Аннотация: Всё очевидно. Кто отдавал приказ и кто жал гашетку - тот и убийца. Или нет?
40-я истребительная авиационная дивизия ВВС ДВО
Даже в недавно минувшую эпоху застоя жизнь страны не была такой спокойной, как иногда казалось. Большинство граждан волновали в основном насущные проблемы. Газеты, повествующие о перевыполнениях планов тиражировались де-факто для бытовых потребностей, включая гигиенические. В магазинах - дефицит. На рынках, не без стараний Ан-2¹ - Н.С. Хрущёва, - если и есть, то дорого. Зарплаты у трудящихся выходили низкими - подоходные налоги шли на медицину и образование, получив которое некоторые граждане стремились из коммунистического блока в демократический социалистического блока в капиталистический. И не потому что BND² милее Stasi³. Просто многие перебежчики хотели применить полученное за счёт старшего поколения образование, которое на самом деле на Западе не официально признают, хотя фактически знания и умения ценятся, не платя за благополучие нового поколения. Ещё, средства шли на строительство социальной структуры и жилых домов с канализацией, без которой были многие дома в СССР, и поддержку сельского хозяйства в Демократической Республике Афганистане. За то Советский союз получал из Афганистана дешёвый хло́пок . Не всех в Афгане это устраивало. Бабы возомнили себя людьми. Холопы задумали какие-то профсоюзы. Паства разбежалась по богомерзким заведениям, типа тех же школ и университетов... "Это противоречит Исламу. Аллах решает, кому быть бедным, кому - богатым".⁴ Зато США по духу ближе. Верят в Бога, а не в Человека⁵. Население в правовом статусе разделено на классы, расы, пол. Да и дают они не какие-то кафирские учения и батрацкое ремесло, а портреты своих правителей с девизом "In God We Trust" и оружие для воинов.
Впрочем, сельским хозяйством проамериканская часть населения Афганистана также занималась. Только не требующим возведённой советскими инженерами оросительной системы. В прошлом XIX веке такая сельхозпродукция, какая-то часть из Французской, но в основном из Британской империи и отколовшихся от неё Соединённых штатов Северной Америки, продавалась в Китай. После Культурной революции, в ходе которой поклонники председателя Мао, включая школьников, воевали между собой с применением импровизированной военной техники и варили пленных в котлах, наследница Цинской империи Китайская народная республика перешла на сторону Запада, продававшего зелье её предкам, а теперь травившим им больше советских граждан, чем убивало поставляемое чрез Пакистан афганским моджахедам оружие в Четвёртой "опиумной" войне, которую советское руководство официально не признавало, давая очередной повод антисоветской прессе⁶.
Советский союз держался из последних сил. Пик экономического роста 50-х пройден более 20-ти лет назад.... Так и до своего "Бхопала" недалеко - на своей земле. Стране нужны были реформы, с сохранением территориальной целостности и социалистической демократии.
Но ночью 31.VIII-01.IX. 1983 Анатолий Корнуков об этом не думал. Он не был идиотом, в античном значении - человеком аполитичным и не интересующимся общественной жизнью. Наоборот, в чине генерал-майора он отвечал не за ближневосточные земли, а за дальневосточное небо, командуя 40-й истребительной авиационной дивизией ВВС ДВО. Менее суток назад на границе Камчатки советские ПВО засекли в приграничной полосе полеты американских самолетов-разведчиков. Вблизи территориальных вод СССР курсируют три корабля ВМС США. В конце марта две ударные авианосные группы ВМС США появились в районе Алеутских островов недалеко от советской Камчатки и провели многодневные учения. 4.IV с палуб ударных авианосцев "Игл" и "Энтерпрайз", находившихся южнее японского острова Хоккайдо, взлетели б самолетов А-7. В районе острова Зеленый Малой Курильской гряды они вошли в воздушное пространство СССР на глубину около 30 километров. Более того, провели условное бомбометание по территории острова, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям, и ушли безнаказанно. Из-за очень плохой погоды генерал Корнуков не стал тогда поднимать перехватчики. Да и не было тогда в достаточной близости подходящих аэродромов, а американские авианосцы приняли бы советские самолёты с особой радостью⁷. За это бездействие генерала-майора потом серьёзно отчитали. Впредь таких ошибок он себе не позволит!
31.VIII 1983 17:00 GMT. Дальневосточный военный округ. Штаб противовоздушной обороны.
Доклад оператора командного пункта ПВО ДВО: "Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздушное пространство. Повторяю. Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздушное пространство".
Оперативный дежурный связался с генерал-майором Корнуковым: - Товарищ командир, на Камчатке нарушение. Нарушителя пытались атаковать дежурные средства ПВО. У них не получилось. Нам выдали информацию, что эта цель идет западнее Камчатки в нашем направлении. Истребители приведены в готовность. Я приказал, чтобы при приближении к границам нейтральных вод в воздух были подняты истребители для сопровождения или по обстановке для уничтожения нарушителя воздушного пространства СССР.
"Всё сходится. Разведка как раз доложила, что американский "Хорёк" - разведывательный спутник "Ferret D" - уже прошел над Якутском и в 3 час 07 минут должен выйти на широту севера Сахалина. Это всё одна скоординированная разведывательная операция" - догадался генерал-майор. С аэродрома 40-й истребительной авиационной дивизии взлетели два самолёта: перехватчик ПВО Су-15 и истребитель МиГ-23 для прикрытия. Задание: подтвердить цель-нарушителя - иностранный самолет-разведчик и уничтожить её. Пилоту Су-15 Геннадию Осиповичу удалось засечь и взять объект на прицел. Но до него было слишком далеко для полноценного визуального опознания, да ещё и ночью. Сам летчик, ещё надеясь, что всё обойдётся, попытался установить радиоконтакт. Безуспешно. Пока что он лишь доложил на контрольный пункт:
"805. Нарушитель на запрос не отвечает, набирает высоту и изменяет курс. Преследовать затруднительно. Какие мои действия?". У самолёта неполадки с радиооборудованием? Тогда почему "заблудившийся" экипаж, вместо попыток выйти на визуальный контакт, наоборот, пытается скрыться, и при этом в советском воздушном пространстве?
Контрольный пункт Су-15 Осиповича: "805. Можешь определить тип самолета?" Пилот Су-15 Осипович: "Видимость плохая. Самолет определить не могу".
Наконец Су-15 удалось после серии манёвров выйти на визуальный контакт с нарушителем. Им действительно оказался самолёт на базе "Боинга". Только не военный разведчик РС-135, а пассажирский Боинг-747. Благо, навигационные огни были включены. От командования пришла новая директива: "Самолет не сбивать, принуждать к посадке". Это, конечно, хорошо, но проще приказать, чем выполнить. Уж больно профессионально "заблудившийся" гражданский самолёт обходил пункты ПВО. Во времена преимущественно рукопашных боёв если какого-нибудь титулованного противника требовалось захватить живым и он никак не хотел сдаваться в плен, а при попытке взять его - отчаянно рубился, в ход шли сети и специальные крюки на длинных древках, которые цеплялись за доспехи. Су-15 ничем подобным оснащён не был. Либо сбить, либо убедить. Осипович повёл свою "сушку" по левое крыло в обход "Боинга", сигналя бортовыми огнями и покачиваниями крыльев Су-15. Затем то же самое по правое крыло. Никакой реакции.
Генерал-майор Корнуков приказал пилоту Су-15 дать предупредительный огонь из пушек. Израсходовав на это бо́льшую часть боекомплекта "сушка" осталась с 4-мя снарядами. Пламя из четырёх стволов в ночном небе было трудно не заметить. Никакой реакции. За штурвалом - либо идиот, либо камикадзе.
"Да что тут думать?! Самолёт - гражданский! Нарушение воздушного пространства? Лучше стерпеть, чем стать убийцами..." - так подумали бы многие.
Но члены командования ко многим не относились. Гражданский корпус самолёта - лишь внешняя маскировка. Это очевидно! Запрос гражданским авиадиспетчерам подтвердил - все ближайшие авиарейсы работают в штатном режиме и летят там где им положено. Шпион! Чем шпион отличается от разведчика? "Разведчик- свой. Шпион - враг" - ответит обыватель. Согласно международному праву военный разведчик - официально военный и носит на себе соответствующие опознавательные знаки, возможно, под камуфляжем. Военный билет, воинский жетон и т. п. должны иметь при себе разведчики многих армий Мира. Разведчик может замаскироваться под неодушевлённый предмет, например, холм, стог, под куст, визуально слиться с общим фоном.... Но не выдавать себя за гражданское лицо, или бойца другой армии. Как и каждый военнопленный, разведчик при его возможном допросе противником обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер, или, за неимением такового, другую равноценную информацию. Шпион - вне закона. Как и самолёт-разведчик в роли заблудившегося пассажирского судна, либо пассажирский в качестве военного разведчика. На что ещё годится гражданский самолёт? С него можно распылять биологические-, или химические боеприпасы. А ещё саму машину можно использовать для атаки камикадзе. Если самолёт не загружен специальным взрывчатым веществом массивное здание им, конечно, не уничтожить. Без месяца 38 лет назад - 28.VII.1945 года в вершину североамериканского небоскрёба Эмпайр-Стейт-Билдинг, между78-м и 80-м этажами врезался бомбардировщик B-25. Он оставил после себя пробоину более 18 × 20 футов в диаметре, вызвал пожар, который удалось потушить за 40 минут, убил 11 человек в здании +3 члена экипажа. Один из двигателей, пробив здание насквозь, упал более чем в трёхстах ярдах южнее на крышу соседнего здания, уничтожив пожаром художественную студию. Здание стоит и эксплоатируется до сих пор. Но на борт такой машины можно ещё поместить водородную бомбу... Он уже пролетал над секретными военными базами Сахалина, а у советских перехватчиков заканчивалось горючее, чтобы сопровождать его дальше.
И генерал-майор приказал сбить нарушителя. Благо, надежда оставалась. На практике "сбить" ещё не обязательно равносильно "уничтожить". В 1978 году такой же авиалайнер и тоже южнокорейских авиалиний тоже нарушил госграницу СССР, также игнорировал требования истребителей, и был сбит ракетой воздух-воздух. Тогда экипажу удалось посадить подбитый самолёт на замерзшее озеро в Карелии. Это стоило жизни лишь двух человек: потеря крови от осколочного ранения и инфаркт. Тогда об инциденте умолчали. А, ведь, мы были вправе предъявить! И вот, они пользуются своей фактической безнаказанностью. Совместные танцы на граблях!
На такой низкой скорости Осиповичу пришлось включить форсаж, чтобы не свалиться в штопор. Выполнив полный вираж он зашёл в хвост нарушителю, соблюдая дистанцию 1,5-1,8 КМ. И пустил 2 ракеты. В хвост и левое крыло. В 10:24 GMT цель-нарушитель пропала с экранов радаров.
² Федеральная разведывательная служба (БНД) Германии (нем. Bundesnachrichtendienst, BND) - служба внешней разведки Федеративной республики Германии.
³ Министерство государственной безопасности ГДР (нем. Ministerium für Staatssicherheit), неофициально сокр. Шта́зинем. Stasi)) - контрразведывательный и разведывательный (с 1952 года) государственный орган Германской Демократической Республики.
Жизнь Чон Бёнина не была обычной. Как и все южнокорейские пилоты гражданской авиации полковник Чан был ещё и военным резервистом. О подобной карьере могли лишь мечтать многие его соотечественники, жившие на земле с которой бежали на проклятый Север. Да, да, дорогой читатель, так тоже было!
11:30 GMT. Техническая посадка в Анкориджском аэропорту для дозаправки.
Позади - более 10 тысяч часов лётной практики. Впереди - очередные 11400 километров полета в Сеул по международной трассе Р20. Сегодня он пилотировал Боинг-747 рейса 007 KE Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул. Обычный рейс. Так он думал, пока не получил распоряжение подождать ещё 40 минут. Странно, в топливные баки залили дополнительные 4 тонны. Топливо это не только запас энергии, но, как и всё на борту обладающее массой, ещё и дополнительный её расход. Эта проблема становилась особо наглядной на примере запусков на околоземные орбиты. Около 90% объёма и массы ракеты занимали баки с топливом, необходимым в том числе для подъёма его ж самого. Больше горючего - больший вес, а если приходится на такой объём увеличивать и топливный бак, то это влияет и на размер всей конструкции, а значит, помимо её дополнительного веса - увеличивает сопротивления воздуха. И чтобы всё это преодолеть необходимо больше топлива. Даже профессиональные водители наземного транспорта, если тот не на аккумуляторах, не всегда заливают полный бак. Самолёты заправляют лишь с небольшим запасом. Эти "лишние" 4 тонны означают возможные "лишние" мили....
А вот сейчас всё и разъяснят!...
***
- Да вы в своём уме?!
- Это Вы забываетесь, полковник Чон!...
- Не надо мне напоминать о моём звании и моих обязанностях!
- Тогда...
- Под моей ответственностью - 22 члена экипажа - тут капитан воздушного судна рванул, не давая вставить что-нибудь про профессиональные риски - и 246 ничего не подозревающих гражданских-пассажиров. Согласно международному праву...
- Международное право в борьбе с коммунизмом... - оценил юмор генерал Дропшот¹.
- Да нас же собьют... - вставил своё слово второй пилот Сон Донхви.
- В 78-ом всё обошлось.
- ...двумя трупами, - довершил за генерала полковник Чон.
- В этот раз всё будет по другому. Не зря же мы выбрали именно вас для этой миссии. С пассажирами тоже всё улажено. Часть из них полетит рейсом KE 0015, чтобы на вас никто не подумал...
Видя, что такие доводы должного эффекта не производят, генерал перешёл к завершающим:
- Боюсь, вы как раз не понимаете своих обязанностей. Вы не с Севера, иначе б не имели чести здесь присутствовать.
Лётчики хотели было сказать, что они думают о чести, но генерал Дропшот поставил точку последним доводом:
- Желаю вам удачи, джентльмены. Но даже если что-нибудь пойдёт не так, за свои семьи можете не переживать. О них в любом случае позаботятся. И если вы не вернётесь с задания живыми, и если откажетесь его выполнять, либо ещё как-то подведёте нас, например, отзовётесь на сигналы русских. Причём в последнем случае эта забота станет особенной. У нас, ведь, любят корейцев. Особенно молодых и несовершеннолетних.
***
Проводив пилотов взглядом до захлопнувшейся двери, полковник Лоуренс всё-таки решил напомнить о себе:
- Сэр, а если русские их и в этот раз собьют? Мы можем не выкрутиться, как в 1978-ом.
- "Если", "как"... Я же сказал: в этот раз теперь уже всё будет по иному. Нам не придётся делать то, что планировали во время Карибского кризиса². Это сделают за нас русские. И в гораздо лучшем виде!
- Сэр, считаю своим долгом напомнить вам, что среди пассажиров KE 007 член Палаты представителей США Лоуренс Макдональд. Ярый антикоммунист...
- Джон, тебе и вправду жаль этого... патриота? Именно их кровью должно поливаться древо свободы. Нашей свободе нужны жертвы. Помните ту чей фамилией назван аэропорт из которого вылетели наши корейские друзья? И если уж даже наш 35-й президент не застрахован от такой чести, и, тем более, Ваш однофамилец Макдональд, то кто-нибудь рангом пониже, в случае недостаточных где надо молчания, а где - сговорчивости...
¹ Генерал Дропшот и полковник Лоуренс - вымышленные персонажи, хотя и имеющие прототипов, с говорящими именами.
Обычный плановый рейс из амстердамского аэропорта Схипхол в столицу Малайзии Куала-Лумпур. Из 283-х пассажиров и, тем более, 15-ти членов экипажа, наверное, многие слышали о конфликте на территории, над которой предстоит лететь. Но у повстанцев не было авиации, а значит, у законного правительства, пришедшего ко власти чрез мирные демонстрации с коктейлями Молотова, нет смысла сбивать летающие объекты. А ещё у бунтовщиков нет средств противовоздушной обороны способных сбить объект на высоте эшелона FL330 (10 050 метров), иначе б это самое законное правительство закрыло б там полётную зону.
"Бук"
17.VII.2014
В ополчении Донбасса царило приподнятое настроение. Теперь украинским нацистам будет труднее безнаказанно бомбить Донбасс. В результате успешного захвата из под контроля противника воинской части противовоздушной обороны Донецка им удалось обзавестись самоходной огневой установкой (СОУ) самоходного зенитного ракетного комплекса (СЗРК) "9К37М1" (Бук-М1). В идеале ещё нужны передвижной командный пункт, самоходная станция обнаружения и целеуказания (СОЦ) и мобильная пуско-зарязающая установка (ПЗУ). Но на практике можно обойтись и без этого. Машину удалось отремонтировать, и вот уже 3 дня назад им удалось сбить украинский военно-транспортный самолёт Ан-26, да ещё и перезарядить потом установку кустарным способом.
Поступила информация что сегодня пролетит ещё один Ан-26, с бандеровцами на борту. Но ничего! Предупреждали же - не летать в нашем небе! Будет вам птичкопад!