"Торговаться я не стану, - вежливо сказал Остап, - но вот соседи... Как они?
Прекрасные люди, - ответил Васисуалий, - и вообще, все удобства. И цена дешёвая.
Но ведь они, кажется, ввели здесь телесные наказания?
Ах, - сказал Лоханкин проникновенно, - ведь в конце концов, кто знает? Может быть, так надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда.
Сермяжная? - Задумчиво повторил Бендер, - она же посконная, домотканная и кондовая?
Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого?
Из пятого, - ответил Лоханкин.
Золотой класс! Значит, до физики Краевича вы не дошли? И с тех пор вели исключительно интеллектуальный образ жизни?"
Этот отрывок из гениальной книги Ильфа и Петрова навёл меня на разные мысли, в частности, о наказаниях детей за проступки.
И в связи с этим же: Почему по отношению к детям многие так охотно применяют эти "Телесные наказания"?
Тут ответ так же прост, как в случае с "интеллигентом" вышеупомянутым.
Взрослые родители это МОГУТ физически!
Представьте себе, что на месте Лоханкина был бы Иван Поддубный или чемпион мира по боксу в тяжёлом весе Майк Тайсон. Ведь очевидно, что они могли бы не тушить не семисвечовую лампочку в уборной, но и ввинтить стосвечовые во всех помещениях и оставлять их горящими сутками подряд и никто бы из соседей в "Вороньей Слободке" не пикнул бы. А пикнули бы, так мгновенно получили бы такую плюху от Лоханкина-Тайсона-Поддубного, что головы их повернулись бы на сто восемьдесят градусов и в таком положении остались бы до гроба!
По ТОЙ ЖЕ САМОЙ ПРИЧИНЕ и родители, глупые и жестокие, позволяют себе эти телесные! Будь на месте их ребёнка такой вот силач, они бы и подумать бить его по щекам или ремнём по ягодицам не посмели бы! Один мой знакомый, будучи не раз поколачиваем маманей ремнём, придумал способ "во-избежание". Он украл ремень из комнаты мамы и закинул его в узкую щель между стеной и холодильником, большим и тяжёлым, который его любимая мамаша, не могла бы сдвинуть. Он не предусмотрел, что она может без труда КУПИТЬ НОВЫЙ!!!
Меня НИКОГДА дома не били. Ибо за провинности справедливо наказывался во много раз болезненней.
Небольшое отступления, напрямую связанное с темой.
Некоторое время я проводил каждый день по многу часов в деловой конторе моих знакомых, состоятельных торговцев. Реальным хозяином был сын основателя этой конторы, а сам отец-основатель был лишь символически равным ему начальником.
И раз пришли в контору жена основателя со своей дочерью и пятилетней внучкой. Оставили девочку в конторе, а сами пошли "за покупками".
Оба владельца были, конечно же, недовольны - контора занята бизнесом и у них не было ни времени, ни желания, возиться с девочкой.
Я предложил им свои услуги. Пошли мы с девочкой в соседнюю комнату и начали играть. Сначала я спросил её, хочет ли она рисовать картинки буриме. То есть одну линию проводит одним цветом она, другую - я, и так мы вместе будем создавать "полотно". Девочка охотно согласилась и мы начали совместно "живописать". Естественно, у неё часто возникали споры со мной, что я рисую не то, что она задумала. А я "упирался", настаивая на своей версии рисунка. Так, смеясь и дружелюбно споря, мы рисовали. Потом я предложил ей научиться показывать фокусы. За неимением необходимого антуража, я приспособил ряд предметов в этой комнате и продемонстрировал ей "фокусы-покусы", которым тотчас научил и её. Полный восторг! Во время одного, ею уже освоенного "фокуса", в комнату зашёл дедушка и с нескрываемым раздражением обратился ко мне: "Зачем вы учите ребёнка таким глупостям??? Вы же испортили стену комнаты, измазав её клеем. Теперь надо закрыть контору на несколько дней для перекраски стен комнаты!!! Где ваш ум взрослого человека???"
"Дедушка, - закричала восторженно внучка, - мы ничего клеем не мазали!!! Мы ЗАРЯДИЛИ САЛФЕТКУ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ и она поэтому прилипла к стене! И, на глазах, всё ещё раздражённого и недоумевающего дедушки, подошла к "приклееной пластмассовой салфетке" и оторвала её от стены, сопровождая это действие сильным треском электрических разрядов безо всяких пятен на стене.
(Пояснения: Мы натирали тяжёлую пластмассовую салфетку бумажной салфеткой, тем вызывая её сильную электризацию. (Неверное название процесса - электризация трением, трибоэлектризация). Затем салфетка за счёт электростатической индукции "прилипала" к стене, а, когда девочка отрывала её от стены, происходил рост напряжения между двумя обкладками конденсатора - салфетка-стена (ёмкость конденсатора уменьшалась, а заряд оставался тем же, следовательно росло напряжение) - и из-за этого напряжение между ними вырастало до нескольких тысяч вольт и происходил искровый пробой воздушного промежутка). Треск и был вызван многочисленными искрами!
Дедушка, ничего не поняв, ушёл раздосадованный, а мы продолжили.игры.
Пришли её мама с бабушкой.
"Ну, как, Натали, ты провела время с дядей?"
Не дослушав её восторженного рассказа, ей сообщили:
"Посмотри, Натали, какой ПОДАРОК мы тебе купили! Очень дорогой!" И достали красивую ювелирную коробочку, из которой извлекли золотую цепочку с бриллиантиком на ней!!! Девочка послушно дала одеть на себя эту ценность (Неправда ли, огромную, для ПЯТИЛЕТНОГО ребёнка), повторила вежливо несколько раз "Спасибо" кудахтающим и расхваливающим свой подарок маме и бабушке, а глаза её, полные любви, были устремлены на дядю. "Ну так что, - вспомнив запоздало спросила мама, - ты подружилась с дядей?"
Натали подбежала к дяде и крепко обняла его колени. Мама и бабушка были поражены. Заявили, что мне обязательно надо приходить к ним в дом и играть с девочкой. Так сказать, официальное приглашение!
Но таким "оборванцам", как я - вход в дом богатых людей ЗАПРЕЩЁН! Разумеется, никогда более об этом "приглашении" никто, кроме девочки, несколько раз спрашивавшей о "своём друге", не вспоминал даже!
Вся эта история о совершенно другом, очевидном:
Девочка смертельно нуждалась не в подарках, стоимостью в несколько тысяч долларов, а в простом, дружеском и любящем внимании к ней! А у родителей, занятых деланием денег, ВЕЧНО НЕ ХВАТАЛО ВРЕМЕНИ на такие вот мелочи!
Подарки -- суррогаты любви и внимания родителей - были в избытке, а самого важного - НЕ БЫЛО: Ощущения у ребёнка, что он любим и что его жизнь и радость - самое важное для родителей.
После этой продолжительной интермедии возвращаюсь к наказаниям.
Моё детство былo очень бедным и очень счастливым. Ибо я всегда чувствовал себя в центре внимания! Я не был чем-то посторонним в семье, а чуть ли ни главой! Это избаловало ребёнка, но при правильном воспитании никак не превратило в холодного эгоистичного монcтра.
Самым страшным наказанием для меня, когда заслуживал, был ВАКУУМ. Я вдруг ошушал, что привычной теплой атмосферы любви НЕТ! Меня наказывали, лишая самого ценного, хоть и, вроде бы, из-за привычки незаметного: Любящего внимания. Это не был голод, ни постановка в угол, ни битьё! Все материальные блага оставались, исчезало НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ! Это было намного страшней - потерять любовь тебя любящих и тобою любимых людей! Космическая холодная пустота!
Вот, на мой взгляд - правильное воспитание!
А теперь постараемся понять, как наказаны дети во вполне благополучных семьях, вроде вышеописанной! Они же постоянно подвергаются этому жуткому наказанию не будучи виновными ни в чём.