Упомянул как-то любимого мной талантливейшего мыслителя и писателя Станислава Лема и его бездарный роман "Солярис".
Речь, фактически, идёт о методе анализа психологии творчества на основе созданного творцом произведения.
Метод этот хорош тем, что нет надобности общаться с, как часто бывает, давно умершим автором. То есть отправляться на "машине времени" в прошлое или на "тот свет". Достаточно просто проанализировать то или иное его произведение и сразу увидеть, где подъёмы творчества, а где заурядная тягомотина, неловко прикрытая профессионализмом.
В "Происшествии на кухне" я описал и показал в действии это метод на примере анализа "Гимна физиков" В.Высоцкого.
Ещё примеры.
Очередная идиотская советская песенка "Как провожают пароходы" на текст Ваншенкина.
Заурядность.
Композитор - А.И.Островский
Но послушайте оркестровое вступление к ней. Классика, схожая с полифонией Баха!
О чём это говорит?
О том, что на коротенькие мгновения у Островского вдруг Надсознание "взяло командование парадом в свои руки" и это был волшебный миг Вдохновения. Но ушло оно безвозвратно, а писать-то уже начатую песню НАДО!!!
Как остроумно выразились в своё время в одном из "спектаклей" КВН:
Почему удои падают, а надои растут?
Потому что НАДОИ происходят от слова НАДО!
У И.О.Дунаевского. Его увертюра к фильму "Дети капитана Гранта".
Классика! Незаурядно талантливо. А в самом фильме?
Жалкие песенки про весёлый ветер и про капитана, который влюбился в одной из дальних стран...
Ещё один пример потерянного.
Рихард Штраус "Так говорил Заратустра" (Симфоничекая сюита по роману Фридриха Ницше).
Вступление - классика, мощное, талантливое и неординарное.
Его в качестве музыкальной заставки и финала использовал бездарный американский режиссёр и профессиональный лизатель советской задницы Стенли Кубрик в его весьма претенциозном фильме по pоману Артура Кларка "Одиссея 2001".
А дальше у Рихарда Штрауса???
А дальше - НАДОИ!!!
Убогий набор звуков. Бренчание.
У Бизе в "Кармен". Ария Кармен с картами, которые "предсказывают ей скорую смерть".
Там Бизе тоже начинает интересную музыкальную тему и ВДРУГ она обрывается каким-то пошлым утробно-чревовещательным финалом.
Верди, талантливейший композитор. Ария Жермона в "Травиате".
Тоже, начинает звучать что-то очень красивое и многообещающее, но обрывается и переходит в нечто заурядное.
Всё это примеры чрезвычайной "капризности" Вдохновения.
"А я гордился меж друзей
Подругой ВЕТРЕНОЙ моей."
Вот именно.
Пушкин верно упомянул Музу, то бишь Вдохновение, и её-его непременное качество -- "ветреность", быстротекучесть. Преходящесть, часто невозвратную.
"Но грустно думать, что напрасно
Нам ИНТУИЦИЯ дана,
Что изменяли ей всечасно
Что обманула нам она..."
(В стих Пушкина внесены незначительные изменения)
Поэтому и думаю я над тем, как научиться думать лучше!
А это означает лишь одно:
Насколько возможно чаще и дольше приоткрывать дверцы из Надсознания в Сознание!
Это и есть чарующие мгновения Интуиции и Вдохновения!
12 IX 2019