Аннотация: Нешуточный обзорчег 3 группы "Юмофанта"
Читаю я в последнее время редко. Что поделаешь: как говорится, чукча не читатель, чукча писатель. А тут, можно сказать, почетная обязанность. Наугад раздавать баллы совесть не позволяет, посему пришлось честно все перечесть. Памятуя аналогичную процедуру на ХиЖ, ожидал премногих литературных ужасов. Однако, либо с группой повезло, либо с конкурсом. Ничего особо ужасного, чтобы усилием воли впихивать в себя по ложке "за Бориса Натановича, за Игоря Всеволодовича, и за Федора Михайловича, наконец", не попалось. Опять же, любопытство разбирало. Каков он, житель будущего, далекий потомок, герой не нашего времени? Оказалось, не так уж и страшен. Прост. В некоторых случаях - до примитивности. Чешет небритую щетину на подбородке. (По мнению авторов, дела у фирмы "Жиллет" в будущем пойдут прахом). Герой не склонен к философии, предпочитает активные действия: то и дело "угрюмо размахивается двуручным мечом". Пьет все, что горит. Причем, постоянно. Запивает это пивом в невообразимых количествах. После пива шумно и продолжительно рыгает. Намеки авторов на падение нравов более чем понятны. Памятуя вечные ворчания стариков о том, что раньше все было лучше, невольно приходишь к выводу, что в будущем эти самые нравы будут находиться на дне марианской впадины. Посудите сами: каждый пятый герой целуется с земноводным. Проще говоря, с лягушкой. Это при том, что сам по статусу является царевичем, и может отыскать себе невесту посимпатичнее. Но увы, увы. Человечество вырождается. Видимо, причина в склонности к означенной зоофилии. Зато квартирный вопрос героев не испортил. Каждый второй - странствующий рыцарь, которому жилище - только лишняя обуза, препятствующая приключениям. Количество приключений же, которые герои отыскивают на нижнюю часть своей спины, вообще учету не поддается. Цитируя одного из авторов, "напасти катятся, как нож по маслу". Невольно начинаешь проникаться сочувствием к героям, которых создатели мордуют столь часто и безжалостно. Крепитесь, далекие потомки: чащобы и болота будущего ждут вас, дабы придать вашим похождениям больше пикантности. Это вам не в теплой комнате по клавиатуре стучать. Генетически модифицированные драконы, коты-баюны и сонмы прочей разноликой нечисти скрасят ваше невеселое существование. Во всяком случае, будет с кем побеседовать. О языке нужно сказать особо. Вне зависимости от национальности и степени образованности, потомки будут общаться на странном диалекте, представляющем собой маргинало-псевдонародно-псевдостарорусский язык. Особо блеснул лингвистическими познаниями некий бармен, выпускник некоего неназванного колледжа, мешавший кровавую мери для дипломатической совместной вечеринки президента земли с обидчивой гуманоидной расой. Оно и понятно: критерии академического образования не стоят на месте. Судя по всему, в далеком будущем всем ПТУ присвоят гордый статус колледжей. Колледжи, в свою очередь, переймут звание университетов. Университеты упразднятся за ненадобностью, в связи с переходом человечества на альтернативно-магические источники познания. Постараемся оказаться достойными наших далеких потомков, и начнем, постуча в бубен, перекрестясь и плюнув через левое плечо, оборзев...(упс!) Обозрев... Короче, обозрение.
Чтиво, само по себе, не без доли юмора. Однако, не понял, какое отношение имеет к фантастике, беллетристике, и вообще, к конкурсу. Скорее, похоже на шуточный обзор по "молчальной" тематике.
Это тот случай, когда автор строит условную модель, задает условные критерии, и заставляет читателя вникать в суть своих условностей. Проблема в том, что я не условный читатель. Я реальный. С руками и ногами. И частью тела, в которую я ем. И вникать в условные условия, никак не связанные с реальной жизнью, мне реально не хочется. Говоря образно: постигать долгое время сложные правила игры, чтобы сыграть в нее один раз и тут же забыть, глупо и скучно. Кроме того, не нашел, где смеяться. Технически выполнено средне. Авторские обмолвки о расставленных в кустах роялях (т.е. подставных лицах) - это признаки небогатой фантазии. Такие вещи, на мой взгляд, можно и нужно художественно обыгрывать, а не подавать в виде сухих фактов, больше похожих на план рассказа, нежели на сам рассказ.
ИМХО: типичный случай петросяновского "йумара". Из этого сюжета выжать смешное можно только прессом, развивающим давление 100 мПа на квадратную строку. Сам сюжет изначально неинтересен, поскольку не содержит сколько-нибудь глубокой авторской мысли, да и вообще, сколько-нибудь мысли. Клишеобразные комиксные герои действуют строго в рамках своего шаблонного амплуа. Мне, как читателю, фиолетово в крапинку, что где-то там, в абстрактном месте, ввиду абстрактного инцидента, в какой-то захудалый супермаркет перекрыли вход определенным видам животных. Искусственный мир, который ни одной гранью не соприкасается с реальным миром, меня, как читателя, не трогает. Изложено весьма затянуто, штамповано, читать было скучно.
Идея далеко не нова. Читал как-то давно весьма забавную повесть об институте, сотрудниками которого были древнегреческие мифологические герои. Одиссей - экспедитором, Зевс - директором и пр. Изложенная проблема там также присутствовала, как наболевшая. Однако получилось забавно. Мысль, в отличие от предыдущего рассказчика, у автора присутствует, изложена внятно, кратко и с юмором. Юмор немного отдает нафталином советской эпохи, зато порождает здравые ностальгические чуйства. В общем, нормально. Добротный фитильный фельетон.
Стиль изложения очень приятный. Как раз тот случай, когда произведение захватывает внимание с первой строки. Словом автор владеет. Антураж прописан очень хорошо. Между тем, тема показалась мелкой, не стоящей столь красочного изложения. В общем, причины разрушения Карфагена можно было придумать более интересные, как мне кажется. Просто как рассказ, вещь катит, а для юморного конкурса - с юмором здесь туговато.
В принципе, со многими видами оружия я справляюсь неплохо. Проблемы возникли с осиновым колом, который, по условиям конкурса, нужно непременно в кого-то воткнуть и там три раза провернуть... Так что, звиняйте, долг превыше всего. "И ты, Брут?!!" "Сюрприз!"
Более бессмысленного произведения в подборке не нашлось (хотя изложено вполне читаемо). В финале возник закономерный вопрос, с какого потолка автор взял эту никчемную тему, и что здесь смешного.
По степени надуманности сюжет по праву претендует на второе место. От конца, естественно. Все это было бы смешно, когда бы... ну, вы знаете. "Мне скучно, бес!"
Живо изложено. Не приветствие команды РУДН, однако, забавно. Автор владеет стилем, так что скучно не было. Вообще, технически исполнено профессионально. Я бы даже сказал, канонически-профессионально. Прямо-таки, по-Шукшински. Однако, одинокой шутки про Коэльо для юморного конкурса, мне кажется, маловато. В общем, в иных местах внутренне улыбался, но наружу ни звука не просочилось.
Наконец-то мне стало ясно, отчего тарелок в небе летает великое множество, но официального контакта с братьями по разуму до сих пор не установлено. Нафиг им, собственно, контакт, не затем они прилетают. У гуманоидов трубы горят, а нашим ученым и невдомек. Показалось, в меру забавно, не более.
Откровенно говоря, скука смертная эти предсказания. Лавры Нострадамуса не дают автору покоя. Не только не смешно, местами похоже на бред. Политинформация Шарикова по материалам Швондера, основанным на слухах и домыслах. Два раза прочел по диагонали. Не въехал. Заставил себя вчитаться. Стал засыпать. Выпил кофе. Не помогло. Героически дочел до конца. Проснулся только под утро.
Неплохо для начинающего. У меня много подобного сгнило в столе. Жаль потраченного времени, конечно, зато пальцы натренировал, стуча по тугим клавишам печмашинки "Москва". Теперь выжимаю на кистевом силомере 70 кг. А вообразив, что сжимаю горло графомана, и все 78 кг. Сила моего воображения, таким образом, равна восьми килограммам. Но в попугаях я значительно мощнее.
Короче, учитывая, что конкурс юмористический, а не абстрактно-фантастический,
Поначалу злополучники, выворотняки да заболотники несколько притомили, но автор, к счастью, не стал ими злоупотреблять, и перешел к смехованию и забавлению. Смехование не слишком удалось, зато забавление - на славу. Интересный ход в финале, с "добавкой", тоже позабавил.
Пожалуй, в литературе давно назрела необходимость написания памятки изобретателям велосипеда. Что-то в этом роде: "Соединение в единую конструкцию колес, руля и передаточного механизма изобретением не является. Только внедрение свежих идей в архаичную конструкцию может называться изобретением". Кроме того, что фабула банальна, вдобавок исход произведения предсказуем. "Мне скучно, бес!"
Рассказ, справедливо получающий 10 баллов, как единственный, заставивший смеяться, причем, вслух. И единственный, который захотелось перечесть.
Два поворота на 180 градусов в финале, на мой взгляд, лишние. Только-только уверился, что имеешь дело с разумной бытовой техникой будущего, как оказывается, что это не техника разумна, а мальчик не в своем уме. Не успел привыкнуть к этому повороту, как оказывается, что и мальчик - не мальчик. Сам по себе прием отличный, тоже пользую, по мере способностей. Но не хватает какой-то стержневой идеи в этой шутке, идеи, придающей глубины. Впрочем, на фоне других произведений группы это - лидер с явным преимуществом.
Нью-побасенка от нью-Николай Василича. Н-да... Ну, Николай Василич-то народные предания перерабатывал. А какую цель преследовал автор - для меня осталось загадкой. Ни аналогий, ни параллелей, ни морали. Ни юмора, в конце-концов. Даже для чернушного скучно. На конкурсе побасенок прокатило бы, а здесь как-то не к месту. Технически исполнено средне.
Аналогичный случай. Эта марка велосипеда давно известна. Кооперация проходимцев устраивает шоу для доверчивых туристов. Обманутые туристы, наевшись впечатлений, убираются восвояси, щедро вознаградив устроителей шоу. Чтобы оживить этот затоптанный сюжет, нужна свежая идея, шаманские танцы с бубном здесь не помогут, ибо устарели. Вот если бы самих устроителей шоу кто-то поймал на подобную удочку, было бы зело интереснее. Впрочем, тот же велосипед, лишь о трех колесах.
Как охотник с шестнадцатилетним стажем, смею утверждать, что нет закона, по которому полагается в лесу стаканы с бутербродами разбрасывать. А как фотоохотник со стажем в 23 года, заявляю, что на фотоохоте не пью. После водки, знаете ли, фокусироваться сложно. Как на объекте съемки, так и на съемочном процессе. Но бог с ней, с фотоохотой, когда сам сюжет не стоит чернил, истраченных картриджем. Автор, отпустите Пегаса с поводка, пусть он поскачет, как Сивка-Бурка. Нечего ему пастись на вытоптанных пастбищах: захиреет.
Автор берет стилем. Задорно, довольно весело, в меру чернушно. Вот где фантазия скачет вольно. Одна беда, на мой взгляд: скачет она без особой цели и смысла. Или подтекст зарыт настолько глубоко, что я до него не докопался. Юмор заради юмора всегда слабее, по сути, чем смешно изложенная серьезная тема. Читая Гашека, понимаешь, что юмор - это оружие. И палить из него бесцельно - только порох жечь. Ну, это я так, к слову. Основным условиям конкурса рассказ вполне отвечает.
В общем, картинка знакомая. Гротескно-гипертрофированная, конечно. Разве что, наши мужики обычно начинают с измерения длины РУЖЕЙНЫХ стволов. Потом доказывается, что короткое бьет не хуже. Под утро патроны заканчиваются, водка тоже, и мужики отъезжают по домам. Повторяется это ежегодно. До измерений ниже пояса у них никогда не доходило, хотя сальные шутки отпускались: как-никак, фамилии у большинства моих лесников заканчивались на "-ко".
Есть в рассказе ряд натяжек, пришитых белыми нитками, вроде мужика, вдруг решившего выговориться. Мне кажется, обыграть это можно было более художественно. Кроме того, подбрючные темы уже достали.
Есть у меня и такие критерии оценки: если рассказ несколько дней не выходит из головы, он прекрасен. Если через день по названию вспоминаю сюжет, значит, нормален. Если сюжет восстанавливается по первому абзацу - средненько. Хреновенько - когда приходится перечитывать, чтобы вспомнить, о чем была речь. Этот, по моим критериям, классифицируется как "средненько" По техническим параметрам. А по юмористическим - "чего здесь смешного?" Не берет меня тонкий кроманьонский юмор.
Это произведение опять пришлось перечитывать трижды. Первые два раза "по диагонали". При более тщательном исследовании юмора также не обнаружилось. Вымученное и вымороченное тексто.
Как же, как же, всенепременно помним: "От уксуса куксятся, от горчицы огорчаются. От сдобы - добреют"(с).
Идея забавна, но недодумана. Начало ни к черту. На кой вы приплели этого Леху? Главный герой запросто мог войти в означенное заведение прямо с улицы, заинтересовавшись странной вывеской. И ничего лишнего.
"Вот это - совсем другой коленкор! Фасон другой, фактура другая!" Вот здесь вы меня, как читателя, многократно улыбнули. За что вам большое человеческое спасибо.
Очередная авторская интертрепация "Царевны-лягушки". Сбился со счета, какая по очередности в этой группе. Задумка с дядькой понравилась, антураж неплохо задан. Развязка показалась вялой. В целом, забавная сказочка.
Здесь тоже, как мне показалось, развязка вялая. По-моему, было бы лучше, если бы фея изначально была злой, а не средне-умеренной. "Я тебе один очень умный вещь скажу, толко ты нэ обижайся"(с) Средне-умеренная фея свою шоколадку сначала на собаке бы испытала. И потом, превращение злой феи в добрую посредством собственных козней выглядело бы на порядок забавнее. Кроме прочего, этот рассказ выпадает из общей канвы, поскольку написан, как я понимаю, для детей. Оценивая абстрагировано...
Очередное описание взаимоотношений литгероев со своим создателем. Говоря техническим языком, модель велосипеда N3. Автор старательно выжимает из темы остатки смеха. С таким же успехом можно выжимать остатки пасты из тюбика, по которому проехал асфальтовый каток.
Здесь можно посмеяться, разве что, над корявостью стиля и надуманностью темы. О бармене я уже упоминал во вступлении. Еще "меня терзают смутные сомнения"(с), что полковникам известен смысл словосочетания "система счисления", не говоря уже о двоичной системе.
Не поверил бы, что люди в здравом уме могут присвоить изделию подобную аббревиатуру. Если бы в названии мебельного салона "Громада" мне постоянно не слышался ГРОМ АДА. Это к слову.
В процессе повествования возникла стойкая уверенность, что главный герой - сам робот, всеми силами пытающийся избегнуть списания на свалку в связи с появлением конкурента. Ничего смешного не отыскал. Тема показалась надуманной и скучной.
Дежа вю. Устал повторять слово "надумано". Ну, жил себе программер, и вдруг оказалось, что и не программер он вовсе, а леший. А ноги у него деревянные. Возможно, еще и уши холодные. Ничего не нашел в рассказе ни интересного, ни смешного.
Если само повествование было, пусть и не смешным, но довольно связным, то финал ввел меня в ступор. Откуда и зачем взялись эти майоры-лейтенанты, так и не понял. Так и остался в полном недоумении и недопонимании.
Что-то мне скучно от такого юмора. Сочувствовать герою не хочется. Он мне неинтересен. Перепил и помер по пьяни. Бывает. За это его, видимо, в рай и распределили. Пойду выпью, причащусь. Может, повеселеет.
Одно время, когда желтая пресса еще была красной, в газетах пестрели рассказики "очевидцев" о встречах с инопланетными гостями. В книге у Ажажи "Инопланетяне над Россией" множество таких побасенок, даже с подробными планами места посадки "тарелочек" между поленницей и сараем. В этих побасенках меня всегда интересовала мотивация пришельцев. Неужели они создали технологию межзвездных перелетов и приперлись к нам с единственной целью - покатать какую-нибудь бабу Маню по ближнему космосу и заверить ее, что они не желают ничего, кроме мира, дружбы и жвачки?
Это я к тому, что мотивация у многих авторов хромает. "Она хорошая, но почему-то хромает"(с). Ну, на кой черт киту сдался этот моржеед, чтобы его катать? Все-таки, не старик Сантьяго. Вышла и не драма, и не юмор. Сюжет, шитый белыми нитками. Технически исполнено неплохо, если забыть о мотивации. Но на память я не жалуюсь, поэтому не могу понять, что этот рассказ делает на конкурсе юмора.
Эх, уважаемый Второй, опоздали вы с выводами. То, что связь у нас хреновая, даже детям известно. С этим растением, говоря каламбурно, связаны у нас все виды связи. Начиная с сотовой, и заканчивая транспортной. Снова не понял, что делает этот рассказ на конкурсе юмора. Возможно, у моего хохмометра сели батарейки.
Долго ломал голову, как человек с типично русским именем смог получить звание рыцаря. Впрочем, в таком жанре, как фэнтези, и не такое случается.
Изложено по всем канонам жанра. Герои ни на йоту не выступают за границы своего амплуа. Главгер мочит нечисть, крушит все, что попадается под руку, влюбляет в себя прекрасную чертовку и выставляет врагов дураками. Все пункты соблюдены дословно. Законный хеппи энд. Стоп! Снято! "Оскара" в студию!
Относясь нетерпимо к фэнтези в принципе, признаю однако, что читать было не скучно. Возможно, во вкусометре моем тоже сел аккумулятор. Твердая пятерка, однако.
Н-да. Фэнтези мелкотемье как-то мало вредит. Видимо, оттого, что этот жанр изначально задумывался, как не содержащий глубоких мыслей. Мой личный хохмометр окончательно испорчен.
6 баллов.
***
В заключение хочется сказать, что надуманность тем - основная проблема в литературе. Как в непрофессиональной, так и в профессиональной, к сожалению. Просто у любителей это видно гораздо явственней. Автор создает в пробирке некий мирок, неспособный к автономному существованию, и приглашает желающих полюбоваться на него в микроскоп. Кроме микроскопа, есть еще ряд условий. Для постижения авторского замысла нужно надеть специальные очки, дождаться определенного угла падения света и заданной температуры. При этом желательно, чтобы возвышение Юпитера над горизонтом составляло 43 градуса. Глянешь в окуляр, а там ничто иное, как велосипед. Говоря проще, не стоит строить чрезвычайно сложные модели миров, если сама идея произведения выеденного яйца не стоит. В самых лучших фантастических произведениях элемент фантастичности только создает антураж. Проблемы же всегда освещаются насущные и вечные. Юмористическая литература - не исключение, просто говорить о серьезных вещах нужно с юмором. "Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица" (Григорий Горин).