Фильтры - ЗАСОРЯЮТ себя сами. Причём, слегка загрязнённый фильтр фильтрует даже лучше, чем чистый, но, в конечном итоге, он перестаёт пропускать через себя фильтруемое вещество: воду, бензин, масло или газ! Ножи, пилы, резцы - тупятся. Трубы землесосного снаряда стираются изнутри. Лампы перегорают. Водопроводные трубы и засоряются и ржавеют изнутри. Плохие технологии, рассчитанные на авось!
А, вот, изобретение в книге Генриха Альтшуллера "Алгоритм изобретения" как раз делает "врага" "другом". В промышленности используются для очистки и поверхностного упрочения деталей аппараты, "дробемёты", нечто вроде пескоструйных, но вместо песка - стальная дробь. Поток такой дроби двигаясь по направляющей трубе с большой скоростью, на сгибе трубы бомбардирует его и вызывает быстрое изнашивание. Изобретение же заключается в том, что на сгибе трубы снаружи закрепляют мощный магнит который притягивает стальные шарики и ими защищает внутреннюю поверхность трубы от разрушения другими шариками. То есть быстролетящие с потоком сжатого воздуха, "атакующие" сгиб, шарики, "прилипают" к месту наибольшего износа и "своими телами" защищают трубу!
При создании батискафа его изобретатель, профессор Огюст Пикар, столкнулся с проблемой герметизации иллюминаторов. Ведь на глубине в несколько километров давление воды на стенки батисферы достигает сотен атмосфер. В Марианской впадине, 11 км, давление 1100 атмосфер. Профессор Пикар сделал иллюминаторы в виде усечённых конусов, вставленных в такие же прорези в стенках батисферы узким концом внутрь. Нарастающее снаружи давление прижимает плексиглас иллюминаторов к конусным стенкам, тем обеспечивая их "автоматическое" уплотнение. Или другая красивая идея: Компенсационный клапан, усилие для открывания которого не изменяется с изменением наружнего или внутреннего давления - просто и гениально! Здесь "враг" - изменяющееся внешнее или внутреннее давление - НЕЙТРАЛИЗУЕТСЯ тем, что два "врага сталкиваются лбами" и аннулируют, уравновешивая, друг друга.
Ещё одна простенькая и красивая идея Пикара: Торможение спуска батискафа.
(Тут следует подчеркнуть, что это не бумажные гениальности, отлично "работающие по идее" и ничего не стоящие в реальной жизни! Идеи и решения Пикара проверялись ПРАКТИКОЙ в экстремальных условиях - его батискафы погружались на любые глубины, включая самое глубокое место в океане - уже упомянутую Марианскую впадину!)
Батискаф с некой скоростью погружается вниз и подходит ко дну, которое может быть покрыто многометровым слоем придонного ила или каменистое дно. Даже небольшой удар батисферы о дно может быть роковым. Или завязнуть в иле! Скорость должна быть минимальной, дабы дать экипажу время принять решение и провести соответствующие манёвры.
Эходот, отмеряющий расстояние до дна, не может дать нужной точности. Как замедлить батискаф, сделать его "посадку мягкой"?
Пикар решил эту проблему просто до примитивности и одновременно изящно! Балласт переменной тяжести!К батискафу подвешивается длинная тяжёлая цепь или тяжёлый восемнадцатиметровый стальной канат - гайдроп. Как только они касаются дна, вес лёгшей на дно части уже не добавлятся к отрицательной плавучести батискафа! И он замедляет скорость погружения! Чем больший участок балласта лежит на дне, тем меньше его влияние на спуск корабля! "Мягкая посадка" на дно!!! Или очень медленное приближение к нему.
Вообще, чтобы пересказать все идеи Пикара, лёгшие в реализацию проекта батискафа, надо распечатать половину его книги "На глубину морей в батискафе" и другую книгу о нём "С небес в пучины моря".
Недаром его прозвали "Professor Auf und Ab" - "Профессор вверх и вниз"
В журнале, кажется, "Изобретатель и рационализатор" была как-то помещена такая иллюстрация творческого решения проблемы тоже путём превращения её из "врага" в "друга":
Осада крепости. Осаждающие бьют тараном в ворота, пробили их и голова тарана уже внутри. Защитники моментально отпиливают проникший кусок, раскалывают его на дрова, ими топят котёл с варом, который льют со стен на головы осаждающих. Гротеск, но забавный!
Возвращаясь к технологиям. Первым, насколько мне известно, кто высказал интересную и красивую идею о сходстве эволюции биологической и технологической был создатель теории изобретательства Генрих Альтшуллер. Он указал, в частности на некоторые тупиковый тенденции в обоих - гигантизм. Гигантские динозавры вымерли десятки миллионов лет тому назад. В технологической эволюции тоже - гигантизм (по мнению Альтшулера) является признаком вырождения данного вида техники. Я не вполне уверен в верности данного заключения. Авианосцы - это гигантские суда, огромные танкеры на миллион тонн водоизмещения -- тоже не лодочки. Но, по-видимому, оправдывают своё существование. Однако главная, генеральная, идея Альтшуллера мне представляется и остроумной и правдоподобной. Если следовать ей, можно многое изменить в сегодняшних технологиях, создавая их по образу и подобию биологическому.
В природе организмы обычно с собой склад зап.частей не таскали. Их системы жизнеобеспечения были и есть саморемонтирующиеся. Поэтому и технологическая эволюция должна была бы пойти таким путём: Создание "адаптивных материалов и целых механизмов, приспосабливающихся" к среде и активно реагирующих на различные вредоносные воздействия. (Данные замечания являются лишь попыткой развития идей Альтшуллера). Зачатки таких материалов уже имеются, это, скажем, оптически активные вещества (Так называемая "нелинейная оптика", то есть оптика сред, изменяющих свои оптические параметры под влиянием падающего на них и проходящего света), прутья решётки самоупрочняющиеся при попытке их перепилить, мнемосплавы с памятью...
По нижеследующей ссылке читатели могут ознакомиться с незаурядными работами Г.С.Альтшуллера
http://altshuller.ru
Конец первой, но, надеюсь, хоть и не уверен, не последней части о технологиях и лазейках из тупиковых ситуаций.