Аннотация: Одно за другим в дачном поселке начинают происходить убийства. Кто-то начинает убивать тех, кто имел отношение к одной загадочной картине.
Ольга Ершова
Убийственный пейзаж
Детективная повесть
...Кофе совсем остыл. Насладиться напитком не получилось. Опять эти мысли. Ну, почему кому-то так безумно везет, почему такое богатство сваливается вдруг на какую-то серую мышь?!
Злость обратилась на кофе: "А мне остается пить эту дешевую дрянь".
Чашка вместе с кофе полетела в раковину. Не хотелось уже ничего. Если бы все было, как прежде. Ведь такие были замечательные отношения. А теперь ничего, кроме ненависти. Это ничтожество станет очень богатым человеком, а я останусь при своих интересах. И все потому, что кто-то вовремя оказался в нужном месте в нужный час. А ведь это должно принадлежать мне и только мне.
Мерзкая старуха, почему она так решила? Мы ведь почти одновременно с ней познакомились, могла бы меня выбрать, старая карга! Чем я хуже? Нет, отдала этому ничтожеству, которое и распорядиться-то этим не сумеет. Да если бы не я, они бы никогда не узнали друг о друге! Тварь, тварь! Ну, и что ты теперь будешь с этим делать? У тебя ни связей, ни способностей! Зачем тебе это, с твоими куриными мозгами? Это - не для тебя. Этоможетпринадлежатьтолько мне.
В висках бешено стучало. Надо заварить еще кофе и постараться не думать об этом. Отвлечься, забыть на время, успокоиться. Нет, нет, нет. Не могу ни думать. Что же делать?
Все это время, до этих событий, мне удавалось мириться тем, что я бедный человек. Да что там бедный? Нищий! Одежда самая дешевая, еда по минимуму. Казалось, что ум заменяет богатство. И что этот ум? Принес он мне хоть какой-то дивиденд? Многие мои знакомые, которых и уважать-то не за что было, ездят на дорогих машинах, имеют свои дома, их жены модно одеты, они могут позволить себе иметь много детей. Я же, умный человек, живу в постоянном страхе, что завтра мне не на что будет купить себе еду.
Почему так получилось? Ведь еще десять лет назад казалось, что у меня все еще впереди, что я смогу добиться многого. А в итоге обшарпанная квартира, допотопная мебель, вечно пустой холодильник, дешевая одежда. И все здесь дышит многолетней нуждой.
И у этого ничтожества все было так же, даже хуже. Иногда даже возникало сочувствие к этому человеку. А теперь это существо позволяет себе смотреть на меня свысока! Во взгляде жалось, интонация снисходительная. Так и хочется сжать кулак и прямо в переносицу, а потом еще раз, еще! В живот, грудь и снова по лицу. Чтобы потемнело в этих рыбьих, за толстыми стеклами очков глазах, чтобы они вылупились от тупого недоумения. И жизнь начала бы уходить из них, явно и неотвратимо.
От этой мысли закружилась голова. Хочется додумать ее до конца, представить, как было бы замечательно, если бы эта сволочь исчезла, растворилась, распалась бы на молекулы и улетучилась в космос. Взять вот так эту жизнь, аккуратно выделить с помощью мышки, последний раз пробежать ее глазами, а потом нажать клавишу "Delete". И все. Чистая страница. Нет больше человека.
Какая сладкая мысль. Как сначала похолодело, а потом забилось от возбуждения сердце - неужели я смогу.
Чайник, наконец, закипел. Ложка растворимого кофе, кусок сахара, кипяток - пахнет, вроде, ничего, а вот вкус... На днях пили вместе кофе у меня. "А у тебя нет молотого? Только растворимый? Жаль, я люблю натуральный". С каких это пор ты пьешь молотый кофе? Тебе что, из-за богатства память отшибло? Еще совсем недавно тебе и растворимый-то был не по карману, постоянно приходилось побираться у других. А теперь, видите ли, подавай натуральный.
Взгляд упал за окно - дождь, небо серое, тоска смертная. Кажется, что уже навсегда и эта погода, и эта безысходность. Если я сейчас не использую этот шанс, другого такого не будет, и я навсегда похороню себя в этой жизни. У меня уже никогда не будет весны, любви, бирюзового моря и свободы - той свободы, которую дают только деньги. Я использую свой последний шанс, во что бы то ни стало. Я смогу. Тебе не удастся отнять то, что должно принадлежать только мне.
ПОКУШЕНИЕ
Загородный поселок, в котором произошли описываемые события, носит звучное название Прохоровка. Многие до сих пор ошибочно полагают, что это та самая Прохоровка, которая вошла в историю Великой Отечественной войны в связи с произошедшим там танковым сражением. Но это не так. Правда, многие жители и не пытаются никого разуверять. Нравится вам думать, что та самая Прохоровка, - на здоровье. Мы не против.
Но как бы там ни было, к нашему рассказу эти заблуждения никакого отношения не имеют.
Этот небольшой дачный поселок находится на границе Московской и Калужской областей. С одной стороны вокруг него раскинулись еще до недавнего времени колхозные, а теперь неизвестно чьи поля. С другой - густой грибной лес. Есть рядом с поселком и небольшое озеро (или пруд - никто толком не знает что именно, одним словом водоем). И справа от озера - живописная рощица, которую очень любили воспроизводить на своих холстах местные художники. Эта рощица сыграет не последнюю роль в нашем рассказе.
До последнего времени жизнь в Прохоровке текла тихо и мирно. Как у всех. Строились дома, прокладывались коммуникации, рождались дети, внуки. Конечно, бывали случаи, когда у кого-то гости пошумят, или соседи поругаются из-за пустяка. С кем не бывает? Но все потом быстро мирились и продолжали жить дружно, как и подобает хорошим соседям.
Самое заметное событие было в прошлом году, когда у Семеновых кто-то вывез весь кирпич. Возмущались все. Понятно, если картошку у кого-то выкопали или лопату из сарая стянули. Все списывали на бродяг, с которыми так или иначе приходится мириться. Но чтобы увести машину кирпича? Это уж чистый криминал. Помнится, приглашали даже местную баскаковскую милицию. Вора, конечно, не нашли, но событие обсуждалось еще долго. Однако в это лето...
Началось все в начале мая, когда до Прохоровки дошли слухи о серийном грабителе, который по ночам нападал на женщин. Нет, он не убивал их, просто забирал сумки, а были там деньги или нет - неважно. Причем жертвы ни разу не видели его лица - грабитель был всегда в маске. Последнее ограбление произошло возле железнодорожной платформы, что в трех километрах от дачного поселка. Обитатели Прохоровки, хоть и судили-рядили о налетчике, но не особенно тревожились: ну, не полезет бандит в поселок, где допоздна каждый на виду, да и с деньгами по улицам, если их можно так назвать, никто не ходит.
Так что гораздо больший интерес у дачников вызвало появление в их обществе нового персонажа. По соседству с художницей Верой участок с добротным кирпичным домом вдруг снял англичанин. Самый настоящий англичанин, не какой-нибудь там бывший русский эмигрант. Поговаривали, что это дипломат, работающий в британском посольстве. Странно, конечно, что он выбрал себе место для отдыха не столь престижное, да еще так далеко от Москвы - все-таки почти 100 километров от столицы. А с другой стороны, было приятно - мол, даже англичане не брезгуют нашей Прохоровкой.
Алекс Бригс, как звали нового соседа, что без труда выяснили местные дамы, был интересным мужчиной. Коротко стриженая бородка, подтянутая спортивная фигура, модные очки в роговой оправе. Все бы хорошо, да только по-русски мистер Бригс не говорил. Потому и толком ни с кем не общался, не говоря уже о дружеских отношениях с соседями.
Арендованный участок Бригс чисто по-английски аккуратно засеял газонной травой и прилежно за ним ухаживал. Приезжал он обычно вечерами по пятницам, а уезжал утром по понедельникам. Иногда появлялся и среди недели. Но такое случалось редко. Фигура иностранца еще долго бы возбуждала общественный интерес, если бы не другое, еще более чрезвычайное событие, потрясшее всех жителей Прохоровки. Тут уж было не до шуток, которыми время от времени пробавлялись дачники. Причем это событие потянуло за собой череду новых неприятных, если не сказать страшных, происшествий, которые перевернули устоявшийся спокойный мирок прохоровцев, которые до того злополучного дня жили вполне земными проблемами - уродится ли в этом году смородина, как бороться с одуванчиками и какие огурцы лучше сажать. В этот день напали на Веру...
Дело было в среду, в один из тех теплых майских вечеров, когда солнце садится уже совсем поздно, и темнеет только после одиннадцати. Екатерина Григорьевна, которую все звали просто баба Катя, пригласила соседок отпраздновать свой день рождения. Компания собралась небольшая - ведь рабочий день, основная часть дачников была либо в Москве, либо в Баскаково. За столом сидели уже упомянутая Вера Чернецкая, рядом с которой снял дачу англичанин Бригс, понятно, баба Катя, соседка Бригса с другой стороны, Ольга Тарасова, заместитель председателя кооператива, строитель Толя, единственный за столом мужчина, подвизавшийся в поселке на разных работах. Были здесь еще Венера Хабибулина со своей ближайшей соседкой и подругой Дианой Райскиной. Обе подруги совсем не соответствовали своим именам - смуглые, черноволосые, дородные дамы. Острая на язык баба Катя сказала как-то: вон, мол, наши Белоснежки пошли. Так и закрепилось за ними - Белоснежки да Белоснежки.
Вот в такой компании проходил вечер 25 мая. Сидели на улице. Шел уже двенадцатый час. Пирушка подходила к концу. Начал накрапывать дождь. Первой засобиралась Ольга Тарасова. Чувствовалось, что она уже порядком устала от компании, и ей не терпелось поскорее добраться до дома и лечь в постель. Вместе с ней поднялись из-за стола Венера и Диана - всем троим было в одну сторону.
Толя с сожалением смотрел на недопитую бутылку вина, однако баба Катя уже начала убирать посуду со стола. Парень нехотя поднялся и стал прощаться с хозяйкой.
- Вера, идешь с нами? - Ольга вопросительно посмотрела на художницу.
Вера Чернецкая, обычно неразговорчивая, сегодня была особенно молчалива и весь вечер просидела, кутаясь в теплый не по погоде свитер.
- Я помогу бабе Кате убрать тут все.
- Иди, я сама, что тут убирать-то, - Екатерина Григорьевна уносила уже последние тарелки.
- Идите, девчонки, я помогу, а то неудобно как-то, - шепнула Вера так, чтобы не слышала баба Катя.
Гости попрощались и ушли. Что было дальше, известно только со слов Веры. Вдвоем с хозяйкой они быстро помыли посуду, занесли в дом стулья и сели покурить напоследок. Еще днем Вера попросила бабу Катю налить бутылку ее фирменного квасу. (Квас у Екатерины Григорьевны, надо сказать, был действительно отменный - это признавали все.) И сейчас напомнила ей об этом. Баба Катя хотела было налить в двухлитровую пластиковую бутылку, но Вера запротестовала:
- Ну куда мне столько? Я ж одна! Давайте вот в эту, из-под вина.
Наконец, распрощались и они.
Вера вышла за ворота. Ночь была темная, без единой звездочки на небе, без единого огонька в чьем-либо окне. Дождь усиливался. "Я стояла и боялась двинуться с места, - рассказывала она потом своим приятельницам. - И себя проклинала - ну, почему не пошла с вами вместе. Может, думаю, вернуться назад, к бабе Кате? Оглянулась, а у нее уже свет погас. Делать нечего. Надо идти. Стала осторожно в темноте пробираться к своей даче. Все время оглядывалась, мне постоянно казалось, что кто-то идет сзади. Сердце колотилось у самого подбородка. Вот так, озираясь, дошла почти до самой своей калитки, как вдруг чьи-то руки с бешеной силой сжали мне глотку. Долго брыкалась, но потом вспомнила, что у меня в руках бутылка. Просто наугад махнула ею назад и почувствовала, что нападавший несколько ослабил хватку. Вот тут я и заорала, что было мочи. На крик сбежались все соседи, даже с дальних участков - с фонарями, с топорами, а один даже с ружьем. Ну, вы сами видели. А в такой суматохе распознать, кто меня душил, было невозможно".
Ольга хорошо помнила эту жуткую ночь. Они с Сергеем прибежали последними - их дача находилась дальше других. Сергей тогда оставался на ночь: впереди был выходной. Муж Ольги работал тренером в хоккейной команде, потому у него нередко выпадали выходные среди недели. В вечеринке он не участвовал, потому что, насколько помнит Ольга, всегда сторонился подобных мероприятий. До сих пор в воображении Ольги стояло лицо Веры, перекошенное от ужаса со стеклянными глазами. Она кричала, не переставая. Кругом было полно народу, ее пытались успокоить - мол, все уже позади, а она все равно кричала. А в руке продолжала сжимать разбившуюся бутылку, будто на всякий случай сохраняла оружие самозащиты. А сама вся была мокрая. Не только от дождя, как выяснилось, но и от кваса, который пролился на нее.
Сейчас, спустя уже почти сутки, Ольга Тарасова пыталась вспомнить лица людей, сбежавшихся на крик Веры. Все мокрые, перепуганные. Один только Толя сохранял присутствие духа и все пытался расспросить пострадавшую. Уже в доме художницы, где все собрались после несчастья, удалось, наконец, услышать от нее что-то внятное. Мужчины на всякий случай прошлись до того по обеим улицам поселка, но никого не обнаружили.
Женщины суетились вокруг Веры. Возбуждение у нее сменилось полным оцепенением. Безучастно она позволила снять с себя мокрый свитер, и тогда всем открылись багровые пятна и ссадины на тонкой, почти детской шее. Стали искать йод, сердечные средства.
- Вот и до нас добрался баскаковский маньяк, - баба Катя первой произнесла те слова, которые давно уже вертелись на языке у всех присутствующих.
- Думаешь, маньяк сидит где-то поблизости и терпеливо дожидается ее приезда? - проворчала старушка. - Да его уж и след простыл! Знаешь, где он будет, пока милиционеры доберутся сюда? Да и толку от них никакого не добьешься, только вопросами замучают.
- Вер, где у тебя йод или зеленка? - спросила Диана. - Надо раны на шее помазать.
Но в доме художницы лекарств не нашлось.
Женщины тем не менее продолжали суетиться вокруг пострадавшей. И лишь Ольга оставалась в стороне от общей суматохи. Она молча наблюдала за происходящим и не могла отделаться от ощущения, что участвует в каком-то странном действе. Так бывает, когда приходишь на плохой спектакль. Слабая режиссура и никудышная игра актеров не позволяют увлечься даже очень закрученным сюжетом. Постоянные оговорки артистов, отсутствие контакта между партнерами, словно каждый из них сам по себе на сцене, постоянно возвращают зрителя в реальность. И вместо средневекового замка он видит пыльную сцену, а королевская мантия превращается в потрепанный театральный реквизит.
И Ольга сейчас испытывала похожее ощущение, будто оказалась в плохом театре с дурными актерами, где роль "баскаковского маньяка" досталась неопытному новичку.
Вдруг, повинуясь какому-то безотчетному порыву, она вышла на улицу и направилась к даче Бригса. Стучать пришлось долго. Наконец, дверь открылась. Алекс стоял на пороге, заспанный, с всклокоченными волосами. Они были сухи, на лице никаких ссадин.
- Валидол, у вас есть валидол?
Англичанин смотрел на нее непонимающе.
- Там беда, на Веру напали!
Бригс растерянно улыбался.
- Извините, Алекс, извините... - смущенно пробормотала Ольга и направилась к калитке, понимая, как нелепо сейчас выглядит.
"Что за идиотский поступок! Маньяк напал на Веру, а ты побежала к иностранцу. Совсем уж чокнулась!" - всю дорогу ругала она себя. Потом еще долго при встрече с Алексом она испытывала неловкость.
Весь следующий день Вера провела в постели и никого не хотела видеть. Попытки навестить ее заканчивались тем, что художница извинялась и просила прийти завтра. Лишь для Тарасовой она сделала исключение. Объяснялось это просто. Ольгу здесь любили, а с Верой у нее были особенно теплые отношения.
Тарасова пришла к ней поздним вечером, целый день промучившись вопросами. И главный из них - кто же напал на Веру? Ольгу никак не устраивала версия, что это был баскаковский грабитель или вообще любой другой посторонний человек. Их поселок находится в часе ходьбы от ближайшего населенного пункта и столько же - до железнодорожной платформы. До Прохоровки можно добраться либо на частной машине, либо пешком. Общественный транспорт сюда не ходит. Какой бродяга заберется в такую даль в полночь, в выдавшееся тогда ненастье? К тому же намного ближе к платформе и к городу расположены генеральские дачи и дачи Московского ГУВД.
За шесть лет загородной жизни Ольга хорошо изучила повадки дачных бродяг и воришек. Их время - поздняя осень и ранняя весна. В другое время они здесь не ходят - знают, что хозяева на месте да и вообще народу полно. То же самое касается и баскаковского разбойника. Судя по рассказам пострадавших, он никогда не пытался убивать свои жертвы. И нужны ему были только деньги. Если женщина сопротивлялась, он оглоушивал ее легким ударом по голове. Но не душил! Да и чем он мог поживиться в дачном поселке, где люди не ходят в полночь по улицам с деньгами? Нет, кто-то очень хотел, чтобы его сочли за маньяка. А раз так, то жертву он выбрал не случайно.
Ольга испугалась собственного вывода. Что же получается? Веру хотят убить сознательно? Значит, Чернецкой по-прежнему угрожает опасность.
Все это Тарасова не собиралась кому-либо высказывать, тем более своей приятельнице, чтобы еще сильнее не травмировать ее психику. Она вообще не хотела вспоминать события прошлой ночи. Однако Вера начала сама:
- Мне страшно, Оля! Вдруг он снова нападет на кого-нибудь? - и заплакала.
Ольга подошла к ней и мягко обняла за плечи.
- Ты должна успокоиться и взять себя в руки. Это всем нам урок. Нечего шататься по ночам.
- Знаешь, я раньше нередко представляла себя в подобной ситуации, - Вера грустно посмотрела на Ольгу. - И всегда была уверена, что со мной такой номер не пройдет. Я сильная, тренированная, считала, что со мной трудно справиться. А оказалось, что меня так просто убить.
- Ну не совсем так. Дала ж ты ему по башке бутылкой.
- Дала... - впервые за весь вечер Вера улыбнулась. - Бутылка меня и спасла.
Тарасова решила осторожно расспросить Веру:
- Послушай, а ты не видела его лица? Может быть, мельком? Возможно, он что-то говорил, и ты могла бы узнать его голос? Попробуй вспомнить.
- Вот ты говоришь "он". А я ведь даже не знаю, он это или она.
- То есть?
- То и есть. Не знаю. Я "его" не видела, "он" не издал ни единого звука. Когда руки разжались, я начала орать. Больше ничего не помню. Даже не знаю, опасаться мне чего-то или нет. Но если это тот самый баскаковский бандит, о котором пишут газеты, то бояться нужно не только мне. Как ты думаешь?
Ольга ничего не сказала. Она не хотела пугать подругу еще больше. Однако в ней все сильнее крепло убеждение, что кто-то хотел заставить всех поверить в неумело разыгранный спектакль.
- Что мне делать? - повторила свой вопрос Чернецкая.
- Тут надо как следует подумать... Но для начала приглашаю тебя в воскресенье ко мне в гости. В Москву. Сергей нас отвезет туда и потом вернет обратно.
Вера непонимающе уставилась на Ольгу. Какие гости, какая Москва, ей сейчас не до этого.
- Вот именно сейчас и приглашаю. Посмотришь, как я живу, посидим, поговорим. Хоть отвлечешься на время. Примешь ванну, выспишься в чистой теплой постели. Давай, соглашайся. Тебе нужно хоть ненадолго поменять обстановку. А в понедельник к обеду уже вернемся снова сюда.
Вера задумчиво смотрела на дом соседа-англичанина. Вдруг на ее лице появилось какое-то странное выражение. Ольге показалось, что это была решимость. Когда Вера перевела на нее взгляд, Тарасовой даже почудились безумные огоньки в глазах художницы.
- Поехали! Мне действительно надо отвлечься.
"Странно она отреагировала на приглашение, - подумала Ольга, распрощавшись с художницей. - Такая борьба была на лице, словно решалась на отчаянный шаг. Я ж ее не в какой-то гадюшник пригласила, а к себе домой".
В тот же вечер, возвращаясь от Веры, Ольга встретила Венеру. Поначалу ей даже показалось, что Хабибулина ускорила шаг, чтобы избежать встречи с ней. С чего бы вдруг, заинтересовалась Ольга. Она быстро догнала соседку и завела какой-то пустой разговор. Но Венера почему-то не была расположена к беседе. А причиной, как догадалась Тарасова, был кровоподтек над правой бровью Венеры. Вопросительный взгляд Ольги не ушел от внимания Хабибулиной.
- Ужасно выгляжу, да? Это я об дверцу шкафчика на кухне. Резко распрямилась и не заметила, что дверца вверху открыта. Боль была ужасная.
"Но чего же ты так волнуешься, - подумала Ольга, - если это всего-навсего бытовой ушиб? Будто мало у нас, дачниц, всяких разных ссадин..."
Невольно Ольга попыталась вспомнить, каким было лицо Венеры во время ночного происшествия, но припомнить не смогла. И вдруг ее осенило - Хабибулиной там просто не было! Она, пожалуй, единственная, кто не вышел на крики Веры. Занятное открытие. А тут еще и синяк. Думай, Оля, думай...
КРУГ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
Почему Ольга так близко к сердцу восприняла эту историю? Для этого надо немного рассказать о нашей героине, потому что ей в этом деле предстоит сыграть не последнюю роль.
Итак, Ольга только-только перешагнула порог своего сорокалетия. Несколько лет назад она оставила работу участкового врача: муж стал неплохо зарабатывать, и у Тарасовой появилась возможность целиком посвятить себя семье. Наконец-то она смогла выезжать за город в апреле и возвращаться в Москву только в конце сентября. Ей нравилось заниматься своим участком, она полюбила копаться в земле, наблюдать за тем, как появляются первые ростки, как они набирают силу, наливаются, рвутся к солнцу и затем одаривают тебя плодами.
Когда Ольга после долгого перерыва приезжала на дачу, она здоровалась со своими деревьями и кустами, спрашивала, как они себя чувствуют и как прожили эту зиму без нее. Если бы кто-то в этот момент подглядел за ней, он не был бы смущен, потому что в ее словах не было ни грамма фальши.
Этот период года был для нее самым замечательным в жизни. На даче она никогда не скучала. Там у нее всегда были какие-то дела, а рядом были приятные люди, которые жили заботами, похожими на ее собственные. Когда же сезон заканчивался, Тарасову начинала одолевать хандра. Ее угнетало ощущение своей ненужности. Спасало лишь то, что иногда ей подбрасывали маленького племянника, и тогда она вновь ощущала свою востребованность. Когда же ее пытались жалеть (мол, не дают тебе покоя, в сорок лет превращают в няньку), она лишь молча улыбалась и думала про себя: "Смешные люди, да я счастлива, что люди по-прежнему во мне нуждаются".
Было у Ольги качество, которое редко нынче встретишь, - она никогда и ни о ком не говорила дурно. Это был не принцип, нет. Это было свойство характера. Ну а если кто-то ей по-настоящему не нравился, тут уж держись! Редко кому удавалось одной короткой фразой так поставить человека на место, как это умела делать только она. Конечно, из-за этого у нее нередко возникали проблемы, и кое-кто на прежней работе ее недолюбливал.
И все же большинство людей ее любили. Любили за одно простое качество, которое сейчас, похоже, становится редким. Ольга была добра. Добра по-настоящему, без пафоса, без лишних слов, без показухи. В каждом человеке она пыталась найти черты, за которые его можно было бы уважать.
Вот и к Вере она испытывала симпатию, хотя основное население Прохоровки относилось к художнице более чем прохладно. Возможно, отчасти это шло от заносчивости Чернецкой, непонятно откуда бравшейся. Вера работала не то в музее, не то еще где-то, получала за свой труд гроши. Жила одна с больной матерью, которая донимала ее своими придирками, что та уделяет ей недостаточно времени. Личной жизни из-за этого у нее практически не было никакой. Мать постоянно требовала внимания, а те жалкие крохи, которые ей удавалось зарабатывать, почти наполовину уходили на лекарства. Уж как она выкручивалась на свои копейки, известно только ей одной.
Но летом наступала небольшая передышка. На этот период она отправляла мать к ее родной сестре в соседнюю область, и в течение лета тетка Веры, любившая свою племянницу, освобождала ее от всех тягот ухода за больным человеком. Свою квартиру Чернецкая сдавала и почти ежедневно ездила из Прохоровки в Москву на работу. И все четыре месяца не покладая рук возделывала свои крохотные четыре сотки. А ведь ей было только 35. Конечно, многие ее жалели, и, возможно, ее высокомерие было всего лишь защитой от людской жалости.
Однако в этом году с художницей произошла разительная перемена. Она отрастила себе маникюр, чего раньше никогда не было, коротко по-модному подстриглась и вообще помолодела. Но самое удивительное заключалось в другом. Если раньше каждый клочок земли на участке она превращала в грядки - с огурцами, картошкой, редиской, морковкой и прочим, то в этом году не посадила ни овощей, ни кустика. "Надоела битва за урожай", - коротко объяснила Чернецкая.
Единственное, что оставалось от прежнего, это клубника. Да и ту она посадила еще с осени. И словно в благодарность за то, что ее оставили, клубника уродилась просто фантастическая. Все кустики были усеяны огромными красными ягодами. Однако Вера оставалась безучастной даже к этому. Собирала клубнику только понемногу, чтобы самой поесть. Ягода перезревала, опадала, портилась.
Ольга, не выдержав подобного зрелища, как-то сказала подруге:
- Ты хоть бы кого-то из знакомых пригласила, если сама не хочешь заниматься вареньем. Жалко ведь урожай-то.
В общем, как бы там ни было, Вера вела замкнутый образ жизни. Поэтому Ольгина привязанность к ней хоть как-то компенсировала всеобщее нерасположение. Между прочим, день рождения бабы Кати - это первый, что называется, "выход в свет" Веры в Покровке. Раньше на любые приглашения даже со стороны Ольги она отвечала отказом. Поэтому Ольгу вдвойне удивило и обрадовало то, что Вера в тот вечер осталась помочь Екатерине Григорьевне. Значит, стала немного оттаивать ее душа.
И вот на тебе это происшествие! Опять Чернецкая замкнется в себе и снова начнет враждебно относиться к людям.
И Ольга решила разобраться в случившемся. Однако сказать так, значит сказать не всю правду. Ольга еще, как и все женщины, была любопытна. Эта загадка ее мучила, не давала покоя. Все больше и больше она утверждалась в мысли, что художница не была случайной жертвой нападения.
"Этот некто, что следил за нами, - рассуждала Тарасова, обращаясь к уже спящему Сергею, - мог ведь пойти сразу за нами - Венерой, Дианой и мной. Но почему-то не сделал этого, а предпочел остаться и дожидаться другой женщины".
Здесь необходимо прервать размышления Ольги, чтобы сделать некоторые пояснения относительно расположения прохоровских дач.
На той улице, где происходили события, участки расположены следующим образом. Если встать лицом к въезду на территорию кооператива, то справа первым от проселка находится участок Веры. Следом арендованная Бригсом дача, и за ней дом Екатерины Григорьевны. Потом еще два участка, на которые хозяева приезжали изредка по выходным. Ближайших Ольга хорошо знала - семья Козловых, с которой она поддерживала приятельские отношения. Шестым по счету был участок Тарасовых в десять соток. Это все с правой стороны.
Слева улицу открывал участок, на котором стояла полуразвалившаяся постройка. Вся территория была засажена картошкой. Время от времени сюда наведывались какие-то люди, поливали, пололи, рыхлили и уезжали. На ночевку здесь никто не оставался. За этим по сути огородом красовался добротный дом Дианы Райскиной - как раз напротив Бригса. На следующем участке полным ходом шло строительство кирпичной усадьбы. Правда, строители приезжали сюда только по выходным. Следующей, как бы наискосок от Ольгиной, была дача Хабибулиных. Муж и жена работали строителями, и потому их дом выгодно отличался от других оригинальным оформлением...
"Ведь как все было, - продолжала вспоминать Тарасова. - Сразу за калиткой Толя с нами распрощался и пошел в противоположную сторону. Мы задержались буквально секунд на десять. Потом Диана пошла к себе через дорогу, а мы с Венерой - к своим дачам. Первым на пути был дом Хабибулиных, затем мой. Значит, на какое-то время я оставалась на улице абсолютно одна!"
У Ольги все похолодело внутри. Боже, жертвой нападения могла стать и она. "Нет, не могла, - сама себе возразила Тарасова. - Потому что нужна ему была только Чернецкая. Откуда нападавший мог знать, если это незнакомый нам человек, что Вера тоже уйдет от бабы Кати через некоторое время. Ведь внешне это выглядело так, словно гости ушли, а, допустим, мать и дочь просто остались, потому что живут в этом доме. Мое приглашение, обращенное к Вере, пойти с нами, бандит не мог слышать: ведь я говорила тихо и только для Веры. Нет, он ждал именно ее, потому что знал, что она никакая не дочь, а тоже гостья. А почему он? Может быть, и она? И самое главное - во имя чего? До тех пор, пока я не узнаю - кто, не будет ясно и почему". Поставив перед собой задачу и повернувшись на бок, Ольга мгновенно заснула.
На следующий день с утра Тарасова начала воплощать свой план. Первым делом она зашла к Венере. Приятельницы сидели на кухне, пили чай, болтали о том - о сем. Вдруг Ольга как будто вспомнила:
- Слушай, ты мне книжку обещала! Прочитала ее уже?
Венера кивнула и пошла в комнату за книгой. Лишь только хозяйка скрылась за дверью, гостья мгновенно вскочила, подошла к единственному навесному шкафчику на кухне и открыла его. Прибит он был так высоко, что дотянуться до дверцы лбом можно было, только встав на цыпочки. Помнится, Венера еще жаловалась тогда на мужа, что так высоко повесил шкафчик. Не могла она ссадину получить от этого шкафчика. "Нет, подруга, придумай что-нибудь получше".
Заслышав шаги Венеры, она тут же захлопнула дверцу шкафа и уселась на свое место. Венера протянула ей книгу. Ольга задержала внимание на ее руках - сильные, крепкие, рабочие руки. Ольга знала, что Венера работает на стройке. И сама женщина была крупная, ширококостная. Ольга не раз наблюдала, как она ловко справляется с мужской работой.
Взяв книгу, Тарасова с тяжелым ощущением вышла на улицу. Они с семьей Хабибулиных одними из первых приобрели здесь участки. Вместе строили дома, сообща решали свои проблемы. И вот теперь приходится подозревать свою давнюю приятельницу. Ольга вздохнула. Скверный ты следователь, если эмоции тебя захлестывают. Что дальше будет?
А дальше ей предстояло поближе познакомиться с английским другом. Благо, повод для визита нашелся. В начале каждого месяца правление кооператива собирает со всех пайщиков деньги за электроэнергию вперед. Поручают это всегда Тарасовой, она всех знает, со всеми у нее хорошие отношения. Как правило, ей не отказывают. А Ольге лишний раз пообщаться с "народом" всегда приятно. Да и полезно! В прошлом году, например, от одного из пайщиков она узнала о морозостойком винограде. Ей даже пообещали подарить этой осенью рассаду.
По дороге она все время думала, как будет разговаривать с Бригсом. Как ему объяснить про электроэнергию? Надо было взять с собой хотя бы разговорник, с досадой подумала Ольга.
На лужайке перед домом никого не было, но хозяин явно никуда не отлучался. Хотя бы потому, что дверь нараспашку.
- Мистер Бригс, вы дома? - крикнула в открытую дверь Ольга, не решаясь войти и мучительно вспоминая хоть что-то по-английски. Но английские слова не шли на ум, потому что мозг сверлила мысль: "Надо войти, надо войти, иначе он сейчас выйдет сам, и весь разговор пройдет на террасе. А тебе надо побывать внутри. Если он причастен, то, возможно, удастся что-то обнаружить." И она отважно шагнула за порог.
- О, мистер Бригс, здравствуйте! - заулыбалась она спешащему навстречу хозяину. - I am sorry. Business, business...
- О, yes, yes, please, - англичанин жестом пригласил Ольгу войти. Она не скрывала своего любопытства. Сейчас оно было вполне уместно. И скрывать его не имело никакого смысла. Ведь попадая в незнакомую обстановку, любой человек непроизвольно начинает осматриваться. И гостья сполна удовлетворила свой интерес.
А дом у Бригса был примечательный. Сразу из небольшой прихожей открывался вид на красиво обставленную гостиную. Слева распахнутая настежь дверь в ванную комнату, в которой горел свет. Видимо, приход нежданной гостьи застал его именно там. Цепким взглядом Ольга окинула ванную, стараясь ничего не упустить. Все сверкает чистотой, на полочке перед зеркалом аккуратно расставлены всякие баночки, даже лак для волос есть. "Чистюля!"
Так ли уж действительно был рад приходу Тарасовой Бригс, но улыбался он вполне искренне.
- Please, please, - Ольга поняла, что Алекс приглашает пройти в гостиную.
Комната небольшая, но уютная. Мягкие кресла и диваны со светлой обивкой, все деревянные поверхности без единой пылинки. На журнальном столике какая-то английская книжка с закладкой. Ольга попыталась прочесть название, но у нее ничего не вышло.
Бригс усадил ее на диван, сам устроился рядом и, продолжая улыбаться, вопросительно посмотрел на Ольгу.
Это был действительно интересный мужчина. Красивые глаза с очень внимательным взглядом, идеально ровные зубы, безупречной формы прямой нос. Небольшая бородка - так называемая шкиперская. Лишь губы слегка портили впечатление: слишком тонкие, они придавали лицу некоторый оттенок беспощадности. Однако когда он улыбался, лицо его становилось исключительно приятным. Роста он был среднего, худощав. "Такие нравятся женщинам. Ему чуть-чуть бы побольше мужественности. Но это я уже придираюсь. Странно, что он одинок. Хотя почему странно? Наверняка он женат, жена - в Англии. И если он хранит ей верность, а это, безусловно, так, можно только порадоваться за эту женщину".
За много лет работы участковым врачом в поликлинике, а затем в больнице, Тарасова научилась по внешности определять характер человека, угадывать внутреннее состояние, даже читать его биографию. Ежедневно сталкиваясь с человеческой болью и страданиями, она училась понимать людей без слов. Ведь не всегда больной мог выразить свое состояние. Иногда привозили таких измученных хворью, что они и двух слов связать не могли. А Ольга их понимала. Многие врачи даже с большим стажем медицинской практики поражались этой ее способности. "Почему бы тебе не пойти в ординатуру, - часто спрашивали ее. - Тебе давно уже пора писать диссертацию по психологии". Тарасова только улыбалась на это. "Да я и так уже давно профессор психологии!"
Вот и сейчас улыбка Алекса не могла ее обмануть. За ней скрывался холодный блеск голубых глаз, внимательно изучавших ее в напряженном ожидании. Но все же, если не придираться к мелочам, лицо его располагало к себе. Потом уже, к концу беседы, если это можно было назвать беседой, когда два человека говорят на разных языках, Ольга в полной мере ощутила силу обаяния этого человека.
Нет никакой надобности пересказывать скучный разговор о такой прозаической вещи, как плата за электроэнергию. Кончилось все тем, что Бригс принес русско-английский словарь и Ольга, тыкая пальцем в нужные слова, с горем пополам сумела объяснить, что от него требуется. Алекс потом долго смеялся, заразив и гостью своим весельем. Оказалось, что в обществе англичанина довольно приятно было проводить время. Она хоть и не понимала почти ничего из того, что он говорил. Однако какой-то чисто женской интуицией поняла, что она ему нравится, несмотря на то, что была старше его лет на пять. И даже по отдельным знакомым со школы словам она поняла, что он сделал несколько комплиментов по поводу ее внешности.
Но все же оставаться более положенного срока было неудобно. Взяв с него четыреста рублей и подпись в ведомости, Тарасова нехотя поднялась. Вместе с Бригсом они направились в прихожую.
Ольга немного разволновалась, как это было обычно с ней, когда она кокетничала с мужчинами. Переступая через порог в прихожую, она споткнулась и едва не упала. Но вовремя схватила англичанина за руку, чуть повыше кисти... и отдернула ее в изумлении. Алекс вопросительно на нее посмотрел. Пришлось срочно выкручиваться и сделать вид, что она смутилась от его прикосновения. Женщине ведь ничего не стоит изобразить легкое смущение. Алекс тоже немного покраснел, но был заинтригован. Женщина ему нравилась, от нее исходил такой приятный чувственный аромат, у нее были очень красивые шелковистые волосы. Зарыться бы в них носом и вдохнуть их запах. У Алекса перехватило дыхание. А что если попробовать... Он галантно взял ее руку и поцеловал. Однако такой поворот событий Ольгу совсем не устраивал, она быстро сообразила, что за этим последует, проворно высвободила руку, кокетливо посмотрела на Алекса и выпорхнула из дома.
Уже около ворот оглянулась, еще раз улыбнулась и помахала рукой. Пусть думает, что она к нему неравнодушна. Лучше это, чем если он поймет истинную причину ее смущения. А причина была совсем в другом. Когда Ольга, споткнувшись, схватила его за руку, она ощутила на руке жесткую щетину, какая вырастает после бритья. И потом, когда он целовал ей руку, она еще раз посмотрела на его предплечье. Она могла поклясться, что он бреет руки. Именно это ее и смутило. Обычно это делают... И Ольге пришло в голову нехорошее предположение. Нет, не может быть. Алекс - нормальный мужчина, он только что едва не потащил ее в постель. Если бы она ответила на его призыв, этим бы все и закончилось. Но тогда зачем он бреет руки. Это что - новая британская фишка, и в Англии все так делают. А может, он, заметив ее реакцию, просто умело изображал влечение к ней, чтобы скрыть свою сексуальную ориентацию.
Да мне-то какое дело до него! Ольга пожала плечами и направилась к дому Веры. Однако настроение у нее было испорчено. Значит, он всего лишь обычный гомосексуалист, и Ольга, как женщина, его совсем не интересует. Она бы сейчас ни за что не призналась себе, что ее это задело.
Ей хотелось немедленно поделиться своими впечатлениями с Верой Чернецкой. К тому же она обещала зайти к ней.
Венера Хабибулина сидела с мужем на кухне и плакала.
- Она обо всем догадалась. Я знаю точно!
- С чего ты взяла?
- Я знаю. Когда я вошла на кухню, она пыталась головой достать до дверцы шкафа, - и женщина разрыдалась.
Руслан с досады стукнул кулаком по столу. Венера продолжала причитать:
- И все из-за тебя! Ты во всем виноват!
- Только я? Да? А, может быть, мы оба виноваты? Ты забыла, с чего все началось? Тебе напомнить?
Руслан резко поднялся, и Венера в страхе отпрянула.
- Не приближайся ко мне!
Но он и не собирался к ней подходить. Только посмотрел на нее пристально и вышел.
- Теперь все узнают... - вдогонку кричала ему жена. - Слышишь, все!
"Ну, и пусть. Все равно уже. Сама виновата". И Руслан прибавил громкость телевизора.
Вера лежала на кушетке. Видно было, что ее самочувствие по-прежнему неважное. Кожа на шее уже начала принимать свой обычный вид, лишь ссадины напоминали о недавнем происшествии. После апартаментов Бригса остро ощущалась убогость Вериного жилища. И Ольге как-то сразу расхотелось рассказывать о великолепии соседского дома.
Домик у художницы был совсем маленький. Снаружи в зелени деревьев он казался даже живописным. Но уже при ближайшем рассмотрении было видно, что здесь царит беспросветная нужда. Бывшие хозяева сначала построили крохотный домик в одну комнату. Потом, скопив денег, пристроили еще одну. Потом сделали веранду. Получилась некая анфилада: небольшая кухонька-веранда, а за ней друг за другом две небольшие комнатенки. Мебель, если ее вообще можно назвать мебелью, только усугубляла жуткое ощущение запущенности. Кстати, этой мебели было слишком много для таких скромных помещений. И именно это обилие тумбочек, кушеток, шкафов придавало комнатам нежилой вид, словно ты находишься на складе.
Тарасову это и раньше удивляло. Ведь художница все-таки, у таких людей должно быть особенно развито чувство прекрасного. Она отлично помнит свою молодость, когда они только поженились с Сергеем. У них практически ничего не было, но за счет каких-то мелочей и главным образом порядка ей удавалось создать уютную обстановку в доме.
К ней и в загородный дом знакомые приезжают как на экскурсию. А ведь ничего особенного. Такая же, как и у всех старая мебель, такие же светильники и шторы, как она сама говорит, в стиле "секонд хэнд". А вот уют, чистота и порядок как в городской квартире. И при этом все равно ощущение здесь такое, что это именно загородный дом, что здесь неуместны спешка, раздражение, громкие голоса.
Сколько раз она хотела сказать Вере - да выбрось ты эту рухлядь, освободи комнаты от хлама, впусти воздух. Но каждый раз осекалась - какое, собственно, ей дело?
- Хочешь чаю? - предложила Вера.
- Не откажусь.
Они прошли на веранду. Хозяйка налила воды в чайник, разожгла плиту и поставила воду греться.
- Сядь, не суетись, я сама, - Ольга деловито огляделась. - Где у тебя заварка, чашки, ложки? Я все приготовлю...
Вера открыла створки стола:
- Здесь все.
Лучше бы она не бралась за это. Сердце ее сжалось от сочувствия к подруге. Даже чуть не расплакалась. Заварка была, наверное, прошлогодняя, сахар весь слипшийся. Да и о продуктах питания не было никакого намека. "Господи, что ж она ест?"
И среди этого дикого антуража совсем неуместно смотрелся мобильный телефон. Его Вере выдали на время отпуска, чтобы в случае надобности можно было ее найти.
Правда, Ольга не раз слышала от Веры, что она вегетарианка и что ее принцип "не делай из еды культа". Культа здесь из еды действительно не делали. Заметив в углу ящик с уже начинавшей прорастать картошкой, Тарасова окончательно успокоилась. Ладно, с картошкой с голоду не помрет.
Сейчас Тарасовой предстояла сложная задача - как, не вызывая подозрений, получить побольше сведений от Чернецкой. Ольге не хотелось до поры до времени рассказывать о своих умозаключениях. И без того напуганная женщина, узнав, что охота идет именно на нее, может совсем впасть в депрессию. И Ольга решила издалека подвести Веру к таким же выводам, полагая, что это будет разумно. Если уж Чернецкой грозит опасность, она должна быть готова к этому.
Она коротко рассказала ей о вчерашней встрече с Венерой и о сегодняшнем открытии насчет дверцы шкафчика.
- Как ты думаешь, почему она лжет?
- Не знаю, что думать. Для тебя не секрет, что у меня здесь ни с кем, кроме тебя, никогда не было тесных отношений. С Венерой мы раньше не были знакомы, здесь только здоровались, да иногда перебрасывались двумя-тремя фразами. Так, ни о чем. Какие огурцы сажаю, почем землю покупала. И все. Ну, я чувствовала, конечно, что она меня недолюбливает... А кто ко мне здесь хорошо относится? Я и не обращала на это внимания.
- А я, баба Катя - мы не в счет? - слегка обиделась Тарасова.
- Оля, не обижайся, вы - исключение. Я, признаться, вообще не понимаю, чего ты со мной носишься. Это могло с кем угодно случиться. Ведь этому маньяку все равно, на кого нападать...
- Может и так. Но вернемся к Венере. Вспомни, подумай, как следует, не было ли у вас каких-то общих знакомых. Возможно, был эпизод, которому ты не придала значения? Ну, соображай!
- Боюсь, что ничего особенного не смогу тебе рассказать. Разве что про один эпизод, который был в самое первое лето здесь, - нехотя начала Вера. - Мне тогда было трудно, ничего делать не умела. Ковырялась тут с утра до ночи. Однажды у меня что-то случилось с насосом. Ты же знаешь, мой участок единственный, к которому не подведена вода и канализация. Именно поэтому мне и удалось его купить. На приличный у меня сроду не нашлось бы денег.
Ну вот, копаюсь я с насосом. Он то заработает, то заглохнет. Мучилась я с ним, мучилась, а все это время за мной, оказывается, наблюдал какой-то мужчина. Наконец, он не выдержал и окликнул меня: "Может, вам помочь?" "Помогите, говорю, если есть время".
Ему пришлось повозиться довольно долго. Мы разговорились, познакомились. Когда он починил насос, сели пить чай. Начало темнеть. Чувствую, мой гость не собирается уходить. Выгнать, вроде, неудобно, все-таки помог мне. А он сидит и сидит. Говорю, вас там жена еще не потеряла? А я, отвечает, один сегодня, жена в городе осталась. Мне стало совсем не по себе. Как его выпроводить? Смотрю, он уже стул поближе ко мне придвинул, пытается прижаться. Спрашивает, не замерзла ли. Отвечаю, что не замерзла, а вот вам не мешало бы отправиться домой, мол, уже совсем поздно.
Тон у него стал совсем игривым. "Вместе мы быстрее бы согрелись". Тут уж я решительно встала и говорю: "Все. Чаепитие закончено. Марш домой! Мне спать пора". Тогда он встал и попытался меня обнять. Я оттолкнула его. От неожиданности он упал, ушибся, наверное. Но мне уже было все равно. Я быстро забежала в дом и закрыла дверь. Он еще немного постоял под окнами, потом, вижу, направился к калитке.
- Ну, и кто это был? - Ольга от нетерпения вся аж подалась вперед.
- Руслан, муж Венеры.
- Венера узнала об этом?
- Не знаю. Но однажды я зашла к тебе, не помню зачем. А у тебя как раз сидели Венера и Руслан. Вы что-то там отмечали, были навеселе. Помнишь, ты нас тогда еще и познакомила?
- Да-да, припоминаю.
- Ну, значит, ты вспомнишь, как повел себя Хабибулин. Он, как ни в чем не бывало, протянул мне руку, спросил, как мне в Прохоровке и... собственно все. Ну, я решила, раз он делает вид, что мы не знакомы, буду вести себя так же.
- Представь себе на секунду, что Венере кто-то рассказал, что видел ее мужа у тебя поздно вечером. И вы вдруг на ее глазах ломаете комедию. Естественно, вывод она может сделать только один - если люди прикидываются незнакомыми, а она доподлинно знает, что это не так, значит вам есть что скрывать, - подытожила Тарасова.
Ольга так увлеклась в своих рассуждениях, что не заметила, как изменилось при этом лицо ее подруги. Вера смотрела на нее застывшим взглядом. В глазах у Чернецкой стоял ужас, смешанный с изумлением.
- Ты хочешь сказать, что я была не случайной жертвой? - медленно спросила она.
Скрывать дальше свои подозрения уже не имело смысла. Художница поняла, к чему клонит Ольга.
- Я хочу только сказать, что слишком много странных обстоятельств, которые дают почву для сомнений. Их нельзя не учитывать. Поэтому я и пытаюсь выяснить, нет ли у кого-то другого причины желать тебе зла.
Ольга старалась говорить как можно спокойнее. Но это было уже бесполезно. Вера побледнела и задрожала. И Тарасова пожалела о своей поспешности.
- Успокойся, Вера. Я всего лишь высказала предположение. Скорее всего, я ошибаюсь. Но давай попробуем вместе все выяснить, чтобы отмести эти подозрения. Ради твоей собственной безопасности!
- Хорошо, - немного подумав, уже спокойнее сказала Вера. - Значит, ты полагаешь, что у Венеры есть мотив. Но тогда получается, что она ждала несколько лет, чтобы отомстить мне? Не кажется ли тебе, что это противоречит здравому смыслу?
Ольга ничего не сказала, но про себя подумала: "Эх, девочка, люди иногда и больше ждут удобного случая, чтобы наказать обидчика". Сама она была не злопамятна и быстро забывала свои обиды. Ей тоже не хотелось верить, что Венера могла оказаться такой мстительной.
- Ты сказала, что была еще и у англичанина... - напомнила ей Вера.
Ее явно начала занимать эта игра в детектив.
Ольга коротко рассказала о своем визите к Бригсу, стараясь опускать описания роскоши алексовской дачи. Она боялась причинить боль подруге, которая неизбежно стала бы проводить сравнения со своей убогой обстановкой. И уж, конечно, она ни словом ни обмолвилась о попытке англичанина (истинной или мнимой) соблазнить Ольгу.
- В общем его тоже нельзя исключать из числа подозреваемых! -последней фразой Ольга была особенно довольна. Звучало почти профессионально.
- Оля, ну англичанину-то чем я могла насолить! Ты, чего доброго, и бабу Катю в свой "черный список" внесешь.
- Бригс ведет себя странно. Снял дачу черт знает где от Москвы, живет замкнуто, не знает русского - это дипломат-то!
- Да кто тебе сказал, что он дипломат? Баба Катя или тетя Маша? Откуда это известно? Может, он фирмач или ученый, который приехал изучать русскую историю? Никто ж толком ничего не знает.
- А глаза его! А жесткая складка губ!
- Но у него же нет никаких ссадин, - сделала последнюю попытку Вера.
- Видимых нет. Но кто сказал, что их нет на голове под волосами?
- Но он такой приятный на вид, - совсем уже слабо сопротивлялась художница.
- Господи, я же не говорю, что это именно он. Но исключать его нельзя. Исключить можно только четверых - бабу Катю, которая в силу своего возраста не смогла бы с тобой справиться. К тому же ей при всем желании не удалось бы выскользнуть раньше тебя за калитку и там поджидать.
- А кто остальные?
- Диана Райскина. Она слишком маленького роста. Чтобы дотянуться до твоей шеи, ей пришлось бы на табуретку встать. В тебе ведь метр семьдесят, не меньше?
- Больше. Еще кто?
- Мы с Сергеем. Когда я пришла домой, он уже лежал в постели и читал. Все это время мы были вместе, пока не услышали крики. Таким образом остаются Венера...
- С мужем?
- Нет. Я точно знаю, что он уезжал. Сергей по дороге сюда встретился с ним на заправке. Муж поехал сюда, а Руслан - в Москву. Сергей это видел сам, потому что заправлялся сразу после него. Это было в половине одиннадцатого вечера. Сергей проехал мимо нас в двенадцатом. Он еще посигналил нам. Вот тогда-то я и засобиралась домой.
Итак, остаются Венера и Толя-строитель. А вот почему он может иметь на тебя зуб - я скажу. Помнишь историю с кирпичом Семеновых? Вора тогда не нашли. Но ты мне по секрету сказала, что видела накануне кражи возле семеновской дачи Анатолия с какими-то подозрительными людьми. И он тоже заметил тебя. Ты не захотела связываться с милицией, потому что считала, что Толя мог быть непричастен к краже. А эти люди просто его знакомые, которым он показывал красивый дом Семеновых с великолепным участком. Ты полагала, что несправедливо подозревать человека в преступлении на основании того, что незадолго до инцидента он был замечен около места преступления.
Все это разумно, если согласиться с тем, что он кирпича не брал. А если взял? И он знает, что ты видела его там. Вот тебе и получается мотив.
- Ну, хорошо, - согласилась Чернецкая. - Венера могла вынашивать план мести несколько лет. Измена мужа не имеет срока давности. Но Толе какой резон убивать меня через год, когда про семеновский кирпич давно уже все забыли?
- А тебе не приходит в голову, что он мог снова задумать кого-то обокрасть? Ты можешь вспомнить прошлогоднюю историю и рассказать обо всем милиции. Значит, тебя надо убрать заранее.
Вера поежилась. Оказывается, как легко нажить себе смертельного врага.
- Это все подозреваемые? - не удержалась художница от иронии.
- Нет, еще англичанин, - ответила Ольга, игнорируя ее тон. - Я сейчас не могу придумать мотив для него, но это дело времени. Это то, что касается дач. Но я ничего не знаю о твоем окружении в Москве, на работе. Ведь очень часто убийства бывают связаны с работой, с совместным бизнесом. А знаешь, сколько преступлений совершается на почве любви?
Вера действительно вздрогнула, или Ольге это только показалось?
- Как у тебя, кстати, на работе?
Нет, показалось... Или Вера хорошо владела собой.
- Да никак. Вот вы все за глаза называете меня художницей. А я ведь не художник. Картины я пишу для себя.
Вера скромничала насчет своих способностей. Ольга точно знала, что Вера иногда приторговывает своими картинами на Арбате, и работы ее покупают. Тарасова сама это видела, прогуливаясь как-то по Арбату с одной знакомой, приехавшей к ней в гости из Харькова. Она не стала подходить к художнице, чтобы не смущать ее. И никогда об этом не спрашивала.
А на днях Вера подарила Ольге пейзаж, написанный маслом. Родственник по линии мужа, гостивший у них на даче, высоко оценил способности художника. Он не был специалистом в этой области, но любил живопись и неплохо в ней разбирался. Самой Тарасовой пейзаж не особенно нравился - уж больно мрачен. Написан в серых, тяжелых тонах, от него веет такой тоской, что лишний раз не хотелось на него смотреть. Поэтому она не повезла его в московскую квартиру, а оставила здесь, на даче. А чтобы подруга не обиделась, повесила его в большой комнате на первом этаже. Вере сказала, что осенью заберет его в Москву.
- ...На самом деле, - продолжала Вера, - я работаю в художественном музее, считаюсь хорошим специалистов по истории живописи ХVI-ХVIII веков, особенно голландской. Где еще может быть более спокойная обстановка, если не в музее. Я рядовой сотрудник, ни на чье место не претендую. Зарплата у меня настолько маленькая, что смешно думать, будто кто-то позарился на мое место. Сейчас я в отпуске. Однако скоро в музей должны поступить новые экспонаты, и меня могут вызвать на экспертизу в любой момент. Поэтому вот и снабдили сотовым телефоном. Спокойнее заведения, чем у нас, ты вряд ли найдешь...
- Не торопись с выводами. Лучше припомни, не было чего необычного на работе в последнее время? Хотя, с другой стороны, зачем ехать сюда убивать тебя, когда проще это сделать в Москве, организовав, к примеру, автомобильную аварию или нападение того же бродяги где-нибудь в московской подворотне. Ударили бы по голове, отобрали сумку для видимости и дело с концом. Преступника бы не нашли, дело закрыли.
...Ольга медленно брела к своему дому, наслаждаясь теплым, почти летним вечером. Пятница, это когда почти все уезжают из своих городских квартир, стремясь скорее на природу, чтобы побыть на свежем воздухе как можно больше времени. Поэтому почти во всех окнах уже горит свет, правда, кто-то еще продолжает копаться в огороде, кругом голоса. На фоне такого умиротворенного спокойствия не верилось, что именно здесь два дня назад могло произойти страшное событие.
Ольга Тарасова была общительным человеком, поэтому она не могла не остановиться и не пообщаться с каждым, кто попадался на ее пути. Где-то ее угостили чаем, кто-то нарвал ей первой сирени. У всех находилось для нее время и несколько добрых слов. Здесь Ольгу все знали и были рады ей. Она дружила не только со своими соседями. На генеральских дачах у нее жила давняя хорошая знакомая, к которой они частенько с Сергеем наведывались в гости, на милицейском она сдружилась с семьей следователя районного отделения Скороходова, с которым ее познакомил младший брат Володя, тоже работавший в органах милиции. Кстати, хорошо бы зайти к нему - посоветоваться, но сегодня уже поздно.
А вот и дом Тарасовых. Ольга быстро прошла через лужайку к крыльцу, по пути оглядывая еще раз свое хозяйство. "Завтра надо обязательно разрыхлить землю вокруг роз, а то что-то они у меня не торопятся с бутонами", - успевала Ольга мысленно планировать уже завтрашний день.
В прихожей было темно, слышно было, как работает телевизор в гостиной. Сергей лежал перед телевизором и был явно не в настроении. Ольга почувствовала угрызения совести. С утра до вечера она занималась чужими проблемами, лишь раз забежав домой перекусить. И ни разу не вспомнила о муже. Он, поди, целый день провозился с баней, которую и строит-то для нее. Сам-то он не большой любитель попариться.
Она направилась к летней кухне. Вошла, включила свет и обомлела - стол был красиво сервирован, в центре красовалась бутылка шампанского, ваза с цветами. Нарезанные овощи были аккуратно уложены на тарелке. Сергей поставил новые тарелки и разложил новые приборы, которые они обычно использовали, когда к ним приходили в гости. Ольга сколько ни пыталась, никогда не умела так сервировать стол. Все было так красиво, так празднично.
Интересно, с чего бы это? Конец мая, вроде бы, никаких праздников. Или Сергей что-то напутал.
Она услышала чьи-то шаги. Обернулась - Сергей. И вдруг вспомнила - сегодня годовщина их свадьбы. Как она могла забыть!
- Извини...
- Ладно, садись. Все уж остыло, наверное.
"Я свинья!" - обозвала себя мысленно Ольга, но легче не стало.
Тарасов обижался недолго. Он вообще не мог долго сердиться на свою жену. Поэтому уже через мгновение они весело болтали, вспоминали какие-то забавные эпизоды своей свадьбы, произносили тосты в честь друг друга и, звонко чокаясь бокалами, пили шампанское за здоровье друг друга.
На следующий день Тарасова с утра обдумывала, каким образом ей подступиться к трем подозреваемым. Самой сложной проблемой ей представлялся Бригс. В глубине души этот персонаж она ставила на последнее место по важности. Все-таки и заспан он был натурально, и волосы были сухие. Правда, если мокрые волосы, не расчесывая, высушить феном (а в наличии фена у Алекса Ольга не сомневалась - такой барин, чтобы не имел фена; если уж он держит лак для волос, то фен тем более), то они как раз и будут выглядеть, словно человек только что встал с кровати.
С другой стороны, он - единственный, кто не вышел на крик. Это кажется подозрительным. Но в то же время, если бы он действительно был преступником, то наверняка вышел бы, чтобы не привлекать лишнего внимания к себе и заодно прощупать обстановку - не наследил ли?
А вот Венера - кандидат номер один. В это совсем не хочется верить. Кто угодно, только не Хабибулина. Вроде бы такая славная женщина. Тарасова любила проводить время в ее обществе.
Да и Анатолия жалко записывать в потенциальные убийцы. Пусть он не вызывал особой симпатии у нее - пьяница, матерщинник, но он тоже занимал свое место в дачном обществе и был членом их большой и дружной семьи.
Ну, что ж, самое время сходить к Скороходову. "Однако сделаем вид, что мы идем в магазин. Незачем преступнику знать, что я иду к милиционеру". По дороге Ольга приняла заказ от бабы Кати на пакет молока, еще одна дачница попросила купить хлеба, Вера от всего отказалась.
Дом Скороходовых находился в самом начале милицейского поселка. Еще издалека Ольга увидела копающуюся в саду Людмилу. Николай тоже был рядом. Поговорив о борьбе с колорадским жуком, Тарасова перешла к делу.
- Коля, мне надо обсудить с тобой один вопрос.
Все понимающая Людмила тут же исчезла в саду, а гостья с хозяином отправились в дом.
Молча выслушав Тарасову, Скороходов надолго задумался. Ольга терпеливо ждала. Она уже немного изучила Николая и знала, что он страшно не любил, когда его подгоняли.
- Самая большая ваша ошибка в том, что вы не вызвали милицию, - наконец изрек следователь. - Ты не думай, я вполне серьезно отношусь ко всем твоим выводам и считаю их разумными. Хочешь совет? - вдруг спросил он.
- За тем и пришла.
- Тогда слушай. Брось заниматься самодеятельностью. Это единственное, что могу посоветовать. Идите в милицию, пишите заявление. Пусть этим занимаются профессионалы. Неужели ты не понимаешь, что это опасно?
- Понимаю...
- Тогда зачем ты в это влезла?
- Коля, ты говоришь так, будто не в милиции работаешь. Ну, кто будет заниматься рядовым ночным нападением женщину? Спишут все на бродяг, или на баскаковского грабителя. А я уверена, что это спланированное нападение.
Скороходов вздохнул.
- Если ты права, то тем более не вмешивайся в это!
- Значит, ты предлагаешь оставить все, как есть? А завтра преступник может воплотить задуманное.
Скороходов упрямо покачал головой, не соглашаясь.
- Помоги мне хотя бы! Мне нужно кое-что узнать о трех людях.