Стишок странный, какой-то взбаламученный, бессвязные выкрики...
Не люблю такого.
Но, если оставить в стороне личные симпатии и антипатии, Брюсов вливает в такую подчёркнуто сумбурную форму своё и всечеловеческое смятение перед Принципом Относительности - УЖАС ПОТЕРИ ТВЁРДОЙ ПОЧВЫ! В панике ещё не такое прокричишь!
Под конец стих, вообще, становится глуповатым:
"Иль колёса в мозгу так закручены,
Что душат и крики и речь,
(Прерываю. Я бы написал эту строку иначе: "Что сминают и мысли и речь")
И одно вам -из церкви порученный
Огонёк ладонью беречь?"
Стихотворцы известны своим высокоинтеллектуальным поэтическим пренебрежением к грамматике языка, на котором пишут свои опусы. В двух последних строчках Брюсов должен был (по-моему) расставить знаки препинания иначе, более осмысленно:
"И одно: Вам, из церкви порученный,
Огонёк ладонью беречь?"
Но, всё равно, мысль убогая! Перефразированный уплощённый Тертуллиан: "Верую, ибо абсурдно."
Мол, раз всё под ногами зыбко и колеблется, обратитесь к церкви - она спасёт, дав вам эфемерную устойчивость!
Иллюзии никогда не спасали ни падающих, ни тонущих.
"Дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих!"
"Разум зубчатый" имеет смысл.
Мышление ассоциативное, где одна мысль-шестерёнка, цепляется за другую и начинает её вертеть, а та - следующую...
Получаются цепочки мысленных шестерёнок.
Основной, природной, ВРОЖДЁННОЙ особенностью нашего мышления является
неосознанная (инстинктивная) жажда УСТОЙЧИВОСТИ, некого твёрдого и прочного АБСОЛЮТА.
Это стремление имеет много проявлений, одним из которых является склонность к идолопоклонству. Абсолют ведь - всегда постоянен и идеален.
"Гений" - всегда и ВО ВСЁМ гений! (Глупость чудовищная!)
Видим вдали огромный и красивый цветок ярко-красного цвета с зелёно-синеватыми бликами. Ах, он такой красивый, наверно, и запах упоительный. (Подсознательное стремление к Абсолюту! В нём всё всегда хорошо и благостно!)
Подходим ближе - запах тошнотворный, гниющего мяса. "Цветок" весь засижен мухами, потому издали переливался ещё и разными оттенками. КРАСОТА!
"Раффлезия Арнольди" называется "цветок", гриб-паразит, растущий на корнях дерева циссуса антарктического. Родственника винограда.
И вся красота пропала! Рухнула!
Очередная иллюзия, основанная на врождённом тяготении к абсолюту!
Недаром великий голландский физик Генрик Антон Лорентц, одним из первых признавший и поддержавший Теорию Относительности, сам же признавался, что с её появлением "Потерял почву под ногами."
А создатель этой теории, Альберт Эйнштейн, в свою очередь, восхищаясь образом мышления Нильса Бора, говорил нечто похожее о теории Бора и о нём самом: "Бор был здесь, - писал он в 1920 году Паулю Эренфесту, - и я влюбился в него так же, как и ты.Он очень тонко чувствующий парень и расхаживает по этому миру как бы под своего рода гипнозом."
Интересный конец, (Бор - эдакий сомнамбула, "сноходец"), разгадку которому находим в следующей цитате.
"Это было так, -- вспоминает Эйнштейн, - точно из под ног ушла земля и нигде не было видно твёрдой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой колеблющейся и полной противоречий основы оказалось достаточным, чтобы позволить Бору - человеку с гениальной интуицией и тонким чутьём - найти главнейшие законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии. Это мне кажется чудом и теперь.
Это - наивысшая музыкальность мысли!"
И ещё одна цитата из совершенно другой области, одной из самых любимых мною книг "Повесть о Ходже Насреддине" Леонида Соловьёва. Я её цитировал не раз, уж больно она хороша, прекрасна, блистательна, мысль, в которую можно влюбиться.
"Ибо все такие люди - звездочёты, исследователи, поэты, искатели жизненного настоя и волшебного камня, обращающего свинец в золото, - все они почитались уже и в тогдашние времена большими глупцами, ничего не соображающими в делах обыденной жизни, а потому подлежащими неукоснительному обжуливанию на каждом шагу со стороны здравомыслящих, чей разум, вместо опасных крыльев, располагает четырьмя десятками юрких маленьких ножек, очень удобных для прибыльного и вполне безопасного шныряния по земле."
Что объединяет все высказывания?
Твёрдая земля, почва!
На которой можно строить - по Лорентцу, Эйнштейну и Бору, и шнырять - в описании "здравомыслящих" Соловьёва.
Это и ключ к вопросу, заданному в начале и, наверно, последующие цитаты вызвали недоумение у нетерпеливых читателей: Чего этот Эспри тянет резину?
А он не тянет, он прокладывает в мозгах цепочку шестерёнок нашего "Зубчатого разума",
Это сильнейшее и в то же время неосознаваемое стремление нашего мышления к абсолюту и есть роковой корень многих ошибок, заблуждений и предрассудков, мешающих нам думать правильно.
И это одновременно показывает, что наш разум развился и унаследован от существ ПОЛЗАЮЩИХ, ШНЫРЯЮЩИХ, БЕГАЮЩИХ. Но НЕ ЛЕТАЮЩИХ! А для здравого и талантливого мышления нам нужем разум птиц!
От которых мы НЕ произошли.
Вот уж "открытие" сделал Эспри, - опять подумает читатель, - мы и без него знаем, что произошли не от птиц.
Да, не произошли! К сожалению!
Птицы - это следующий шаг эволюции РЕПТИЛИЙ! ПОЛЗАЮЩИХ!
Как же мы так промахнулись в своей собственной эволюции. Ведь, если бы мы летали, наш мозг думал бы как у птиц, летательно!
А мы - нет! И поэтому мыслим понятиями "ПОЛЗАНИЯ"! И сами мысли наши - "ползающие".
А могли бы и надо бы ЛЕТАТЬ, о чём и сожалею, но не только "сожалею", а предлагаю пути Дедала, как "окрылить" наш слишком уж приземлённый разум. Учить детей не догмам, намертво врытым в землю нашего мышления, как статуи на острове Пасхи, а восприятию струек знания, бегущих навстречу нашим крыльям разума и тогда мы, словно птицы, сможем чувствовать, КАК повернуть эти крылья, чтобы каждая новая струйка ПОДНИМАЛА нас выше в понимании мира, а не обрушивала на землю тупого безмыслия.
С младенчества нас учат быть каменщиками, прилаживающими кирпичики однн к другому.
А надо учить нас полёту, птичьей чуткости к струйкам знания и птичьему умению свободно лавировать в воздушных потоках.
(См. "Эйнштейн едет в Японию", "Крылья, вместо мастерка каменщика", "О чём думают птицы")
Менять всю нашу мыслительную психологию на птичью, а не цепляться за прибыльное и безопасное шныряние на маленьких юрких ножках!
Не искать твёрдой почвы под ногами, не строить тяжеловесных мыслительных зданий, лабиринтов Минотавра, в которым сами же заблуждаемся и гибнем, и величественных храмов "знания". Все они и ВСЕГДА рушатся от шального удара метеорита или снаряда, называемых "эксперимент", а нам надо ЧУВСТВОВАТЬ нужные воздушные струйки знания, поддерживающие нас в полёте.