Аннотация: Судейский обзор финалистов ВК-5 (2014 г.)
Однажды мой муж, со свойственной мужчинам прямотой и технологичностью, сказал фразу, заставившую меня задуматься. Привожу ее здесь, литературно перефразированную и с моими ремарками: "Мужчина - это одноядерный процессор (не путать с однояйцевым!), а женщина - двухядерная (тоже кое-с-чем не путать). Решая одну и ту же задачу, они могут прийти к одному и тому же решению. Только женщина примет еще и дополнительное - альтернативное. И будет мучиться неопределенностью." Читаю женскую прозу на ВК и убеждаюсь в правоте сказанного. Что же ей, современной женщине, нужно? Казалось бы, так все просто - дом, дети, муж: решение основное, взращенное поколениями мам, бабушек и прабабушек. Решение альтернативное - карьера, свободный полет, мужчины в ассортименте. Оба этих направления нашли отражение в рассказах финала ВК.
Направление первое: "Неидеальная принцесса", "Мое будущее прекрасно", "Долг", "Как в сказке", "Мой крючок", "Кочегар", "Елка", "Край земли", "Моя весна", "Музыка", "Климакс среднего возраста", "Любовь", "Боня, Бонита", "Где ты, Фемида?"
Направление второе: "Тень", "Учительница математики", "Взрослая игра по детским правилам", "Темная", "Оберег", "Мальчик по вызову", "Дождь всегда не вовремя", "Вечером в трехместной палате", "Наперекор смерти", "Встреча на высоте", "Ты прекрасна, моя королева", "Когда зеркала не врут".
И вот ведь какой казус - в рассказах, воспевающих семейственность, мелькает соблазнительная полосочка голой кожи - адюльтер, такой нехороший, но такой оправданный - чем? Неужели самой женской природой, той, которая от диавола? Рассказы о свободном падении, наоборот, тяготеют к хеппи энду в стиле "Свадьба-свадьба, кольца-кольца". А как же природа, та самая, от диавола? И понимаешь, что женщина, как и кошка, существо непостижимое. Как говорят ученые "Мы, наконец, узнали, чего хочет женщина, но она уже передумала". Женская природа сама по себе изменчива, как и природа вокруг нас. Не может же зима морозить, лето - сжигать жаром, весна - заливать ливнями, а осень - усыплять флору и фауну вечно? От природной изменчивости - стремление к противоположности, любовь к козлам и поэтам, и загадочный блеск в глазах: "кое-что позволила себе с этим...". Отсюда же тоска при взгляде на малышка, копающегося в песочнице, или округлившейся животик будущей мамашки. Женщине всегда будет мало. Мужчин. Сплетен. Детей. Денег. Впечатлений. Жизни. Даже в самых уставших персонажах наших авторесс проглядывает эта жадность к жизни: отсюда интерес Ники к Тени, уход Риммы за Виолеттой, мелодия героини из "Песни на крыльях бабочки...", тяжкие раздумья героини "Кочегара" над сутью бабской доли, то ли святой, то ли грешной, и одноразовая, как прокладка, интрижка Вероники из "Края земли". Так или иначе, все героини финала разбивают оковы, рвут путы и выбираются из кокона привычной жизни - кто-то в сторону "И жили они долго и счастливо", кто-то в противоположную.
Женская проза зовется женской не только потому, что пишется женщинами. Это - лишь верхушка айсберга. Суть в понимании женской души, глубокой, влажной и темной. На мой взгляд рассказы "Кочегар" и "Край земли" идеально отразили это понимание. Пусть "Кочегар" написан орфографически и пунктуационно безграмотно, не вычитан, а "Край земли" можно упрекнуть в излишней сухости и ненужных деталях, но - по моему мнению - это настоящая женская проза в лучшем понимании этого термина. Автор "Учительницы математики" сделал попытку присоединиться к лидерам моего топа, но, к сожалению, с задачей не справился и слил финал простым и светлым словом "Любовь". Или героиню (любительницу Пи) надо было прописывать тщательнее или финал делать не таким предсказуемым. Женские судьбы достойно отражены в рассказах "Вечером в трехместной палате" и "Тень". Героини, несмотря на разность характеров, неуловимо напоминают друг друга мудростью, обретенной ими в жизненном финале. Порадовал нетрадиционным подходом к сюжетообразованию автор "Мое будущее прекрасно": символ как героиня рассказа - интересная находка. "Песня на крыльях бабочки..." - очень красива и напоминает японские миниатюры - точные лаконичные мазки, складывающиеся в прекрасную картину. Однако смутило то, что вовсе не о судьбе женщины в нем говорится на самом деле. "Долг", "Как в сказке", "Оберег", "Моя весна", "Музыка", "Взрослая игра по детским правилам", "Встреча на высоте", "Любовь", "Боня, Бонита" - житейские истории, оставившие приятное послевкусие, к ним можно также отнести "Дождь всегда не вовремя", правда, здесь сильнее выражена мораль (это не в упрек). "Неидеальная принцесса", к сожалению, запомнилась неидеальным воплощением. То ли автор злился, когда писал, то ли баловался, а то ли пробовал перо. "Мальчик по вызову", "Елка", "Когда зеркала не врут", "Наперекор смерти", "Ты прекрасна, моя королева" - классические примеры ЖФ. В первом случае берем демона и делаем из него спутника жизни, во втором наблюдаем за говорящими вещами (в данном случае елками), в третьем ершистый подросток осваивается в Академии Ведьм, в четвертой сталкиваемся с притчей, отягощенной моралью (опять же, не в упрек сказано). "Темная" - тоже пример ЖФ с соответствующим оттенком, что следует из названия. Рассказ показался невнятным, хотя литературный потенциал у него, несомненно, есть. "Мой крючок", к сожалению, не рассказ вовсе - вырванные из контекста моменты жизни героини. "Климакс среднего возраста" удивил поступком главгера, который выглядит гораздо нелогичнее поступка любой женщины (у которых, по мужскому мнению, логики ни на грош). "Ты бы меня не отпустила" - для мужчины с двумя детьми - дешевая отмазка. Я могу понять, уйти к другу пожить на пару дней, в запой податься с горя о прожитых зря годах, наконец, интрижку завести на стороне, чтобы доказать себе, что порох в пороховницах еще тлеет. Но обмануть женщину, заставив ее подумать, что ушел к другой, женщину, с которой долгие годы делил кров, постель, пищу, родил детей, - и свалить на заработки, это у меня в голове не укладывается. "Где ты, Фемида?" мог бы стать очень злой сатирой. Однако автор по этому пути не пошел, выбрав мелодраму с летальным исходом. К сожалению, ситуации, описанные в рассказе, не так уж редки и в наше время. Только в ход идут медикаментозные средства и платные медицинские учреждения. Ладно, в последних хоть бывает стерильно в операционных.
В прочитанных рассказах наблюдались также тенденции "выйти замуж за капитана" и "любовь с первого взгляда". Порадовало, что почти не было эмоционально безнадежных рассказов, что в сердцах наших авторов все же жива надежда на лучшее, даже если они смотрят на мир философски или прожили непростую жизнь.
Многие рассказы финала будут прочитаны читателями-мужчинами, но так и останутся непонятыми. Они будут искать в них логику - простую и понятную - и не найдут. Мотивацию поступков - не обнаружат (любая мотивация отступает перед программным заявлением "Я хочу!"). Прямого и твердого, как бамбук, финала - не дождутся. В изменчивости самой жизни не может быть простого и понятного, прямого и твердого. Даже если самим героиням рассказов кажется, что все, наконец, ясно и понятно, нет-нет да посветит в форточку звезда, вызывая в душе тоску о несбыточном...