Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Первый Фортепианный Концерт Чайковского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Первый Фортепианный Концерт Чайковского.
  
  http://www.youtube.com/watch?v=-M7M4UoqBpA
  
  1st piano concerto of Tchaikovski, Van Cliburn. Чайковский 1 Концерт для фортепиано, Вэн Клайберн
  
  Очень люблю его, точнее, его первую часть, несравнимую с о второй и третьей (они СЛАБЕЙ ПЕРВОЙ!), а ещё точней, отдельные отрывки из первой части.
  
  Это НЕ критическая статья музыковеда - специалиста, ибо никоим образом им не являюсь. Даже не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, включая литавры и губную гармошку, не говоря уже о "гамлетовской флейте".
  
  Я пишу здесь о СВОИХ, сугубо субъектвиных, впечатлениях, которые, собственно, даже не стоят труда опровергать их, ибо НЕЛЬЗЯ другому опровергнуть ОЩУЩЕНИЯ, мною испытываемые.
  Они мои и только мои.
  
  Итак, начало, дуэт оркестра и фортепиано. Я воспринимаю мощные аккорды фортеписано, как некие ударные порывы ураганного ветра, в то время как оркестр звучит как морские валы, с пенной верхушкой и обрушивающиеся на берег, или во впадину предыдущей волны, или разбивающиеся о корабль, борющийся с этой бурей. Поскольку во время шторма ветер тоже не дует с постоянной силой, а именно резкими порывами - ударами, то это мы и слышим в партии рояля. Затем оркестр передаёт основную мелодию фортепиано, которое в силу специфики звучания его струн, придаёт звучанию некий другой тембр, как будто те же мощные волны мы рассматриваем вблизи и на их громадных переднем и заднем фронтах обнаруживаем некий субволночки (чуть слышимое стаккато отдельных струн рояля).
  Вновь, в легато оркестра мы слышим волны и их обрушения, а в партии фортепиано слышатся валы но с лёгкой "рябью" на их гладкой (у оркестра) поверхности (обертоны струн рояля).
  
   А дальше - страшное разочарование (вновь напоминаю, "ДЛЯ МЕНЯ"!): Фортепиано вдруг "не знает", ЧТО играть дальше
  (Это, разумеется не фортепиано и не пианист, а Пётр Ильич Чайковский ощутил внезапную потерю вдохновения и вместо красивого, мощного и гармоничного перехода изначальной мелодии в игры столь же красивых вариаций, вдруг начинает совершенно искусственное наращивание высоты аккордов и явно видно, что композитор не знает, ЧТО ДАЛЬШЕ?! Посему, после бессмысленного поиска партией фортепиано ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО продолжения начатой необыкновенно красивой темы, он просто сползает в другую мелодию, эдакое журчащее перебирание клавиш. Шторм на море внезапно, в одно мгновение, стих, и мысль композитора, как блоха, перепрыгнула с бушующего моря "на мирный шум дубрав, на тишину полей, на праздность, вольную подругу размышленья", на какой-то мелодично звучащий ручеёк. Через короткое время автор спохватывается и ПЫТАЕТСЯ вернуться к оркестровому бурному морю, но с фортепиано - полная безнадёга и оно отказвается подхватить мелодические вариации той же темы. Посему начальная мелодия вообще изымается из употребления и вместо неё начинаются фортепианные упражнения с хроматическими гаммами и прочими штучками для демонстрации слушателям достаточной технической подготовки студентов консерватории по классу фортепиано. И весь оркестр уже не смеет возвращаться к шторму, а с послушанием ПОДЫГРЫВАЕТ фортепиано, которое уже наяривает гаммы, как захочется высококвалифицированному пианисту, обладающему отличной технической выучкой.
  То журчащий ручеёк, то бег волка за зайцем в лесу. То скачущий резвливый козлёнок на полянке.То топот носорога в саване, пыльная буря там же, потом вдруг и некая неуместная плясовая..., но всё это -- подальше от берега бушующего моря.
  
  Концерт - это так называемая "програмная музыка", то есть в основе сочинения лежит некий мысленный композиторский сюжет, которому и следуют музыкальная фантазия и чувство композитора. Но никак не бредовые скачки мысли.
  Представьте себе, что Татьяна в опере "Евгений Онегин" в сцене написания письма - любовного признания, вдруг обрывает свою арию и начинает петь: "Ой, недаром славится русская красавица!"
  А Ленский перед дуэлью вдруг пускается вприсядку танцевать "Гопак".
  
  Смысловая и музыкальная НЕЛЕПОСТЬ, НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
  
  Или Онегин в последней сцене с Татьяной, в самой середине своей арии :
  "Когда б Вы знали, как ужасно
  Томиться жаждою любви.
  Пылать и разумом всечасно
  Гасить волнение в крови..." -- Вдруг встаёт с колен у кресла Татьяны и начинает вышагивать перед ней строевым шагом как на парадном плацу, задирая ноги с вытянутым носком,на 25 сантиметров над полом под марш "Прощание славянки".
  Или Герман, оказавшись в спальне старой графини, не начинает уговаривать её открыть тайну трёх карт, а запевает частушку:
  "Меня милый полюбил,
  Приголубил бедную,
  И на память подарил
  Спирохету бледную..."
  
  Полная НЕАДЕКВАТНОСТЬ!
  
  Сам Чайковский отлично понимал, ЧТО ТАКОЕ "програмная музыка", даже написал целую серию статей на эту тему. Я считаю Чайковского один из самых талантливых композиторов-универсалов во всей истории музыки!
  
  Но ничего не поделаешь: Вдохновение, как не раз замечал, детка капризная и если вдруг убегает от творца в самый неподходящий момент, то приходится создавать ЕГО ВИДИМОСТЬ высоким профессионализмом. Если таковой имеется. Создаётся некий фантом, суррогат вдохновения, и хорошо для автора, если мало кто это замечает, а лучше всего, чтобы НИКТО!
  А дальше - обычная посмертная слава и добровольное холопское обожание уже застывшей в первоначальной красоте или её подобии музыкальной мумии.
  Распеленанию НЕ ПОДЛЕЖАЩЕЙ!
  По негласному, но повсеместно "принятому" правилу, слушателям остаётся лишь пассивно внимать её звукам и добросовестно выражать своё восхищение.
  Чем восхищаться?
  СМЕСЬЮ МГНОВЕНИЙ ТАЛАНТА (Ложка мёда!) с продолжительным его суррогатом за счёт высокого профессионализма (Бочка дёгтя!).
  
  Напоследок напоминаю вновь:
  Это всего лишь МОЁ и не более восприятие одного из любимых и ценимых мной произведений таланта. Но, к сожалению, НЕПОСТОЯННОГО.
  Таков уж наш обычный удел в отношениях с Вдохновением!
  
  "А я гордился меж друзей
  Подругой ВЕТРЕНОЙ моей"
  Вот, и Пушкин подтверждает! 5 IV 2023
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"