Аннотация: Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
ЖДАТЬ У МОРЯ ПОГОДЫ
Известно, что самые суеверные люди на земле - моряки. Попробуйте организовать выход корабля в экспедицию в понедельник или тем более - 13 числа - ничего не выйдет - что-нибудь да помешает. Конечно, официально никто этого не признаёт, но и тут, впрочем, бывают исключения. Вице-адмирал ВМФ США Ч. Локвуд во время второй мировой войны, планируя выход дивизиона подводных лодок, сдвинул дату выхода с понедельника на вторник, комментируя своё решение так - "мы, конечно, не были суеверными, но считали, что лишняя предосторожность не помешает".
Автор не является моряком, и не имеет морального права быть суеверным, но история, рассказанная ниже об экспедиции, которой не везло, всё же несколько поколебала его твёрдые материалистические воззрения.
Дело было так. В сугубо сухопутном городе Львове под ру-ководством автора по заказу ВМФ была разработана система авто-матического поиска донных мин средствами подводного телевидения (дело было в 70-е годы). На тот момент уже существовали не автоматические системы такого рода (известная система "Нева"), но как оказалось, результаты поиска, показанные на её сдаточных испытаниях, не воспроизводились потом на практике. Известная пословица о поиске иголки в стоге сена здесь полностью имела место - чтобы найти одну мину нужно чуть ли не целый день утюжить море. При этом оператор всё это время наблюдает на экране светло-серые размытые пятна на тёмно сером фоне - именно так по большей части и выглядит на чёрно-белом мониторе морское дно. Уже через 20-30 минут такой работы у него отключается внимание, и он перестаёт по сути дела наблюдать за экраном - таковы непреложные свойства человеческой психики. Сомневающимся расскажу известный в 70-ые годы эпизод. При испытаниях вертолётоносного крейсера "Свердлов" на Севастопольском рейде из-за ошибки лётчика вертолёт промахнулся и сел на воду, после чего быстро затонул; экипаж спасся. После этого надо было найти вертолёт и поднять его на крейсер. Задача не казалась слишком уж сложной - место "посадки" вертолёта было известно довольно точно, глубина небольшая, прозрачность воды вполне достаточная для системы "Нева". На деле в течение 2-х (или даже, кажется, 3-х) суток непрерывного поиска вертолёт найти не удавалось. В конце концов, он был обнаружен корабельным поваром, который от нечего делать заглянул в аппаратную и стал смотреть на экран через плечо оператора.
Разумеется, такого рода факты не оставались без внимания - была разработана методика отбора операторов, при поиске они менялись через каждые пол часа, прорабатывались способы нарочно подавать на экран имитаторы изображений мин и штрафовать опера-торов, если они их не заметят и т.п.
Но всё это были, разумеется, полумеры - кардинальное ре-шение - создать полностью автоматизированную систему - как раз и было нашей задачей. При лабораторных испытаниях наш автомат показал, как мы считали, отличные результаты, оставалось только подтвердить это на практике.
После согласования необходимых формальностей, имея ут-верждённую главным управлением ВМФ программу испытаний и соответствующие приказы, мы на двух автомашинах выехали на базу ЧВМФ в Феодосию, где по аналогичным поводам бывали и раньше. Нам было хорошо известно, что, не смотря на вышестоящие указания из Москвы, мы, как посторонние, будем получать корабельное обеспечение в последнюю очередь - после удовлетворения потребностей собственных организаций ВМФ, которых в летне-осенний период на базе было предостаточно. Поэтому для стиму-лирования хорошего отношения к львовянам мы по традиции при-хватили с собой 20-ти литровую канистру с коньяком марки КС (ка-зённый спирт). В то доброе старое время он вполне заменял в ор-ганизационных делах сегодняшние доллары.
Первый негативный момент, который мы ощутили вскоре после прибытия на базу - наличие конкурирующей (тоже требующей ко-рабельного обеспечения) экспедиции из Алма-Аты. С восточным размахом они прибыли на базу с двухколёсным прицепом - квасной цистерной. Только у них она была наполнена тем же коньяком КС. Это сразу привело к девальвации спирта, и наши скромные на этом фоне запасы стали выглядеть малоубедительно. Соответственно и наш ранг - первые среди посторонних - упал на ступеньку ниже.
После недели хождений к руководству нам, наконец, выделили тральщик. В течение двух дней на нём была установлена наша аппа-ратура. Далее необходимо было загрузить 4 - 6 учебных мин (обеспечение заказчика). Увы, их просто не было на базе. Стали ис-кать подходящие болванки - цилиндры 2м x 0.5м. Что-то похожее обнаружили и с некоторым трудом,(они были весьма тяжёлыми) - загрузили на борт.
Вот тут то и заработала пословица - сидеть у моря и ждать погоды. Тральщик из-за малой осадки болтает даже на слабой волне, почти не заметной на других кораблях. Так что общем получалось, на один день выхода в море приходилась неделя ожидания подходящей погоды (прогноз на волнение - не более 3 баллов). Наконец всё сов-пало - есть корабль, погода, команда на выход - и мы идём на поли-гон, который находился в 10 - 15 километрах от самой базы.
Сами испытания были запланированы довольно просто: надо было буйками отметить ворота шириной 40м. По линии ворот рав-номерно накидать на дно имитаторы мин, так, чтобы при проходе через ворота хотя бы одна мина попала бы в поле зрения поисковой системы. Далее надо было пройти ворота много раз под различными углами и разными скоростями. В идеале система должна была срабатывать каждый раз при прохождении ворот и ни разу при маневрировании тральщика на свободном пространстве.
Итак прибыли на полигон - попросту выделенный участок моря, ничем не отличающийся от любых соседних. Установили буйки. С помощью кран балки с некоторым трудом перевалили первую из пяти болванок-мин за борт и расцепили подвеску, ожидая, что после этого она плюхнется в воду и затонет. Болванка действительно плюхнулась в воду, но после этого к всеобщему изумлению поплыла по волнам! Оказалось, что она была заполнена опилками и только по краям зацементирована. Плавучесть у неё была что надо, и притопить её каким ни будь мелким железом из имеющегося на корабле нечего было и думать. Оставалось одно - выбрать буйки с болванкой и вернутся на базу не солоно хлебавши, что мы и сделали.
Теперь надо было решить, как соорудить имитаторы мин. По согласованию с представителем Заказчика придумали такое - из листов дюралюминия склепали длинную (12м) трубу нужного диа-метра. Трубу покрасили тёмной краской (ржавое железо) с чёрными поясками (вода + ил) - получилось как бы 5 мин лежащих друг за другом. Это не была полная имитация - по настоящему мины должны были лежать как попало - но Заказчик эту условность проглотил, т.к. поставка настоящих учебных мин была его обязанностью, которую он не выполнил.
Дюралюминиевая клёпаная труба была нами изготовлена и вы-крашена, после чего началось традиционное ожидание команды "добро на выход", которое заняло что то около 5 суток. Надо сказать, что это ожидание не было утомительной процедурой - приходили утром на базу, получали неутешительный прогноз, после чего шли на пляж, где и проводили с небольшими перерывами на еду день до вечера. Не оставался без умеренного внимания и коньяк КС.
Наконец получаем долгожданное "добро" и идём на полигон. Выставляем ворота, после чего осторожно кран балкой укладываем на поверхность воды трубу, которая наполняется водой. И тут снова неожиданность - труба, частично наполнившись водой, стала весить несколько тонн и волны в считанные секунды разломали её на отдельные листы. Только и успели вытянуть разломанную гирлянду листов обратно на борт.
Опять возвращаемся на базу ни с чем.
Следующий этап изготовления имитатора - берём 12-ти мет-ровую стальную трубу на которую укрепляем 5 отдельных дюралю-миниевых колец нужного диаметра и длины. Между кольцами - просветы по 20 см, так что вода может свободно поступать и выли-ваться из каждого кольца. Делаем, красим, загружаем, ждём. По-ступает долгожданное "добро", идём на полигон, осторожно вер-тикально опускаем трубу с имитаторами, на небольшой глубине вы-равниваем её горизонтально и кладём на дно. Выставляем ворота. Отходим на 300 метров, выпускаем забортную часть системы, вы-ставляем нужную глубину погружения. Система работает нормально. Тральщик нацеливается на ворота о готовится сделать первый за-ход...
И тут намертво выходит из строя корабельный двигатель. Тральщик беспомощно останавливается. Мы выбираем забортную часть искателя. Капитан радирует командованию что то похожее на SOS (корабль ветром медленно сносит на скалистый берег).
Там радиограмма не вызвала особого переполоха - через четверть часа или около того мы получили ответ - в 18 00 будет воз-вращается с учений корабль Имярёк. Ему дан приказ взять нас на буксир и доставить на базу. Вроде бы вопрос решён. Да только вот беда - текущее время что то около полудня. Предстоит 6 часов болтаться без хода. Как я уже говорил, тральщик из за малой осадки и так болтает на волне, а тут без хода болтанка оказалась что надо. Уже через час большая часть нашей экспедиции и некоторая часть команды метала икру.
Подошло время обеда. Как раз была моя любимая еда - ва-реники с картошкой (правда из тёмной муки, но с луковичной подли-вой!). После некоторых колебаний всё же употребил вареники по назначению. Затем сразу забрался на мостик - там был клеенчатый диван, на нём я и расположился на всё оставшееся время. Было отчаянно скучно - ругал себя, почему не догадался захватить с собой какое ни будь чтиво. Но в остальном чувствовал себя неплохо.
Наконец показался корабль Имярёк. Сошлись поближе, там уже хотели перекинуть буксир, но ведь надо было сначала выбрать буйки с имитатором. Ан не тут то было - капитан Имярёка получил приказ отбуксировать, а выбирать наши манатки - нет. А как известно, никто на свете не будет делать нудную работу, если её можно не делать (наш случай). Тут уже завопил наш капитан - оставлять на полигоне что бы то ни было запрещено, мы же этого сделать никак не могли. Наконец после некоторой перебранки (кажется, было ещё дополнительное радио на базу) команда Имярёка с небольшим мор-ским матерком выбрала наше добро, перебросила нам буксир и мы поплыли во своя си.
Вы замечали, возможно, что в морских рассказах, когда ко-рабль приходит в порт капитан как правило, передаёт командование помощнику. Делается это не спроста - точно причалить к пристани не так то просто - тормозов то на корабле нет, да и руль при малых скоростях капризничает. Так что от греха подальше - лучше поручить этот искус подчинённому. В той же Феодосии наблюдал однажды швартовку неопытного рулевого. У пирса стояла в ряд группа не-больших кораблей, примерно в середине - просвет, куда можно было затолкать по меньшей мере ещё два корабля. Туда как раз и подплывает на малой скорости наш "Неопытный" (название, понятно, условное). Не долго думая он врезается в кормовую часть пришвартованного корабля , сбивает на нём радиоантенну, затем резко разворачивается и наносит скользящий удар по носовой части соседнего корабля, сбивая на нём радиолокатор, затем двигаясь дальше врезается в пирс. "Неопытный" - прочный военный корабль, так что от столкновения с пирсом видимых повреждений не получил, но зато от пирса отколол несколько бетонных кубиков.
А у нас положение посложнее - двигателя, который может если надо дать задний ход и притормозить или наоборот - ускорить ход у нас нет. Только инерция и руль. Поэтому на швартовку нашего тральщика я смотрел, как на цирковое представление - и надо сказать она прошла без задоринки. Подъехали к пирсу метров на 50, отдали буксир и далее по инерции поплыли со всё уменьшающейся скоростью. Расчёт оказался точным - подошли к пирсу практически с нулевой скоростью в нужное место, матрос перескочил на берег, закрепил швартову за кнехт и очередной выход в море закончился.
На утро пошли договариваться о выделении другого корабля. Не тут то было. На ремонт двигателя, как выяснилось, необходимо было затратить не менее месяца, других свободных плавсредств на базе не было, да и срок командировки подходил к концу (тогда действовало правило - не более месяца). Так что запломбировав и поставив по охрану наши машины отбыли во своя си. Представитель Заказчика обещал решить вопрос с выделением корабля не позднее, чем через месяц. На том невезучая экспедиция и закончилась.
"-------"
Телеграмму представителя Заказчика о готовности кора-бельного обеспечения получили примерно через 20 дней. Сборы были недолги, и все сразу выехали. Кроме меня - наученный предыдущим опытом я рассчитывал на фактическое проведение испытаний не раньше, чем через 8 - 10 дней, и решил прибыть именно к этому сроку. К моему приятному удивлению, я прибыл на базу к шапочному разбору - испытания уже состоялись, причём с первого же захода и прошли успешно - ни одного пропуска объекта и ни одного ложного срабатывания. Оказалось, что наши конкуренты по корабельному обеспечению с цистерной спирта попали под колпак ОБХС (видимо, настучал кто то). Пока суть да дело, эта могучая организация конфисковала цистерну, покупательная стоимость спирта резко повысилась и наша скромная канистра стала опять дееспособной. Это позволило оперативно решить все оргвопросы. К моему приезду оста-лось только составить и согласовать протокол - тоже важная работа, хотя и канцелярского плана.
Бумагу нарисовали хорошую, отметили все положительные качества автомата и рекомендовали его к внедрению в новую поис-ковую лазерную систему, которая как раз делалась тогда в Ленин-граде.
Протокол подписали все, кому ведать надлежит, и с победой разъехались по своим организациям. Но перед разъездом, как во-дится, отметили победу в местном трактире. После всех тостов зашёл разговор о неудачах предыдущей экспедиции. И здесь точку над Є поставил наш научный сотрудник Роман Семёнович - оказывается, предыдущая экспедиция выехала из Львова 13 числа.