Сколько лет я не был в Израиле? Кажется, совсем недавно мы уезжали из этой страны, где живут мои дети, где остались друзья и просто хорошие знакомые, где я себя чувствую, как дома, и где все так знакомо, но все же неоднозначно и непредсказуемо.
А прошло уже почти три года. Правда, пролетели они быстро, незаметно, скорее всего потому, что в глубине души осталась надежда на то, что я сюда еще обязательно приеду. Ведь нити, которыми мы с женой связаны с этой страной, не порвались с нашим отъездом, электронная почта действует исправно, и грусть расставания отступает после получения очередной весточки от детей или друзей.
Хотя и произошло за это время - многое. Приезжали Света с Сашей, благополучно расписались и стали мужем и женой, потом и сын, Олег, сообщил, что осенью собираются они с Диной к ее родителям в Ригу и к нам, в Гродно. И мы с женой решили летом съездить по туру в Европу, мир посмотреть, коль с детьми увидимся. Поехали, посмотрели, но это уже другая история.
А тут и сын с женой приехали, после Риги, пробыли около двух недель, обрадовали приятной новостью - Дина ждет ребенка. Ждали мы эту весть давно, да дети все учились, становились на ноги, и на наши вопросы сообщали, что у них все планируется и пока не время. Мы с женой, вспоминая нашу студенческую молодость, правда, убеждали их в обратном, да разве их убедишь?
Приезжал Гриша с женой, лечился у нас в санатории недалеко от Гродно, потом приехал ко мне, мы провели несколько дней в воспоминаниях и разговорах. В общем, связи с Израилем я не терял, скорее, наоборот, она все крепла, благодаря моему сайту. Писатель Михаил Лезинский, познакомившись со мной на портале "Самиздат", развил бурную деятельность и познакомил со своими друзьями - в первую очередь Марком Яковлевичем Азовым, Александром Бизяком и многими другими. И я благодарен ему за то, что теперь имею возможность читать и представлять их произведения всем, кто бывает на страницах сайта.
В прошлом году я перешел на другую работу и вот - год прошел, можно идти в отпуск. Тем более, за это время родилась внучка, и я решил, что пора нам поближе познакомиться. Да и мои новые друзья, задающие тон на сайте - с ними тоже хочется увидеться. А Гриша? А подруга жены - Клара? Ко всем есть поручения и у всех желание поговорить.
В общем, хорошо, когда желания совпадают с возможностями, и вот, я в Израиле, сижу перед компьютером у зятя, Саньки, и делюсь с вами своими первыми впечатлениями. Прилетел вчера, сын встретил, я увидел свою внучку, детей и будто бы и не уезжал отсюда.
Конечно, это не первый раз, когда ничего не знаешь. Как это было, если не ошибаюсь, в 1998 году. Обо всем написано, да и времени прошло сколько? Уже и дети освоились, приспособились и приняли эту страну, живут ее интересами и надеждами, а уж про внучку и говорить нечего - коренная израильтянка.
Так уж получилось, что мой приезд совпал с двумя большими праздниками. Вчера, 11 мая, в Израиле отмечали День Памяти погибших воинов и жертв террора. В 11 часов, мы с детьми сидели за столом, прозвучала сирена. И после этого, как я знаю, начались церемонии на военных кладбищах. И тронули душу слова главы правительства Израиля Ариэля Шарона:
"От горя нет лекарства, я знаю. Семьи, потерявшие близких, существуют под гнетом своей утраты, но при этом они продолжают жить. Кому-то это удается больше, кому-то меньше. Некоторых подавляет скорбь, другие преодолевают ее. Песнь жизни погибших "оборвалась на полуслове", но они погибли ради того, чтобы песнь жизни народа Израиля, а вместе с ней и ваша жизнь - их родных и близких - не прервалась никогда".
Чуть позже приехали Света с Сашей, а вечером решили прогуляться в парк. Ведь после Дня Погибших сразу начинается другой праздник - День Независимости, как бы подчеркивая, за что отдали жизни погибшие, защищая Родину.
Вышли мы довольно рано, еще не было 8-ми вечера, но на улицах уже чувствовалось оживление. А подойдя к парку увидели, какие меры безопасности предприняли власти для того, чтобы праздник прошел без происшествий. Проезжая часть перекрыта большими мусорными машинами, а в проходах стоят полицейские и проверяют всех проходящих такими же штуками, как в аэропортах, на предмет металлосодержащих устройств. Насколько я видел, полицейские с особым вниманием проверяли симпатичных девушек и женщин. Ну что ж, евреи любвеобильны, это не секрет. Но это так, шутка, на самом деле они к своим обязанностям относятся с должным вниманием и многие это понимают. Все-таки угроза теракта есть и лучше даже перестраховаться, чем его допустить.
Очень много детей. Они в Израиле находятся в привилегированном положении, иногда даже слишком. Вот и в парке все вокруг носятся с так называемым "спреем". Это пена, которой дети с большим удовольствием друг друга (и окружающих) обрызгивают.
Людей становится все больше, музыка громче. Все продовольственные лавочки работают с полной нагрузкой. В Израиле любят поесть и буквально каждый метр первых этажей занят какой-нибудь лавочкой, в которой можно заказать себе различную пищу. Воздух вокруг пропитан вкусными запахами, что тоже возбуждает аппетит.
И мы, побродив по парку, посмотрев на приготовление к празднику, присели за столик у "Макдональдса", решив что-нибудь перехватить. Меня оставили с внучкой, а сами ушли к стойке, где живо шла торговля. И вернулись через минут 15-20, неся полные подносы с непритязательной пищей. Порассуждав, как она могла завоевать весь мир, мы принялись за еду, как вдруг раздался сильный хлопок, посыпались искры, и все вокруг погрузилось во тьму. Оказалось, взлетевший ввысь шарик попал на провода и вырубил какой-то трансформатор или что-то в этом роде. Но на окружающих это не произвело большого впечатления, разве лишь некоторые неудобства. Видно, что к неожиданностям здесь привыкли. Кстати, меня всегда удивляла разница между сообщениями в газетах и тем, что происходит на самом деле. Жизнь, что бы ни случалось, продолжается. Но об этом я уже писал раньше.
Как ни иронизировали надо мной друзья в Беларуси, подтрунивая, что я расплавлюсь от жары, но, улетев из Минска в свитере и плаще, я не попал в совершенно другой климат. Днем было довольно прохладно, как у нас в не лучшую пору лета, к вечеру вообще стало холодно. И мы, волнуясь за легко одетую внучку, отправились потихоньку домой. Хотя праздник только начинался, сделать это оказалось непросто. Вокруг были уже толпы людей, и выбраться из эпицентра стоило некоторых усилий. Но - чего не сделает дедушка ради своей внучки? Выбрались, дошли до дома и, попрощавшись, отправились к дочке.
И уже здесь созвонился с друзьями, отправил почту, получил ответы, сижу, осваиваю Санькин компьютер. Хорошо, что есть такая возможность, можно не оставлять сайт на три недели, а, по мере возможностей, общаться с друзьями. Что я и обещаю вам делать.
2. 18 МАЯ 2005 г.
Уже больше недели я в Израиле и за это время много чего произошло. Но - обо всем по порядку.
Конечно же, после звонка Грише, тут же последовало предложение приехать и забрать меня к нему. "Мы же в прошлый раз не побывали в Танковом музее, а тебе это интересно", - убеждал меня старый друг. И готов был бросить все и тут же примчаться в Ришон ле Цион из Ашдода. Я вяло сопротивлялся, убеждая его, что нужно хотя бы пообщаться с детьми, с внучкой, и Танковый музей - это хорошо, но всему свое время. Договорились, что в ближайший Шабат или он, или его брат меня заберут.
Так и получилось. После предварительных звонков и согласований за мной заехал брат Гриши, Аркадий, и мы отправились в Ашдод.
За разговорами не заметили, как очутились в Ашдоде, хотя мне казалось, что мы из Ришона и не выезжали. Но в Израиле все так - города на побережье Средиземного моря делятся чисто административно, вокруг все застроено, отличные автострады, и только указатели по бокам указывают, какой населенный пункт ты проезжаешь. И, хотя по сторонам мелькают возделанные поля, ощущения того, что ты покинул город и едешь по сельской местности, не возникает. Хотя должен оговориться, что это я так считаю, ведь в Беларуси, где 100-200 км - это не крюк, для израильтян это большое расстояние. Когда я сказал, что собираюсь съездить в Хайфу к друзьям и потом заехать в Цфат, навестить подругу жены - дети заявили, что это очень далеко. Не знаю - 130 км до Хайфы, да еще чуть-чуть по моим понятиям до Цфата - совсем немного. Тем более, что скорости на автострадах приличные, в этом я убедился, когда ехал на машине с сыном. Условия позволяют, и только частые светофоры снижают скорость.
- А вот и Гриша, - воскликнул Аркадий, и я увидел стоящую машину и моего друга возле нее.
Все вышли, мы поздоровались, как будто расстались только вчера, и Гриша протянул мне кипу. Рядом ним стояла жена Тамара и младшая дочь, Белла. Как оказалось, мы приехали на кладбище, чтобы почтить вниманием похороненных здесь родителей Григория и Аркадия, годовщина смерти которых прошла недавно.
Мы прошли к могилам, Белла прочитала молитвы, зажгли свечи, постояли немного, вспоминая родителей и то, как быстро течет время, положили по два камешка на мраморные плиты и уехали.
А дома, за ужином, начались расспросы и воспоминания. Хотя времени со дня их приезда из Беларуси прошло немного, все же кое-что накопилось. И это "кое-что" растянулось на добрых несколько часов. Уже ушли из-за стола Белла с пришедшим вскоре после нашего прихода женихом, уже Тамара вымыла посуду и снова возвратилась к нам, а мы все сидели, разговаривали и вспоминали.
Перед сном решили прогуляться к морю, благо оно недалеко. Ашдод - город древний и, хотя я с ним мало знаком, но знаю о нем по рассказам Гриши и статьям из Интернета. Я нашел сайт Ашдода - http://www.teleor.net , из которого и узнал, что городу уже более 3500 лет, что живет в нем 200000 с лишним человек, что здесь находится много ученых, писателей, поэтов и просто замечательных людей с некоторыми из которых я познакомился в Интернете. Привет, Санька Черняков, автор сайта http://www.chestyle.ru и рассылки "Приколы из жизни НАШИХ за бугром", на которую я подписался и читаю, не уставая удивляться твоей жизнедеятельности и умению рассмешить.
Впрочем, сайт Ашдода - чисто русскоязычное издание и говорится в нем о людях, в большинстве своем приехавших сюда из бывшего Союза. Мне трудно сказать определенно, почему такое размежевание между людьми, жившими здесь давно, и приехавшими в последние 25 лет. Я уж не говорю о том, что было раньше, о многонациональности тех, кто сюда приезжает, о разном культурном уровне тех, кто считает себя евреем. Но те, кто прожил в этой стране всю свою жизнь, кто приехал сюда в начале века и их потомки - это совершенно другие люди по своей ментальности с теми, кто приезжает в последние годы.
Мы шли по берегу моря, был прекрасный шабатный вечер, а на всем побережье дымились мангалы, пахло шашлыком и люди, сидевшие вокруг, проводили свой Шабат за бутылкой водки. Это - привычка из тех мест, где они проживали. И в Ашдоде, городе с большим количеством русскоязычного населения, наверное, очень заметно, как наши бывшие соотечественники не хотят понять, что привыкать надо к тому, что есть сейчас, а не пытаться продолжать то, что было раньше.
Об этом мы говорили с Гришей, идя вдоль берега. И о его работе, которая, на мой взгляд, интересна и перспективна. Я заметил, что в Израиле работают много, выглядят усталыми и, порой, на все остальное просто времени не хватает. Хотя отдыхать израильтяне тоже умеют, нужно отдать им в этом должное.
Вот так мы прошлись, развеялись, наговорились и отправились домой. Завтра рано вставать, чтобы выполнить всю программу, которую с присущей ему дотошностью Гриша уже успел составить.
3. УТРО ТУМАННОЕ...
Не скажу, что мы встали очень рано. По нашим меркам, 7 часов утра - время достаточное для того, чтобы полностью включиться в рабочий день. И в Израиле, думаю, на работу встают еще раньше. Но не в Шабат. Шабат - это святое. И израильтяне в выходной предпочитают отсыпаться после трудной рабочей недели.
Мы выехали около 8-ми. Вокруг - тишина. Ни прохожего, ни проезжающих машин -пусто. И только щебетание птиц, которых в Израиле достаточно много, встретило нас, когда мы усаживались в машину.
- Ну что, едем в Латрун? - спросил полуутверждающе Григорий, когда мы тронулись.
- Как скажете, сэр, - ответил я, - тебе виднее. А мне - все интересно.
О Латруне я уже писал. В последний свой приезд в Израиль, все с тем же Григорием, мы посетили монастырь доминиканцев, место очень интересное и запомнившееся тем, что там мы познакомились с настоятелем монастыря отцом Доминико и даже сфотографировались ним. Я не очень запомнил, как это место называется, о чем и признался в публикации. А через несколько дней получил письмо из Израиля от Андрея с разъяснениями, в которых Андрей объяснил, что мы были в Бэйт-Жамале. Вот его рассказ "Бэйт-Жамаль"
К сожалению, наша переписка прервалась. И, если Андрей еще читает рассылку или иногда бывает на сайте, буду рад новой встрече.
Ну, а я пока буду вспоминать то, что показал мне Григорий. И надеюсь, что это покажется вам интересным, ведь путешествовать с ним - занятие, хоть трудное, но очень занимательное и познавательное.
Вот так мы и ехали по дороге в Латрун, проезжая мимо небольших городков, историю которых Гриша мне понемногу рассказывал. И, чем больше я его слушал, тем больше удивлялся его знаниям, тому, как он изучил историю Израиля, как в любом месте, где мы проезжали, находил что-то интересное и необычное. Но тем и интересен Израиль, что то, о чем вы читали в Библии, представляли и преклонялись - вот оно, перед вами. Можно постоять возле, вспомнить, что об этом сказано в Великой Книге и забыть на миг о тех проблемах, которые стоят перед этим Государством сейчас. А ведь наша жизнь теперешняя - всего лишь эпизод, о котором через много лет будут вспоминать несколькими строчками. И кто-то другой, стоя возле раскопок, будет слушать эту историю и думать о том, что все это уже было не один раз. Жалко, что наши правители не находят в Библии аналогии того, что происходит сейчас. Жалко, что нет взаимопонимания и доверия, и приходится напоминать о том, что Библия - Книга не только о том, что было, но и предостережение того, что будет.
Мы ехали и рассуждали, вернее, это делал Гриша, я поддакивал, а вокруг простирались поля, пусть небольшие по нашим меркам, но ухоженные и все разные. В Израиле трудно определить, когда начинается весна или заканчивается лето, в стране несколько климатических зон и всегда что-то созревает. Но вот, в небе стая птиц, и, подъехав чуть ближе, увидели, что это аисты. То ли прилетели на место жительства, то ли собираются улетать куда-нибудь севернее. Может, и к нам, в Беларусь?
И - неизменный дельтапланерист парит в небесах, опровергая мои же рассуждения о спящих по утрам израильтянах. Неизменный потому, что вижу их очень часто, этот вид спорта в Израиле популярен. Да и спорт ли это? Скорее, что-то большее, как альпинизм или тяга к путешествиям.
Автобан неторопливо стелется под колеса машины, и так же неторопливо звучит рассказ Гриши. Дорога ведет в Иерусалим, и Гриша рассказывает о том, как трудно было отстоять независимость Израиля в первые годы после провозглашения Государства. Мне это известно, но интересна реакция Гриши, его выводы. Он рассказывает, как трудно было защищаться, не имея постоянной армии, оружия, и сколько жертв пришлось принести, доставляя в Иерусалим продовольствие и другие грузы. В память об этом на склонах горы размещены макеты грузовиков, которые были подбиты на пути к Иерусалиму. И вот здесь Гриша произнес:
"Чем больше я узнаю страниц истории Израиля, тем меньше понимаю, как она сохранилась".
Дорога поднимается все выше и выше и вот - впереди место нашей первой экскурсии - Латрун...
4.ЛАТРУН
Съехав с шоссе Тель-Авив - Иерусалим, мы увидели впереди живописный монастырь, утопающий в зелени масличных деревьев. В старину Латрун был важным стратегическим объектом, здесь сходятся дороги на Иудею, Самарию, Негев и Приморскую долину. Латрун находится на полпути между Тель-Авивом и Иерусалимом и мимо него проходила единственная дорога в этот известный во всем мире город. Во все времена здесь проходили бои и возводились укрепления. Крестоносцы построили здесь крепость и назвали ее "Ла трон де шевалье" - престол рыцаря. Земля здесь обильно полита кровью.
Сейчас в Латруне тихо, спокойно и только несколько экскурсионных групп русскоязычных туристов (израильтяне еще спят!) ходят вокруг и фотографируют красивый монастырь, и вид, открывающийся с горы на окрестности. Если подняться на гору, где находятся остатки крепости, все вокруг станет видно, как на ладони. Но мы не поднялись, памятуя о том, что повидать сегодня нужно многое, а присоединились к группе экскурсантов и послушали немного о том, как сражались за Латрун в войну за Независимость 1948 года...
Война началась сразу после принятия Декларации о Государстве Израиль, и на него напало 5 арабских стран. Не было регулярной армии, авиации, артиллерии, не хватало патронов, а своей военной промышленности не существовало. Была угроза наступления египтян на Тель-Авив, поэтому войска, стоявшие в Латруни, были сняты и отправлены перекрыть путь египетской армии. Латрун перешел в руки Арабского региона Трансиордании, имеющей хорошую кадровую армию.
Положение евреев было критическим. Иерусалим находился в кольце арабской блокады, в которой Латрун играл ключевую роль. Латрун нужно было отбить, и сделать это как можно быстрее, так как в Иерусалиме заканчивалось продовольствие.
Для наступления был сформирован батальон, состоявший из людей, только за день до того прибывших в страну. Им всего один раз показали, как надо обращаться с оружием, к тому же, они не знали иврита и не понимали приказов. Ждали подкрепления, но вместо него поступил приказ наступать.
В два часа ночи батальон выступил в сторону Латруни и только тогда стали поступать танкетки, минометы и пулеметы прямо из тель-авивского порта, куда они прибыли.
Не было времени на разведку и считалось, что в Латруне находится небольшая группа солдат нерегулярной армии Трансиордании. Не знали, что неделю назад туда перебросили два полка Арабского региона и сотни арабов-добровольцев, поэтому даже не пытались использовать фактор внезапности.
Первые луч солнца уже упали на землю, а машины все еще продолжали двигаться по направлению к Латруни. Конечно же, их заметили и встретили ожесточенным огнем артиллерии и минометов. Атака не получилась, многие погибли или попали в плен.
Сразу после боя командование принял на себя американский полковник Давид Маркус, участник высадки союзных войск в Нормандии, кавалер многих британских и американских орденов. Он разработал новые планы наступления на Латрун, но все атаки закончились поражениями И тогда полковник Маркус предложил, что если нельзя пробиться по старой дороге, нужно проложить в Иерусалим новую, что и было сделано. Это спасло город, а может быть, и страну.
Давид Маркус - первый человек, получивший в Израиле звание генерала. Его имя помнят и чтут. Он погиб в 1948 году случайно, от пули часового, недалеко от своего штаба, если я не ошибаюсь. А Латрун был взят в Шестидневную войну, до этого времени здесь проходила граница между Израилем и Иорданией.
Монастырь Латрун основали французские монахи в 19 веке. Они приобрели у одной иерусалимской семьи гостиницу и превратили ее в монастырь. А название ему дали по аналогии с латинским ловом "латро", что означает "разбойник", решив, что имеется в виду разбойник, распятый вместе с Христом. Теперь в монастыре живут монахи ордена траппистов, о нем я рассказывал раньше. Мы побывали в церкви, зашли в магазин, где продают знаменитые вина и оливковое масло, а так же винный соус, который знают во всем мире. Мы продегустировали вино и купили на память об этом интересном месте бутылку муската. Григорий порывался приобрести для меня еще и соус, и мне с трудом удалось его отговорить, напомнив, что он привез в прошлом году две бутылки, и для нас с женой их пока вполне достаточно. На том и порешили, ведь главное - посмотреть и узнать то-то новое об этом уникальном месте.
Вот так мы прогулялись по Латруни, посмотрели на окрестности и сделали снимок находящегося неподалеку, как оказалось, Танкового музея, куда мы и намеревались заглянуть попозже. На фотографии, слева, виден флаг, а справа, между деревьями, стоит танк. Но музей будет чуть позже. Проезжая по автобану, Гриша вспомнил еще несколько мест, которые мне необходимо посетить, теперь мы отправляемся туда....
5.АБУ-ГОШ
Рядом с шоссе на Иерусалим расположена деревня Абу-Гош. Вот туда мы и направились из Латруни. Живут там преимущественно арабы-мусульмане, и знаменита она тем, что в окрестностях находится несколько монастырей. Впрочем, знаменита она стала гораздо раньше, еще задолго до строительства монастырей, но так уж получается, что монастыри строили как раз на местах святынь. Вот в один из них - бенедиктинцев, мы и направились. Ведь там, как говорят, был расположен, ни много, ни мало, Ковчег Завета.
По дороге к монастырю, возвышаясь над низкими домами, стоит мечеть. Рядом с ней стоит большое ореховое дерево, а при входе в мечеть бьет источник. Мечеть носит название ал'Азар. Одни говорят, что "Азар" - это видоизмененное имя Эзры Книжника, и легенды говорят, что у источника он отдыхал по дороге в Иерусалим. Для доказательства вам даже покажут столб во дворе, к которому Эзра привязывал своего ишака. А другие полагают, что название деревни происходит от имени Эл"Азар, в чьем доме, согласно Библии, был установлен Ковчег Завета.
В западной части деревни возвышается холм. На нем, предполагают ученые, был библейский город Кириафарим, куда филистимляне доставили Ковчег Завета и где он оставался на протяжении многих лет. Из него царь Давид перевез Ковчег Завета в Иерусалим.
"И пришли жители Кириафиарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа".
Ученые все еще спорят, а вообще-то говорят, что деревня названа по имени семьи, поселившейся здесь в 16-м веке. Жизнь была трудной, и глава семьи занялся доходным делом: собирал подушную подать с паломников, проходивших мимо деревни в Иерусалим. Как они проходили, эти поборы - есть письменные свидетельства в дневниках путешественников. Да вы и сами догадались, что не всегда мирно и гладко.
Вот так, прислушиваясь к рассказу Григория, мы узкими улочками добрались до монастыря бенедиктинцев. И увидели красивую церковь, построенную на фундаменте древнего римского сооружения, сложенного из массивных камней.
Скажу о том, что Римская империя упоминается в истории Израиля часто. Где бы я ни был, всегда находились следы их пребывания на Святой Земле. И тем и удивителен современный Израиль, что места, связанные именно с христианством, здесь можно встретить на каждом шагу. Вот и сейчас, прислушавшись к рассказу, я узнал, что именно в это месте квартировался знаменитый 10 римский легион, который участвовал в разрушении Второго Храма. Месторасположение выбрано очень удачно - Иерусалим недалеко, сопротивления римлянам здесь никто не оказывал, вокруг подземные источники.
Римляне построили здесь купальни, а так как с византийского времени они считаются тем местом, где произошла встреча воскресшего Иисуса с двумя путниками, над купальнями построили церковь. Она была разрушена персами. В 12-м веке на ее месте выросла новая, которая стоит по сей день. Мы предположили, что в купальне проводили обряд крещения, купальня выполнена в форме овала, хотя есть место, где она выполнена в виде креста. Но об этом - позже.
6.МОНАСТЫРЬ ДЕВЫ МАРИИ
Абу-Гош - деревня большая. Я даже не понял сначала, куда мы приехали после монастыря бенедиктинцев. Оказалось, на другую окраину деревни, где расположился католический женский монастырь, который стоит на горе. Там по преданию, стоял дом Эл'азара. У этого монастыря есть и другое название - монастырь Девы Марии и Ковчега Завета. На крыше монастыря высится большая статуя Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, которая стоит на Ковчеге Завета лицом к Иерусалиму. Мы увидели ее из монастыря бенедиктинцев и, попетляв по узким улочкам, приехали посмотреть.
Монастырь действующий, в него приходят многочисленные паломники, но сегодня в нем тихо. Мы зашли вовнутрь, посмотрели мозаику старой византийской церкви, разрушенной персами-зороастрийцами в 7-м веке, сфотографировались и расписались в книге отзывов, лежащей на столе у входа. И, выйдя из церкви, несколько раз сфотографировали саму статую. Да вот жаль - фотографии у меня не получились, или я их просто удалил нечаянно. Осталась одна - во дворе возле огромного, ухоженного оливкового дерева, посаженного, как говорят, в первые годы после строительства монастыря (1924 г).
Вот возле этого дерева у нас и зашел с Гришей разговор об особой атмосфере этого места. Может, Ковчег Завета - незримое присутствие Бога - тому причина? Но никто не может объяснить, почему арабы-мусульмане и арабы-христиане, живущие в этой деревне, признали Израиль с первых дней его существования.
В годы войны за Независимость они направили своих детей в соседний кибуц, чтобы арабы не смогли его уничтожить. Сегодня более половины жителей деревни Абу-Гош служат в Армии Обороны Израиля.
Рядом - кибуц Яд-Шмона (памяти восьми), основанный не евреями, а финнами в память о восьми евреях, погибших во время Второй мировой войны в Финляндии. Ежегодно в Суккот здесь собираются христиане Европы и Америки, члены организации "Христиане, заботящиеся об Израиле". Их узнают не только по национальным одеждам, но и по шестиконечным звездам с изображением креста внутри, которые они носят на шее.
Что может быть лучше мира и взаимопонимания?
7. МУЗЕЙ БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК
Вот так, рассуждая о превратностях судьбы, мы снова сели в машину и уже знакомыми перекрестками направились в Музей бронетанковых войск. Выехали на какой-то из этих перекрестков, и я с радостью узнал наверху что-то знакомое.
- Гриша, да ведь это - ресторан, где стоит памятник Пресли! Здесь я был!
- Да, это он, хочешь, заедем?
Я отказался, не люблю вспоминать то, что уже видел, а новых впечатлений там не предвиделось. Тогда, в первую поездку по Израилю, мы ехали в Иерусалим, на этом месте останавливались отдохнуть, и было интересно узнать, что хозяин ресторана, любитель творчества Элвиса Пресли, все сделал для того, чтобы воплотить свою любовь в реальность. Поставил памятник, заказал разные сувениры и многое другое. И стало место, в котором сам Элвис никогда, по-видимому, не был, называться его именем. Но у нас сегодня другие планы, и, мысленно передав Элвису-памятнику привет, мы свернули налево.
От Латруна до Музея - рукой подать. Стоя на высоком холме, я видел вдалеке танк на пьедестале, флаги и здания. Но это напрямик. А по дорогам, расходящимся в разных направлениях, пришлось попетлять. Но вот мы и у Музея. Поставили машину на стоянку и прошли в здание, где приобрели билеты.
Музей существует несколько лет и состоит из наружной выставки и здания. Снаружи, на территории расположены более 120 видов техники, в основном - бронированной, захваченной израильтянами в годы войн за Независимость и полученной из других источников.
Возле входа стоит танк в разрезе. Мы посмотрели на сидящие внутри макеты танкистов, и я вспомнил свою службу в армии. Танками меня не удивишь - два года службы механиком-водителем, да военная кафедра в институте, оставили многочисленные воспоминания. Но смотреть интересно, тем более, Гриша дополняет увиденное многочисленными историями.
Подошли к небольшому танку, Гриша сказал, что это английский, времен ухода англичан с территории Израиля. В то время танков у Израиля не было и израильтяне нашли способ умыкнуть два танка, готовящихся к отправке в Англию. Нашли проституток и, пока те отвлекали внимание часовых, танки попросту выкрали. Я не знаю, каким способом им это удалось, но факт есть факт. Танки эти участвовали в сражениях, остались невредимы, и теперь стоят в Музее, напоминая о том, что на войне - как на войне. Впрочем, так описывают, а что там было на самом деле, я не знаю. А танк - вот он, стоит.
Мемориальная часть музея находится в здании, бывшем когда-то британским отделением полиции. Снаружи его не реставрировали и следы от снарядов и пуль, попавшие в его стены во времена сражений, так и видны. Ну, а внутри все сделано и делается на современном уровне.
Мы вошли, и Гриша спросил что-то у служащего. Тот ответил, а потом провел нас в комнату, где находилось несколько компьютеров. Звучала тихая музыка, и Гриша сказал мне, что в этой комнате собраны данные обо всех погибших, имеющих отношение к танковым войскам. Мы подошли, нажали на кнопку, и компьютер выдал нам данные об одном молодом танкисте, погибшем в 1989 году. Гриша нажал еще что-то, и открылось окно, на котором было написано всего несколько строчек.
- Это то, что он сделал в жизни, - сказал Гриша, - практически ничего, кроме военной деятельности.
Мы постояли, задумавшись, и мне стало понятно, почему израильтяне так чтят память погибших, не забывая ни о ком. Этого солдата помнят, память о нем жива, и будет жива всегда, как и обо всех других, отдавших свои жизни за независимость Родины. Может, отсюда корни вечности еврейской миссии, из памяти? И, хотя я не считаю себя достаточно верующим и религиозным, но отдаю должное тому, как чтят евреи тех, кто отдал жизнь за то, чтобы Государство Израиль существовало, за своих знаменитых предков и современников, и, в конце концов, за Того, кому они поклоняются. Иногда даже излишне, что вызывает непонимание у многих, раздражение и осуждение. Я уж не говорю о большем. Но для того, чтобы это понять и принять, нужно, по моему мнению, хотя бы сопережить все то, что пережили евреи. И ставить впереди сначала человека, а потом уже национальность.
Гриша сказал, что через несколько минут в демонстрационном зале начнется фильм о танковых войсках, и мы отправились туда. Небольшой, минут на 15-20, фильм был демонстрацией минувших сражений и показом повседневной жизни войск. Для меня это не было новым - я жил в армии похоже, знал и видел то, на что способны эти грозные машины. Правда, в боевых операциях не участвовал, но оценить то, что было показано, могу.
Окончился фильм, мы вышли и снова пошли по залам музея. Побывали на экспозиции в честь 60-летия со Дня Победы, посмотрели картины и фотографии, увидели древние колесницы, являющиеся прообразом танков, спустились вниз и вдруг очутились в небольшой комнате, довольно необычной, со стеклянным полом и железными стенами. Вместо окон, что-то, напоминающее танковые триплексы, и, заглянув в один, я увидел, что вдалеке виден Латрун. Как оказалось, стены комната облицованы танковой броней, снятой с уничтоженных танков. Как память о погибших, по стенам стекает вода, собираясь внизу в небольшое водосборище. Я заранее прощу прощения, если что-то говорю ошибочно, слишком малы мои познания в том, что мы видели, но у меня создалось именно такое представление об этой комнате - еще одно свидетельство памяти.
Много еще интересного увидели мы в стенах музея. Поднялись наверх, посмотрели на Памятную Стену с выбитыми на ней фамилиями погибших, списки которых пополняются и сегодня. Что поделать, хотя жизнь в стране идет своим чередом, но у военных работы меньше не становится. Такова действительность. И, как ни прискорбно об этом говорить, жизнь в Израиле направлена главным образом на выживание. А хотелось бы спокойной жизни, без вечных сборов и девушек в военной форме. Но пока - так, и в автобусах по утрам половина уезжающих - в военной форме, с рюкзаками и оружием.
Спустились вниз, вышли из здания, поблагодарив служащего, и пошли вдоль стоящих в шеренге танков и другой техники. Подошли к израильскому танку "Меркава" и я не отказал себе в том, чтобы взобраться на него и сфотографироваться. Не каждый день удается побывать в таком музее, чтобы не оставить себе память об этом.
Танки, бронетранспортеры, техника на базе танков, различных цветов и несколько отличающаяся от тех образцов нашей советской техники, известной мне. Это плоды модификации и того, какой армии принадлежали представленные образцы. Вот танки кремового цвета, принадлежащие, если не ошибаюсь, Сирии, для войны в пустыне. Вот, вроде бы, наша 55-ка, но башня какая-то необычная. Видимо, после захвата израильтяне поставили свою пушку.
А вот и он, мой родной Т-55, на котором довелось в начале 70-х служить, Вот куда тебя занесло. Попросил Гришу перевести, что написано на табличке. Оказалось, попал сюда из Египта, захвачен в годы Шестидневной войны.
Много техники Второй мировой войны. Я не знаю точно, каким образом попали туда наши военные тяжелые танки - КВ, ИС, но и они представлены. И, конечно, знаменитая Т-34, тридцатьчетверочка, стоит себе скромно в ряду своих более молодых собратьев.
Конечно, то, что представлено в рамках музея - интересно и познавательно. Но меня не покидала мысль, насколько это неполно. Ведь за каждым из этих танков стоит своя судьба, своя необычная история, своя трагедия или триумф. А здесь, в тишине музея, где стоят вместе танки, когда-то считавшиеся вражескими, мне было несколько неловко от того, что сейчас они все вместе и представляют собой только груды металлолома, красиво оформленного под танк или бронетранспортер. Без человека танк мертв. И насколько он грозен в движении и действии.
За один неполный день узнать все, что предлагает вам этот музей - невозможно, да еще без знания иврита или английского. Тем более, что он еще строится и меняется каждый месяц. Но то, что в нем представлено - достаточно интересно для всех. И недаром там проводятся различные выставки, симпозиумы и представления, свидетельством чему - 10000-местный амфитеатр. Но это уже для тех, кто имеет такую возможность - побывать в музее в это время...
- Ну что, на сегодня - все? - спросил я у Гриши, когда мы медленно направились к выходу.
- Не все, - ответил он, - еще заедем в один монастырь, думаю, он еще открыт.
И мы поехали дальше - по пути, намеченному моим верным другом. Время еще позволяло.
8. ЭММАУС
Ехали недолго. И остановились на стоянке, где поставили машину и прошли вверх, в открытые ворота. За ними, в небольшом помещении, находился служащий, с которым Гриша поздоровался и спросил, работает ли сегодня музей. Нам повезло, любезный монах (как я узнал потом) ответил положительно, мы купили билеты, взяли рекламку на русском языке и пошли вверх, к находящимся невдалеке раскопкам.
Мы подошли к развалинах, и Гриша прочитал, что здесь была церковь византийского периода. Подошли к фрагментам мозаики и остановились возле углубленной в землю купели в виде креста. Но история Эммауса гораздо старше этого периода.
Когда-то город был настолько известен, что служил точкой отсчета при определении размера платы за проезд: от Иерусалима до Эммауса - один динар, а до Лода - два. Название города произошло от измененного арамейского - "хаммата" - горячий. Видимо, здесь были горячие источники.
Как всякий город, расположенный на перекрестке важных дорог, Эммаус знал много войн. Во времена восстания Маккавеев здесь большим лагерем расположились греки. В 165 году до нашей эры Иехуда Маккавей нанес им здесь сокрушительный удар, открыв евреям путь к Иерусалиму и к очищению Храма, о чем напоминает нам праздник Хануки.
Во времена Иудейской войны в Эммаусе находилась римская военная база. Когда евреи совершили на нее несколько нападений, римляне сожгли жилые районы Иерусалима, построили большую крепость и разместили там V легион из Македонии. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи. Так Эммаус стал большим городом, окруженным высокими стенами с крепкими воротами.
К 30 г. н.э. от великолепного Эммауса, прежде разрушенного римлянами, осталось лишь небольшое селение. Но именно оно является святым местом христианства. Там воскресший Иисус впервые появился перед людьми. Об этом написано в Евангелии от Луки:
"В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус, <...> и Сам Иисус приблизившись пошел с ними".
В Эммаусе жил историк Юлий Африкан, здесь он написал свою известную хронографию. По всей видимости, он был наместником Эммауса и по его просьбе император Александр Север переименовал Эммаус в Никополь (город победы).
Кажется, что можно узнать, стоя на развалинах каких-то древних стен. Но за каждым камнем на этой земле стоит своя история, которую разгадывает для нас пытливый ум человека. Мне интересно было читать об этих местах, представлять здесь жизнь древних времен, все, что напластовано так густо. И то, что жизнь здесь не прекратилась в наши дни, а, наоборот, с каждым годом все более и более оживляется, я почувствовал по изумлению Гриши, который удивленно сказал, что буквально два года назад вверх, к часовне и музею, никого не пускали.
Здание на холме, к которому мы подошли, построено в 1930 годах Отцами ордена Святейшего Сердца Иисуса из Бетаррама (Франция). Это здание арендует католическая Община "Блаженств". Мы поднялись по крутой лестнице на второй этаж и увидели сверху изнутри часовню общины, очень красиво убранную. А в музее содержатся самые красивые мозаики византийского храма.
И уже сегодня, когда я пишу эти строки, захотел узнать об этом городе побольше. Но, к сожалению, в русскоязычном Интернете ничего про него не нашел. Зато узнал, что по Ленинградскому шоссе, в Тверской области, есть одноименный поселок - Эммаус, где построили на Волге красивый пансионат, рекламируемый более чем на десяти страницах ссылок. И, наверное, там и в самом деле неплохо отдохнуть в экологически, как пишут, чистом месте, но моя история немного о другом времени и месте. Хотя кто знает, какую связь имеют между собой эти два одинаково названных населенных пункта?
Мы вышли к машине, и уже через полчаса Гриша привез меня в Ришон ле Цион, к дому, где живет сын. Мы распрощались, договорившись созвониться для следующей поездки, и я отправился домой.
9. В ПАРКЕ
Я нормально чувствую себя в Израиле. Прошло то первое напряжение, которое было в более ранние приезды, я могу ориентироваться в названиях и без особой боязни пойти погулять или поехать куда-нибудь подальше. Тем более, что есть много знакомых и друзей, которых я хотел бы посетить в это приезд. Но все это еще предстоит, а пока я взбегаю вверх, на четвертый этаж дома, где живет мой сын и где меня ждет, будем надеяться, тот маленький человечек, ради которого, собственно, я и приехал в Израиль. Моя внучка - Майка, на момент моего приезда отпраздновала свой первый год на этой земле.
Говорят, что для дедушек и бабушек их внуки - самые красивые, самые умные и вообще - самые-самые. Я, в общем-то, от этого мнения не очень далеко отошел - внучка для нас с женой и в самом деле - долгожданная и желанная. Дети выросли, как мы их воспитывали и как жили - это отдельный разговор, но теперь, когда ты знаешь больше, и твой опыт уже готов пригодиться в общении с этим маленьким человеком, оказывается, что он не совсем нужен, и родители сами знают, как и что делать, и в твоих советах не очень-то и нуждаются. Так что мое участие в воспитании было минимальным, да я особенно и не лез в советчики, помня, как мы сами не любили советы своих родителей. И здесь можно порассуждать, что лучше - когда бабушки и дедушки рядом, или когда они находятся далеко, как в нашем случае. Но я не педагог, и что есть, то есть, выбирать не приходится.
Внучка спала, когда я приехал, и, приведя себя в порядок, я уселся на диван и стал смотреть какую-то телевизионную передачу. А через некоторое время услышал какое-то пение, бормотание и, наконец, резкий крик проснувшегося ребенка. Видимо, Майка таким образом хотела сообщить, что она тут лежит одна, а никто не реагирует. И, через несколько минут, она появилась на руках у Дины, и я увидел ее заспанное улыбающееся лицо. "Ой!" - сказала Майка, увидев меня. Это одно из ее любимых слов, выражающее очень многое. Вообще-то она говорит еще мало, но очень быстро схватывает. "Оппа!" - это когда ты ее берешь на руки или она сама что-то подбирает. "Оппа!" - это мама с папой говорят, когда что-то с ней делают. "Ой-е-ей!" - удивляется Майка, видя что-то для себя новое. И иногда, когда чем-то увлечется, может выдать тираду из нескольких предложений на своем, непонятном еще нам языке. Интересно, кто мы, взрослые, в ее понятии - сюсюкающие, умиляющиеся, не понимающие того, что ей нужно? И как это объяснить, если еще, кроме крика и плача, ничего не умеешь. Но, это не часто, в основном, настроение хорошее, а вокруг столько нового и неизвестного, что и плакать просто некогда.
Наконец, все необходимое после сна сделано, и мы собрались выйти на прогулку. Обычно Дина гуляет с Майей в небольшом скверике возле дома, где по вечерам собираются такие же, как она, молодые мамы, и где всегда сидят люди пожилого и близко к этому возраста. Очень похоже на наши посиделки у подъезда. Да это и есть наши, русскоязычные, местные в такие сообщества не собираются.
Но сегодня мы идем в парк Ришон ле Циона. Я уже писал о нем неоднократно, в самый первый день моего приезда мы там были. Это место, где всегда много людей, где проводят разные мероприятия, как это было на День Независимости. Вот там, на травке, сидят разнообразные компании, гуляют целыми семьями среди пальмовых аллей отдыхающие местные жители, среди которых достаточно и наших пенсионеров и африканцев. Есть большая детская площадка, где на различных аттракционах катается, прыгает, скатывается вниз и ползет вверх будущее этой страны. Есть и место, где собираются русскоязычные, в основном, пенсионеры мужского рода, за длинными столами играющие в шахматы, шашки, нарды и, конечно, в домино. Многие там друг друга знают давно, перебрасываются репликами, иногда доходит и до споров, но в основном там своя публика.
Нам в эти места еще рано, и мы расположились на травке, рядом с такими же мамами и их чадами. Кто-то, постарше, перебрасывается мячом, кто-то лежит в коляске, а такие, как Майка, ползают вокруг, собирая все то, что попадается в траве. Не скажу, чтобы попадалось очень много, но при желании можно найти и окурки и пробки от бутылок и многое еще, интересное для любознательного ребенка. Видя, что попробовать собранное не удается - тут уж я стоял на страже, Майка поняла, что лучше отдавать найденное мне. Вот так мы и поползали в роли уборщиков, изрядно пополнив урну.
И потом уже, подойдя к фонтанам, сфотографировались на память и пошли в супермаркет, который только что открылся после шабата. Побродили, съели мороженое, и пошли домой. Так и закончился этот субботний день и вечер.
А утром - Олег был дома, мы поехали к морю. И, хотя погода была не очень теплая для Израиля, мы позагорали, окунулись в прохладную водичку Средиземного моря, хотя вокруг стояли черные флаги, запрещающие купание. Но как же, быть на море и не окунуться - это местные жители могут приезжать сюда в любое время, а для нас, приезжих, каждый выезд на море - событие. И, конечно, снова с Майкой провели очистные работы по собиранию всего, что только можно найти в желтом песочке Ришон ле Ционовского пляжа. Говорят, что пляжи израильские, созданные из нильского песка, постепенно уменьшаются. Связано это, в первую очередь, с постройкой Ассуанской плотины, перегородившей Нил, но я пока не заметил каких-то катастрофических изменений. Все было, как и в прежние приезды, без всяких изменений.
Еще и двух месяцев не прошло, как я вернулся из Израиля, но за это время многое изменилось. Дети были в Риге, у родителей Дины, но встретиться с ними хотя бы жене не удалось. Слишком много хлопот по оформлению визы, да и вообще, как нам сказали, из Беларуси в Ригу можно приехать только к близким родственникам, там проживающим. Вот так и живем, вроде бы, считая по привычке Латвию своей страной, вспоминая о тех временах, когда там были, а на самом деле вокруг нас невидимый забор, преодолеть который очень сложно. Латвия в Евросоюзе и этим все сказано. И хорошо еще, что есть Интернет, позволяющий общаться с теми из друзей, кто остался в этой стране.
А Майка за это время выросла, научилась ходить и вообще стала взрослой девочкой. Недавно дети прислали последние фотографии, мы их просматриваем довольно часто и мечтаем о том, когда с ними свидимся. Тем и живем.
10. РАМАТ ГАН
Вечером приехали Света с Сашей и забрали к себе, в Рамат Ган. Это один из городов Большого Тель-Авива, который, если не ошибаюсь, включает в себя пять городов, практически слившихся между собой. И человеку, мало знакомому с Израилем, довольно трудно отличить, когда, из собственно Тель-Авива, ты попадаешь в Рамат Ган. Я, во всяком случае, этого не замечал. Автобусы пересекают города из одного в другой, а на машине вообще незаметно, в каком из них ты сейчас находишься. Мы выезжали из Ришон ле Циона, пересекали Тель-Авив и приезжали в Рамат Ган, все время курсируя по населенному пункту. Хотя, конечно, это три разных города, со своим управлением, мэрией и другими административными различиями. 150000 населения в Рамат Гане - это солидно для Израиля. Причем, в городе - свыше 900 промышленных предприятий, самое большое из которых - бриллиантовая биржа и предприятия огранки алмазов.
Что меня еще заинтересовало, то это отличный стадион, находящийся недалеко от местожительства дочки. Однажды мы ехали на машине, и попали в пробку. Явление в Израиле частое, но в этот раз предпосылок никаких не было. И тут Саша сказал, что сегодня финал Кубка Израиля по футболу и матч состоится на стадионе в Рамат Гане. Как оказалось, это Национальный стадион, построенный мэром города, Авраамом Криници, в 1950 году, специально к проведению третьей Маккабиады - олимпиады для евреев всего мира.
Израильтяне - заядлые футбольные болельщики. И мы вечером слышали яростные крики, доносящиеся с проходившего на стадионе матча.
И, конечно же, парк "Сафари" в Рамат Гане, где часть животных обитает на свободе, а туристы могут покормить попрошаек из окон машин и автобусов. Но о "Сафари" я уже писал, хотя о том, что находится парк именно в этом городе, узнал недавно.
Саша и Света живут в съемной квартире. Платят немало, но купить свою, даже со всеми причитающимися льготами и рассрочкой, пока не в состоянии. Квартиры в районе Большого Тель-Авива баснословно дороги. И, хотя есть всякие, тщательно разработанные методы кредитов и пособий, многие живут так, платя хозяину квартиры и не обременяя себя страхами за невозможность платить банку и кредит, и проценты, пусть даже и не очень большие. По сути дела, израильтяне, как и везде в западных странах, живут в кредит, а не копят, как у нас, чтобы купить необходимую вещь. Многие сделки совершаются в рассрочку на год, два и так далее. Зато ты сразу же пользуешься вещью, а не ждешь несколько лет, чтобы получить ее в полную собственность.
Было уже довольно поздно, когда мы приехали.
- Пойдем, покурим? - спросил Саша, и мы спустились вниз, к дому.