Гугл-пес несколько раз повернулся на месте, опустил голову и смущенно завилял хвостом. Игорь недоумевающе уставился на невесть откуда взявшееся бетонное ограждение и вполголоса чертыхнулся. Похоже, гугл-пес опять повернул не туда. Человеку это было бы простительно: попробуй-ка не пропустить нужный поворот, когда перед глазами постоянно мельтешат сообщения и рекламные баннеры. Но вторая за двадцать минут ошибка виртуального проводника - это нонсенс. "Сгинь!" - приказал Игорь, и пес испарился с легким хлопком, как лопнувший мыльный пузырь. Его место немедленно заняла мигающая надпись: "Новая версия дорожного навигатора поможет найти короткую дорогу к успеху! Всего за 499.99, предложение действует всего час"
Игорь отмахнулся от назойливого баннера, место которого тут же занял другой. Пузырящийся поток водопадом скатывался по хрустальному леднику прямо в стакан. "Минеральная вода "Карачинская" готова утолить твою жажду прямо сейчас! Всего за 19.99! Ближайший фирменный автомат всего в сорока шагах. Прислушайся к своим чувствам!"
- Вот паразиты!- проворчал Игорь. - Все-то они знают! Когда тебе жрать, а когда ср...
Впрочем, никакого фокуса в этом не было. Час назад он польстился на пакетик соленых орешков с новым вкусом. Теперь, по расчетам коварных маркетологов, настало время утолить жажду. Контекстно-целевая реклама - это горная лавина, которая рождается всего одним неверным действием. Ему ли этого не знать: как-никак, восьмой год пишет рекламные слоганы. Не топовые, конечно, но в компании считается перспективным работником.
Игорь смахнул еще несколько мелких баннеров и наконец-то увидел проход. Надо как-то выбираться из этого захолустья. Он полагал себя не из того поколения, которое при отказе навигатора начинает слезами обливаться и садится на корточки, призывая маму и полицию одновременно. Место, тем не менее, было ему незнакомо.
Тьма, холод, безлюдье и редкие белые мухи, пролетающие в свете одинокого фонаря. Игорь отыскал глазами ближайшее здание, в котором не светилось ни одного окна, и приказал: "Адрес!". Навигатор, поколебавшись несколько секунд, выдал название улицы. Которое, впрочем, ничуть не продвинуло Игоря в определении своего местоположения. Несомненно, дурацкий пес опростоволосился и затащил его в какую-то промзону. Оставалось решить, рискнуть ему довериться снова или попытаться выбраться самому.
- Карта! - приказал Игорь и ввел название улицы.
Сориентироваться было непросто. К тому же, мешали назойливые рекламные баннеры, стаи которых приходилось разгонять уже не щелчками, а натуральными оплеухами. Было их сегодня невообразимо много.
Кое-как определив примерное направление, Игорь побрел в холодную тьму, спрятав замерзшие руки в карманы. Реклама, почувствовав ослабление борьбы, ринулась в атаку на одинокого потребителя, кружась и зудя, как стая голодных комаров. "Зимняя резина от "Железного коня" - это выгодно. Сезонные скидки". "Памперсы "Русские сказки" - культурное развитие вашего малыша. В каждом комплекте десять новых сказок. Одобрено Минздравом и Министерством культуры". "Гигиенические тампоны "Свежесть утра" - максимальная защита, с ними вы всегда превосходны!"
Это уже не влезало ни в какие рамки. Избирательный фильтр контекстной рекламы явно приказал долго жить. Надо было срочно сворачивать в ближайшую мастерскую на перепрошивку биочипа. Такого с Игорем еще не случалось, но все когда-нибудь бывает в первый раз. Между тем, рекламы становилось все больше, и она приставала все назойливей. И это было совсем не так смешно, как выслушивать новые предложения на ежедневных брейнстормингах. Которые, впрочем, на рабочем слэнге именовались не иначе, как бред-шторминги. Не далее как сегодня на обсуждение вынесли горку новых бредовых перлов, вымученных креативным отделом для названия новой серии диетических завтраков. Вдоволь нахихикавшись над "Ням-няшками" и "Спозаранками", все креативщики, как один, икая и постанывая, дружно сползли под стол, едва услышав слово "Супердень".
В отделе психологов гогот слышался еще чаще. Психологи - те еще циники. Попробуй таким не стать, ежедневно изобретая, каким еще изощренным способом вывернуть карман потребителя. Потребитель становится все хитрее и непробиваемей. Но все-таки остается простым смертным, с наличием грешков и слабостей, за которые можно его поймать на соответствующую наживку. Маркетологи больше не забрасывали свои снасти наудачу. Они определяли точно - кого, когда и где ловить. Если на вашем счету жалкие гроши, то нет и смысла предлагать вам авто представительского класса. И напротив, если вы директор крупной фирмы, то нет смысла предлагать вам дешевый стиральный порошок. Каждой рыбе соответствовала своя наживка, и отдел рекламных психологов представлял себе человека эдакой рыбой-кошельком, это им казалось ужасно смешным.
Однако теперь Игорю было не до смеха. Контекстный фильтр приказал долго жить, и реклама валилась на него совершенно без разбора интересов, пола и возраста, предлагая все подряд, от путевок в кругосветное турне до предметов женской гигиены. Спам слетался в его коммуникатор, как мошка к одинокому фонарю. В конце концов, его налетело столько, что Игорь окончательно потерял ориентировку, ничего не видя за мельтешащими, мигающими, переливающимися и вопящими окнами.
- Господи, все бы отдал, чтобы эта зараза куда-нибудь исчезла! - простонал он в полном бессилии что-либо сделать.
Как по волшебству, перед глазами, бесцеремонно растолкав прочие баннеры, возникла надпись: "Компания "Аргус" гарантирует немедленное избавление от спама. Бесплатный вызов, круглосуточно и без выходных!". Игорь поспешно ухватился за эту надпись, пока ее не затерли другие, и без дальнейших раздумий ткнул номер телефона. Перед ним возникло изображение разбитной белокурой девицы с лиловыми губами, занятой смакованием жвачки.
- Компания "Аргус", бесплатный вызов, круглосуточно и без выходных.
- У меня проблема, - выдавил Игорь.
- Я вижу, - флегматично заметила девица, не прерывая своего занятия. - Не повезло. Похоже, ваш биочип хакнули.
- Самым циничным образом, - согласился Игорь.
Окно собеседницы яростно атаковали другие претенденты на внимание, но защита была серьезной - она все время ухитрялась держаться впереди.
- Ну что, - все так же флегматично сказала девица, - будем думать, или будем подписывать контракт?
Игорь, по привычке не утруждаясь чтением, ткнул клавишу согласия и черкнул электронную подпись.
- Как быстро ждать вашего специалиста?
- Вами уже занимаются, - все так же флегматично прожевала девица в ответ и отключилась.
У Игоря на несколько секунд возникло странное ощущение, что его развели сетевые мошенники. Но вскоре он заметил, что количество баннеров уменьшается. Сначала перестала мелькать реклама "Роллексов", элитных квартир и представительских автомобилей, потом реклама бутиков эксклюзивной одежды. По очереди исчезали баннеры, предлагающие купить бытовую технику, постельное белье и компакт-диски. Последними пропали картинки с рекламой пива, стирального порошка, салфеток и ватных палочек.
- Вау! - произнес Игорь в кромешной тьме.
На возглас никто не отозвался. Только было слышно, как за забором орут бродячие коты и вдалеке по метромосту грохочет проходящая электричка. Несколько секунд Игорь наслаждался полнейшим покоем, потом решил, что пора бы все-таки подаваться в сторону дома, и рискнул снова вызвать проводника.
- Гугл-пес! - позвал он.
Ответа не последовало.
- Гугл-пес! - настойчиво повторил Игорь.
- Ваш кредитный лимит исчерпан, - последовал ответ коммуникатора. - Для вызова услуги необходимо пополнить счет.
- Как это - исчерпан?! - возмутился Игорь.
Он торопливо набрал код проверки своего текущего счета. На строке баланса светился ряд нулей. Особо серьезных сбережений там никогда и не водилось, но сумма за услугу была непомерно завышена.
- Компания "Аргус"! - возмущенно позвал Игорь.
Посреди пустынной улицы возникло изображение знакомой девицы, которая к развлечению жвачкой добавила еще одно: подтачивала маникюрной пилкой хищно загнутые ноготки.
- Компания "Аргус", бесплатный вызов, круглосуточно и без выходных.
Девица соизволила оторваться от своего занятия и удостоить клиента взглядом лиловых глаз.
- У вас возникли претензии по качеству предоставленной услуги? - равнодушно осведомилась она.
- По качеству не возникли, - съязвил Игорь. - А вот по стоимости...
Девица выдула большой розовый пузырь, который лопнул с гулким хлопком.
- Стоимость услуги была указана в контракте, - ответила она.
- Но вы забрали ВСЕ мои деньги! - сердито заявил Игорь. - До последней копейки!
Собеседница выдула еще один пузырь и хищно облизнулась, остреньким алым язычком собрав с лиловых губ розовые ошметки.
- А как бы мы еще избавили тебя от спама, дурашка? - насмешливо изрекла девица густым томным голосом. - Они бы не отстали, будь у тебя хотя бы копейка на счету. А теперь ты совершенно свободный, притом весьма симпатичный парнишка, с абсолютно пустым карманом. И поэтому никому не интересен.
- А ты тоже весьма симпатичная особа, - нахально заявил Игорь. - Мы не могли бы...
Лиловые губки сложились в издевательскую усмешку.
- Никому, - холодно повторила собеседница.
Она выдула последний пузырь и с гулким хлопком исчезла. Игорь минуту постоял, перебирая в уме нелицеприятные словечки. Так ничего и не выбрав, он обреченно побрел в рекламное зарево городских огней.