Посвящается правнучке бухгалтера Берлаги, Олимпиаде Щастьедарящей, знатоку Вальтера Скотта и специалисту по диссипативным функциям.
"Фауст", основная мысль Goethe, это: Греши - не греши, заключай писанный кровью союз с Дьяволом или не заключай, всё одно: В миг физической смерти Небесное Воинство запросто отвоюет бессмертную душу твою у Князя Тьмы и "Почтой-Экспресс" отправит её в райские кущи.
Отсюда прямой вывод: Не стыдись мерзостей и подлостей, творимых тобой на земле, не терзай понапрасну свою совесть (в которой и надобности-то нет!) и ни о чём не беспокойся. Место в Раю забронировано!
Ощущение, что Goethe в художественной форме преподаёт нам основы лютеранства.
Помнится, слушал я серию лекций "Религиозные корни нацизма", где профеcсор - лекторша объясняла связь немецкого протестанства с позднее возникшей идеологией нацизма.
Серия интересная и для меня неожиданная. Лекторша, правда, допустила пару грубых фактических ошибок.
Одна, например, в том, что она заявила:
"В конце концов Фауст обманывает Мефистофеля!"
В точности наоборот:
Это Мефистофель обманывает слепого Фауста, уверяя его, что люди роют землю, строя некую плотину, а на самом деле "лемуры" роют могилу самому Фаусту. И тот в экстазе восклицает:
"Тогда мгновенью я сказал бы:
Остановись, прекрасно ты!
И след земной мой не пропал бы
В эонах вечной темноты."
После чего падает мёртвым.
У вырытой лемурами могилы.
(Лемуры здесь, это, по римской мифологии, души умерших, но ещё окончательно не упокоившиеся. А не небольшие и безобидные зверьки, предки обезьян, живущие на Мадагаскаре и безжалостно уничтожаемые освободившимися от колониального ига африканцами. В энциклопедиях, правда, всё поставлено с ног на голову: "Находящиеся на грани уничтожения из-за выведения лесов". Всё как раз наоборот: Леса и лемуры это симбиотическая "связка - пара". Семена деревьев, на которых живут и плодами которых питаются лемуры, НЕ ВСХОДЯТ, если не пройдут "яровизации" в кишечниках лемуров. Таким образом, леса исчезают, ибо африканцы массами убивают лемуров, и конечно, живые ещё тоже лишаются ареала обитания!
И ещё одно "лирическое отступление":
"Дамы и дети-пузанчики
Кидают цветы и розанчики"
В.Маяковский.
У Брюсова в поэтическом переводе "Фауста" встречаю "Бесы - пузаны"! Судя по датам, Маяковский не изобрёл, как я наивно предполагал, слово "Пузан", а позаимствовал его у Брюсова.)
И вот тут-то начинается бой за его душу, в которой Небесное Воинство с так ошпаривает бедного Мефистофеля "небесным огнём", что тот весь съёживается, а Воинство под шумок умыкает бессмертную душу грешника Фауста.
Забавна также безграмотность В.Брюсова. В его переводе я читал эту часть "Фауста". Он упоминает "ПАСТЬ ГИЕНЫ" с клыками, в то время, как в Библии говорится о "ГЕЕНЕ ОГНЕННОЙ".
"Геена Огненная" - это искажённый перевод на русский ивритского слова "GEHINOM", точнее, "GEY BEN HINOM", то есть Ад.
Но сама идея лекторши о связи лютеранства с нацизмом оригинальная и рациональная.
Хотя я считаю, что нацизм универсален и не связан ни с каким-то особым этносом или ни с религией. Нацизм - это, по сути, крайняя и высшая степень шовинизма. Чуть ниже - национализм. Ещё чуть ниже -- национальное чванство, обычно лицемерно называемое "национальной гордостью". Так что это всё та же ОДНА цепочка стадного рабского мышления. И разница между национальной гордостью и нацизмом, как общепринятой идеологией, лишь количественная по степени фанатизма и осатанелости.
Говоря честно, при всём моём уважении к уму и таланту Goethe, Мефистофель получился у него слабоватым.
Князь Тьмы, равный по силе с Богом, не может быть таким мелким слабаком!
А иначе, какое это Вселенское Зло? Так, мелкий пакостник, с которым Господь Бог справляется одной левой. Где же тогда постоянно множимые им злосчастья людей???
Да и кто на такого хиляка внимание будет обращать и подписывать кровью договоры с ним?
Лишь справедливости ради следует сказать, что Небесное Воинство в "Фаусте" выглядит так же более, чем убогим. Глупое пение ангелов ещё нелепее, чем высокопарные фразы Мефистофеля.
Не так я представлял себе схватку Добра и Зла!
(Эта попытка сделана Г-жой Рамоной Вайскопф в её рецензии "Master и Карга-Рита".)
18 I 2019