нос - но общего образа так и не узрела. А Трофимыч, без 'носа' и 'сексуальных губ', тем не менее, предстаёт перед глазами очень живо. Через поступки, через внутренний мир. Я его вижу одиозным джигарханяновским 'Горбатым'. Такой же серый, кряжистый, с тяжёлым, как могильная плита, взглядом. Пусть физические недостатки у них разные, но внутренний мир один, для таких - человек грязь под ногами, они за копейку любого жизни решат.
И остальные герои - достаточно объёмные, хотя, их двое, и соответственно описаны они менее подробно. Но и они получились живыми, тот же инженер, несомненно, положительный, но есть в нём и недостатки, некоторая зомбированность в духе того времени - преданность 'делу Партии'
- Товарищи... - заладил митинговать Слотин. - Перед нами необычное природное явление. Вы бегите, товарищи... Сообщите в контору, что я остался наблюдать.
Алёша, его задача вызвать у читателя жалость, сочувствие, он с этой ролью справляется. Но как персонаж, он мне понравился меньше всех, здесь я вижу вторую недоработку, очень уж он, по ассоциации с именем, Алёшенька Карамазов, слишком хорош, наивен и жалостлив для нашего мира - такие не живут. Всё-таки рос он в детдоме, школу жизни прошёл. Но это, сугубо личное впечатление.
Далее...
Язык. Хороший, написано реалистично, картинка складывается. По стилю текст напоминает - Распутина, Астафьева, Пермяка. Они тоже писали о тех местах, и в такой же манере.
И этот рассказ я могу назвать притчевым - каждому по вере его.
Резюме:
Читайте, понравится.
ФИНАЛ
Ролдугина С. Дрянь
Пишет вам Барби из Кендиленда. У нас в Кендиленде всё чудесно, живут честные, благородные юристы Кены и трепетные, самоотверженные директорские секретарши Барби и ещё много-много прекрасных, добрых кендилендцев. Любовь у нас в Кендиленде исключительно счастливая: юристы встречаются с секретаршами, и случается барбикен или кенобарб, как получится, короче. Ну а если вдруг в Кендиленд просочится какая-нибудь 'дрянь', юристы и секретарши её веником и шваброй быстро уконтропупят. В общем, всё у нас в Кендиленде сладко-сладко-сладко.
Не понравилось, не мой размерчик, я предпочитаю умеренно сладкий продукт.
Васин Р.В. Хиж-2016: Два бога
Читая рассказы на этом конкурсе, я часто задавалась вопросом: а зачем это вообще писалось? Донести до сведения публики: автор умеет писать?
Так вот, с этим рассказом у меня таких дурацких вопросов не возникло. Читать было действительно интересно. Интрига великолепная. Просто интересно, что же с этим человеком случилось. И развязка достойная: можно случайно изобрести и создать бога, и так же случайно его уничтожить.
Хороший рассказ. Понравился.
Мягкая И. Хиж-2016: Сокровище
Брутальные, суровые герои, почти 'аморальный' сюжет и неожиданно по-настоящему трогательная развязка. Великолепное противопоставление. Хороший рассказ. Понравился.
Никитин Д.Н. Летучий корабль "Циолковский"
Когда я задумываюсь, сколько полезных ресурсов тратится на создание орудий убийства, когда я вижу картинки с мест военных действий: с израненными людьми, с голодными обездоленными детьми, с собаками, преданно ждущими хозяев у ворот разрушенного дома - мне хочется собрать всех милитаристов и их почитателей на один большой-большой космический корабль и направить этот корабль прямо на солнце. А в рассказе идеализируется и романтизируется атомная бомба и её создатели. Оправдывается её изобретение. Чувствуется, что автор благоговеет перед оружием. И не хватает интриги, возможно если бы сюжет был более насыщенный, он смотрелся бы иначе. А так, по сути, главное место здесь занимает сцена боя, разговоры об оружии, описание оружия. Ну разве мало, что в каком-то маленьком русском городишке от девушки Маши осталась лишь тень на стене, зачем создавать такую боНбу, что бы теперь уже во всех немецких городишках от девушек только тени на стене. И исполнение не понравилось. Затянуто. Тяжёлый ретро-стиль: на сопках Маньчжурии - тра-ля-ля, вашскобородие, матрос Лучкин, но не с Максимкой - а с атомной боНбой.
Рассказ не понравился. И не только потому, что я пацифистка, с литературной точки зрения тоже неудачный.
Маверик Д. О, человек
Хорошее исполнение. И достаточно интересная идея, жизнеспособная, я не исключаю что-нибудь подобное в будущем. Но рассказу не хватает интриги, скучновато, не увлекает.
Но всё-таки рассказ хороший, хотя мог бы быть лучшим.
Лионская Л. Паша хромает
А в такую социальную модель общества будущего я не верю. Если идея Маверика мотивирована и жизнеспособна, то здесь - просто авторская фантазия, антиутопия. Для такого пути развития нет оснований, иначе уже сейчас половина населения создавала бы семьи из резиновых кукол. И совершенно не понравилась главная героиня. Так уж она осуждает существующее положение вещей, так уж осуждает и презирает несчастную Веронику, так уж ей в лом выполнять свои обязанности. Ноет весь рассказ, а в конце сюрпрайз: ни она, ни её напарник ничем от дуры Вероники не отличаются. Так чего ж она зудела, борчиха с режимом.
Не понравился, пафос без толку.
Монастырская Е. Хиж-2016: Счастье в подарок
Хороший рассказ, добрый, оставляет светлое послевкусие. Вот она умеренная сладость, такая как надо - а не барбикен. Исполнение хорошее, возникает чувство сопереживания.
Jacqueline D.G. Запретное чувство
Слишком пафосно и затянуто, слишком долго вы разматываете действие, слишком пытаетесь надавить на чувства, вызвать сочувствие к этому Коттэму, слишком, слишком, я не люблю принуждение. Слишком театрально. Театр хорош на сцене, а на бумаге - на любителя.
Не буду говорить плохо, просто не моё.