|
|
||
Игорь Еремеев
А Н А Л И З Ф И Л Ь М А
Д э в и д а К р о н н е н б е р г а
"ПаУК"
Размышляя над паутиной Кронненберга...
Паук приехал на поезде (читай: из Прошлого в Настоящее) в безлюдный промышленный город (читай: символ современной цивилизации, где вместо людей машины - по контрасту оттеняется одиночество Паука).
Когда-то такие города любил рисовать Дельво...
Это не реальный город - это Город глазами Паука (как и все в этом фильме).
В Городе Приют, которым руководит, как водится, строгая, но заботливая Хозяйка...
И т.д. и т.п.
Действующие лица "Прошлого":
1. Паук-ребенок и Паук-взрослый;
2. Мать двоится на Мать и Шлюху (плохая мать, любящая бывать в Баре);
3. Отец - водопроводчик (читай: низкий, грязный).
История ретро:
Когда Мать обнаруживает Водопроводчика на огороде со Шлюхой (вероятно, это Паук прокрадывается на огород и обнаруживает, что Мать = Шлюха), то Отец убивает Мать и закапывает ее на огороде (буквальная метафора крушения идеала), а Шлюха занимает ее место дома. Т.о. Матери больше нет, а есть Шлюха.
Паук мстит вечно пьяной Шлюхе за Мать - с помощью хитрых нитей (Шлюха как муха попадается в паутину) отравляет ее газом.
Паук видит вместо Шлюхи мертвую Мать.
(это пронзительный момент - здесь он на прозревает, но только на миг)
Символы и соответствия:
1.
Носок: самое дорогое сокровенное (пуговицы, веревки и пр.) Паук прячет носке, а носок в ширинке ("В штанах у тебя...").
Образ счастья - трое пациентов на природе: Паук и Старик достают из ширинок по носку, а Братишка шутит - лезет в штаны, трогает себя за член и ничего не достает.
У Старика в штанах романтические письма = платоническая любовь (о которой он говорит с юмором!), у Паука - фотография двух обнаженных женщин (обе они голые = обе плохие), одна из которых Шлюха, демонстрирующая грудь.
А вторая... она сидит, отвернув лицо.
2.
Отравление газом и огромный газовый завод рядом с приютом -
он довлеет над Пауком как Грех содеянного.
3.
Собирание пазла с летящей в небе чайкой.
Идея: если составится - улечу отсюда птицей...
Старик подсказывает - мол, сюда может подойти только такой пазл и никакой другой (дескать, "да.., брат, жизнь - сложная головоломка!").
Одновременно с пазлом тайком Паук пишет воспоминание.
Попытка понять себя (прошлое) = попытка собрать пазл.
Пазл - официальный способ выхода на свободу. Он не удается (Хозяйка как когда-то Мать превращается в Шлюху) и Паук снова как в детстве строит из ниток паутину.
4.
Разбитое стекло = паутина. В него доставляется недостающий (похищенный Пауком с целью самоубийства) фрагмент: стекло = пазл.
(Разбить стекло = выйти на свободу, сложить пазл из стекла = вернуться в изначально несвободное состояние (самоубийство с помощью осколка - бегство в смерть = свобода)).
5.
В ванной с марганцовкой голый Паук как младенец в водах утробы матери.
6.
Прикуривание сигареты - любовный акт. Молоток и отвертка для убийства Шлюхи - фал, носок, в котором хранится сокровище = утроба и вагина (символ женственности его обладателя) и т.п. фрейдистская бинарная символика.
Архаизмы:
Мать в грезах Паука зарыта в огороде с картошкой: Мать = Земля, картошка - плоды в ее чреве (смерть = состояние плода в утробе). Убийство происходит ночью: Ночь = Земля = Смерть и т.п. Эта древняя архаика прекрасно соседствует с новой архаикой Фрейда и сюрреализмом.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"