Вечером к нам зашел дядя Боря. Он старше мамы и её родной брат.
- Вот хорошо, что ты пришел, - говорит мама, - расскажи ребёнку сказку или прочитай стихи на сон грядущий, а я займусь ужином!
Дядя Боря смущён. У него нет детей, и он не помнит детских сказок, тем более стихов.
- Дядя Боря, я не засыпаю без сказок, - просит Лизонька, выглядывая из-под одеяла, - и наша кошка Мурка тоже любит их слушать. Кошка в знак согласия трётся о его ноги и громко мурлычет. Все довольны его приходом, особенно Лизонька. Может быть, расскажет что-нибудь новенькое. Но предлагаемые им сказки: о красной шапочке, царевне лягушке, по щучьему велению... и другие, она уже знает наизусть и дядя Боря, слегка напевая, вынужден читать, как он сказал, стихи своей молодости:
Жили-были два громилы:
Один я, другой Гаврила!
Драла - ту, драла - я!
Драла - ту, драла - я!..
- Да ты что?! - прерывает его мама, - это же ребёнок!..
Но ребёнок в восторге. Непонятных слов много. Можно задавать вопросы и оттянуть сон.
- А что такое громилы? Это пушки, или люди? Это те, что громом управляют?.. - посыпался целый каскад вопросов. Дядя Боря удивлён. Он никогда не задумывался над такими "тонкостями", но отвечать нужно.
- Да, детка, это люди только очень большие и сильные...
- Я знаю, перебивает Лизонька, - Они гром делают! Мне моя подруга Зойка говорила, что это Громовержец на своей колеснице по небу едет. Дядя Боря, не зная как возразить, идёт на компромисс.
- Да!.. Но это сказка такая.
- Нет не сказка, не сказка! Ты ведь сам говоришь: "один я, другой Гаврила", - и Лизонька вылезает из-под одеяла и садится на постель, поджав ножки. Она внимательно рассматривает дядю Борю. "Если и Гаврила - Громовержец такой же "громила", как дядя Боря, то почему люди так боятся грома?" Оба молчат. У каждого свои мысли. И вдруг Лизонька улыбается во весь рот и, прищурив глазки, спрашивает.
- А можно мне с вами?
- Куда?
- По небу, на колеснице покататься!
Мама не выдерживает и вмешивается в разговор.
- Вот видишь, к чему приводят твои дурацкие песенки! Что ты можешь теперь ей сказать? Что?!..
Но дядя Боря, собрав мысли, отвечает уже другим серьезным голосом.
- Нет, не можем. Мы с Гаврилой все дни на работе.
- А в воскресенье тоже работаете?
- В воскресенье отдыхаем после рабочей недели. И дядя Боря встаёт и садится за стол, в предвкушении вкусного ужина... Лизонька разочарованно вздыхает и залезает под одеяло, но вдруг вспоминает, - "там были ещё какие-то слова.... Да, вспомнила: "Драла - ту, драла - я!" Она вскакивает и, сделав большие глаза, с испугом смотрит на дядю Борю:
- А кого там "драли"? И за что?..
- Где драли?
- В твоей песенке! Сам, сам пел: "драли - ту, драл и - Я!", да ещё два раза, - кричит Лизонька со слезами на глазах.
- А, ну да.... Это припев такой!
- Ничегошеньки себе припев! И ты сам бил её два раза?.. Громовержцы называются! - и она разрыдалась...
Что было дальше, можно себе представить. Мама бросилась Лизоньку успокаивать.
- Да, драли, драли, - орала она не своим голосом. Дядя Боря бегал из угла в угол и что-то невнятно бормотал. Кошка Мурка от страха взобралась на шкаф и угрожающе на всех шипела.... А по телевизору шла детская передача: "Спокойной ночи, малыши..."
30-08-2010
Дюссельдорф.
Детский мир
Ина Эле
Мама и Катенька сидят напротив телевизора. На экране умирает герой фильма.
- Мама, что он делает? - У мамы слёзы на глазах и она восклицает.
- Умирает!..
Смерть затянулась.... Мама расстроена. Катенька нервничает.
- Мама, он скоро умрёт?
- Да!.. - Герой прощается с близкими и друзьями... Мама страдает. Катенька тоже. Она украдкой смотрит на маму.
- Когда же он, наконец, умрёт?!
- Скоро, детка, скоро, - говорит мама, вытирая слёзы. Катенька тоже плачет - маму жалко.
------------*---*-------------
Лизе уже восемь лет. Она любит плавать под водой, нырять и старается освоить способ плавания кролем. Теперь её не вытащишь из воды.
- Лиза, выходи из бассейна! - кричит мама.
- Не могу! У меня ноги короткие....
-------------*---*-------------
Бабушка лежит на диване. Она себя плохо чувствует.
- Розочка. Принеси мне воды, - просит она внучку.
- А в какой чашке?.. С цветочками, поросёнком или кошкой?
- Да мне все равно. Неси скорей.
Розочка задумывается и приносит воду в чашке с кошкой.
"Бабушка любит кошек, а свинину она не ест".
- Спасибо, вот умница, - бабушка улыбается. Ей лучше.....
---------------*---*----------------
Уже восемь часов вечера. Папа заканчивает писать научную статью, а мама укладывает Мишеньку спать. Он ложится на бочок, положив ладошки под голову, и терпеливо ждёт сказку. Обычно мама сама их сочиняет. В её сказках все предметы оживают, общаются друг с другом, а животные и звери разговаривают. Но сегодня у мамы много дел и она рассказывает традиционную русскую сказку "О сереньком козлике".
"Жил был у бабушки серенький козлик.
Вот как, вот как - серенький козлик...."
Далее, как известно, следует трагический исход. Козлик пошёл погулять в лес, где его съели серые волки. Мишенька слушает внимательно, не перебивает. Даже конец сказки его не особенно пугает. Как волки "съели", он ещё не понимает, а мама заканчивает сказку словами:
" Остались от козлика рожки, да ножки.
Вот как, вот как - рожки, да ножки!"
Мишенька задумался... и спрашивает: - А череп и кости тоже съели?
- Молодец! - выручает папа. - Важно, что волки "оставили от козлика"! При таком аналитическом подходе можно предполагать, что череп и кости тоже остались, а мясо нарастет и рожки вылезут. - Мишенька соглашается и спокойно засыпает.
- Сразу видно будущего учёного. - Мише тогда было три года, но отец не ошибся. Он стал учёным.
А вот его сестра Лидочка воспринимала любые сказки с эмоциональной доверчивостью. Обычно она задавала маме тему и та сочиняла сказку. В этот раз была "Кошачья тема".
" Жил, был кот. Он был очень умный и красивый, - начала мама. - Однажды...". - Лидочка перебивает, и с дрожью в голосе просит. - Мамочка, смотри, чтобы в конце сказки с котом было всё благополучно!" Лидочка ласковый, добрый ребенок и всегда переживает, если кого-то обижают. Её второй специальностью, после инженерного образования, стала живопись.
-----*-----
Вы, конечно, догадались, что Лидочка и Миша - мои дети. Сказка, рассказанная Машеньке и его реакция, заставила меня о многом задуматься. Сказки, это наша первая школа жизни. На них мы учились познавать Мир. Но преподносить их ребёнку, оказывается, нужно с осторожностью! Сказки развивают фантазию у детей. Анализ сюжетов в детском возрасте уже говорит о многом, и может предшествовать научному направлению личности. Это начало творческого процесса.
Любовь детей к определенным сказочным сюжетам подсказывает, как формируется их характер и наклонности. Сущность детей и подростков обычно развивается до пятнадцати лет, а дальше почти не изменяется. Агрессивные сказки могут прививать грубость, любовь к злословию, недоброжелательность и нетерпимость. Желание во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, не задумываясь над тем, что, может быть и другая точка зрения, имеющая право на существование. Но самое страшное, когда они пробуждают жестокость, хамство, лживость и насилие.
Что же касается сказок вообще, то в них отражена житейская мудрость, как правило, народная. В любой сказке добро побеждает зло, но этого оказывается мало. Мне всегда больше нравились сказки нравоучительные, философские, например, таких авторов, как Андерсена, Гофмана, Пушкина, братьев Гримм, Шарля Перро, басни Лафонтена... Я не люблю сказки, в которых дурак или лентяй получают жизненные блага без труда. "Поймал щуку" и "по щучьему велению..." всё сбывается! Правда, "лентяй" был добрый. Но, опять-таки, неизвестно от доброты, глупости, или от лени отпустил щуку. "Русские сказки, - как пишет Эльдар Рязанов, - это и есть, к сожалению, национальная идея. Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить всё сразу и много, и при этом не работать! - Но к счастью, - Лучшие люди в России всегда существуют вопреки этому менталитету". Правда, если заглянуть в сказку "Кот в сапогах" Шарля Перро, то идея её далеко не лучшая: получи в наследство "Кота в сапогах" и получишь то, о чём даже не помышляешь! Правда, "смекалка" кота отменная, если не сказать больше, но не его хозяина. В ней нет доброты, но зато процветает коварство, обман, хитрость и другие недостойные качества. Подобные сказки, по-моему, развращают с детства.
Но самую поучительную ивсем известную сказку, - "Сказка о рубаке и рыбке", А.С. Пушкина, должны помнить не только дети, но и взрослые. Она учит контролировать свои желания и сдерживать чрезмерные требования и амбиции, дабы "не остаться у разбитого корыта".
Особый пласт в развитии ребёнка представляет живопись. Восприятие Мира в детских рисунках уникально и неповторимо. Их сюжеты, выполненные в определённой цветовой гамме - мрачных или ярких цветах, могут выявить внутренний мир ребёнка и предопределить его дальнейшие наклонности. И довольно часто в своих рисунках они повторяют содержание сказок. А ведь душа ребёнка ещё не сформировалась для объективной оценки действительности и очень важно - не навредить! Выдающийся художник Василий Кандинский в альманахе "Синий всадник", организатором которого он был, "впервые в ранг высокого творчества возвёл детские рисунки". Что же касается реальной жизни, то на фоне серых будней и стрессов нам тоже необходимы сказки. Представитель такого художественного направления, как фовизм - Анри Матисс, высказал мысль: "Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности". А я бы добавила - "Если с годами человек не утратил "наивности детства в восприятии вещей", то он, как правило, более счастлив".
Мораль сказки должна отвечать законам нравственности. Еврейский законодатель и учёный Гилей, который жил ещё до нашей эры, сказал так: "Не делай другому то, чего себе не пожелаешь!" В этой простой фразе понятной не только детям, и заключаются, в обобщённом виде, законы нравственности.
Октябрь, 2010 г
Фото: " В мире сказок..."
Здравствуйте, мои хорошие!
Ина Эле
Ей всегда казалось, что она не от Мира Сего. Что она прилетела с далёкой планеты, чтобы увидеть Землю и изучить её в свете своего понимания, не всегда совпадающего с общепринятым.
Она разговаривала со всеми предметами, животными, птицами, бабочками, букашками, лягушками - в общем, со всем живым и не живым миром, начиная от её крупинки до Вселенной.
Глядя на мерцающую одинокую звезду, она умилялась её красоте:
-Здравствуй, моя хорошая! Ты опять на меня смотришь. Ну, что ты хочешь мне сказать? Ты моя красавица...Молчишь. Ты также одинока, как и я, но знай, я всегда с тобой.
Или с цветком:
-Доброе утро! Ты уже открыл глазки и мне моргаешь? Сегодня ты бесподобен. Береги себя и наслаждайся жизнью. Ведь она скоротечна.
А уж если встречалась кошка, особенно с длинной шерстью, то восторг был полный:
-Ты мой пушистик, мои лапоньки подушечки. А хвостик, как у павлина. Ну, покрути им, пококетничай.... Зеваешь, не выспалась? Посмотри на меня своими глазоньками. Зелёные, как изумруды!.. Мруды, муруды, мурлуды.... Вот и замурлыкала.
Когда она рисовала, то говорила с каждым фломастером:
-Ну что с тобой, ты сегодня устал? Линии у тебя не чёткие. Ладно, отдохни, возьму твоего родственника, тоже зелёного, но другого оттенка.... Нет, я тебя не бросила. Не плачь. Ты мой хороший. Мы ещё с тобой поработаем на бледных тонах. А вот и тёмно зелёный - твой дедушка смотрит на меня, но мне нужен правнук - салатовый. И ещё - розовый цвет. Вот он, бледно - розовый, как юная красавица, облачённая в шифон. Иди ко мне, я ведь рисую красоту...
Я рисую "нечто" похожее на рассвет, восход солнца, запах луговых цветов, влагу росы.
"Весь мир просыпается, - оповещают птицы, - от младенца до старика". Всё оживает: от мала до велика, от песчинки до горы, от ручейка до океана. Весь мир - пока мы живём в нем, пока он нас щедро одаривает своей красотой.
Она пришла в этот мир, чтобы любить его и им восхищаться.
Спасибо Земле! Спасибо Солнцу! Спасибо Вселенной!
С рассветом всё оживилось. Блики солнца, пробиваясь через листву деревьев, запрыгали по окошку и легли на подоконник.
Она потянулась, перевернулась на другой бок....
И вдруг, ей показалось, что диван вздохнул... Странный шум пробежал по комнате.... Время быстро пошло вперёд и часы пробили полдень.... Солнечный зайчик перекочевал на стол и замер. "Почему на стол, а не на диван?"... Неожиданно она заметила то, на что раньше никогда не обращала внимания - они общаются. Вещи общались, как люди....
Она прислушалась и стала наблюдать за происходящим.... Зайчик задрожал, и стол издал слабый скрип.
Стол, крепкий дубовый стол - ты ведь незыблем. А вокруг тебя крутятся стулья, заигрывают и каждый норовит придвинуться поближе. Ты не любишь, когда тебя перегружают посудой, особенно по праздникам.
- А какой звон устраивают рюмки?! Совершенно себя вести не могут, - услышала она. - Чашки, те посолидней.
А от ножей и вилок, оказывается, ему совсем бывает плохо, особенно, когда ими начинают есть. То ли дело салфетки - изящные и лёгкие, как эфир, или скатерть, как она согревает его больные плечи и ноги.
А вот вазы с цветами, не всегда радуют.
- Хорошо, если букет небольшой, подобран со вкусом, - рассуждал стол, - или одна роза стоит - не налюбуешься. А если как веник, непонятно из чего составлен?... А гонору у всех сколько! Каждый цветок о себе большого мнения и с соседом порой даже не разговаривает, думает, что он уникален, а на самом деле - яркая безвкусица. Да ещё с розой себя норовит сравнить или с гладиолусом. А ведь их с ними даже рядом не ставят...
Я что-то разболтался. Устал. Отдохнуть надо, немного вздремнуть, а то скоро на обед все соберутся.
- Подумаешь, устал! - возмутился диван, - посидели бы на тебе, как на мне сидят, особенно по вечерам, когда телевизор смотрят. В телевизоре стреляют, а они на мне подпрыгивают от страха, или от смеха, если идёт комедия. А иногда такое устраивают... - сказать стыдно.
- Что-то разворчался наш старик, - вмешался шкаф. - Не круглосуточно ведь работаешь? А вот мне, нет покоя ни днём, ни ночью. Загрузили барахлом так, что вздохнуть нечем. Всё в меня затолкали, и зимнее, и летнее. Вот уж беда. Хотя бы сезонные вещи куда-нибудь в другое место убирали. Дезодорантов и нафталина понатыкали, а моль, приспособилась, всё подряд жрёт и ничего ей не делается.
- Успокойтесь господа, особенно Вы - платяной шкаф. А вы задумывались, когда-нибудь над тем, кто вобрал в себя всю мудрость мира и бытия? Кто несёт в себе все знания? Всё лучшее, что было создано во все века нашего существования?... Это - Я, господа, - сказал книжный шкаф. И, немного помолчав, добавил:
- Это мне самим Господом Богом было поручено сохранять всё то, что им было создано и приумножается человечеством. Все знания и открытия человека сохраняю и несу в себе Я.
Я - ученый, философ, мудрец, поэт и писатель!
- Да, - промолвил стол, - нет пророка в своём отечестве! Не стало благодарных и благородных вещей...
- А я? - пропищала норковая шуба и вывалилась из платяного шкафа. - Полюбуйтесь, мой мех самый благородный.
- Заткнись, нахалка! - Интересно, как бы ты выглядела без красивых сапог?
- И без нас, - добавили шляпка и сумочка.
- И мы тоже не хуже, - прошуршал шерстяной костюм. - Я, например, от самого Кардена, а кожаное пальто из Канады прибыло.
- А мы что, по-вашему, ничего не стоим? - возмутились украшения, лежащие в вазе на туалетном столике, который тоже не упустил возможности сказать, что он "хоть и маленький, но удаленький".
Поднялся шум, спор, начался такой кавардак, что неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не вмешались обитатели ванны.
- Не стыдно вам, господа хорошие! - сказала метла.
- Да, конечно, - добавила тряпка, - о вас ноги не вытирают. Живёте в чистоте, в сухости, а нас пачкают все время, а затем полощут, пачкают и полощут. От грязи и сырости все глаза выело, и кашель не проходит.
- А нам тоже не лучше, - взмолилась щётка для обуви, - вас хоть полощут, а мы всё время в ваксе ходим. Спросите у туфель.
- Да уж, - вздохнули туфли, - мы это на себе испытали. А когда нас на улицу берут на, так называемую, прогулку, то на нас всю грязь собирают, как будто её нельзя в квартире найти. При желании можно такое развести, что в дом не войдешь. Так нет, надо еще куда-то ходить.
- Да что с ними разговаривать, - прервала "лентяйка", - они господа, а мы - рабочий класс.
- Закройте все рты и не возникайте! Одни очень важные, другие - очень несчастные, - сказала входная дверь, - а всех вас охраняю Я! Вот возьму и поломаю свой замок, где вы тогда окажетесь? В лучшем случае у другого хозяина, а скорей всего, на помойке, ведь все вы давно устарели!
Тише, тише, кажется, хозяин идёт, приготовьтесь его поприветствовать, - засуетилась дверь, - и все притихли...
Она открыла глаза. Было ещё раннее утро.
Но утро былонеобычное.
В этот день, 27августа2003 года, происходило уникальное космическое явление, "Великое противостояние" Земли и Марса. Впервые за 60 тысяч лет Марс приблизился к Земле на рекордно малое расстояние. Тогда человечество только зарождалось, и на Земле жили неандертальцы.
А завтра, Марс окажется на одной линии с Землёй и Солнцем, что является предвестником физических феноменов и, как предсказывают учёные: "В эти дни можно ожидать череду необычныхявлений".
Не с этой ли звездой она разговаривала накануне вечером?
А сегодня все люди Земли смотрят на неё.
- Видишь, ты не одинока. У тебя даже есть спутники Фобос и Деймос и я, которая восхищается твоей красотой.