Ермакова Мария Александровна : другие произведения.

Лесом (и полем, и садом) - обзор Пневматики-2011 (группа Му)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор некоторых рассказов конкурса Пневматика-2011 (группа МУ)

  Лесом (и полем, и садом) - Пневматика-2011 (группа МУ)
  Некоторые размышления на тему Пневматики-2011
  
  Общие мысли:
  Хочу отметить, что грамотность и владение текстом у авторов на конкурсах ПМ на порядок выше большинства СИшных конкурсов, в которых мне доводилось участвовать. За что отдельный респект оргам, которые смотрят, что берут.
  Лично мне разделение на группы МУ и ЖО не нравится. Вот не нравится, и все. Имхо, если бы участники групп хотя бы оценивали друг друга "перекрестным опылением", было бы не так уныло. По первому впечатлению мужская группа куда позитивнее женской в мировосприятии, хотя и косят все дружно под кромешников.
  Субъективно:
  Подробного разбора текстов не будет, и уж тем более не собираюсь писать про все 39 рассказов группы МУ. Выскажу впечатление, отмечу несомненный топ и рассказы, меня зацепившие.
  Постмодерн понимаю чисто интуитивно. Никогда не смогу объяснить, почему вот этот шедевр им является, а тот не является ни фига. Грамотность (орфография и пунктуация) мною замечается, но решающего значения не имеет. А вот стилистика текста отмечается обязательно, так же как и общий уровень владения русским языком. Сюжета может и не быть, но стиль у текста быть обязан. К оценке рассказов подхожу с этих точек зрения, абсолютно субъективных. Своего мнения никому не навязываю. Кто с ним не согласен - идет лесом (и полем, и садом).
  Итак:
  Мужчин волнуют наркотики и бабы. Или бабы и наркотики. В любой последовательности - плохой знак. Раньше их волновали - кроме баб, разумеется - автомобили, компы и прочие стиральные машинки. Несмотря на это, много позитивных рассказов, повествующих о совсем не смешных вещах. Присваиваю им категорию "Смех сквозь слезы".
  Субъективно:
  Три моих несомненных фаворита:
  1. Лом Кумар Быканашакти "Сидя на красивом косяке".
  2. Редькин А. "Орки в космосе";
  3. Вадим Деминский "Конь-огонь".
  
  Лом Кумар Быканашакти "Сидя на красивом косяке". Этот автор заставляет меня смеяться, как никто больше на СИ. Текст кажется бредом, но чтобы писать такое, надо не только уметь виртуозно бредить, но еще и владеть русским языком на уровне профессора филологии. Обыгранную дворовую сценку, увы, можно увидеть почти в каждом дворе - федерального или не очень значения. Персонажи нарицательные, любое слово или словосочетание следует записать в анналы сатиры и юмора. Вопрос все тот же - тварь я кумарная, или право имею? Смех сквозь слезы один.
  
  А. Редькин "Орки в космосе". Ухохоталась, пока читала. Недаром народ любит анекдоты про наркоманов, хотя, конечно, ничего смешного в самой теме нет. С текстом автор работал, это чувствуется. Сочетание истории, рассказанной за кружкой пива (косяком), и хорошего языка, юмор не чернушый, но вполне близкий к этому - обеспечивают этому рассказу место в моем топе. Единственное замечание - Если по тексту рефреном идет "Я танцевала голой!", почему в финале толпа орков бежит всего лишь босиком? Ну, все надо было снять. Всем.
  Смех сквозь слезы два.
  
  
  Вадим Деминский "Конь-огонь" Прелесть прелестная, близкая и понятная постмодерничному по умолчанию сознанию каждой женщины. И странно мне, что мужчина написал такую тонкую и ироничную вещь, ну за то ему и респект. Кстати, это тот случай, когда можно было упасть в жестокую сатиру и поваляться там вдоволь, или в эротическую чернуху (правда, тогда бы на конкурс не пустили). А автор не поддался, хотя его явно "царицей соблазняли". С пунктуацией беда. Смех сквозь слезы три.
  
   Отличники:
  
   Борис Терехов "Муха, потирающая лапки". Прочитала. Валялась. Еще раз прочитала. Все повторилось. Написано классно. Идеи не увидела вообще. То есть, зная Борю, я знаю, что она там есть. Нет, она точно там есть! Но я ее не вижу? Вспомнились: кот, снесший недавно цветочный горшок в процессе ловли мухи; мерзкое слоновокомариное существо Дали, кажется, из Искушения Святого Антония; любимый фильм ужасов "Муха" и муравьи Саймака из "Города" (а они-то тут каким боком?). Быть рассказу в отличниках за "пойди, туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Вообще есть у меня впечатление, что автор, хихикая, показал всем дулю методом НЛП, и все дружно забыли ее в сознании, продолжая ощущать в подсознании.
  
   Борис Левин "Репка". Ай, какой молодец Борис Хаимович! Этак со словами и смыслами играть не каждый сможет! Порадовал. Фразы - чистый изумруд, скорлупка - смысловые вариации. В отличников. Даже сказать нечего. А. Почему бабка трясла оставшейся грудью? Вторую удалили?
  
   Лампочка Ильича "Харам алейкум". Сильный текст. Не могу пройти мимо, хотя читать тяжело и неприятно, вплоть до того, что было искушение сделать вид, что я его не видела. Видела, увы. Ничего нового в нем нет, как нет ничего нового в войнах, длящихся с начала времен. Меняются знаки отличия, орудия убийства и транспортные средства, металл для солдатских ложек - насилие так и порождает насилие и разве найдется кто-то, кто осудит сопротивляющихся? Ударили по левой щеке - подставь правую. Изнасиловали тебя - изнасилуй и ты. Что-то в этом есть общее. Увы. В отличники.
  
   Дмитрий Метелица "Работа сердца". Кажется, отличительная черта этого конкурса, индивидуализм. О чем мы пишем? О себе, своих мирах, своих проблемах, своих внутренностях и нечистотах (или мечтах, это у кого что во внутренностях). А тут вдруг бац - человеколюбие. В глобальном смысле. И как тяжело ему внутри среднестатистического человека! И человеку с ним - как не просто. Словно муху съел - жужжит, щекочет, раздражает и на языке гадко. Пока не выплюнешь. Автор выплюнул. И попал. В отличники.
  
   Пик Апачи. "Лавка Старого Лю". Вещь. Прочитала в начале конкурса. Поняла, что должно отлежаться. Как старому коньяку выдержка прибавляет купажа, так и миниатюра, перебродив в моем мозгу, потеряла часть заявленной автором самоиронии и превратилась в романтичнейшее произведение. Причем редкий случай, когда собственно, весь смысл кроется в последних двух абзацах, из которых слова ни убавить, ни добавить. Мальчикам и деффочкам не читать - кроме 'на поржать' не увидите ничего. Читать зрелым людям, которые до сих пор не поняли, что такое любовь - обязательно.
  
   Рассказ Сфинкского "Встречный ангел" перенасыщен совершенно не явными для меня символами, кроме одного. Должно быть, кто-то прочтет их с легкостью - может быть, для этого надо проучиться в Кембридже, или погрызть ремешок от освященного колокола или просто быть воцерковленным человеком. Но у меня возникло четкое ощущение, что эта - с виду легкая и необременительная вещь - на самом деле та черная дыра, в которую заглядывает навсегда сузившийся зрачок. Загадка в том, что автор сам - Встречный ангел. Он берет за руку старого Кена и ведет призрачной тропой от скамейки-здесь - до скамейки-там. И если здесь существуют герой и парк, и скамейка, и колокола, порождающие воспоминания, то там, герой не существует. Он просто есть, но нет больше ничего. А значит все, что его окружает - скамейка, парк, воронье, колокола, херувимы - это он сам.
   Сцена поедания ремешков вызвала гадливость, как любая сцена каннибализма. Хотя я абсолютно не религиозный человек.
   Явный символ - скамейка в парке, для меня очень личное воспоминание, связанное со смертью бабушки. Может быть, поэтому рассказ Сфинкского я восприняла близко к сердцу, хотя, как обычно, ничего в нем не поняла, кроме того, что похоже, на итоговом пороге жизни, Кен все-таки нашел свой угол в пустоте.
  
   Хорошисты:
  
  В.В. Кетат "Тридцать седьмой апрель или Владимир и Вероника". Рассказ задевает за живое, ибо содержит такие житейские вещи, с которыми каждый хоть раз в жизни, но сталкивается. К сожалению, самоубийство в среде одиноких людей - вещь житейская. Ситуация, когда один любит другого больше - тоже часто встречается. То есть, несмотря на творческиинтеллигентский антураж, рассказ получился жизненным, искренним и трагичным. Кто-то увидит там юмор, но это не более чем смех сквозь слезы. Советую вычитать запятые и переизбыток "которых, которые" и т.д.
  
  Влад Лютов "Папочка". Для меня нечто непонятное, но яркое, красочное, эпизодично напоминающее компьютерные игры и модную апокалиптику. То ли борьба за источники сбыта, то ли за самку, то ли за собственную жизнь. Метафоры хороши, выверены. Несмотря на общее недоумение от сюжета, читала с удовольствием.
  
  Вавикин Виталий "Трутень". В хорошистах явно лидируют мужчины, для которых женщина остается стервозной загадкой. Грустно это. Казалась бы так просто понимать друг друга, а вот нет - говорим одно, слышится другое; слышим третье, а имелось в виду четвертое. Герои встретились, совокупились, решились на любовь, а вместо нее мучили друг друга всю жизнь. Ну, понятно, раз автор мужчина - его ГГ и досталось больше, поэтому рассказ закончился на том, что возмездие настигло только его одного. Но жизнь продолжается, а возмездие такая штука, что одного из двух ему всегда мало. Хороший психологичный рассказ о человеческих отношениях. Постмодерна мало - немного метафоричности, специфическое дуальное изложение.
  
  Володя Злобин "Thемля" Любимые мною рассказы-перевертыши. Здесь гадают на людях (неудобно, блин), вафельные стаканчики едят вишневых человечков, добрые грузины чистят Ромашкам зеленые туфельки. Мир был бы красив и мультяшен, насыщен яркими радостными красками родом из детства, если бы не представлял собой нескончаемый Хеллоуин для человечества. Если бы да кабы... брр. Но хороший брр.
  
  Игорь Z.Новопольцев "Джонни Ходжес и мертвые души" Очень вкусная вещь. Панкушная - ну так автор себя так и позиционирует на СИ. Панки у Манилова. Валяюсь. Смех сквозь слезы четыре.
  
  Diamond Aсe "Стикс" Узнаваемый авторский стиль и оригинальная идея присутствуют. За идею даже отдельный респект. Рассказ четко поделен на две части - в первой мы сталкиваемся и ушибаемся об авторское мировоззрение, во второй - с ним же сталкиваются и погибают одна за другой несчастные девУшки, определенные автором в музы искусств. Для меня первая часть оказалась лишней - мировоззрение автора я и так знаю, история с девУшками заинтересовала больше. Может, у вас будет наоборот.
  
   Артем Болотин "Зеркальное отражение". Рассказ о поисках себя. Или о ветрености человеческой натуры; недостижимости идеала - понимайте, как хотите. Герой однажды попадает в параллельный мир, красочный, похожий на добротную иллюстрацию к фэнтезийному роману или - наоборот - написанную в стиле авангардизма картину к Книге джунглей. Интересно слепленная вещь. Явный минус - склонность к лишнему украшательству текста. Сама страдаю тем же, посему вижу. Если бы формулировки были не столь красивы - рассказ вышел бы более глубоким и философским, а так все узоры, даже при их приятности глазу, замечаются, но и только.
  
   Павел Виноградов "Палата номер 666" . Фантасмагория о превращении человека в продукт пищеварения. В принципе, конечная метаморфоза могла бы быть любой - от горошины, до женской груди (Паша поймет, о чем я :)), суть не меняется. Ода комплексу неполноценности. Человек, имевший несчастную способность одеваться в коричневое и портить всем праздник, в конце концов сам стал коричневым. Герой не оправдывает ничьих ожиданий. Начиная с мамочки, своим желанием лучшего для сыночки только усугубляющей его состояние, и заканчивая Дьяволом, представленным в ассортименте.(Кстати. Соглашусь с автором в том, что у Сатаны зеленые глаза. Не красные, не желтые, не серо-буромалиновые в крапинку или невинно-голубые, а именно зеленые). Превратившись в какашку, ГГ тщетно надеется успокоиться и не стремиться к оправданию, а вместо этого разочаровывает окружающих, разламываясь на части. Вопрос - откуда хруст в процессе? Это авторский недосмотр, реинкарнация Будды или что-то значит? Название рассказа играет, но слишком прямо указывает на присутствие темной стороны. Палатная бригада ( а что это такое кстати? Знаю дежурную, бригаду приемного отделения...)отсылает нас к 'Полету над гнездом...', жаль, автор не обыграл умывальник, как фаллический символ сбывшихся мечт. На мой взгляд, затянуто, ибо бред должен быть если долог, то интересен до конца, если короток, то остер и лаконичен.
   ЗЫ Автор утверждал, что рассказ придумался после разговоров с Богом. :) Пожалуй, так оно есть - стилистика узнаваема.
  
   Николай Варнава "Добрая память" . Лексически перенасыщенный текст. При этом редкий случай, когда перегруз воспринимаешь, только как характерную черту хорошо пишущего автора, а не бессмысленный набор красивостей и плохо вычитанный текст начинающего графомана. В хорошистах вы у меня именно за эту особенность. А в отличники не попали из-за откровенно разочаровавшего финала. Ощущение такое, что вы несли-несли-несли фиал с драгоценной мыслью, споткнулись и... Это я к тому, что идея хотя и не плавает на поверхности, но сама по себе интересна, а вот конечные события вы упростили до предела, быстренько свернув финал бунтом беспощадным ...
  Прочитала всех, кого собиралась. На этом обзор окончен. Всем удачи на конкурсе, хотя так и не бывает...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"