Енокусовец Алексей Николаевич: другие произведения.

Бог в сегодняшнем мире

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сопоставление сегодняшних реалий в христианстве, иудаизме и исламе

  БОГ В СЕГОДНЯШНЕМ МИРЕ
  Что ты сделаешь, Джон, если тебя ударят по левой щеке?
   По Библии или взаправду, господин учитель?
  
  Анатоль Франс, говоря о своём детстве, вспоминает, что когда он в шестилетнем возрасте научился писать, то решил ознаменовать это событие созданием учёного трактата. За несколько минут он осилил его название - "Что такое Бог", после чего побежал похвалиться результатом матери. Та одобрила, но с замечанием - после слова "Бог" надо поставить вопросительный знак - ты спрашиваешь, что такое Бог? Молодой автор категорически возразил - нет, я не спрашиваю, я знаю! И не смотря на все доводы отказался поставить вопроситель-ный знак, который казался ему тогда знаком невежества.
  Позволю себе предположить, что если такой вопрос задать современному специалисту по системному программированию, чиновнику любого ранга, фирмачу или участнику песенно-дрыгательного ансамбля то ответ по своей глубине не на много превзойдёт представления юного автора трактата. Мало кто признается, что он атеист и считает, что никакого Бога нет - это сейчас не модно. Тогда возникает встречный вопрос - какие ограничения или дополнительные обязательства накладывают на господина Имярека его религиозные воззрения. И тут окажется, если он не будет лукавить, что никаких. Он не откажется от элегантной любовной интрижки, с удовольствием приобщит к своему достатку то, что плохо лежит, ему не придёт в голову отстоять всенощную на страстную пятницу, пожертвовать (анонимно!) что ни будь солидное на бедных.
  А между тем по другую сторону баррикады и сейчас фанатики-исламисты с лозунгом "Аллах акбар" идут на смерть во имя своих религиозных устремлений и ненависти к врагу.
  А ведь Бог, как некое персонофицировавнное понятие, во всех трёх религиях - христианской, иудейской и мусульманской один и тот же, только Посланники у Него разные - у христиан это Иисус Христос, у мусульман - Магомет, у иудеев этот пост остаётся пока вакантным - Мессия ещё не явился людям. Ветхий Завет Библии и его главные персонажи имеют аналоги в священных книгах у мусульман и иудеев. Так что несмотря на различную прикладную догматику, эти религии имеют больше сходства, чем различия, и вполне могли бы найти общую основу для взаимопонимания, если бы не политические аспекты - в условиях воинствующего противостояния Востока и Запада каждая сторона норовит записать Бога в свою команду. При этом чем ниже культурный уровень основной массы народа, ниже его благосостояние, тем большее значение приобретает религиозный настрой действующих элементов - солдат, боевиков, "камикадзе" и т.д. Сейчас мало кто знает, что в своё время Магомет, провозглашая новую религию, рассчитывал на поддержку христианских общин того времени, предполагая в дальнейшем их присоединение к своему курсу. В системе авторитетов ислама Христос занимает своё относительно скромное, но, тем не менее, почётное место.
  В отличие от И. Христа, призывавшего к смирению, Магомет отстаивал свои идеи с мечем в руке и умер накануне очередного похода против неверных. Другим нововведением относительно классического христианства был его тезис о том, что пророкам - Посланникам Господа (а Магомет именно таким и был) - дано право изменять ранее установленные религиозные установления, пусть и идущие от самого Аллаха. Гуманизм Христа противоречил ранее установленным законам Моисея (пресловутые "око за око, зуб за зуб", повальное уничтожение вражеского населения, включая, конечно, женщин, стариков , детей и даже скота - "всего что дышит"). И тем не менее Христос не пошёл на официальную, как мы бы сейчас сказали, отмену изуверских установлений Моисея, а напротив заявил, что "я пришёл не нарушать законы, а исполнять их". Возникающие при этом противоречия и родили на свет известные евангельские сказания о "динарии кесаря" и наказании впавшей в блуд женщины, которую по законам Моисея надо было забить камнями до смерти. (Не могу отказать себе в удовольствии привести современный анекдот на этот сюжет. Итак, фарисеи во главе толпы народа приволокли к Христу на суд пойманную на горячем деваху. Христос произносит классическое "кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень". Народ в смущении начинает расходится, как вдруг здоровенная булыга со свистом попадает бедной девахе в голову и та падает замертво. Христос посмотрел, кто это сделал, и говорит - "Мамаша! Сколько раз тебе повторять - не вмешивайся в мои дела!").
  Отсутствие узаконенных возможностей корректировать божественные установления в связи с изменившимися за тысячелетия обстоятельствами ставят современных богословов в положении Иванушки-дурачка, который получив совет приветствовать работяг лозунгом "таскать вам не перетаскать", запускает его на все случаи жизни, в том числе и встретив похоронную процессию. Можно привести много примеров явно устаревших божественных законов, которые давно уже не выполняются, на что богословские инстанции стыдливо закрывают глаза: использование противозачаточных средств (за это положена смерть), употребление в еду "нечистых" животных, сожительство вне церковного брака. Про гомосексуализм и говорить нечего - смерть! (с моей точки зрения - таки мерзость, однако на хвалёном Западе этот вопрос рассматривается как эталонный для определения государств подлинной демократии).
  Военное противостояние исламских и христианских государств с точки зрения религиозного обоснования у приверженцев Магомета проработано куда лучше, чем у христиан. В исламе есть понятие "священная война" - газават, которая была впервые провозглашена самим Магометом, в то время, как Христос призывал прощать врагов своих. Разумеется, политические реалии христианских государств никогда не ограничивались этим тезисом. Вспомним религиозные войны во Франции, Варфоломеевскую ночь, которая, кстати, была одобрена па-пой римским, все последующие войны, коим несть числа, и где каждая из воюющих сторон получала своё церковное благославление. Всё это так, но тем не менее признаем, что в наше воинственное время каноны ислама значительно более соответствуют жизненным реалиям стран и народов, чем христианские, не смотря на весь их высокий гуманизм. Да и рай исламистов с обаятельными гуриями, которые наперебой стремятся к павшему герою, для людей, не обреме-нённых излишней культурой, куда более желанен, чем стерильный рай христиан. В настоящее время модно утверждать, что мол истинный ислам гуманен по своей природе, а современные фундаменталисты дескать искажают основополагающие установления Магомета. Такие утверждения, даже если они делаются искренне, в целом далеки от истины. Действительно, у Магомета можно найти изречения как одного, так и другого толка [1]: В начале своего служения Мухаммед побуждал своих последователей встречать сопротивление с терпением и убеждением. Учёные называют такие места Корана 'стихами прощения'. Например, Коран говорит: 'Приглашайте (всех) на путь Господа с мудростью и красивой проповедью; спорьте с ними самым лучшим и любезным образом: ибо Господь лучше знает, кто сбился с Его пути, а кто водим Им (16:125)'. 'Не могут добро и зло быть равными. От-вергайте зло посредством добра (41:34)'. Однако, после консолидации усилий, Мухаммед явно велел использовать наступательные военные меры против неверных. Исследователи называют та-кие тексты Корана "стихи меча". Вот пара примеров: 'Вам предписывается борьба, а вам это не нравится. Но возможно, что вам не нравятся вещи, ко-торые вам во благо, и что вы любите вещи, которые вам во зло. Но Бог знает, а вы не знаете' (2:216). "Когда запрещенные месяцы прошли, сражайтесь с язычниками и убивайте их везде, где вы только находите их; хватайте их, осаждайте их, поджидайте их, используйте любые военные хитрости. Но если они раскаиваются, устанавливают регулярные молитвы и участвуют в благотворительности [становятся мусульманами], тогда откройте путь для них, ибо Бог милостив"(9:5). Никакого противоречия между этими высказываниями нет - они целиком обусловлены ситуацией, которая существовала на момент их провозглашения: в начале своего служения сил у Магомета по сравнению с его противниками было крайне мало, - оттуда и проповедь мирного сосуществования. Но вот положение изменилось - военный потенциал стал склоняться в пользу Магомета, а раз так - надо вести наступательную войну вплоть до полного уничтожения неверных!
  Противостояние христианства и иудаизма исторически более существенные - ведь по Евангелиям именно евреи осудили и распяли Иисуса, а римляне тут вроде бы были и не причём. В свете стремления Ватикана к распространению своего влияния на приверженцев других религий делается понятным решение католического Вселенского Собора о том, что древние евреи не повинны в смерти Иисуса Христа, а по историческим реалиям тех времён казнить его могли, дескать, только римляне. Вполне возможно, что так оно и было, но только вспомнили об этом поздновато - без малого две тысячи лет воинствующий антисемитизм во всех странах, и в первую очередь - запад-ноевропейских - находил теоретическое обоснование именно в Евангелиях, где вопрос распятия Христа изложен однозначно.
  Вспомним, к примеру, Евангелие от Матфея, "гл.27, 23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! 24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25 И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших."
   Тем не менее в наше время в условиях противостояния в первую очередь арабского мира и американцев в купе с европейцами религиозные противоречия христианства и иудаизма практически не ощущаются - нет государственных интересов, которые их будировали бы.
  Равнодушное отношение европейцев и американцев к религии хорошо видно на примере современных западных кинофильмов или книг - попробуйте найти там эпизод в котором герои в трудную минуту или вообще по ходу дела станут молиться Богу или обратятся за советом к священнику. На такие процедуры у них просто нет времени
  (конечно не имеются в виду ритуальные мероприятия - похороны или свадьба, случаи использования церкви для понта убийцами и, наконец, мелодрамы с рыдающей матерью).
  А между тем другая сторона - исламисты - полным ходом строят в США, Западной Европе и России мечети - весьма действенные организационные центры исламской пропаганды. Было бы разумным на государственном уровне притормозить эту деятельность, как явно имеющую экспансионистский характер.
  К примеру, в США в ислам активно вовлекаются негры. С одной стороны, вроде бы и хорошо - упорядочиваются семьи, искореняется пьянство и т.д. С другой стороны, массы беднейшего негритянского населения, которое до этого в основном было просто деклассированными люмпенами, теперь пополняют ряды идейных противников белого населения (что бы то там не говорили различные высокопоставленные представители обеих сторон). Первые результаты уже на лицо - повальное бегство трудового белого населения из южных штатов, где негры составляют 40% всего населения.
  А как в этом плане выглядит матушка Россия?
  Общеизвестен факт, что начиная со Святого Владимира в Киевской Руси и до падения монархии Православная церковь служила мощной идеологической основой для духовного объединения всех православных христиан в одной державе. Особенно это проявлялось при противостоянии России с татарами и турками на юго-востоке, а также поляками, шведами и немцами на западе. В наше время православная церковь, разумеется, в значительной мере утратила своё реальное влияние, но всё же не до нуля. Учитывая это наши зарубежные коллеги, которые мягко стелят, не пренебрегают возможностью ущемить православие. Особенно это проявляется в странах СНГ, где оно являлось в прошлом доминирующей религией, например на Украине. При советской власти здесь официально признавалось православие под эгидой московского пат-риархата и в малой дозе - католическая вера. Сейчас за счёт усечения классического православия мощно продвигается униатство (греко-католическая церковь) и автокефальная церковь (в своё время учрежденная Петлюрой православная церковь с киевским патриархатом). Политическая цель этих нововведений очевидна - снизить до минимума духовное влияние Москвы. И здесь свой скромный, но тем не менее весомый вклад сделал наш сегодняшний папа римский - Иоанн Павел II во время своего визита на Украину - были расширены имущественные права католической и униатской церквей, повысился их авторитет. Сам факт официального визита главы католической церкви в Киев - в прошлом исторический центр воинствующего православия - говорит о многом.
  Впрочем, не оставляют без внимания и саму Россию. Как грибы после дождя здесь множатся всякие религиозные организации, противопоставляющие своё учение православию. Наиболее весомая из них - Свидетели Иеговы, получающая мощную поддержку из- за океана. Я достаточно подробно ознакомился с основными положениями учения Свидетелей Иеговы и могу совершенно искренне заявить, что это религиозное течение наиболее полно освободилось от пережитков древнего мира и средневековья и его догматика в наибольшей мере соответствует образу мышления и поведению современного культурного человека. Не может не вызвать уважения их полное отрицание в повседневной деятельности какого либо национализма, антивоенная направленность, стремление к единству всех людей на Земле. И тем не менее понятно, почему американцы стремятся пропагандировать Свидетелей везде, но только не у себя дома - ведь Свидетелям чужд государственный патриотизм - они, например, не поют государственный гимн, отказываются при всех обстоятельствах брать в руки оружие, весьма критически относятся к правительству своей страны - одним словом при всех их высоких моральных качествах их лучше наблюдать по другую сторону баррикады.
  Разумеется по сравнению с исламизмом это, как говорится, небо и земля, но сдавать им позиции в ущерб православию было бы неразумно с государственной точки зрения.
   1.Баккокки Самюэле Насилие в Коране и Библии. www.Lib.ru, Самиз-дат
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"