1st piano concerto of Tchaikovski, Van Cliburn. Чайковский 1 Концерт для фортепиано, Вэн Клайберн
Очень люблю его, точнее, его первую часть, несравнимую с о второй и третьей (они СЛАБЕЙ ПЕРВОЙ!), а ещё точней, отдельные отрывки из первой части.
Это НЕ критическая статья музыковеда - специалиста, ибо никоим образом им не являюсь. Даже не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, включая литавры и губную гармошку, не говоря уже о "гамлетовской флейте".
Я пишу здесь о СВОИХ, сугубо субъектвиных, впечатлениях, которые, собственно, даже не стоят труда опровергать их, ибо НЕЛЬЗЯ другому опровергнуть ОЩУЩЕНИЯ, мною испытываемые.
Они мои и только мои.
Итак, начало, дуэт оркестра и фортепиано. Я воспринимаю мощные аккорды фортеписано, как некие ударные порывы ураганного ветра, в то время как оркестр звучит как морские валы, с пенной верхушкой и обрушивающиеся на берег, или во впадину предыдущей волны, или разбивающиеся о корабль, борющийся с этой бурей. Поскольку во время шторма ветер тоже не дует с постоянной силой, а именно резкими порывами - ударами, то это мы и слышим в партии рояля. Затем оркестр передаёт основную мелодию фортепиано, которое в силу специфики звучания его струн, придаёт звучанию некий другой тембр, как будто те же мощные волны мы рассматриваем вблизи и на их громадных переднем и заднем фронтах обнаруживаем некий субволночки (чуть слышимое стаккато отдельных струн рояля).
Вновь, в легато оркестра мы слышим волны и их обрушения, а в партии фортепиано слышатся валы но с лёгкой "рябью" на их гладкой (у оркестра) поверхности (обертоны струн рояля).
А дальше - страшное разочарование (вновь напоминаю, "ДЛЯ МЕНЯ"!): Фортепиано вдруг "не знает", ЧТО играть дальше
(Это, разумеется не фортепиано и не пианист, а Пётр Ильич Чайковский ощутил внезапную потерю вдохновения и вместо красивого, мощного и гармоничного перехода изначальной мелодии в игры столь же красивых вариаций, вдруг начинает совершенно искусственное наращивание высоты аккордов и явно видно, что композитор не знает, ЧТО ДАЛЬШЕ?! Посему, после бессмысленного поиска партией фортепиано ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО продолжения начатой необыкновенно красивой темы, он просто сползает в другую мелодию, эдакое журчащее перебирание клавиш. Шторм на море внезапно, в одно мгновение, стих, и мысль композитора, как блоха, перепрыгнула с бушующего моря "на мирный шум дубрав, на тишину полей, на праздность, вольную подругу размышленья", на какой-то мелодично звучащий ручеёк. Через короткое время автор спохватывается и ПЫТАЕТСЯ вернуться к оркестровому бурному морю, но с фортепиано - полная безнадёга и оно отказвается подхватить мелодические вариации той же темы. Посему начальная мелодия вообще изымается из употребления и вместо неё начинаются фортепианные упражнения с хроматическими гаммами и прочими штучками для демонстрации слушателям достаточной технической подготовки студентов консерватории по классу фортепиано. И весь оркестр уже не смеет возвращаться к шторму, а с послушанием ПОДЫГРЫВАЕТ фортепиано, которое уже наяривает гаммы, как захочется высококвалифицированному пианисту, обладающему отличной технической выучкой.
То журчащий ручеёк, то бег волка за зайцем в лесу. То скачущий резвливый козлёнок на полянке.То топот носорога в саване, пыльная буря там же, потом вдруг и некая неуместная плясовая..., но всё это -- подальше от берега бушующего моря.
Концерт - это так называемая "програмная музыка", то есть в основе сочинения лежит некий мысленный композиторский сюжет, которому и следуют музыкальная фантазия и чувство композитора. Но никак не бредовые скачки мысли.
Представьте себе, что Татьяна в опере "Евгений Онегин" в сцене написания письма - любовного признания, вдруг обрывает свою арию и начинает петь: "Ой, недаром славится русская красавица!"
А Ленский перед дуэлью вдруг пускается вприсядку танцевать "Гопак".
Смысловая и музыкальная НЕЛЕПОСТЬ, НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
Или Онегин в последней сцене с Татьяной, в самой середине своей арии :
"Когда б Вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви.
Пылать и разумом всечасно
Гасить волнение в крови..." -- Вдруг встаёт с колен у кресла Татьяны и начинает вышагивать перед ней строевым шагом как на парадном плацу, задирая ноги с вытянутым носком,на 25 сантиметров над полом под марш "Прощание славянки".
Или Герман, оказавшись в спальне старой графини, не начинает уговаривать её открыть тайну трёх карт, а запевает частушку:
"Меня милый полюбил,
Приголубил бедную,
И на память подарил
Спирохету бледную..."
Полная НЕАДЕКВАТНОСТЬ!
Сам Чайковский отлично понимал, ЧТО ТАКОЕ "програмная музыка", даже написал целую серию статей на эту тему. Я считаю Чайковского один из самых талантливых композиторов-универсалов во всей истории музыки!
Но ничего не поделаешь: Вдохновение, как не раз замечал, детка капризная и если вдруг убегает от творца в самый неподходящий момент, то приходится создавать ЕГО ВИДИМОСТЬ высоким профессионализмом. Если таковой имеется. Создаётся некий фантом, суррогат вдохновения, и хорошо для автора, если мало кто это замечает, а лучше всего, чтобы НИКТО!
А дальше - обычная посмертная слава и добровольное холопское обожание уже застывшей в первоначальной красоте или её подобии музыкальной мумии.
Распеленанию НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ!
По негласному, но повсеместно "принятому" правилу, слушателям остаётся лишь пассивно внимать её звукам и добросовестно выражать своё восхищение.
Чем восхищаться?
СМЕСЬЮ МГНОВЕНИЙ ТАЛАНТА (Ложка мёда!) с продолжительным его суррогатом за счёт высокого профессионализма (Бочка дёгтя!).
Напоследок напоминаю вновь:
Это всего лишь МОЁ и не более восприятие одного из любимых и ценимых мной произведений таланта. Но, к сожалению, НЕПОСТОЯННОГО.
Таков уж наш обычный удел в отношениях с Вдохновением!