Рецензия на роман Густава Майринка "Ангел западного окна"
Какие ассоциации возникают у вас при упоминании лабиринта? Лабиринт Минотавра? Лабиринт подсознания? Лабиринт подземных тоннелей, страшных и зловонных жил города? Роман Г. Майринка "Ангел западного окна" есть смешение всех этих лабиринтов.
Последний роман Мастера - наиболее запутанный из всех. В лабиринте времени прошлое славного рода ("родовое дерево зачахло, герб преломлен") сплетено с настоящим, иллюзия - с тем, что действительно видишь в зеркале; потусторонний мир по каплям, точнее, по разрозненным страницам записей Джона Рочестера - кузена главного героя (рассказчика), оставившего последнему в наследство "несколько вещиц на память и вот эту посылку, которую сегодня принес почтальон" - просачивается в мир реальный. И вызывает из небытия странные сны - "фамильный сон... сон потомков Хюэлла Дата" - которые прежде никогда герою не снились. Отмахиваясь от предостережения мертвеца в записке, приложенной к архиву, главный герой приступает к его изучению. Следуя приказу явившегося во сне "увенчанного короной двухликого духа сновидений нашего рода", он вытягивает бессистемно пачку за пачкой. Ему встречаются разные документы - официальные заключения, письма, доносы тайных осведомителей, мемуары. Случайный выбор, на самом деле, не случаен. Дух Бафомет, подталкивает его руку к определенной бумаге, а его самого к призрачному порогу, разделяющему прошлое и настоящее. Из истончившихся, полуобгоревших листков он узнает о намерении Джона Ди - далекого предка его матери - посредством любовного зелья склонить принцессу английскую Елизавету к браку и взойти на трон. Намерение это приводит Ди в застенки "кровавого епископа" Боннера, где он знакомится с Бартлетом Грином - рыжим разбойником, сумасшедшим, фигляром, продавшим душу дьяволу. Именно он перед восшествием на костер, одарил Джона неким странным артефактом: "кусок черного каменного угля, величиной с кулак, гладко отполированный и довольно правильной двенадцатигранной формы". Кстати, у Джона Ди существует реальный прототип - оккультист и философ, деятельностью которого Майринк интересовался.
Углубляясь в изучение архива, словно в лабиринт чудовища, главный герой осознает, что теряет себя; путеводная нить оборвалась. Все чаще ему кажется, что кто-то другой читает строки его глазами, разглядывает странные каббалистические знаки, щедро разбросанные рукой Джона в своем дневнике; что он есть не что иное, как кокон: "пустой, брошенный за ненадобностью кокон", истинный владелец которого - кто? или что?
Те же мысли тревожат в далеком прошлом самого Джона: "и вся моя прежняя жизнь предстала, как жизнь другого, постороннего, человека, я словно вижу ее в зеленом зеркале...".
Зеркало-символ, так же как и двойственность сущего в романе, очень важные вехи. "Это старинное зеркало с посеребренной поверхностью завораживало своей необычайной, поистине редкостной красотой, я поставил его на стол, мой взгляд потонул в зеленоватых бездонных глубинах, в таинственной игре переливающихся, мерцающих отсветов". Герой (или герои, ибо по сути они одно и тоже) словно многократно отображается в волшебном стекле. Джон Ди видит в нем отражение своей "мерзкой хари", с которой говорит, как с отдельной личностью, и, если задуматься, может, так оно и есть? Демон ли это, внутренний голос или призрак из будущего? Главный герой (рассказчик), забывшись, засматривается в зеленоватую поверхность и неожиданно встречает... Теодора Гэртнера - университетского друга, давно утонувшего в океане.
Дуализм романа проявляется буквально везде. Прошлое, смешавшееся с настоящим, и настоящее, теряющееся в прошлом. Это преследующие героев двойники - то ли привидения, то ли отражения в зеркале, то ли реинкарнационные воплощения. Ангел, чья природа двойственна и обманчива, порождает неотличимых от людей призраков, заставляющих главных героев действовать в своих целях.
Роман густо замешан на обрядах мистических орденов, сакральных процедурах вызывания духов, религиозных и оккультных символах. Тема реинкарнации звучит в нем мощно и пронзительно, словно орган в Домском концертном зале.
"Ангел западного окна" нелегок для чтения. Вам все время придется возвращаться назад, отыскивая маячки в тексте, параллели, проскальзывающие то тут, то там, временные петли, которые настойчиво возвращают читателя в прошлое. Однако есть в нем и странное предзнаменование будущего. В сцене смерти Джона Ди Мастер описывает свою будущую кончину - лицом к восточному окну, сидя в любимом кресле старого дома. Возможно, того самого Дома у последнего фонаря, который был описан им еще в первом романе "Голем".
Так отчего же Джон Ди, умирая, отвел взор свой от западного окна, взглянуть в которое ранее так стремился? Возможно, вы поймете это, дочитав роман до конца. Если не потеряетесь в змеиных кольцах мастерства автора, если не заблудитесь в лабиринте, в котором слишком много подсказок.
"Читай - или не читай! Сожги - или сохрани. Тлен отдай тлену...Род графов Уэльских, род Хьюэла Дата, наш род ныне мертв...".