Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Урок литературы по Эспри

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  "Эспритература."
  
  Тема: "Евгений Онегин" А.С.Пушкина.
  
  Сегодня мы начинаем изучение большой поэмы Александра Сергеевича, названной им "Романом в стихах". Я расскажу вам содержание нескольких первых глав.
  Герой поэмы, Евгений Онегин, стал владельцем усадьбы доставшейся ему по наследству от умершего дяди. Поселился там, но деревенского общества не любил:
  Онегин жил анахоретом:
  В седьмом часу вставал он летом
  И отправлялся налегке
  К бегущей под горой реке;
  Певцу Гюльнары подражая,
  Сей Геллеспонт переплывал,
  Потом свой кофе выпивал,
  Плохой журнал перебирая,
  И одевался...
  Поясняю: Анахорет - человек, любящий уединение, отшельник
  Певец Гюльнары - имеется в виду известная поэма Лорда Джорджа Байрона "Корсар", главную героиню которой звали Гюльнара
  Гелеспонт - Дарданельский пролив, который Байрон когда-то переплыл.
  Итак жил и в гости ни к кому не ездил, что было замечено соседями и вызвало у них неприязнь к Онегину:
  Сосед наш - неуч, сумасбродит
  Он дамам к ручке не подходжит.
  Он формазон, он пьёт одно
  Стаканом красное вино...
  Поясняю: Дамам к ручке - смысл, что Онегин не целовал руки деревенских дам и девушек, как было принято в те времена.
  Формазон - безграмотное искажение слова франкмасон.
  Но сдружился наш герой с одним юным помещиком, приехавшим из Германи, Владимиром Ленским.
  Красавец, в полном цвете лет,
  Поклонник Канта и поэт.
  Он из Германии туманной
  Привез учености плоды:
  Вольнолюбивые мечты,
  Дух пылкий и довольно странный,
  Всегда восторженную речь
  И кудри черные до плеч.
  Ленский же с детства был влюблён в младшую дочь Дмитрия Ларина, тоже их соседа, Ольгу и собирался жениться на ней. Он-то и уговорил Евгения поехать в гости к Лариным, где тот встретился с хозяйкой дома и матерью двух дочерей Лариной. Встреча эта на Онегина не произвела ни малейшего впечатления, хотя он сразу обратил внимание на старшую дочь, Татьяну.
  Достаточно цинично он замечает вначале:
  А кстати: Ларина проста,
  Но очень милая старушка;
  Боюсь: брусничная вода
  Мне не наделала б вреда.
  .............................................
  "Неужто ты влюблен в меньшую?"
  - А что? - "Я выбрал бы другую,
  Когда б я был, как ты, поэт.
  В чертах у Ольги жизни нет.
  Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
  Кругла, красна лицом она,
  Как эта глупая луна
  На этом глупом небосклоне".
  Владимир сухо отвечал
  И после во весь путь молчал.
  Тут Онегин демонстрирует свою бестактность и даже пренебрежение к чувствам Ленского, ибо знал об его любви. Совершенно не нужно было юноше, ещё не доcтигшему восемнадцатилетнего возраста, так грубо, пусть, может быть и справедливо, говорить о предмете его любви.
  Кстати, Онегин говорит не то, что следовало бы сказать:
  "В чертах у Ольги МЫСЛИ нет", ибо Пушкин рисует нам Ольгу как раз очень живой и резвой девушкой. Но недалёкой и не слишком задумчивой.
  Но на Татьяну появление Онегина произвело сильнейшее впечатление и она влюбилась в него "с первого взгляда". И она пишет ему письмо с признанием.
  
  Теперь задание классу:
  Девочки, представьте себя на месте Татьяны. Какое письмо вы бы написали любимому человеку?
  Мальчики, поставьте себя на место Онегина. Вы получаете письмо от девушки, в котором она признаётся в любви к вам. Как бы вы на это ответили.
  Можете прочитать эти главы в поэме, но попробуйте сами написать и отреагировать по-своему. Если сможете писать в стихах - отлично, но не обязательно.
  
  Этим приёмом сразу достигается несколько целей:
  Пробуждается заинтересованность учеников к прочтению поэмы. Нет скучной пассивной обязаловки! Ведь возник ЛИЧНОСТНЫЙ элемент в их восприятии поэмы: "Я - в роли..."
  Будит их эмоции и рациональное мышление.
  Пробуждает чувство нравственной ответственности за свои поступки.
  Призывает их к литературному творчеству, прозаическому или поэтическому.
  Снимает гипноз "недоступного творца-гения" с автора и передаёт ИМ это право и обязанность!
  Развивает критичность мышления.
  Пробуждает дУмание!
  Так бы я провёл урок литературы.
  Сразу оговариваюсь, не учитель я и не филолог! 11 XII 2017
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"