Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Я был свидетель умилённый...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Я был свидетель умилённый...
  
  https://www.youtube.com/watch?v=j2GU9qlFU-A
  
  Пётр Ильич Чайковский был не просто ОЧЕНЬ талантливым композитором, но УНИВЕРСАЛОМ, создавашим и оперы, и балеты, и симфонии, и концерты для фортепиано и скрипки с оркестром, и сонаты. И всё - высшего качества!
  Помню, как сцепился с одним адвокатом и почти профессиональным скрипачём, игравшим в любительском оркестре, который ругал Чайковского и с придыханием говорил: "У Бетховена каждая нота - золото, а у Чайковского - пьяный бред!"
  В общем, поспорили мы тогда яростно!
  
  У Чайковского две оперы - почти шедевры: "Евгений Онегин" и "Пиковая дама".
  "Иоланта" уже явно слабее, одна ария Альбера, ария Водемона и его дуэт с Иолантой. И ВСЁ.
  В "Орлеанской деве" - всего одна ария Жанны Д'Арк: "Иду от вас и не прийду к вам вечно..."
  А остальные - вообще ничем не примечательны.
  
  О Первом Концерте для фортепиано и оркестра уже писал, посему повторяться не буду.
  Здесь же скажу только об одном кратком моменте в арии Ленского: "Я люблю вас, Ольга".
  Желающие могут прослушать всю оперу в по-советски урезанном варианте .(См . Ссылку выше)
  По-советски, ибо заурядные "народные" хоры крестьян (КЛАССА ТРУДЯЩИХСЯ!!!!) даются полностью, зато многие прекрасные арии ("Лиц, живущих на НЕтрудовые доходы") УРЕЗАНЫ ЗА НЕХВАТКОЙ то ли плёнки, то ли времени на фильм, например в "сцене письма Татьяны"!
  
  Итак, Ленский.
  Первое в этой арии, что "бросается в уши" подозрительное мелодическое сходство с отрывками из арии князя Гремина.
  Тут, между прочим, следует отдать должное либреттистам П.И Чайковскому и К.С Шиловскому.
  Они почувствовали то, чего талантливый халтурщик Пушкин как бы и не заметил. Или просто поленился.
  В его "Романе в стихах" он вообще князя и генерала НИКАК не описывает.
  Толстый, старый дурак:
  " ... и всех выше
  И нос и плечи задирал
  Вошедший с нею генерал".
  Но это явно не вяжется с тем, какой духовный рост испытала Татьяна всего за два года замужества за стариком! Для этого ей нужно было не просто делить с ним постель, а разделить с ним и тот НЕЗАУРЯДНЫЙ ДУХОВНЫЙ БАГАЖ, которым он обладал.
  А в "романе" Пушкина об этом - ни слова.
  Чайковский и Шиловский, будучи людьми ХУДОЖЕСТВЕННО развитыми, эрудированными и чуткими, поняли нелепость образа генерала (обезличенного, безымянного!!) и придали ему необходимые ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, сразу сделавшие его естественным духовным наставником Татьяны! А не только сопостельником.
  Они взяли несколько отрывков из "ПОСЛЕСЛОВИЯ" Пушкина к шестой главе "Евгения Онегина" (В первом издании шестая глава оканчивалась следующим образом... XLVIII. См. Слова арии Гремина), и вложили эти неглупые и достаточно циничные фразы в уста Гремина.
  
  "Я отрок был, тобой пленённый,
  Сердечных мук ещё не знав". - поёт Ленский.
  
  Сравнить с арией Гремина (XLVIII - Строфа сорок восьмая шестой главы):
  "Среди лукавых, малодушных,
  Шальных балованных детей,
  Злодеев и смешных и скучных,
  Тупых, привязчивых судей,
  Среди кокеток богомольных,
  Среди холопьев добровольных,
  Среди вседневных, модных сцен,
  Учтивых, ласковых измен,
  СРЕДИ ХОЛОДНЫХ ПРИГОВОРОВ
  ЖЕСТОКОСЕРДОЙ СУЕТЫ,
  Среди досадной пустоты
  Расчётов, дум и разговоров"
  Тут либретисты обрывают цитату, ибо дальше следует:
  "В том омуте, где с вами я
  Купаюсь, милые друзья"
  Прописными буквами выделен особо схожий с арией Ленского музыкальный отрывок.
  
  Согласитесь, что слова Пушкина, весьма неглупые и циничные, которые из-за этого и были, очевидно, изъяты из последующих изданий, уместны не для уст старого надутого дурака, а человека весьма трезво мыслящего!
  Тут, в ариях Ленского и Гремнна, Чайковский просто "позаимствовал у себя.
  Он это уже демонстративно повторил в арии Онегина:
  "Сомнений больше нет, влюблён я,,," Там прямо воспроизводятся мотив Татьяны из "сцены письма":
  "Пускай погибну, я, но прежде.."
  
  Но самое забавное, что мне напомнило слова адвоката о пьяном бреде, это продолжение ещё двух фраз арии Ленского:
  "Я был свидетель умилённый
  Твоих младенческих забав.."
  Вслушайтесь в мелодию. Вдруг среди нежных сердечных признаний Ольге зазвучала тревожно скачущая музыка, которую Чайковский, спохватившись, тут же прервал, но в арии СОХРАНИЛ!
  Уж ни песня "Лесной царь" Франца Шуберта ему вдруг послышалась?
  https://www.youtube.com/watch?v=gc351xwC8F4
  Уж не спьяну ли написаны эти явно музыкально диссонирующие со всем контекстом арии фразы?
  Приятного прослушивания!
  11 XII 2023
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"