Ермакова Мария Александровна : другие произведения.

Путешествия юного натуралиста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на замечательную детскую сказку про Самого маленького ужонка автора Надежды Башлаковой. Апробировано на собственном ребенке!

  Как известно, любимое занятие всех детей независимо от возрастов - познавать мир. Они познают его разнообразно: на ощупь, вкус, цвет, глазами, ушами, языком (чем иногда приводят в ужас дражайших родителей). Окружающее притягательно и ярко, особенно, если это совсем неведомый для современных детей мир. Поймать лягушку, подложить муравьишке соломинку на пути и посмотреть, что будет, замерев, слушать соловья в сумерках, испуганно следить за плавным движением длинного змеиного тела. Страх порождается незнанием. Мы боимся змей потому, что почти ничего не знаем о них, кроме того, что они длинные, скользкие и холодные. А ведь они бывают и не длинные. И уж, точно вам скажу, совсем не скользкие! В данной рецензии речь пойдет как раз об истории про этих замечательных существ, которые иногда живут бок о бок с нами, вызывая противоречивые эмоции. Я говорю о Сборнике рассказов Надежды Башлаковой "Самый маленький ужонок".
   В период моего детства книги о природе были очень популярны, часто переиздавались и жанр "детского естествознания" по праву стоял в ряду других жанров детской литературы. Стоит вспомнить классика советского времени Ольгу Перовскую, других авторов (например, Сладкова Н. "Под шапкой невидимкой", Батуева А. "Призвание"). Отдельно, на недостижимом пьедестале - Джой Адамсон, с ее "деточками" Эльзой и Пиппой. Всех этих авторов объединяет любовь к природе, желание защитить ее, натуралистичность изложения. И детский интерес, с которым "проглатываются" страницы любимых книг. Жаль, что это направление детской литературы в последнее время сильно размыто яростным вливанием жанра "фэтнези". В детской "фэнтези" нет ничего плохого. Истории про приключения котов и мышей со шпагами в лапах, борющихся с темными властелинами своих дворов и нор, захватили мир. На первое место вышли приключения, экшн, отодвинув на задний план гуманизм, воспитание и что-то неуловимое, что я ощутила в произведении уважаемого автора, но что не берусь назвать. Что-то, что ставит его в один ряд именно с теми писателями, о которых я упоминала выше.
  Автор относит свою историю к сказкам. Что ж, сказочная компонента там, несомненно, есть. Но меня лично привлек именно естествознанческий подход к делу. Истории про Маленького Ужонка, со смешным и приятным именем Шшша, читала 7-летней дочке на ночь. Читала с интересом. А она с интересом слушала, после чего куклы были заброшены, из завалов игрушек были выкопаны разные змеи и змейки, которые расползлись по всем комнатам. :))) Заслуга автора - написать так, чтобы ребенок захотел играть в твоих героев.
  Итак, Ужи живут в подвале дома, в котором обитает автор с семейством. Любопытный и неугомонный Шшша отправляется познавать мир (как все дети!) и попадает в различные передряги. Мир змеиный и мир человечий соприкасаются, и не всегда это соприкосновение протекает гладко. Как водится, мир змей уступает миру людей и часто страдает от последнего. Но не в этих историях. Люди, поначалу отнесшиеся к змейке испуганно и негативно, постепенно меняют свое отношение. Конечно, в этом есть заслуга Шшша и его мамы, которые, сами того не ожидая, спасли "своих" людей от чужаков, заявившихся в их дом с дурными намерениями. Но даже, не будь этого, люди не проявляли бы агрессии. Они из тех, кто к природе относиться без пиетета, но бережно. Не делая культа, живут бок о бок и стараются не мешать друг другу. И даже, по возможности, помогать!
  После историй про Ужонка автор неожиданно (для меня) поместила в "статейной" форме сведения об ужах, которые содержатся в энциклопедиях или она собрала сама. Поначалу, узнав о таком финале, дочка расстроилась. Ей хотелось еще историй про ставшего любимым героя. Но я предложила ей просто начать читать - и бросить, если не понравится. Не бросили. Прочитали всю "статью", после чего меня завалили массой вопросов - про ужей в частности и змей вообще. И про автора и его семью :) Такой финал - удачный авторский ход, несомненно. Если автор продолжит писать истории в том же духе (и не обязательно про змей) данное дополнение будет к месту в конце рассказа про любое животное.
  При соответствующей доработке (о которой речь пойдет ниже) это будет очень хорошая детская книга. Я, не задумываясь, купила бы ее дочке, а она, не задумываясь, прочла бы ее от корки до корки - и уже сама!
  Нынче перехожу от общего впечатления к частному. Сразу хочу заметить, что это мое личное видение данного произведения. Автор может не согласиться с моим мнением и имеет на это полное право. Но, возможно, что-то из моих советов ей все же пригодится.
  Поехали:
  Ужи жили под полом целой Семьёй. Иногда они вылезали из-под порога, ведущего в ванную комнату, заползали под котёл, чтобы погреться. Но ненадолго. Вскоре снова скрываясь в небольшой дыре. Они питались мышами, чем помогали людям, но те столь своеобразную помощь не ценили.
   - Уж лучше бы мыши бегали!- в сердцах как-то сказал хозяин.
   - Нет, мыши ещё хуже,- печально вздохнула его супруга.
  
  Ужи приползают в дом, когда наступают холода, а с приходом тепла они всё больше возвращаются в лес. Примерно в это же время, то есть где-то в конце весны, они создают пары, а уже летом мама - ужиха откладывает мягкие, покрытые словно пергаментной оболочкой яйца. Крошечные всего-то два с половиной сантиметра на два, они склеиваются между собой, образуя бесформенный комок или цепочку. Им может угрожать гибель от высыхания. Да и крысы с удовольствием лакомятся и яйцами и молодыми ужами. Примерно через два месяца после отложения яиц на свет вылупляются змейки двенадцати-пятнадцати сантиметров в длину.
  
  В данном отрывке использовано и прошедшее и настоящее время. В теле повествования лучше все же использовать только одно - прошедшее. А настоящее оставить для того самого "статейного" финала, про который я упоминала выше.
  
  Нашей Семье крупно повезло. В доме, под полом которого они поселились, совсем не было крыс, только толстые сочные мыши.
  
  Из данной фразы непонятно, чьей семье? Если человеческой, то сочные мыши вряд ли должны их радовать. Если Ужовой, то повествование идет по тексту от третьего лица, а здесь - первое.
  
  Шшша испытал панику. Он облазил в комнате всё, но так и не нашёл лазейки, чтобы выбраться на свободу. И тут...
  
   - Дорогой, по-моему, в соседней комнате кто-то ходит,- супруга нетерпеливо потрепала мужа за плечо.
   - Да кто там может быть?- он перевернулся на другой бок и уткнулся носом в подушку.
   - Мне страшно! Я точно слышала. Там кто-то есть. Иди, посмотри! Мужчина ты или нет?
   - Мм...
  
   Шшша, конечно же, не мог понять человеческой речи. Вот только человек поднялся и направился к двери в полной темноте. У змеёныша появился призрачный шанс выбраться на свободу!
   Но дверь снова хлопнула перед носом...
   За нею послышался вскрик, удар и звук падения. Не успел Ужонок отползти в сторону, как она отворилась, и в комнате стало на двух незмей больше.
  
  Вот этот отрывок я сначала не поняла. Только что Шшша ползал по комнате, в надежде выбраться наружу и вдруг женщина говорит про какие-то шаги. Я подумала было, что это она услышала, как змееныш, ползая, натыкается на вещи и решила, что по комнате кто-то ходит. Каково же был мое удивление, когда в доме обнаружились злодеи! Сцену с появлением их в доме следовало бы прописать поярче. Например, Шшша ощутил (змеи же не слышат, а именно ощущают) крадущиеся шаги и понял, что это чужие незмеи. Или описать открываемую снаружи дверь. И вот тут женщина спросила мужа...
  
  Женщина, сидящая на постели, взвизгнула.
   - Молчи, а то умрёшь сама и твои щенки,- раздался приказ.
   Мать покосилась на детей, мирно спящих на соседней кровати.
  
  Когда женщина взвизгивает, дети вряд ли будут и дальше мирно спать в кроватках.
  Злодей говорит "Да это уж, кажется, дави его!". Если он разглядел, что это уж, значит, у него был фонарь? Ведь в темной комнате (а поскольку все уже легли спать, комната была темной) разглядеть желтые или оранжевые пятнышки на ужиной голове невозможно. Вот этот бы момент прописать. Точно таким же открытием для меня было появление в комнате мамы Шшша. Здесь явно не хватает сцены, как она просыпается и ползет искать сыночка - только ДО сцены со злодеями, а не после, как в оригинале. И, кстати, это именно она могла бы наблюдать со стороны, как чужие люди открывают дверь снаружи и идут в дом явно не с добрыми намерениями!
  
  В принципе, к логическим неувязкам можно еще попридираться, но я не стану этого делать. Когда у автора появится время, она сможет придирчиво разобрать текст и повытаскивать колючки. Если нужна будет помощь, с удовольствием помогу.
  
  Основные направления сюжета, на которые я бы обратила пристальное внимание:
  1. В истории люди являются фоном. А это жаль. Мне для полноты картинки не хватало описания детишек, главы семейства и самой хозяйки. Мне бы очень хотелось увидеть дом и место, в котором он стоит - причем, если бы это описание было дано с самого начала, это сыграло бы только "на руку" общему впечатлению. И, кстати, вовсе не обязательно дом и семья должны быть похожи на дом и семью автора. Здесь можно повыдумывать.
  2. Общая "урывчатость" текста. Создается впечатление, что только автор берет ручку (или садится за компьютер) и пишет пару строк, как тут же раздается голос (а то и два): "Мамочка!". Автор отвлекается, идет по несомненно важному делу, а когда возвращается, либо прописывает то, что уже писал ранее, либо пропускает кусок, который надо было бы написать.
  3. Сцену, в которой разозленный отец пинает связанного злодея, рекомендую вообще убрать из детской книжки. Не стану осуждать пережившего подобное "приключение" человека, даже когда он сунет хулигана головой в унитаз. Но показывать детям, что связанного можно пинать безнаказанно - нельзя. Если бы это была книга для циничных взрослых - да! И не только пара пинков была бы уместна!
  4. Кота и мышей Шшша воспринимает, именно как кота и мышей. А вот собак почему-то так же, как людей, т.е. - незмеи. Тут надо либо всех животных отделить от незмей-людей, либо пояснить, что он считает собак незмеями потому, что они тоже живут в доме. Хотя, с другой стороны, кот ведь тоже жил в чьем-то доме?
  5. Дочка очень радовалась красочным подробностям, типа: крошечный язычок, пятнистое пузико, лупатые глазенки. Их бы побольше.
  6. Явно не хватает еще историй :)))))
  С уважением и благодарностью, ЕМА
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"