То, что система обучения детей, школьников и студентов берёт своё начало в пещере шамана-троглодита и такой же осталась по сей день, говорил уже не раз.
Принцип её прост и туп как задница того "ПЕРВОГО" в предистории шамана, который придумал "ОБУЧЕНИЕ" юных троглодитов умению жить:
Давать некое знание, навыки и умение без конкретной цели.
Как по любому предмету происходит обучение?
Учитель даёт некую новую для учеников сумму знаний по данному предмету. Затем "Для закрепления и проверки степени усвоения" даются некие задачи, вопросы, контрольные, диктанты и прочее.
А основной закон обучения должен быть в точности обратным: Не ставить телегу ПЕРЕД лошадью.
Ставить задачу!
И, понятно, ученики НЕ ЗНАЮТ как её решать и даже как подойти к ней. Вот тут-то И ТОЛЬКО теперь учитель даёт им информацию, в виде или чтения соответствующих глав в учебнике с параллельным толкованием или сам объясняет КУСОЧЕК ЗНАНИЯ! Ученики , столкнувшись с проблемой, должны естественно, задавать учителю вопросы по теме.
Итак, ЗАДАЧА ДОЛЖНА ПРЕДШЕСТВОВАТЬ НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ЕЁ РЕШЕНИЯ ЗНАНИЮ.
Таков Закон Нобходимого Знания. Закон дидактики,
Ибо это сразу решает несколько проблем:
Личная ззаинтересованность учеников.
Активизация их внимания и размышления.
"Спортивный интерес".
Даёт с самого начала зачатки самообучения и самостоятельного поиска необходимого знания.
Эта система, в отличие от шаманской, никогда не даёт "ЗНАНИЕ ВООБЩЕ", которое ученик ДОЛЖЕН усвоить, не понимая для чего и какой в этом знании смысл? ОНО НИЧЕГО ЕМУ НЕ ОТКРЫВАЕТ. Ни уму, ни сердцу.
А если начать с задачи, тут уже вышеупомянутая заинтересованность и целенаправленный поиск НУЖНОГО знания, а не "знания вообще". Мол, когда-нибудь потребуется. Процесс "От задачи к знанию" уже за счёт понимания и эмоционального оттенка в поиске решения, способствует ЗАПОМИНАНИЮ навечно, ибо это не некая тягомотина, неизвестно для чего нужная и нужная ли вообще. А целевая информация для целевого употребления. Этот процесс сразу учит и умению логически мыслить, развивает НЕ тупую механическую, а гибкую ассоциативную память и побуждает учеников смладу ТВОРИТЬ знание самим.
Это также исключает неявный или явный элемент насилия над учениками. Мол, или знай-запоминай без пользы и толку, или получай кнут -- отрицательную оценку.
Первый класс.
Учитель заходит в класс и раздаёт детям книжки с крупными буквами и забавными картинками. Затем говорит: Ну, а теперь мы почитаем , что там написано?
Дети в растерянности: Они НЕ ЗНАЮТ как раскодировать этих жучков-паучков на страницах. Поднимается галдёж: А КАК ЭТО - ЧИТАТЬ???Мы не умеем! Мы не знаем! Мы не понимаем, что это за жучки-паучки распозлись по листу книжки! Вот тут учитель и начинает ОБЪЯСНЯТЬ - КАК!
Перед детьми уже СТОИТ ЗАДАЧА: Разобрать, что это за жучки на страницах, как их надо называть, какие звуки языка им соответствуют, как их соединять в уже знакомые устно слова.
Вот ТОГДА дети охотно и увлечённо начнут учить грамоту.
Так же и с письмом! Задача: Напишите слово МАМА!
А КАК это ? Написать? - Спрашивают дети. И опять учитель начинает им показывать КАК рисовать этих чёрных жучков в своих тетрадках.
Грамматика.
Учитель диктует текст и ученики его записывают в тетрадях, конечно же совершенно безграмотно. Несколько учеников по буквам зачитывают перед классом написанное ими. Но никто над ними не смеётся. У всех - нечто схожее. И только тогда, учитель предлагет им или открыть учебники и посмотреь, КАК ГРАМОТНО записываются эти слова и по каким правилам пишутся строчные, а по каким прописные и так дальше... Опять, ученики стоят перед проблемой: Как правильно записывать слова, соединять их в предложения, как грамотно пишутся слова, где ставят точки, где двоеточия, запятые и пр.Вновь: Правила (знания) отвечают на уже заданный вопрос, а не сваливается с неба "на всякий случай".
Аналогично все предметы. Давать ЗАДАЧУ.
Не Задача - производная от некого общего расплывчатого и неизвестно для чего нужного знания, а ЦЕЛЕВОЕ ЗНАНИЕ - как производная от поставленной задачи! Ответ на неё, путь поиска решения задачи - уже как ПРОИЗВОДНОЕ от задачи, это - как раз то необходимое для её решения знание.
Физика, математика, химия, биология, история, география - всюду каждый урок, каждая лекция в ВУЗе начинается с ЗАДАЧИ, которую ученики - студенты должны решать!
Даже, в более старших классах, не давать им разжёванное знание, а пусть сами чуть поищут в виде вопросов учителю и поиска в учебнике.
Смысл этого метода в том, что дети и дальше, школьники, студенты учатся не механическому тупому запоминанию, а УМЕНИЮ ДУМАТЬ САМИМ! Умению формулировать проблему и искать необходимую (ТОЛЬКО НУЖНУЮ, а не тащить в память тысячи ненужных сведений) информацию Это и заостряет ум детей и, школьников, студентов.
Нельзя заваливать сознание и память учащихся терриконами пустой породы (пустой, ибо нет ни чувства, ни понимания её ПОЛЕЗНОСТИ) ненужного, БЕСЦЕЛЬНОГО знания.
Знание должно быть всегда направлено на достижение уже имеющейся цели!
Для любого обучения нужна совместная работа логики и эмоциональной заинтересованности в результате своего умственного труда.
Только такое сочетания "ума и сердца" дадут настоящее умение решать проблемы, хранить в памяти нужное знание, всегда целенаправленно его искать и не класть на полочку в памяти на годы засыпания его пылью забвения, а тут же его и пускать в ход!
Раз, два, десять, сто, тысяча таких уроков и человек выходит из школы или ВУЗа МЫСЛЯЩИМ ясно и трезво специалистом, умеющим искать нужное знание и незамедлительно его использловать для решения проблем и создания НОВОГО ЗНАНИЯ!