Сегодня мы хотели бы вас познакомить с творчеством выдающегося художника-передвижника, Роберта Шебутяшникова.
Без ложной скромности можно утверждать, что изо всей многоликой и пестрой плеяды художников пост-реализма Шебутяшников выделяется своей экспрессивностью, гениальными сюжетами своих полотнищ.
Роберт является так называемым вынужденным передвижником. Дело в том, что год назад он выставил на экспозиции свою скандально известную картину "Давид, разрывающий пасть Голиафу" в откровенной, так сказать, оголенной манере рассказывающей о нравах древних иудеев. После выставки его избили ортодоксальные евреи и отняли картину. С тех пор он постоянно меняет свою дислокацию.
Сейчас Роберт разместил выставку прямо в первом подъезде нашего дома. Давайте внимательно рассмотрим эти шедевры. Художник любезно согласился составить компанию корреспонденту и прокомментировать работы.
В холле первого этажа, рядом с лифтом, расположена самая большая картина Шебутяшникова, "Работник коммунального хозяйства, склонившийся над планом ремонтных мероприятий".
Полотно имеет размер два метра на четыре с половиной и выполнено в лучших традициях пост-реализма. На нем изображен стоящий рядом с вырытой траншеей, в которой можно разглядеть теплотрассу, коммунальщик, одетый в телогрейку, ведь на улице стоит зима. Он внимательно разглядывает схемы, вычерченные на большом листе бумаги. Судя по озабоченному, трагическому выражению лица коммунальщика, объем работ предстоит колоссальный.
Как рассказал Роберт, из семи месяцев, потраченных им на картину, четыре недели заняла прорисовка лица коммунальщика. Оно должно было быть одновременно скорбным и раздосадованным, поскольку менять все прогнившие трубы, не замененные летом, ему все же придется, злобно-саркастическим и ехидно-мстительным, поскольку он уже знает, что ни денег, ни материалов нет и не предвидится, соболезнующим, поскольку он и сам проживает в районе ремонтных работ и хорошо знает, что такое систематическое отключение горячей воды. Однако мы понимаем, что этого дела он так не оставит, и будет жаловаться на положение дел в вышестоящие органы.
Картина написана масляными красками, причем преобладают унылые, сероватые краски, что подчеркивает общий минорный характер полотна. Особенно удалось Шебутяшникову выражение лица коммунальщика. Оно в самом деле сочетает целую гамму чувств и напоминает чем-то лермонтовского демона. Большие размеры полотна усугубляют подавляющее настроение.
Покачав головой, ваш корреспондент поднимается на один пролет,и между первым и вторым этажом находит еще два полотна, посвященные бытовой тематике.
Роберт рассказывает, что жизнь обывателей занимает в его творчестве главенствующее место. Ничто ему так не интересно, как наблюдать за обычными людьми, попадающими иногда в колоритные, трагикомичные ситуации.
Именно в таком духе и выполнены две картины, висящие здесь - это "Облава на зайца" и "Сражение в очереди за финской салями". Мы приходим к убеждению, что эти полотна едва ли не самые лучшие в творчестве Шебутяшникова.
Первая картина показывает нам зайца, то есть, безбилетника, застывшего в очень понятной любому наблюдателю и напряженной позе. Заяц выглядим обычным, среднестатистическим советским гражданином - одет он в поношенную темно-синюю куртку на двойном синтепоне, на голове шапка-ушанка, а поскольку он стоит в профиль к наблюдателю, то видно, что безбилетник очень молод. Это студент, не имеющий средств на проездной. В руке он сжимает сумку, из которой выглядывают тетрадки с конспектами. Он стоит в тамбуре пригородной электричке, и уже открыл дверцу, ведущую в гармошку между двумя вагонами.
Но смотрит заяц не вперед, а напряженно оглядывается назад, в вагон, выглядывая показавшихся там, судя по всему, контролеров. Он открыл дверь в гармошку рукой, занятой сумкой с тетрадями, и еще не успел ее опустить, замерев в позе напряженного наблюдателя.
Однако, не все так просто. В гармошке мы видим жадно протягивающуюся к нему руку с красной повязкой на рукаве "Контролер". Самого контролера еще не видно, однако этого и не нужно. Зритель понимает, что заяц попался. С двух сторон его окружили контролеры, и он уже не спасется. Пока он еще не повернул голову, и не знает, что его подижидает между вагонами.
Конечно, интересно было бы посмотреть,как изменится настороженное внимательное лицо студента после того, как он оценит изменившуюся ситуацию, но художник полностью полагается здесь на фантазию. А скорее, на жизненный опыт посетителей выставки.
"Сражение в очереди за финской салями" это первая батальная картина молодого реалиста, законченная как раз перед началом экспозиции. Едва успели высохнуть краски. Повествует полотно о временах, не так давно канувших в лету, и еще, быть может, грозящих возвращением. Это была эпоха тотального дефицита.
Мы видим мясной ларе с толстой дородной заплывшей продавщицей, натянувшей серый нечистый фартук прямо на телогрейку. Она кладет на весы очередную палку колбасы. В выстроившейся очереди смятение - какой-то дед в треухе пытался влезть без очереди. Он показывает всем стоящим удостоверение ветерана, Но его не слушают. Ветерана повалили на колени, какой-то высокий мужик с авоськой бьет его батоном хлеба по голове, а он стоит, со слезами на глазах разрывая на груди рубаху и видимо, взывает к состраданию и милосердию. Судя по агрессивным выражениям лиц потенциальных покупателей, желающих пропустить старика вперед не найдется.
И хотя в очереди стоят и дети, и школьники, и тетки различных возрастов, и даже один интеллигентный старичок, их горящие глаза выражают проснувшийся азарт охотника.
Правда , можно заметить и счастливые лица - эти двое мужичков уже отоварились. Один торопливо прячет две палки колбасу под куртку, чтобы не отобрали, а другой, с голодным мученическим выражением лица, рвет колбасу зубами прямо возле ларька.
На улице уже вечереет, в ларьке горит тусклая лампочка, поэтому детали одежды вырисованы нечетко. Однако, именно сумерки усугубляют жестокий характер полотна, придавая сильное сходство очереди со стаей голодных зверей. Очень тяжелая картина. Мы отходим от полотна и взбираемся вверх по лестнице.
Следующие два пролета целиком отданы Шебутяшниковым под миниатюры, изображающие жильцов дома в неожиданных и характерных для них ситуациях. Первым висит полотно "Вандал Титьников в лифте - фломастер или аэрозоль?"
Мы видим полуобернувшегося к нам известного домового хулигана-недоучки, Володи Титьникова. Стоя в лифте, он внимательно разглядывает его стены, выискивая свободное место для своих грядущих художеств. В самом деле, чистого места на стенах практически уже не осталось- все исписано, исчеркано, заплевано, выжжено и запачкано. Настоящая наскальная живопись. В одной руке молодой вандал сжимает фломастер, в другой держит баллончики аэрозоля, применяемого для рисунков граффити. Одновременно с поиском свободного места он решает, какое графическое средство применить для выполнения работы.
Очень сильная работа. Картинка прямо из жизни. Мы искренне поздравляем Шебутяшникова с удачной находкой, но он, зардевшись, просит оценить и следующие полотна.
Мы подходим к миниатюре "Трое в лифте. Четвертый час ожидания". Еще один кадр, запечатлевший жильцов дома в очень привычной обыденной ситуации.
Лифт сломался, и несчастные четыре узника томятся в ожидании его починки. Плафон верхнего света, как обычно, дает неяркий свет. В полутонах мученические черты лиц собратьев по неволе обостряется, делаются резче и еще трагичнее.
В одном углу грузового лифта приютились на расстеленной куртке бабушка и внук, которому она читает книгу детских сказок. Мальчик плохо слушает и не перестает плакать. По его зареванному красному лицу стекают крупные, как горошины слезы.
В другом углу сидит крайне опечаленный молодой человек с всклокоченной шевелюрой. Рядом с ним валяется на полу засыхающий букетик красных гвоздик. Свидание расстроено.
Наконец, возле дверей лифта лежит и безмятежно спит какой-то небритый алкаш средних лет. На его небритом помятом лице застыла спокойная умиротворенная улыбка. Ему хорошо. В руке спящего зажата почти опорожненная бутылка смирновки. Она подтекает. На полу уже образовалась маленькая лужица. Занавес.
Мы приносим Роберту уверения в совершеннейшем почтении и шествуем за ним вверх.
Далее вывешена картина "Дворник Нечихайло - пить или не пить?". Это, пожалуй, самая злободневная миниатюра.
Дворник, облаченный в одну тельняшку, сидит у себя в дворницкой и жадно, не отрываясь, смотрит воспаленным глазами на бутылку ,стоящую перед ним на столе. На бутылке виднеется надпись "Технический денатурат. Не употреблять внутрь!". Только это пока и удерживает нашего знаменитого пропойцу от опорожнения стеклотары.
Изумительно прорисовано лицо Нечихайло. На морщинистом лице этого еще нестарого человека, озаренном отблесками костра в камине, отражается вихрь эмоций - соблазн, опасение, нетерпение, восторг нечаянной находки и размышление над последствиями принятия вовнутрь содержимого вопреки предостережениям на этикетке. Впрочем, чем закончится эта внутренняя борьба, угадать несложно.
Кстати, мы замечаем возле последних картин неприличные надписи, сделанные комментирующими полотна жильцами, которых запечатлел художник. Многие из них, особенно Титьников и Нечихайло, угрожают невообразимыми карами и мучениями Шебутяшникову. Кто-то им отвечает здесь же, на стенах, а вандал с дворником в свою очередь, не остаются в долгу, поэтому мы можем читать настоящие диалоги в стиле наскального творчества.
Заметно, что выставка художника не оставила равнодушным жильцов.
Еще выше видны две картины, завершающие серию жилищных миниатюр - "Любовь Сергеевна из 16й - затоплять или не затоплять" и "Утро 1 января в 4 квартире. Натюрморт".
Героиня первой миниатюры - склочная одинокая немолодая дама, живущая на четвертом этаже, к которому мы, кстати, приближаемся Как известно, все старые девы отличаются несносным характером. Мы знаем, что прямо под ней живет пара молодоженов, невольно причиняющих из-за тонких стен различные неудобства шумового характера Любови Сергеевне. Особенно, в позднее время суток.
Одной из самых излюбленных ею мер противодействия является стихийное затопление соседей снизу. Вот и сейчас она, злорадно улыбаясь, стоит в ванной и прислушивается рядом с включенном на полную мощность водопроводным краном.
Что ж, остается только посочувствовать ей и ее молодым соседям. Ибо и злоба людская, и темперамент молодоженов неистребимы.
Кто же одержит победу в этом безумном состязании? Есть ли победитель в этом споре? Вот те вопросы, на которое ответит лишь время...
Между четвертым и пятым этажами размещена пародийная серия, заметно разбавляющая трагикомический настрой предыдущих плотен. Вот видна маленькая серия "МАКРО". Это полотна "Любовь под микроскопом" и "Блоха как таковая. Вид снизу".
Первая картина исследует межполовые отношения стайки амеб, причем мы можем увидеть, что эти любовные связи очень непросты и запутанны. Преобладает групповая любовь, сексизм и даже инцест. Спорная картина. Особую извращенность микроорганизмов помогают понять надписи, сделанные художником рядом с каждой амебой - "внучатый племянник", "деверь", "брат по отцу" и тому подобное.
Что же, идем дальше. Картинка с блохой показывает громадную как Годзилла, блоху на фоне ночного города. Блоха неторопливо плывет по небу. На ее брюхе стоит надпись "Сделано в СССР". Шебутяшников объясняет, что блоха не надувная, а самая настоящая, и он ее видел один раз. Во сне. Это полотно является, пожалуй, единственной фантасмагоричной картиной автора.
Мы подходим к следующей картине. Это "Царь Иван Одиозный, убивающий своего свина".
Полотно являет собой своеобразную интерпретацию известной картины про сыноубийство. На этой же картине нарисован розовощекий чистенький свин с колокольчиком на шее, за которым гоняется разгневанный царь.
Шебутяшников охотно разъясняет, что Иван Одиозный разгневался на свина, поскольку тот без разрешения вторгся в царскую опочивальню в ночное время. В самом деле, мы видим, что царь бегает в халате, накинутом прямо на пижаму.
Следующее полотно называется "Питерские хакеры пишут письмо Биллу Гейтсу".
Здесь мы можем увидеть нескольких хакеров в соответствующих одеяниях, которые сидят за столом в интернет-кафе и пишут послание по электронной почте. Выделяется молодой человек в белой рубашке и галстуке. Видимо, это системный администратор. Он стоит, гневно подняв руки и потолку и вдохновенно диктует пишущему текст.
Как нам разъяснил Роберт, хакеры требуют снижения расценок на лицензионную продукцию и ратуют за немедленное раскрытие ядра Windows для вольных программистов. Так же, в числе требований имеются ультимативная просьба пожертвовать сто миллионов на открытие в Петербурге школы для хакеров...
Вот мы и добрались до чердака. Прошло три часа, а мы и не заметили, как они пролетели. Пора прощаться.
Шебутяшников просит уделить еще несколько минут и ведет нас на чердак. Там стоят три новые, незаконченные картины. Они будут называться "Забавы в трансформаторной" , "Эйфория из розетки" и "Достижение вечных электрических идеалов". А объединять серию будет название "Кибернетическое счастье". Дело в том, что художник решил перейти к более актуальной тематике и начал писать картины, посвященные роботам и робототехнике, дабы шагать в ногу со временем.
Первые две картины изображают роботов-повес, заряжающихся электричеством. Один от трансформатора, другой прямо от розетки, воткнув туда пальцы. Третья картина являет собой пародию на "Работник и колхозница". У Шебутяшникова в той же позе единения стоит робот-мужчина и робот-женщина. Они мечтательно глядят вверх, в лиловые небеса и, похоже, вполне счастливы.
На этом художник заканчивает экскурсию. Мы горячо благодарим Роберта и желаем творческих успехов.
Пора домой, тем более, что снизу слышится гул недовольных жильцов, поднимающихся на чердак с явно недоброжелательными намерениями. Увидимся с художником через год. Если, конечно, он еще не потеряет желание писать.