Аннотация: Некоторые факты из истории, публикуемые здесь для большей осязаемости читателями материалов "Справочника".
Некоторые факты из истории, публикуемые здесь для большей осязаемости читателями материалов "Справочника".
Упоминаемое в документах село Глубочек расположено приблизительно в двух - трех километрах по прямой на запад от города Котовск Одесской области (до полного взятия власти в империи бандитами и переименования в честь бандита Котовского это была Станция Бырзула(Бирзула в имперской транскрипции)). Село расположено по обоим берегам притока Днестра - реки Сухой Ягорлык.
В досоветское время собственно село Глубочек располагалось на правом берегу реки, а на левом располагался поселок Итальянка, где мой дед и купил землю, и построил на этой земле свое хозяйство. При царе-батюшке по руслу реки Сухой Ягорлык проходила граница между Херсонской и Каменец-Подольской губерниями. А еще в гораздо более ранние времена проходила граница между Великим Княжеством Литовским и Турецкой Портой. Для защиты границ от турок на левом берегу реки стоял гарнизон итальянских солдат (то ли добровольцев, то ли наемников, но однозначно, католиков - единоверцев литовцам). Вот поэтому у этого места такое необычное название.
При советах Итальянку и Глубочек объединили в Глубочек. Итальянки официально не стало. Такими методами большевики старались стереть историческую память народа. Справедливости ради следует заметить, что в сети имеются упоминания о том, что назавание Итальянка чиновники решили вывести из официального употребления еще до большевицкого переворота. Вобщем-то общеизвестно, что империю начало трясти еще в 1905 году.
Упоминаемое в документах село Гандрабуры - это очень большое молдавское село, расположенное в непосредственной близости от города Ананьев Одесской области. Ананьев - казацкое поселение. В 1880-х -1917-х годах - город, уездный центр Херсонской губернии, расположенный в верховьях реки Тилигул (Бурный Поток по-турецки), которая впадает в Черное море. В те годы река была судоходной до Ананьева. Еще 20 лет назад в Ананьеве стояли мосты, выстроенные в ту эпоху. Так как Тилигул сейчас просто небольшой ручей, то несуразно большие мосты выглядели как памятники той полнокровной прошлой жизни. Гости Ананьева, мои современники, удивлялись: "Зачем такие большие мосты построены через ручей?"
Наглядно уровень жизни при царе можно продемонстрировать следующими фактами.
Стоимость обеда в ананьевской харчевне была - 10 копеек. В обед входили: 100 граммов водки, порция борща, порция гречневой каши с мясом.
Моя прабабушка прожила около 110 лет (сколько именно, точно неизвестно). Она паломницей пешком ходила в Иерусалим. Остатки ожерелья из речного жемчуга, принесенного ею из южных стран, сохранились до сих пор.
Моя бабушка родом из села Гандрабуры. Её родным языком был молдавский. Она рассказывала, что "По руськи розмовляти мене навчив чоловiк. Вiн був грамотний, вмiв читати i писати". Как видим, ни о каком украинском языке не упоминается. Для молдован другого языка, который ассоциировался бы у них с их ближайшими соседями, кроме руського, не существовало никогда. То есть, новосформировавшийся московский говор волею Петра I был провозглашен "великорусским", а настоящий "руський" - был назван "малороссийским наречием". Если посмотреть на этнические корни московских государей, то до "русинов" им - как до Луны. Но, тем не менее, все властолюбцы хотели именоваться "великороссами" или позже распространившимся именем прилагательным - "русские". Что в точности означает это "русские" - не знает никто. Термин "украинский" применительно к этнической общности, сложившейся на основе "малороссийского наречия" получил широкое распространение в еще более поздние времена. Точных ответов на вопросы: Кто такие русины? Откуда они пришли и когда? - в настоящее время не существует.
Бабушка рассказывала, что в ее родном селе желающие наняться на работу к помещику записывались в очередь. За день работы у помещика мужчина зарабатывал денег - на сапоги, а женщина - на шерстяную юбку в три оборота, кроме того работников кормили. В общем, "загнивали", по определению одного сумасшедшего, сгнившего заживо.
Что же до Николаевских порядков, то моя бабушка высказывалась определенно: "Було блядство, але не таке як тепер."
Дед, судя по всему, был родом из Ананьева, но установить это достоверно невозможно, как и узнать, кто были его родители. Потому что церковные архивы были изъяты советской властью и пропали в процессе панического бегства советов в 1941 году.
Река Сухой Ягорлык в районе села Глубочек до войны имела естественное расширение с песчаным дном, где местные купались. Все берега всплошную были заняты вербами. В районе села было две дубравы. Советы сожгли дубы на древесный уголь, а вербы срубили на дрова. Река сразу превратилась в болотистый ручей по колено глубиной. В брежневские времена по проекту мелиорации было осуществлено "водопонижение" путем "спрямления русла" и прорытия перпендикулярных руслу каналов дренажной системы. Через года три-четыре уровень воды в долине вернулся к исходному, однако долина реки была окончательно изуродована. В эту "мелиорацию" вбухали, по слухам, два миллиона брежневских рублей - это огромная сумма (около 2.5 млн. современных евро).
Когда землей распоряжался мой дед, у него на его участке долины был поливной огород, оборудованный водоподъемным устройством. С его помощью дед поливал огород и поил скотину. Когда к власти над его землей пришло колхозное алкогольно зависимое быдло, вся эта система исчезла. В старой системе хозяйствования хаты зимой обогревали "кизяком". Картошку сажали "под плуг". Севооборот был исключительно "паровой".
После "сплошной коллективизации" сивушные "комбеды" коллективно пропили и проели скотину. Кизяка не стало. Коней и плугов стало не хватать. Картошку стали сажать "под лопату" - надрывать пупы. Пары распахали в погоне за показателями урожая. Поэтому не удивительно, что есть в стране стало нечего. Разразился жесточайший голод, унесший миллионы жизней. Нужно особо поставить ударение на том факте, что эта причина голода все же второстепенная. Основная причина голода - это изъятие советско-коммунистической бандой всего продовольствия, которое они только могли найти в процессе обысков крестьянских хозяйств при проведении акции под названием "сплошная коллективизация".
Как-то раз в разгар лета, моя тетка Марфа сказала мне, что нужно помочь одной бабушке-односельчанке скосить траву во дворе. Эту бабушку все звали - баба Мотря из Должанки. Она была старенькая, согнутая годами и глуховата, и поэтому громко разговаривала. После того как я скосил траву, слово-за слово, баба Мотря рассказала мне о своей жизни. Жила она до коллективизации в Красноокнянском районе. Был у нее муж и дети. И вот приходит ее мужу "разнарядка" - коммуняки или их "активисты" приносят бумажку с предписанием - "Сдать столько-то пудов зерна на заготпункт". Муж её грузит телегу и сдает. Через некоторое время - опять бумажка - "Сдать еще столько-то пудов зерна". Опять мужик грузит телегу и сдает. Эти бумажки носили ему до тех пор, пока он всё со двора не вывез.
Баба Мотря сказала, что после этого её муж заболел: "Взяв це дуже в голову, тай заслаб". Я спросил её: "А что же вы ели?" А она сказала, что муж ее играл на свадьбах и вместо денег брал продукты - кто что даст - пшено, крупу, муку и т.п., тем и кормились. Потом её мужа "взяли в трудармию" (точно не помню, но вроде в Донбасс на шахту), после чего он вскорости умер.
Вот такова была власть стаи коммуно-ублюдков во главе с ублюдком Джугашвили. Или покорился мужик и сам умер от лишений, или его расстреляли - результат тот же - смерть. Коммуняки сеяли смерть - убивали крестьян, а крестьянские дети и жены умирали с голоду.
Бабушкина хорошая знакомая, Сиваченко Ксения (Федосеевна?), по возрасту годившаяся ей в дочери, когда была жива, рассказывала мне о своей жизни. Ее не выслали в Сибирь вместе с ее родителями, потому что она, влюбившись, вышла замуж за бедняка. Ее родители, дедушка и сестры с их мужьями(кроме одной) сгинули на высылке. А она работала в колхозе. Ее муж работал на железной дороге, ездил в Восточную Украину. Муж получал рабочую карточку. Они в своем подсобном хозяйстве кормили свиней кормовым буряком. Свиньи были худыми как велосипеды. И тут один знакомый подсказал, что нужно купить в "кооперации" залежалый кофейный напиток и добавлять его в варево из буряка. Так и сделали. Свиньи стали поправляться так быстро, как растет тесто на дрожжах. "Бизнес" был таким - на Восток ее муж вез чемодан сала, а назад привозил чемодан денег. Однажды, когда она варила еду для свиней, во двор зашел истощенный голодом "активист" и стал жадно есть из казана свиное варево. Она ему сказала, чтоб не ел много, но он не слушал ее. Наелся до отвала. Тогда она сказала ему, чтоб хотя бы не лежал у нее во дворе, а вышел бы за ворота. Он вышел и прилег на обочине дороги. Через пару часов он уже был мертвым. А еще она рассказывала, что до революции, в праздники или в воскресенье (которое тогда было святым праздником) ее мать давала ей миску вареников и говорила: "На, иди, отнеси соседям, потому что они бедные." И дитё слушалось маму, относило жратву "бедным" Христа ради. После коллективизации относить бедным было уже нечего. И они дохли с голоду. Еще тетя Сеня рассказывала, что до революции, когда нанимали людей на уборку зерна, то косарю и подбиральщице(вязальщице снопов) платили по 5 рублей(корова стоила 3 руб). Нанимали только тех мужчин, которые за день выкашивали десятину. Говорили, что мой дед был настолько физически силен, что когда он косил, то за ним подбирали скошенное две женщины.
Моя мама рассказывала мне, что ее братик Сёма в голодовку 32-33 гг. работал на государственном зернопункте. Он приносил своим родным пойманных им на работе воробьев, и воробьев готовили в качестве еды. Еще он приносил за пазухой пригоршню зерна, которую ему втайне давал еврей, который был на этом зернопункте начальником. И этот еврей, и мой дядя рисковали своими жизнями, так как могли быть расстреляны по сталинскому "указу о колосках", в случае, если бы об этом узнали советы.
Яркой иллюстрацией того как "хозяйствовали" "комызаны" ( так в народе называли "комбеды" - по украински - "комнэзамы" [комiтети незаможних]) служит рассказ моей тетки Марфы. Её, девку, заставляли с лопатой бегать по полю за трактором и счищать этой лопатой налипшую на лемехи землю. У тетки Марфы детей не было...
После войны ее отправили принудительно в Донбасс работать на шахте. Ну и чем эти действия советов отличаются от действий гитлеровцев по принудительной отправке молодых рабов в Германию и эксплуатации рабского труда??!
Это - "Удостоверение личности" незамужней 20-ти летней насильно угнанной в Донбасс на принудительные работы на шахте гражданки СССР. Автор: сталинский советский режим
(трудовая книжка оформленная годом позже в двух других иллюстрациях). Для сведения тех, кто не в курсе, сообщаю, что в колхозах не платили вообще ничего. Просто ставили галочку за "трудодень". Уйти в город было невозможно, потому что у колхозников отобрали паспорта. Поэтому в народе была распространена присказка: "Слева молот, справа серп, это наш советский герб. Хочешь - жни, а хочешь - куй,- всё равно получишь х..й!" А СССР расшифровывали не иначе как: "Сестра сестрi сраку рiже." Последнее утверждение постоянно подтверждалось взаимоотношениями России и Украины и в гражданскую войну, и во время первой волны репрессий против "украинских националистов" в 30-е годы, и во время второй - в 40-е, и в ельцинские времена, при трансформации СССР в СНГ. Это взаимоотношения на уровне разборок на коммунальной кухне.
О царе Николае II такой похабщины не говорили. Максимум, что ему приклеивали - это ярлык "дурачка" в одной из дореволюционных присказок.
До коллективизации замков на хатних дверях не было. Если хозяева уходили из дома, то дверь снаружи подпирали палкой, чтобы с дороги всем прохожим было видно, что хозяев дома нет.
Еще информация для людей, не очень знающих перипетии большевистского строительства "широко страны моей родной". Для того чтобы иметь повод для оправдания аннексии территории Молдовы по пакту Молотова-Риббентропа в 1939 году, Сталин приказал организовать на территории Украины Молдавскую автономную ССР со столицей в городе Тирасполь. Вот здесь можно ознакомиться с подробностями исторических трансформаций этого куска земли. Именно поэтому моего деда расстреляли где-то в Тирасполе. Искусственность этого образования привела к тому, что после второй мировой войны к Молдавской ССР отошла не вся территория Молдавской АССР, а только узкая полоска земли вдоль Днестра, которая ныне именуется Приднестровьем. Именно по причине территориальной жадности, агрессивности и тупости сталинского кремля, выразившейся в надуманной организации МАССР в составе УССР, в русскоговорящем Тирасполе не любили молдован при СССР-е. Именно эта причина и есть первопричина затяжного этнического конфликта между Тирасполем и Кишиневом, не разрешенного до сих пор и время от времени дающего рецидивы обострения.
Надеюсь, фактов, приведенных в данном материале будет достаточно для того, чтобы читатели более молодого поколения не испытывали романтических иллюзий насчет сути большевистско-коммунистического режима.
Ничего, кроме долга выяснения истины перед памятью душ, безвинно убиенных, замученных голодом, болезнями, непосильным трудом, а также душ,
проживших исковерканную большевистскими советами, неполноценную жизнь, в данной работе мною не движет.