Для нашей бригады эта работа большая и даже значительная. Для меня - совсем новая, другим уже встречалась. В общем-то, понятно, как ее выполнять, но многие детали я бы упустил, если б не бригадир и прораб.
Труба метрового диаметра и высотой 37 метров. Мы ее собрали на земле из четырех секций, привезенных с базы, на две трети длины изолировали и приготовились к подъему. По проекту производства работ потребовался кран грузоподъемностью пятьдесят тонн, хотя сама труба была весом чуть большее шести тонн, но - из-за высоты подъема. Пришлось использовать японский кран "Като".
Пригнали кран. Крановщик оказался очень опытным дядькой и начал ставить палки в колеса:
- Под лапы надо положить дорожные плиты. А эти, что вы приготовили из керамзитобетона - не пойдут.
- Но у вас же полушпалки на платформе для опирания утригеров, - сказал я.
- Ты смотри, уже учит, вот молодняк пошел! В ППР что записано? - обратился он к нашему прорабу.
Дед крякнул, понимал, что спорить с этим амбалом - себе во вред. У меня сразу в голове созрели мысли, как лучше обустроить нашу жизнь вообще. Хотя в советское время мне практически не довелось поработать, но я слышал, что все эти беды - оттуда.
Двойственность. У крана продолжали быть два хозяина: крановщик и АНО.
АНО взяло за машино-смену 1600 рублей, а крановщик пока ничего, и он вовсю старался наверстать "упущенное". Эх, гайдары-чубайсы, что же вы наделали... Или - недоделали?
Приватизация.
Директора приватизировали предприятия, но чувства хозяина у них не появилось. Они как были безразличны в коммунистическом прошлом, так и остались.
Большая разница, когда истинный хозяин старается максимально не упустить свои выгоды, он не дает крановщику зарабатывать на своем кране помимо зарплаты. И ради своей выгоды хозяин не позволит своему рабочему отпугивать заказчиков, создавать фирме антирекламу. А здесь крановщик выступал в роли конкурента своего хозяина и искал зацепки, как бы выжать из заказчика еще.
Прораб, помаявшись, вызвал на подмогу автокару и другой маломощный кран и понатащил ломаных дорожных плит с территории вокруг завода.
Наш главный инженер, присутствовавший тут же уже пообещал крановщику стольник, и тот стал сговорчивее.
Уложив плиты и установив кран, крановщик привычно вышел из крана с журналом производства работ и потребовал удостоверения стропальщика и ответственного за производство работ. Как всегда, по нашей расхлябанности, удостоверений ни у кого не оказалось - кто дома забыл, а кто и вовсе давно потерял.
Назревала необходимость еще одного стольника. Но тут у инженера ПТО нашлось удостоверение.
Дальше крановщик работал инициативно, как будто это был другой человек.
А если б хозяином крана был он! Не было бы этого трехчасового вымогательства.
Я подумал, что японцы - не дураки, и не стали бы создавать кран, для работы которого надо специально уплотнять грунт. Рассмешил бригаду, нарисовав картину: перед краном едут катки - уплотняют грунт, затем дорожная машина укладывает бетон, и лишь спустя полмесяца заезжает кран.
Прораб сказал, что грунт вокруг очень плотный, с гравием и битым кирпичом. На таком грунте вполне хватило бы инвентарных приспособлений крана - опорных плит и полушпалок, но... Даже если так, то - пусть бы и гоняли вместе с краном КАМАЗ с дорожными плитами, а не создавали проблем заказчику.
После подъема трубы, когда она еще была без растяжек, Лешка Петренков забрался на нее отстроплять кран. Труба, закрепленная за основание, стояла, не шелохнувшись. Но все равно было страшновато - а вдруг... Я был в бригаде новичок и меня то ли берегли, то ли - не доверяли. В мыслях я готов был залезть, но не напрашивался.
Кран собрали в транспортное положение, и он поехал к себе на базу, а мы стали закреплять растяжки. Место было тесное, и при застропленном кране растяжки нельзя было устанавливать, он бы потом не выехал.
Начальство разъехадось, прораб уговорил начальника котельной принести из винного цеха вина, и цедрая начальница цеха налила двухлитровый баллон настойки.
Наш главный - тоже дерьмо, вместо того, чтобы отстаивать интересы нашей фирмы, "лил воду на лапу" крановщика. Напустился на меня: "Где дорожные плиты?!" - как будто я их не заказывал, решили на дурничку, хорошо, начальник ЖКХ, кому подчинена котельная, дал две плиты. И то крановщик сперва поломался, но потом одну использовал.
- А главный-то, как я понял, выклянчил у нашего директора 250 рублей для крановщика, а полторы сотни зажал для себя, - высказался прораб.
Эх, эти гайдары... Работник должен быть заинтересован в своей зарплате, дорожить ею, а не искать способов дополучить, выполняя свои непосредственные обязанности.
Посидели с часок. Настойка приятно отдавала перчиком, но пили без жадности. Лешка выпил всего стакан, бригадир со сварщиком - по два, мы с прорабом по полстакана.
Стемнело, когда я добрался домой и от усталости завалился спать, даже телевизор меня не заинтересовал, как обычно.