Enola-Alone: другие произведения.

Сюрреалистические метаморфозы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на выставку Натальи Нестеровой в Третьяковской галерее на Крымском Валу

  Наталью Нестерову - живописца "со стажем" и обладательницу художественных регалий с солидным списком персональных и групповых выставок - искусствоведы пестуют как академического мастера, относят к поколению семидесятников и, причисляя к наивистам, усматривают в картинах черты экспрессионизма и сюрреализма. Как бы то ни было, Нестерова - безусловный ас кисти и снайпер настроения. Атмосфера полотен художницы сравнима, пожалуй, с ощущениями выкинутой волной на берег рыбы, жадно глотающей последний кислород. Из более чем пятидесяти картин, представленных на выставке и интонационно связывающихся в целостный полиптих, как будто выкачали воздух.
  Обыденные и непритязательные сюжеты художница читает метаязыковыми способами, а эмоционально-психологическая острота делает визуальную насыщенность полотен второстепенной. Дети, играющие в городки или подкидывающие обруч ("Золотой обруч", "Городки", "Золотой обруч"), молодежь в масках, водящая хороводы у новогодней елки ("Встреча Нового года в Прибалтике"), пожилые дамы, как будто застывшие на скамейке в сквере у памятника Гоголя ("Дом Гоголя"), грузины во время широкого застолья, в безграничности песен которых слышится не воспетая свобода, а сдавленная тоска ("Застолье"), люди на причале, не то встречающие пароход, не то провожающие его, как будто затерявшиеся в толпе себе подобных ("Белый пароход") - все эти эпизоды выстраиваются в календарь ритуально-будничного человеческого существования, где упитанность безудержного веселья, праздника или тихого счастья пронизана кисло-сладкой оскоминой. Изгнанные из Эдема Адам и Ева, держащая в руке не надкусанный плод познанья, а его огрызок, - каждый порознь, тяжелыми, решительными шагами ступают навстречу дымчато-грозовому, маячащему впереди, небу, отвернувшись от рая и покорно принимая жребий ("Изгнание из рая"). Скрытая агрессия чаек угадывается в лицах и открытых, как клювы птиц, ртах курортников, трапезничающих лобстерами ("Лобстеры").
  Нестерова прячет эмоции своих персонажей за масками ("Поцелуй Иуды"), поворотами фигуры ("Отражение"), блюдами метрдотелей в ресторане ("Зеркало"), приоткрывая зрительскому любопытству лишь фрагменты переживаний и оставляя подсказки в отражениях водоемов и зеркал. Мера истинного страдания известна только самому страдальцу, скрывающему свое лицо от ненужных созерцателей, потому и слезы в "Стене плача" обращены к стене, а не к зрителю. Вдохновение, повернутое к слушателю затылком музыканта, не звучит громким аккордом, а переходит в механический процесс игры по нотам, так и не переливаясь через край. Крик как итог эмоционального накала не развивается в вязкую, опутывающую все вокруг паутину, не увязает в изогнутых линиях, как на экспрессионистком полотне Мунка, а, созрев в человеческих недрах, протискивается сквозь сжатые зубы и выскальзывает изо рта стаей темных галок ("Крик").
  Жизнь оборачивается смертельной болезнью, диагноз которой известен только пациенту. Да и воздух морских курортов не становится панацеей: море и ветер замерли, время остановилось, и только ленточки шляпы и полы пиджака ловят тихий отголосок бриза ("Дыхание моря", "Дождь на море"). Впечатление от действия не как целевого совершения, а как необходимости эмоционально-психологической разрядки усиливается мотивами замкнутости и цикличности. Катание на карусели в парке превращается в бессмысленную езду по кругу, а на лицах катающихся на аттракционе веселость заменяется апатией ("Карусель"); времена года сменяются в привычном порядке, а вместо обновления весна приносит пресное чувство пустоты ("Весенние виноградники"). Аллея с мраморными фигурами мыслится как финишная прямая, "пьедестал почета", на который не всходят, а спускаются по ступенькам как победители, так и побежденные ("Идущие вниз"). Эскалатор, неустанно перемещающий людей, из аллегории броуновского движения вырастает в символ лестницы Жизни.
  Сюр Нестеровой не разрешает противоречия между мечтой и действительностью в бретоновском понимании, а принимает форму сдержанного смирения с кроющимися за осязаемым миром страхом пустоты, чувствами одиночества, потерянности и бессилия, становясь гротескной реализацией аксиомы "движение - жизнь".
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Тополян "Проклятый мастер "(Боевик) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) К.Демина "Вдова Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Робский "Убийца Богов"(Боевое фэнтези) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"