Еремеев Игорь Алексеевич : другие произведения.

Паук Дэвида Кроннерберга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Игорь Еремеев

А Н А Л И З Ф И Л Ь М А

Д э в и д а К р о н н е н б е р г а

аУК"

Размышляя над паутиной Кронненберга...

Паук приехал на поезде (читай: из Прошлого в Настоящее) в безлюдный промышленный город (читай: символ современной цивилизации, где вместо людей машины - по контрасту оттеняется одиночество Паука).

Когда-то такие города любил рисовать Дельво...
Это не реальный город - это Город глазами Паука (как и все в этом фильме).
В Городе Приют, которым руководит, как водится, строгая, но заботливая Хозяйка...
И т.д. и т.п.


Действующие лица "Прошлого":
1. Паук-ребенок и Паук-взрослый;
2. Мать двоится на Мать и Шлюху (плохая мать, любящая бывать в Баре);
3. Отец - водопроводчик (читай: низкий, грязный).


История ретро:
Когда Мать обнаруживает Водопроводчика на огороде со Шлюхой (вероятно, это Паук прокрадывается на огород и обнаруживает, что Мать = Шлюха), то Отец убивает Мать и закапывает ее на огороде (буквальная метафора крушения идеала), а Шлюха занимает ее место дома. Т.о. Матери больше нет, а есть Шлюха.
Паук мстит вечно пьяной Шлюхе за Мать - с помощью хитрых нитей (Шлюха как муха попадается в паутину) отравляет ее газом.
Паук видит вместо Шлюхи мертвую Мать.

(это пронзительный момент - здесь он на прозревает, но только на миг)

  
Головоломка:
"Убийство" Матери в духе Фрейда = ребенок застает Отца с Матерью.
(Показательно, что женщина сверху активна, а мужчина пассивен, т.е. в глазах ребенка мать насилует отца).
Потрясение и "Объяснение": Отец трахается со Шлюхой (в архаичном воображении Паука ночью на огороде), Мать (т.е. Паук) застает их там и Отец "убивает" Мать. Теперь вместо Матери дома Шлюха.
   Куда делась Мать? - Отец со Шлюхой закопали ее на огороде.
Т.о. видим отождествление Паука с Матерью.
Дальше Паук улавливает в свои сети Шлюху (Мать) и остается вдвоем с Отцом.
Завершающая светлая сцена фильма - отец и сын вдвоем в машине, отец как равному предлагает сыну сигарету (= фал).
Т.о. имеем ересь на тему Эдипова комплекса.
(В отличие от нормального Эдипова комплекса (сын убивает отца и становится мужем матери, отождествляет себя с отцом) имеем зеркальный вариант для девочки, т.н. комплекс Электры).
"Паук" - фильм-паутина (пазл, головоломка). В целом, схематика напоминает Эрика Берна ("Игры, в которые играют люди...")
Отнесясь к фильму как к головоломке, мы в обратном порядке идем к эпиграфу.
Мать перед паутиной объясняет Пауку:
   "Если приглядеться можно увидеть яички, которые откладывает самка паука..."
  
  

Действующие лица "Настоящего":
1. Паук-взрослый;
2. Хозяйка и Хозяин приюта (Хозяина вызывают из "того мира" в случае ЧП-неповиновения). Они для пациентов как Мать и Отец.
Паук в фильме совершает "перенос" с родителей на Хозяйку и Хозяина.
3. В приюте кроме Паука живут Старик и Братишка.
По логике сновидения жалкий Старик - символ бесполезности надежды (и я таким буду), нужный для того, чтобы сказать Пауку: "Смирись, парень!", Братишка - такой же, но другой ("друг", второе "я"): он бунтует, а Паук видит это со стороны. Это как во сне - сначала подставляется кто-то другой (друг).
   Двое они представляют предварительные размышления Паука на тему бунта перед плетением паутины.
  
История "сейчас":
Паук записывает воспоминания, пытаясь понять себя (это пассивный способ избавиться от чувства Вины перед Матерью).
(По Фрейду для того, чтобы излечиться нужно 1. докопаться до сути и 2.
взять на себя ответственность за вину (убийство или желание убийства). Признать то, что ты убил Мать (1. ты, а не Отец; 2. Мать, а не Шлюху). Признаться себе в своих настоящих желаниях...)
Ничего он не может понять (в фильме этому соответствует неудача в сборке пазла) и Паук переходит из обороны в наступление - он снова как в детстве плетет паутину:
Паук крадет связку ключей, ночью вооружается молотком и отверткой, прокрадывается в спальню (!) к Шлюхе, чтобы ее убить (= освободиться). Просыпаясь, Шлюха превращается в Хозяйку.
Она вызывает Хозяина и тот увозит Паука из приюта в сумасшедший дом.
Паук опять мальчик, он едет на машине с Хозяином-Отцом. Тот дает ему закурить - Паук счастлив (вероятно, также когда-то после смерти Матери  Отец увез на машине Паука в дурдом).
Т.о. имеем второй круг - ясность Всего и умиротворение.

Быть может, в основу сюжета лег реальный клинический случай, детально проанализированный и очищенный от всего лишнего.
Т.о. предельно лаконичный и выверенный киноанализ основан на психоанализе.
Камера всегда на стороне Паука и его воображаемого мира: точкой "снизу вверх" снимается только Шлюха (и газовый завод) и пр.


Символы и соответствия:

1.

Носок: самое дорогое сокровенное (пуговицы, веревки и пр.) Паук прячет носке, а носок в ширинке ("В штанах у тебя...").
Образ счастья - трое пациентов на природе: Паук и Старик достают из ширинок по носку, а Братишка шутит - лезет в штаны, трогает себя за член и ничего не достает.

У Старика в штанах романтические письма = платоническая любовь (о которой он говорит с юмором!), у Паука - фотография двух обнаженных женщин (обе они голые = обе плохие), одна из которых Шлюха, демонстрирующая грудь.

А вторая... она сидит, отвернув лицо.

2.

Отравление газом и огромный газовый завод рядом с приютом -

он довлеет над Пауком как Грех содеянного.

3.

Собирание пазла с летящей в небе чайкой.
Идея: если составится - улечу отсюда птицей...

Старик подсказывает - мол, сюда может подойти только такой пазл и никакой другой (дескать, "да.., брат, жизнь - сложная головоломка!").
Одновременно с пазлом тайком Паук пишет воспоминание.

Попытка понять себя (прошлое) = попытка собрать пазл.
Пазл - официальный способ выхода на свободу. Он не удается (Хозяйка как когда-то Мать превращается в Шлюху) и Паук снова как в детстве строит из ниток паутину.

4.

Разбитое стекло = паутина. В него доставляется недостающий (похищенный Пауком с целью самоубийства) фрагмент: стекло = пазл.
(Разбить стекло = выйти на свободу, сложить пазл из стекла = вернуться в изначально несвободное состояние (самоубийство с помощью осколка - бегство в смерть = свобода)).

5.

В ванной с марганцовкой голый Паук как младенец в водах утробы матери.

6.

Прикуривание сигареты - любовный акт. Молоток и отвертка для убийства Шлюхи - фал, носок, в котором хранится сокровище = утроба и вагина (символ женственности его обладателя) и т.п. фрейдистская бинарная символика.


Архаизмы:
Мать в грезах Паука зарыта в огороде с картошкой: Мать = Земля, картошка - плоды в ее чреве (смерть = состояние плода в утробе). Убийство происходит ночью: Ночь = Земля = Смерть и т.п. Эта древняя архаика прекрасно соседствует с новой архаикой Фрейда и сюрреализмом.

   Загадочность:
Автор, подражая пациенту д-ра Фрейда Пауку, стилизует и эстетизирует своего "Паука" в духе сна. Сцены ретро похожи на пасторальные картинки со старинной шкатулки, они напоминают "Крестного отца" и т.п..
Разобранное собирается и мы имеем красивую и очень логичную историю.
Фильм снят филигранно точно. Все это показывает еще один раз, что Искусство, каким бы странным оно ни казалось на первый взгляд, основывается на знании (психоанализе). "Объективный мир" описывается через архетип стратегии Паука, Мухи и т.п. нечеловеческих существ (другие фильмы Кронненберга - "Муха", "Голый ланч", "Автокатастрофа" и пр. - интерес к мутациям и Переходу через Реку).
   Пафос:
   по Фрейду: осознать значит излечиться; по Кронненбергу: понять Паука - спрятать (как во сне) - показать (каждый кадр для чего-то нужен и нет ни одного лишнего) - Зритель-Паук смотрит фильм-сон и излечивается!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"