Ермолкин Ефим Шнеевич: другие произведения.

Терновый венок сонетов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:

  ТЕРНОВЫЙ ВЕНОК СОНЕТОВ,
  или
  КУДА КОНЬ С КОПЫТОМ...
  
  Сонет - это элитарный жанр поэзии. Это регламентируемое четырнадцатистишье, ведущее свою историю с самого начала Ренессанса, предъявляет к авторам, к нему обращающимся, высочайшие требования как к поэтическому слову, так и к формальным признаком сонета - два четверостишья (катрена) и два трехстишья (терцета). Поэтому авторы мало-мальски грамотные обращаются к жанру сонета крайне редко.
  Венок сонетов, редчайшее поэтическое произведение вследствие непосильных требований к нему, состоит из пятнадцати сонетов, четырнадцать из которых устроены так, что последняя строка предыдущего сонета является первой строкой последующего. И так во всех четырнадцати сонетов. А последний, пятнадцатый сонет является вместилищем всех первых строк четырнадцати сонетов. И это при полном соблюдении метрики стиха, семантики и, конечно, отточенности рифмы - необходимого требования к сонетам. Именно эти требования и обусловили крайнюю редкость венков сонетом, если речь идет о хороших, грамотных и вдумчивых литераторах.
  А если речь идет о бездарных графоманах, косноязычных и малограмотных, то препон для писания венков сонетов или, скажем, романов в стихах у них не возникает, да и возникнуть не может.
  Речь идет о клубном деятеле районного масштаба, массовике-затейнике Льве Спиваке, подвизавшемся на ниве руководства литобъединением "Яхад", где находят свое поэтическое отдохновение малограмотные люди со всего околотка. Эти геронтолитераторы величают друг друга поэтами и в таком качестве представляются всем прочим. Эта лингвогеронтотерапия могла бы остаться незамеченной, если бы они не выдавали продукцию своей жизнедеятельности что называется "на-гора", издавая при поддержке муниципалитета, нуждающегося на выборах в стариковских голосах, сборники своей убогой продукции, величаемые альманахами.
  Но мы не будем крушить все эти литбогадельни, ограничившись сонетами Спивака. А потому прогуляемся по пятнадцати сооружениям, являющимися по сути летними клозетами, но автором величаемые сонетами.
  Подбором рифм автор себя не утруждает - есть дела и поважнее (издание альманаха, мирный процесс и т.д.) Поэтому автор предпочитает глагольные и деепричастные рифмы, где оба рифмуемых слова являются полностью грамматически согласованными: "распрямили-заложили" ("сонет" 1), "устремившись-подчинившись" ("сонет" 2), "взрастить-сохранить" ("сонет" 3) и т.д. в "сонетах" ЉЉ4-15...
  Не чуждается автор и местоименных рифм (типа "моей-своей", повторяющейся неоднократно). Иногда автор не состоянии втиснуть свои мысли даже в строчки с такими рифмами и в изнеможении рифмует даже "Бог-ручейком". Постоянно нарушая заповедь "Не поминай имя Божье всуе", наш новоявленный Данте даже не потрудился позаботиться, чтоб строки, где упомянут Творец, выглядели бы более благопристойно, чем в следующем четверостишье:
  
  В долине пляшет ветер с ручейком
  В сиянье первых солнечных лучей -
  Нам это место указал сам Бог,
  И мы верны Ему судьбой своей.
  
  Этот маленький уродец не только оскверняет ха-Шема (да не будет он упомянут в безграмотных стихах - это великий грех, кощунство и Богохульство), но и лишен всякого смысла. Сколь ни пытался, я не мог вообразить пляску ветра ручейком, да и что значит "И мы верны Ему судьбой своей", объяснить ни я не могу, ни кто иной, наверняка включая зодчего этого монстра.
  Нелегкая это работа - прогулка по монстрам-"сонетам", ох, нелегкая, как из болота тащить бегемота. А что, нет? Вот послушайте, вернее, почитайте:
  
  Прислушиваясь к шороху камней,
  Я шепот их перевожу словами.
  И слышится храп взмыленных коней,
  Предсмертный стон, бряцание мечами... ("сонет" 1)
  
  А ну, господа, попробуйте вслух произнесть третий стих этой строфы, это неудобоваримое "храп взмыленных". И семантика вполне отвечает фонетике: что значит этот пресловутый "храп взмыленных коней, // предсмертный стон , бряцание мечами". Дальше об этом ничего не сказано. Резали, наверное, кого-то в конном строю, не иначе...
  Ограниченный в выборе темы и объекта своих восторгов, автор пошел по безошибочному, как ему казалось, пути: по пути натужного, вымученного патриотизма. Эта безошибочность диктовалась ему советской практикой (говорят, он в какой-то Касриловке был руководителем такого же импотентного литобъединения имени Чапаева): слагать стихи - это значило зарифмовывать предложения, содержащие любовь к партии. В Израиле есть свои священные коровы, и любовь к ним может составить предмет зарифмованного восхваления. Так наш сонетчик, по-видимому, пришел к теме Иерусалима, спекулируя актуальностью этой темы. Недаром, описывая историю города, автор уведомляет:
  
  В сиянье первых солнечных лучей
  Поднялся город, к небу устремившись.
  Его в горах воздвигнул иудей,
  Судьбе и волей Божьей подчинившись... ("сонет" 2)
  
  А что, город действительно поднялся рано утром, в сиянье первых солнечных лучей? А в сиянье вторых - нет, я вас спрашиваю? В общем, копаться в каждой строчке этого несусветного бреда - занятие хлопотное и ненужное. Кстати, Иерусалим построили не евреи - см. Танах, 2-я книга Шмуэля. Ну, да Б-г с ней, с историей, разве все можно запомнить, я вас умоляю.
  
  Идем далее: "Прекрасна града царственная стать: // Парит он, над страною возвышаясь". То есть как парит? Что, город Иерусалим улетел? Полноте. Ах, это вы в переносном смысле! Куда ж вы перенесли город, под небеса? Стыдно-с: это как-никак святой город, а вы над ним изгаляетесь... Не ожидал от вас. Фи, мосье Спивак... А вот за поучение вам большое тода раба:
  
  Тогда от жизни нашей будет прок,
  Когда едины с братом брат еврей... ("сонет" 3)
  
  Перефразируя слова Максима Горького о Сулеймане Стальском,
  можно сказать об этом поучении: "Безграмотно, но мудро". Как видите, я и на похвалы щедр, было бы за что хвалить. Ладно, вперед:
  
  Но над многострадальною землей
  
  Он (Храм - Е.Е.) возвышался гордою скалой
  
  И воплощеньем воли был народной.
  И ХОЧЕТСЯ МНЕ ТОЖЕ ВОЗНЕСТИСЬ (курсив мой - Е.Е.)
  На эту неизведанную высь...
  Мне город стал звездою путеводной.
  
  Куда вы от нас хотите вознестись, г-н Спивак? Неужто тяготы абсорбции довели вас до того, что вы возомнили себя Элиягу ха-Нави (Ильей-пророком) или Иисусом Христом, но последний пред Вознесеньем своим был, извините, неправедно распят, да минует вас, г-н Спивак, как говорится, чаша сия. Я ведь вам плохого не хочу. Я даже уверен, что вы в добром здравии и телесно, и душевно (чего я вам искренне желаю), просто вы немного косноязычны и чуть-чуть, совсем чуточку совершенно безграмотны, а поэтому из-под вашего пера выходят монстры.
  Впрочем, вы же генетический страдалец:
  
  Царь вавилонский души нам топтал,
  Нас распинали Тита легионы... ("сонет" 5)
  
  Успокойтесь: царь вавилонский души нам не топтал - он "нас" немножко, сукин сын, депортировал, но веру нашу нам оставил, а злобный Титус, конечно, еще тот палач был, но все равно - успокойтесь. А то видите, что получается: "Я верю: новый день уже грядет, // И будущее нас не устрашает" ("сонет" 10).
  Эта светлая вера сродни убежденности в том, что "нынешнее поколение
  советских людей будет жить при коммунизме"(Н.С.Хрущев).
  Ах, как прекрасно, хотя и бессмысленно: "И отчие огни Иерусалима //
  Светили нам всегда неугасимо"!..
  А иногда и страшно, аж мороз по коже пробегает. Ну, посудите сами:
  "Погасло солнце - пламя все затмило, // и воронья разнесся голос грубый. // Чужие орды вновь топтать пришли" ("сонет" 11). В этих стихах все: страх и ужас, страдания и испытания, но над всем властно царит полное, девственное литневежество почтенного автора несусветных "сонетов".
  Довольно. Сил нет вместе с читателем совершать променад по этому чуду-юду. Я не Вергилий, читатель не Данте, так чего нам бродить по преисподней?
  
  • • •
  
  Обычно обучают творчеству на примерах. Как правило, на положительных примерах: делайте так-то и так-то. В этом смысле то, что представил в качестве "сонетов" почтенный г-н Спивак, может сослужить по-своему неплохую службу - на примере этих опусов тоже можно обучать желающих слагать вирши: вот вам примеры того, чего делать не следует; а если вы ни на что другое не годны, то... Словом, придумайте что-нибудь сами, при чем тут я?..
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"