Ермакова Мария Александровна : другие произведения.

Рецензия на повесть Мудровой Т.А. "Моя карманная смерть или заповедник вайперов"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Ермакова Мария Александровна
  
  Рецензия на "Моя карманная смерть или Заповедник вайперов" Т.А. Мудровой
  
  Избитая история - мужчина и женщина. Но что, если мужчина - вампир (или вайпер, пользуясь авторским термином), а женщина поставила на себе крест? И он тот, кто этот крест несет ей...
  Общее ощущение Заповедника - ощущение старых черно-белых спектаклей, как это называлось? - телевизионный спектакль, вот! Плоская картинка, ровная, без ярких красок, без ярких эмоций. При этом если помните, те самые старые спектакли были проникнуты какой-то пронзительной духовностью, немногословным надрывом.
  Сухой язык политических комментариев, которые автор пыталась сдобрить толикой юмора, повествует о попытке одного народа загнать другой в резервацию, желтый квартал - называйте, как хотите. Не важно, что второй народ даст первому фору по выживаемости ибо - априори - бессмертен. Это тот случай, когда превосходящая посредственность мышей свалила кота. Вот это - сила слабых, подкрепленная законом (в данном случае, приведенным в тексте Договором) первое, что пугает.
  Желание посредственности прикоснуться к волшебству (пускай оно и с клыками) понятно. Отсюда мода на вайперов, значки и маячки, указывающие этим загадочным и любимым литературой существам путь к податливому горлу. Но желание главной героини - Тали, присоединиться к толпе страждущих поцелуя смерти (в прямом смысле), не явно. Чего она так боится, что хочет почувствовать на себе чужие холодные губы? Почему она - человек духовный, не против этого самоубийства-клона, которое есть грех? Она предпочитает иронизировать по поводу скорого конца, а не бояться его, лишь чуть-чуть паникует, узрев в обшарпанном подъезде сталинского дома своего красавца-гостя в разодранной одежде. Красавца зовут Род. Тали не удивлена, увидев его и осознав. Она пытается шутить, язвить, "укусить" гостя (очень смешно, когда понимаешь, что гость хочет того же, только без кавычек). Привычные действия - приготовление омлета, бытовые мелочи, стеб - все это лишь попытка "сохранить лицо", но складывается впечатление, что ей уже все равно - и это тоже страшно. Отчего это равнодушие к себе? Равнодушие давно решенного - ведь человек, которого должны убить со дня на день, не засыпает спокойно от двух таблеток новопассита. Скорее уж, от шприца с морфием. Крест поставлен давно? Переживания за ненадобностью - где?
  Немного оттаивает она, только когда наклевываются поездки. Слушатель (и наблюдатель) в ее лице "заинтересован нелицемерно".
  Сразу бросается в глаза духовное родство Тали и Рода. Если, говоря о вампирах, можно употреблять духовность, как термин. Ранняя история вампирской литературы не подозревала о существовании у вампиров души, видя в их действиях только лукавые извороты извращенного ума. Тенденция последнего времени - посмотреть на вампиров новыми глазами, увидеть в них те качества, которых самим людям не хватает. Тали и Род о многих вещах судят одинаково, хотя казалось бы, должна сказываться разница в мышлении, психологии, воспитании. Они прекрасно дополняют друг друга - он ее уравновешивает, она его "раскачивает".
  Ее внутренний настрой - то ли стержень, то ли крест - изменяется немного только в момент инициации. В сцене подготовки очень удачно проведена параллель с курицей. Эта "деревенская клуша сама захотела умереть... она помолилась, причастилась, и исповедалась". Вам это никого не напоминает?
  Собственно дегустация - для человека смерть, для вампира рождение. Что происходит с физиологией Homo Sapiens, мы догадываемся (хотя от романа к роману версии разнятся), но что происходит с душой, разумом? Тот ли это момент, когда, действительно - смертию смерть поправ?
  Ждущая смерти Тали не осознает сначала всей правды - она перешагнула через порог, и... пошла дальше, сменив образ, как старое пальто. Она совсем не удивлена, увидев за окном ад. Почему? Вдовство, пошатнувшееся здоровье... Но что еще? О чем автор не упомянул, что сделало ее жизнь настолько невыносимой, что посмертие материализовалось в "черной угольной земле, с крупными комьями шлака", простирающейся до горизонта? И разве это - не страшно?
  Ярко проявляет она эмоции только когда не получает желаемого, понимает, что ее обманули, что она не получит вечного покоя, божьего суда... А кстати, чего она ждала от смерти?
  Автор не дает ответа на эти вопросы. Это - жаль, но это не плохо. Автор желает, что читатели сами дописали образ, выудили прошлое героини из спутанных обрывков, возможно, сами ответили бы себе на вопрос - боятся ли они смерти. А если смерть - по заказу?
  Тали так и не дают времени, чтобы осознать себя в качестве вампира. Новые ощущения даны очень скупо. Будучи человеком, она похоронила собственные эмоции, живость, под крышкой привычки к жизни. После изменения те же эмоции похоронены обрушившимся на нее горем. Лишь когда ее дочери, Людмиле, попавшей в авиакатастрофу, становится легче, Тали показывает истинный характер - вспыльчивый, противоречивый, ЖИВОЙ.
  Чтобы вспомнить себя, прежнюю, не ту, что жила "сохраняя лицо", марионеткой на ниточках привычки, а ту, про которую автор не сказал ни слова, ей не хватает только одного - любви. И именно об этом ей напоминает умершая-воскресшая дочь. Так ли уж важно, бьется твое сердце, и течет ли в твоих жилах кровь, если ты познал это? ЛЮБОВЬ.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"